Содержание - Дошкольное образование | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13.11.2019 04:07 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Зубова Елена Анатольевна, воспитатель МДОУ «Детский сад Радуга» Г. Тихвин, Тихвинский район, Ленинградская область.
Социокультурный проект. Тема: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с жизнью и творчеством композитора Н.А. Римского-Корсакова на основе педагогического взаимодействия в системе музей – детский сад» Содержание I. Пояснительная записка II. Планируемые результаты: III. Этапы проекта 1. Подготовительный этап 2. Основной этап 3. Заключительный этап. Результаты. IV. Содержание образовательной деятельности V. Методические рекомендации по реализации проекта I. Пояснительная записка Иванушки, Алёнушки! Храни вас Бог, храни! Вы золотые зёрнышки Моей всея Руси. Молчанием и голосом За вас тревожусь впредь: Пустым иль полным Колосом Вы будете шуметь. М. Сухорукова
Наш край славиться знаменитым русским композитором Н.А. Римским – Корсаковым, который прославил нашу малую Родину. Знают ли дети об этом, я задала вопрос, и, увидев интерес в глазах детей, решила разработать проект «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с жизнью и творчеством композитора Н.А. Римского-Корсакова на основе педагогического взаимодействия в системе музей – детский сад» Дошкольный возраст – это особенная страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья. В период дошкольного возраста ребенок начитает выходить за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей, закладываются основы мира социальных отношений ребёнка. Возросший сегодня интерес к историческим корням национальной культуры делает проблему приобщения детей к жизни и творчеству композитора - земляка Н.А.Римского-Корсакова актуальной. Цель проекта: Формирование духовно богатой, творчески развитой, нравственной эмоциональной личности, способной почитать культурно-историческое наследие. Задачи: Образовательные
Развивающие
Воспитательные
В основу проекта по музейной педагогике, как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников положены следующие принципы, которые позволяют эффективно реализовать поставленные цель и задачи.
o включение ребёнка в активный познавательный процесс - «знание через руки»; знакомство с экспозицией, как правило, заканчивается творческой работой детей; o познание истории культуры, окружающего мира должно приносить радость; по мнению русского педагога А.У.Зеленко «радость его(ребёнка) от впервые увиденного, ощупанного,понюханного, испробованного несравнимо ярче, чем у взрослых»; o учёт ведущей роли наглядно-образного и наглядно-действенного мышления ребенка в процессе обучения, привлечение сенсорного восприятия, наблюдения; o использование разнообразных видов наглядности, том числе, ИКТ.
o учёт целостности восприятия ребенка-дошкольника; o построение образовательного процесса с учетом интеграции (связанности, взаимопроникновения, взаимодействия) содержания разных образовательных областей и специфических видов деятельности, обеспечивающих целостность образовательного процесса; o ориентир на формирование интегративных качеств личности ребенка как результат дошкольного образования;
o материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность; o обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей; o объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы», что обеспечит целостное представление детей об окружающем мире; o организация подачи информации дошкольникам через разные каналы восприятия: зрительный, слуховой, кинестетический;
o приобщение ребёнка к социально-культурному опыту поколений через организацию различных культурных практик; o формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие, сохранять и приумножать его; ü Принцип самореализации: o отбор образовательного материала с учетом возможности применения полученной информации в практической деятельности детей;
o признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; Актуальность В последнее десятилетие духовно-интеллектуальный потенциал музея не используется в достаточной степени из-за «потери» целого поколения посетителей. Также недостаточно использование потенциала музейно-педагогического пространства как интегрированной среды нового типа для детей дошкольного возраста. Поддержание познавательного интереса в дошкольном возрасте требует использования разных форм и приёмов работы, в том числе, характерных для музейной педагогики. Методы и приемы, используемые в системе музейно-образовательной деятельности, вовлекают детей в активный исследовательский поиск, формируют познавательские потребности и мотивацию, развивают функции речи. Таким образом включение музея в воспитательно образовательный процесс способствует у ребёнка психологической и нравственной готовности не только жить в быстро изменяющем мире, но и быть активным участником происходящих в нём преобразований. Именно поэтому так важно, что уже в дошкольном детстве ребёнок узнаёт о том, что на свете существует искусство, что у него много разных сторон, форм и жанров и оно имеет огромную и уникальную возможность рассказать о том, что думал, что чувствовал человек, который писал картину, сочинял мелодию, составлял узор. Время заставляет нас искать в музее партнёра по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей. В поисках новых методов и форм воспитания духовных потребностей у подрастающего поколения, приобщения его к культуре, национальным традициям объединились как педагоги образовательных учреждений, так и музейные работники. В проекте представлен современный взгляд на интеграцию всех видов деятельности старших дошкольников. Новизна проекта краеведческой направленности «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с жизнью и творчеством композитора Н.А. Римского-Корсакова на основе педагогического взаимодействия в системе музей – детский сад» заключается в следующем: o реализация системного подхода к проблеме включения музейной педагогики в воспитательно-образовательный процесс для осуществления социально-личностного развития дошкольника; o в процесс обучения включена проектная деятельность с использованием компьютерных и интерактивных технологий. Участники проекта:педагоги, родители, дети. Тип проекта: Социокультурный Вид проекта: групповой Возраст детей, участвующих в реализации данного проекта: - 6-7 лет – подготовительная к школе группа Продолжительность проекта: долгосрочный (учебный год) Сроки реализации проекта краеведческой направленности «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с жизнью и творчеством композитора Н.А. Римского-Корсакова на основе педагогического взаимодействия в системе музей – детский сад» - рассчитан на 1 год. Формы организации образовательной деятельности детей.
Виды детской деятельности:
Обеспечение проекта: Материально – техническое: - компьютер; - мультимедийный проектор; - интерактивная доска; - оргтехника (принтер); - программное обеспечение; - фотоаппарат; - магнитофон Учебно-методическое: Игры по Тихвиноведению: «Путешествие по музею», Часы истории» Компьютерные презентации (авторские разработки): «Н.А. Римский - Корсаков», «Дома бывают разные»,«Римские-Корсаковы – моряки».Презентация "Три чуда" Опера Н.А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане".Наглядные пособия:- иллюстрации, плакаты, с видами города;- книги по истории Тихвина;- открытки с изображениями достопримечательностей Тихвина;- открытки, фотографии дома – музея Н.А. Римского-Корсакова и его семьи;- иллюстрации к операм Н.А. Римского – Корсакова.Электронные видеопособия:- Ника Римский – Корсаков. Тихвин. 1853 год;- Римский – Корсаков» - 1953 – Историко биографический фильм;- Тихвин. Сегодня и век назад - видеофильм.Литература: - Разумовская О.К. Русские композиторы АЙРИС пресс, Москва 2007; - Барышева Т.А., Шекалов В.А. Как воспитать в ребёнке творческую личность? «Феникс», 2004; - Сказка в творчестве Н.А.Римского – Корсакова. Москва «Музыка» 1987 4. Киселёва Л.С., Данилина Т.А.; - Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения Москва: АРКТИ, 2003; - Виноградова Л. В. Уездный город Тихвин. СПб., «Сударыня», 2006.; - Виноградова Л. В. Тихвин из века в век. СПб, «Береста», 2009.; - Л.В. Пантелеева «Музей и дети» М.,2000; - Н.Рыжова, Л.Логинова, А. Данюкова, Мини - музей в детском саду, М., 2008; - С.Г.Маслова, Н.Д.Соколова, учебное пособие для воспитателей детских садов «Мы входим в мир прекрасного».
II. Планируемые результаты: - Проявление эмоционально-ценностного отношения к культурно-историческому наследию Тихвина, чувства гордости за свою принадлежность к его прошлому и современности.- развитие музыкальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: творческого воображения, наблюдательности, мышления и памяти – на основе знакомства с творчеством композитора земляка;- проявление воображения и фантазии в продуктах творческой деятельности (рисунках, стихах, рассказах, сочинениях, загадках и т.п.);- знание основ этических норм поведения и активное применение в повседневной жизни;- проявление коммуникативных качеств личности в процессе взаимодействия и сотворческой деятельности с педагогом, сверстниками, родителями. III. Этапы проекта: 1 этап. Подготовительный Цельюподготовительного этапа является создание условий для реализации выбранной темы. Задачи: 1. Повышение моей педагогической компетентности в области истории культуры города, методике работы с родителями, современных образовательных технологий; 2. Изучение родительских запросов, их компетентности и возможностей; 3. Создание предметно-развивающей среды в группе; 4. Установление деловых контактов с музеями города; 5. Разработка перспективного плана образовательной деятельности по взаимодействию с музеями города. 6. Составление конспектов, подбор репродукций, иллюстраций, дидактического материала. 7. Разработка планирования самостоятельной и совместной деятельности педагога с детьми, родителями. 8. Обсуждение возможных мероприятий проекта с участниками. определить те знания и представления, которые имеются у ребёнка; Выявить у детей старшего дошкольного возраста уровень сформированности знаний о родном городе Тихвине, людях прославивших наш город. 2 этап. Основной. Выполнение проекта Целью основного этапа является формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям. Основной этап, включает в себя: 1. Организация работы по плану с детьми, педагогами и родителями. 2. Постоянное пополнение развивающей среды. 3. Внедрение эффективных форм организации, методов и приемов по данному направлению. 4. Создание мини - музеев в группе: сбор экспонатов, их группировка, оформление, изготовление игр, макетов. 5. Экскурсии в музей. 6. Семейные путешествия 7. Выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников. Формируется методическая копилка для проведения тематического мониторинга к занятиям, тематических бесед; пешеходных экскурсий, игр-путешествий; художественно-творческой деятельности и т.д. При планировании занятий я опираюсь на следующие методические принципы
Формы и методы работы с детьми Игровая деятельность:
Познавательно-исследовательская деятельность.
- «Пешком по городу пройдёмся» (сентябрь) - «Дом Римских-Корсаковых. Детство Ники» (октябрь) - «Римские Корсаковы моряки» (ноябрь) - «Знакомство с оперой. Опера Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» (декабрь) - Опера Н.А. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством» (январь) - Опера Н.А. Римского-Корсакова «Садко» (февраль) - Знакомство с арабскими сказками Н.А. Римский-Корсаков «Шехеразада» Симфоническая сюита (март) - Викторина «Что? Где? Когда?» (апрель-май)
Коммуникативная деятельность
Изобразительная деятельность
Ознакомление с художественной литературой
Музыкальная деятельность
Разучивание фольклорных обрядовых игр.
Продуктивная деятельность
Предметно-развивающая среда в группе
- «Великий русский композитор Н.А.Римский – Корсаков». - «Что за чудо эти сказки»
- подборка иллюстраций про арабские страны. - иллюстрации И.Я.Билибина «Шемаханская царица» и «Царь Додон». - иллюстрации о весне и масленичных гуляниях.
Формы и методы взаимодействия с родителями
3 этап. Заключительный. Результаты. Цель: подведение итогов работы, выявление результатов. Задачи: 1. Выявление проблем в развитии ребенка в рамках музейной педагогики и поиск путей их решения; 2. Определение фрагментов проекта, нуждающихся в доработке; 3. Анализ эффективности использования средств и методов работы, доступности содержания. 4. Презентация мини-музеев 5. Презентация опыта работы по теме: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с жизнью и творчеством композитора Н.А. Римского-Корсакова на основе педагогического взаимодействия в системе музей – детский сад» Содержание деятельности:
V. Методические рекомендации по реализации проекта «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с жизнью и творчеством композитора Н.А. Римского-Корсакова на основе педагогического взаимодействия в системе музей – детский сад»
Викторина 1 1. Кто построил дом? (дед) 2. Как раньше называлась улица, на которой стоит дм-музей? (Богоявленская) Почему? 3. Что такое подлинные вещи? 4. Какие подлинные вещи сохранились в музее до наших дней? (2 шкатулки, печи, камины, двери, рояль, лепнина и паркет в красной комнате) 5. Как звали мать композитора? (Софья Васильевна) 6. Кто привёз матери в подарок красную лаковую шкатулочку? (брат композитора) 7. Как звали композитора в детстве? (Ника) 8. Что такое опера? (театральное действие, где все поют) 9. Что необходимо чтобы опера состоялась? (декорации, костюмы, симфонический оркестр) 10.Сколько опер написал композитор? (15) 11.Сколько опер-сказок? (9) 12.Какие 4 оперы-сказки мы изучили? («Снегурочка», «Садко», «Золотой петушок», «Сказка о царе-Салтане») 13.Какое музыкальное произведение вы прослушали? («Полёт шмеля») из какой оперы? 14.Назовите имя и отчество композитора. 15.Из кого или чего изготовлена одна из подлинных шкатулочек? (из игл дикобраза)
Викторина 2 1. Что такое династия? 2. Имя дедушки и дяди. (Воин) 3. Сколько в роду было моряков? (17) 4. Сколько дослужились до адмиралов? (6) 5. Что такое диковинки? (интересные причудливые вещи) 6. Что привёз из кругосветного плавания домой Ника? (засушенного крокодила) 7. Что такое талант? (дар) 8. Какой талант был у Н.А.Римского-Корсакова? (талант композитора) 9. Как называется произведение, которое мы прослушали? («Океан-море синее») 10.С какой морской оперой мы сегодня познакомились? («Садко») 11.Что пообещал Садко достать купцам со дна морского? (рыбку-золотое перо) 12.Сколько раз забрасывал сеть Садко? (3) 13.Как звали в опере дочь морского царя? (Волхова). 14.Как распорядился Садко деньгами, вырученными от спора? (построил корабль). 15.Песню какого заморского гостя мы слушали? («Песня варяжского гостя») 16.Какую диковинку вы увидели в последней комнате на столе? (зуб мамонта).
Викторина 3 1.Как называется сборник арабских сказок? («Тысяча и одна ночь») 2.Что такое симфония? (музыка для симфонического оркестра) 3.С какой симфонией вы познакомились в музее и как зовут главную героиню? («Шехеразада») 4.Имя грозного султана из симфонии? (Шахриар) 5.Что носят на голове восточные мужчины? (Чалму) 6.Вспомните восточную пословицу про чалму. («Чалма – мой последний дом») 7.Назовите имя героя – мореплавателя из сказок Шехеразады (Синдбад) 8.Как звали огромную птицу из сказки «Синдбад – мореход»? (Рух) 9.Назовите восточные сладости (Халва, зефир, лукум, щербет, козинак…) 10.Кто привил любовь к народной песне юному композитору? (Дядя Пётр Петрович или Пипон Пипос) 11.Как называется пучок ниток или шерсти привязанный к прялке? (Кудель) 12.Как называется первая песня в опере «Сказка о царе Салтане»?(Кудель) 13.Как называется ткань, из которой в старину шили одежду?(Лён) 14.Что знал наизусть маленький Ника в детстве? (Названия звёзд на небе, все растения и цветы в саду, названия насекомых и птиц) 15.Что взял композитор в основу своих песен и музыки? (Звуки сада, песни матери, повара, кучера, дяди… и колокольные звоны).
Беседа о великих соотечественниках Н.А.Римский - Корсаков Предварительная работа: Программное содержание: Познакомить детей с биографией композитора Н.А.Римского-Корсакова, рассказать о его творчестве.
Развивать у детей интерес и любовь к музыке. Оборудование: Для знакомства с творчеством композитора Н.А.Римского-Корсакова на занятии с детьми старшего дошкольного возраста используются пособия: портрет композитора, репродукции картины В.Васнецова «Снегурочка» и других, музыкальные записи. Ход занятия: - Ребята сегодня я познакомлю вас с замечательным композитором Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым. Музыку Н.А.Римского-Корсакова (18. 03.1844 - 21. 06. 1908) называют волшебной. При её прослушивании рождаются различные фантастические образы, сказочные сюжеты. Николай Андреевич родился в небольшом городке Тихвине под Петербургом. Там в годы своего детства он слушал и запоминал звучащие вокруг него народные песни, обряды, сопровождавшие различные праздники, например, проводы Масленицы. В доме Римских-Корсаковых постоянно звучала музыка: его мать и дядя исполняли арии из опер, романсы и песни. Музыкальные способности мальчика проявились в 3-4 года, сначала его обучала игре на фортепиано мать, а затем - приглашённая учительница. Читать и считать он выучился очень быстро, отличался прекрасной памятью: он легко запоминал наизусть целые страницы текста. Также легко он будет исполнять по памяти музыкальные сочинения. В семье Римских-Корсаковых по традиции все мужчины становились военными моряками. Так повелось ещё со времён Петра 1. Старший сын уже стал морским офицером, и Николая тоже определили в Санкт-Петербургский Морской кадетский корпус. Кадет Римский-Корсаков учился хорошо: в течении всех шести лет учёбы он числился в первых учениках. Но и о музыке не забывал, любил музицировать, посещать оперный театр. Когда он перешёл на последний курс, ему запретили брать уроки фортепиано, а он тогда уже сам сочинял музыку и сомневался в правильности избранного жизненного пути. По выпуске из Морского корпуса его направили в кругосветное путешествие на военном клипере «Алмаз». Путешествие длилось три года. Корабль не раз попадал в штормы, моряки посещали разные страны, и Римский-Корсаков привёз из поездки много ярких впечатлений. Особенно это касалось своеобразной « музыки» моря - то тихой и ласковой, то бурной и ревущей. После плавания на «Алмазе» Римский-Корсаков получил звание мичмана и назначение на береговую службу в Петербурге. Служба его не увлекала, он продолжал свои музыкальные экзерсисы, посещал музыкальный кружок, где познакомился с молодыми и одарёнными композиторами. Он оставил службу, стал профессиональным музыкантом. Более 40 лет работал профессором, а затем директором Санкт-Петербургской консерватории, которая теперь носит его имя. Он воспитал десятки будущих композиторов разных национальностей, многие из которых основали национальные музыкальные школы. Римский-Корсаков преподавал и в бесплатной музыкальной школе, руководил морскими и духовыми оркестрами, собирал русские народные песни, выпустил сборник «100 русских народных песен». Не все знают, что композитор обладал уникальным свойством: у него был «цветной» слух, т.е. каждую музыкальную тональность он видел в определённом цвете - коричневом, красном, синем и т.д. Сочиняя свои произведения, Николай Андреевич воспринимал музыкальные характеристики своих героев и в зависимости от цвета наделял их соответствующими мелодиями. Десятилетия упорной работы дали прекрасные результаты: все оперы, выходившие из-под пера Римского-Корсакова, отличались новаторством, своеобразной инструментовкой. В этом вы можете убедиться, слушая известные отрывки из его опер по сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане». Это антракт «Три чуда». Фрагменты «Белка», «Богатыри» и «Царевна-лебедь». (детям даются для прослушивания музыкальные записи из оперы «Сказка о царе Салтане»). - Вам понравилось? В этой опере композитор воплотил своё умение передавать звуки моря и природы инструментами симфонического оркестра. То же самое можно сказать о его операх «Садко», «Кощей Бессмертный», «Сказание о граде Китеже», «Золотой петушок», «Шахерезада» и других. Вклад Н.А.Римского-Корсакова в музыкальное искусство неоценим. Его творчество - блестящая страница в истории мировой музыки. Он - автор многих учебников по музыкальному образованию. Сам Римский-Корсаков своим любимым произведением называл оперу - сказку «Снегурочка». (демонстрируется репродукция картины В.Васнецова). - Когда он сочинял «Снегурочку», то в музыку к ней включил запомнившиеся с детства впечатления от посещения леса, пения птиц. Например, когда там по сюжету приходит весна, то в музыке слышны голоса петуха, щегла, а когда Снегурочка убегает в лес, то музыка отражает лесные звуки. - Давайте послушаем и попробуем представить эти моменты, (прослушивание отрывка из оперы «Снегурочка»). - Не случайно музыку Н.А.Римского-Корсакова называют волшебной, а её создателя - чародеем.
Интегрированное занятие с элементами театрализации «Музыкальные образы»
Цель: расширять кругозор посредством разных видов деятельности; формировать у детей интерес к классической и народной музыке. Задачи:
Оборудование: музыкальный центр; диск с записями отрывков произведений Н. Римского-Корсакова; мультимедийное оборудование; портрет Н. Римского-Корсакова; слайды к сказке С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»; костюм шмеля; атрибуты: ширма; кукла белочки; корзинка с орешками, полотна для моря, ватман с нарисованной колыбелью, мелки для рисования. Репертуар: Н. А. Римский-Корсаков в записи «Оркестровое вступление к опере «Сказка о царе Салтане», «Полет шмеля», «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка», «Колыбельная» - фрагменты, отрывок из оперы «Садко» - «Песнь индийского гостя». Русская народная песня «Во саду ли, в огороде». Фольклорная игра «Тетерка шла». Предварительная работа: Беседа о композиторе Н. А. Римском-Корсакове. Слушание музыки Римского-Корсакова. Чтение сказок «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка». Рассматривание иллюстраций к сказкам. Досуг «Масленица». Ход Воспитатель: Для того, чтобы почувствовать запах цветка, нужно его…, чтобы узнать вкус пищи, нужно ее …, а чтобы понять и полюбить музыку, нужно ее …. Если музыку слушать внимательно, она может о многом рассказать. Музыка – волшебница, она имеет свою музыкальную речь. Как вы думаете, ребята, что вместо слов использует музыка? (мелодию, различные музыкальные инструменты, динамику, темп, ритм). Музыка может передать любое настроение, выражает самые разные чувства и переживания. Сегодня мы с вами будем слушать музыку великого русского композитора Н. А. Римского-Корсакова (обращаю внимание детей на портрет композитора на экране). Мы с вами уже познакомились с его творчеством. Он очень любил свою Родину, родную природу и сказки русских писателей. Вспомните – к каким сказкам Римский-Корсаков писал музыку («Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Снегурочка», «Садко»). Сейчас мы послушаем музыку из оперы «Сказка о царе Салтане», только лучше слушать ее сидя (дети садятся). Звучит фрагмент «Белка» из оперы «Сказка о царе Салтане». Дети, скажите – как называется музыка, которую мы послушали? (тема Белочки из оперы «Сказка о царе Салтане»). Композитор изобразил с помощью музыки образ Белки. Какая это музыка по характеру? (Эта музыка легкая, нежная и поднимает у нас настроение) А какую русскую народную песню использовал Николай Андреевич, сочиняя тему Белочки? (русскую народную песню «Во саду ли, в огороде»). Мы слушали с вами это произведение в оркестровом исполнении и на фортепиано. Какое исполнение вам понравилось больше? (ответы детей). А кто написал сказку о царе Салтане? (А. С. Пушкин). Давайте вспомним, как Пушкин передал образ белочки с помощью слов. Сейчас … прочитает нам отрывок из сказки. Ребенок читает отрывок из сказки о царе Салтане: Мы объехали весь свет, за морем житьё не худо. В свете ж есть такое чудо - остров на море лежит, Град на острове стоит с златоглавыми церквами, С теремами да садами, ель растёт перед дворцом, А под ней - хрустальный дом, белка там живёт ручная, Да затейница какая! Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт, А орешки не простые - все скорлупки золотые! Ядра - чистый изумруд, слуги белку стерегут. (Во время чтения на экране - иллюстрация Белочки). Воспитатель: Вот так чудо! Хоть бы одним глазком посмотреть! Хотите увидеть белочку? (да). На ширме появляется белочка с корзиной под фрагмент «Белочка», в корзине лежат орешки в золотой скорлупе. Здравствуй, белочка. Спой при всём честном народе «Во саду ли в огороде». Белочка поёт 1 куплет песенки «Во саду ли в огороде»: «Во саду ли, в огороде девица гуляла, невеличка, круглоличка, румяное личко». На 2 куплет белочка пританцовывает. Белка: Я из сказки к вам пришла и подарки принесла (показывает корзину ). А теперь пора опять в сказку мне свою бежать! (убегает). Воспитатель: Замечательная белочка к нам прибегала, спела песенку и оставила подарки. Как называется музыкальный инструмент, сопровождающий пение Белочки? (аккордеон). Дети, послушайте фрагмент еще одного произведения из оперы к сказке о царе Салтане. Звучит начало музыки «Полет шмеля». Вы узнали эту музыку? (Полет шмеля). Правильно. Дети, хотите попасть на мгновение в сказку? (да). Вы мне должны помочь, согласны? (да). Сейчас мы выберем шмеля и детей, которые будут изображать волны на море. Шмель будет летать среди волн, и приземлиться на корабле. (На экране появляется иллюстрация корабля из сказки). Танцевальная импровизация под запись музыки «Полет шмеля». Дети, в какой сказке мы с вами побывали? (в «Сказке о царе Салтане»). (Убрать экран). Н. А. Римский-Корсаков писал свою музыку и к другим сказкам и создал огромные музыкальные произведения - оперы. С помощью музыки композитор передает образы всех героев сказки. И если в Сказке о царе Салтане, Римский-Корсаков для темы Белочки взял народную песенку «Во саду ли в огороде», то позже он стал создавать сам такие произведения, которые по духу и звучанию были очень близки к народным. Особенно это удалось ему в опере «Снегурочка». Николай Андреевич яркими средствами музыкальной выразительности передает образ весенней природы. Обратите внимание на живой, веселый характер музыки. Послушайте и вспомните, как называется этот отрывок из оперы? Звучит фрагмент музыки из оперы к сказке «Снегурочка» - «Прощай, масленица!» (Дети слушают музыку и называют ее). Воспитатель: Давным-давно люди отмечают праздник – Масленица. Что это за праздник? (Масленица – праздник, когда все люди провожают зиму и встречают весну.). Мы с вами тоже отмечали этот праздник. Что мы делали? Давайте вспомним народную игру «Тетерка шла» Фольклорная игра «Тетерка шла»: Тетерка шла, моховая шла, да по ельничку, по березничку. Отворяйте хоровод, пропускайте весь народ! Мне б самой пройти, всех детей провести! Сама прошла, всех детей провела… Самого лучшего оставила! (Ход игры: Дети встают в хоровод, двое играющих берутся за руки, образуя ворота, все поют. Хоровод проходит через ворота непрерывно, на слова «самого лучшего оставила» - ворота опускаются вниз и ловят ребенка, пойманный ребенок присоединяется к воротам, образуя новые и так далее. Игра повторяется до тех пор, пока в хороводе не останется детей»). Николай Андреевич Римский-Корсаков сочинил много замечательной музыки: это и оперы, и симфонические произведения, и романсы, и песни. Одну из песен мы сейчас с вами послушаем и вспомним. Звучит фрагмент «Колыбельной песни». Воспитатель:Дети, вы узнали эту песню? Как она называется? (Колыбельная). Какой характер у этого произведения? (дети отвечают). Что вы представляете, когда слышите эту волшебную музыку? (дети отвечают). Сегодня я предлагаю вам не просто послушать эту музыку, но и нарисовать то, что вы себе представляете, слушая ее. Звучит «Колыбельная», дети рисуют. Воспитатель: Молодцы, очень красивая у нас получилась картина. Пусть она украсит вашу группу. Какие же произведения Римского-Корсакова мы сегодня слушали? Я предлагаю вам дома с родителями послушать еще музыку Н. А. Римского-Корсакова и нарисовать то произведение, которое вам понравилось больше всего. А потом вы принесете свои рисунки в детский сад, мы с вами их рассмотрим, поговорим о том, что вы нарисовали и устроим выставку для других детей. Сегодня наше занятие подходит к концу, но мы будем продолжать знакомство с великими композиторами.
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе
Тема: Праздники на Руси. «Рождество Христово и святочные гуляния» Предварительная работа: 1. Чтение библейских повествований из книги «Библия для детей»: «Благовещение о рождении Иисуса», «Рождество Иисуса Христа», «Ангелы возвещают пастухам о рождении Иисуса Христа», «Пастухи у Иисуса», «Праведный Симеон», «Поклонение волхвов», «Дары волхвов». 2. Рассматривание иллюстраций, открыток о Рождестве. 3. Изготовление елочных игрушек. 4. Чтение книги о рождественской елке. 5. Наблюдение за звездами на вечернем небе. Материал и оборудование: звезды, вырезанные из бумаги, подвещенные к крестовинам; «Звезда – мозаика» (разрезная); угощение для чаепития; рождественская елка. Программное содержание: 1. Закрепить и уточнить знание детей о таком православном празднике, как Рождество Христово, и о его значении. 2. Расширить духовный мир ребенка. 3. Создать атмосферу радости, эстетического удовлетворения от встречи с произведениями устного народного творчества, гордости и уважения к культуре своего народа. Ход занятия: Воспитатель: Вот и наступил праздник, который мы так долго ждали. В церкви торжественно горят свечи, дома – лампады, а на небе – звезды! Но посмотрите, и у нас в группе тоже висят звездочки! Все ли они одинаковые? (Дети разглядывают звезды, подвешенные на крестовинах, отмечают, что одна из звезд – самая яркая, большая) Воспитатель: Верно, ребята, одна из звезд ярче и красивее. А кто-нибудь знает, почему? (Ответы детей) Воспитатель: В Вифлееме, когда родился Иисус, взошла особенно большая, красивая и яркая звезда. Она так освещала землю, что все люди невольно обращали на нее внимание. Мы с вами уже много чего узнали про Рождество Христово, познакомились с историей возникновения этого праздника. Скажите, а без чего мы не можем себе представить празднование Рождества и Нового года? (Ответы детей) Воспитатель: Если тихонько посидеть и послушать, то можно услышать, о чем же говорят звезды в Рождество.… Послушайте удивительную историю! В Рождественскую ночь ангел возвестил радостную весть: «В городе Вифлееме родился Спаситель Христос!» Первыми услышали эту новость пастухи. Они заплакали от великой радости, упали на колени, первыми поклонились родившемуся Спасителю и всем рассказали об услышанном от ангела. Обрадовались все: и люди, и звери, и птицы, и даже растения. Соседний лес тоже услышал радостную весть. Заволновались все деревья. Им тоже захотелось поклониться Спасителю – Младенцу. Но больше всех повезло тем деревьям, что осеняли пещеру, где родился Спаситель. Это оказались три дерева, стоящие у самого входа в пещеру. Им хорошо были видны ясли и покоящийся в них Младенец, окруженный сонмом ангелов. Это стройная пальма, прекрасная пахучая маслина и скромная зеленая елка. Предложила пальма: «Пойдем и мы поклонимся Божественному Младенцу и принесем Ему наши дары». Елка взмолилась: «Возьмите и меня с собой!». «Куда тебе с нами?!» - ответила ей пальма. Маслина ее поддержала: «И какие дары можешь ты поднести Божественному Младенцу? Что у тебя есть? Только колючие иголки и противная липкая смола». Великолепная пальма склонилась над Младенцем и повергла перед Ним лучший лист своей роскошной кроны, произнеся: «Пусть он навевает на Тебя прохладу в жаркий день». А маслина наклонила свои ветки и с них закапало душистое масло. Одна лишь елка осталась на своем месте. «Они правы, - подумала ель. – Где мне с ними сравниться? Я ведь такая бездарная, ничтожная. Достойна ли я приблизиться к Божественному Младенцу?». Но ангел услышал разговор деревьев, увидел гордость пальмы и маслины и скромность елки. И сказал тогда ангел: «Своей скромностью ты унижаешь себя, милая елка. Но я возвеличу тебя и разукрашу лучше твоих сестер!». Ангел взглянул на небо – темное небо было усеяно сверкающими звездами. Он сделал знак – и одна звезда за другой стали скатываться на землю, прямо на зеленые ветки елки. И скоро вся она засияла блестящими огоньками. А когда Божественный Младенец проснулся, то не благоухание в пещере, не роскошный веер привлек Его внимание, а сияющая елка. «Ты – доброе деревце, - сказал ей ангел, - и за это ты будешь вознаграждена. Каждый год, как и теперь, ты будешь красоваться в сиянии множества огней, и маленькие дети будут, глядя на тебя, радоваться и веселиться. И ты, скромная зеленая елка, сделаешься знамением веселого Рождественского праздника!». С тех пор люди празднуют Рождество Христово, веселятся и прославляют его, наряжают рождественскую елку. Какая чудесная легенда! И есть очень хорошее стихотворение при эту елочку. - Отчего ты, елочка, грустна? Ты зимой и летом зелена! - Я грущу, что нету у меня обновы И мне не в чем встретить Рождество Христово! Вся природа славит рождение Христа! – Вдруг с небес упала яркая звезда, Вспыхнула, рассыпалась на мелкие осколки, И они сверкнули на ветвях у елки. Засмеялась елочка: - Вот я и готова Встретить с Божьим миром Рождество Христово! Т.Шорыгина «Елочка»
Воспитатель: А теперь немного отдохнем. У нас тоже есть звезда, но она также рассыпалась на мелкие осколки, надо ее сложить, чтобы получилась целая звезда! (Физминутка) Воспитатель: А еще хотите поиграть? Игра называется «Чего на елке не бывает?». Я буду называть вам разные предметы, если вы услышите название елочных игрушек, надо поднять вверх руку и сказать «Да». Если буду называть то, чего на елке не бывает, надо сдержаться и промолчать. Постарайтесь не ошибаться. Готовы?
Вот и праздник наступил, Каждый елку нарядил. Кто, ребята, подтвердит – На ветвях ее висит: Звездочка – верхушка? Звонкая хлопушка? Петенька – Петрушка? Мягкая подушка? Белые снежинки? Яркие картинки? Шар из паутинки? Старые ботинки? Плитки шоколадки? Кони и лошадки? Зайчики из ватки? Варежки-перчатки? Красные фонарики? Хлебные сухарики? Яркие флажки? Шапки и платки? Яблоки и шишки? Колины штанишки? Вкусные конфеты? Свежие газеты? Воспитатель: А ведь звездочки наши что-то шепчут мне! Хотите узнать? Оказывается они еще и загадки для вас приготовили! Отгадаем? (Дети снимают по одной звезде, на обратной стороне которых написаны загадки. Воспитатель читает загадку, дети отгадывают). Летом спят, а зимой бегут. В гору деревяшка, под гору – коняшка. (сани) Глянули в оконце – летит белое суконце. (Снег) Трескучий ядрен Намостил мостен, По дворам пробежал, Все окна расписал (мороз) Текло, текло и легло под стекло. (лед) Пышная красавица, Острая иголка. Выросла в лесу она И зовется… (елка) Вокруг елочки зеленой Веселится весь народ. Он зимой приходит в гости Его имя … (Новый год). Где родился Иисус Христос? (В Вифлееме). Как звали мать Иисуса Христа? (Мария) Как называется день накануне Рождества? (Сочельник) Как люди узнали, что родился Иисус Христос? (Ангел возвестил о рождении Спасителя) Кто первым пришел поздравить Божьего Младенца? (пастухи) Что подарили Иисусу Христу мудрецы? (золото, ладан и мирту). Какие деревья принесли свои дары Младенцу Божьему? (пальма, маслина, ель) Чем отличается новогодняя елка от рождественской? (рождественскую ель обязательно украшают звездой ) Какой цвет является символом Рождества? Воспитатель: Ух, как хорошо-то вы умеете загадки отгадывать. А попробуйте-ка отгадать следующие: Есть игра одна для вас. Я начну стихи сейчас. Я начну – а вы кончайте, Хором дружно отвечайте. Снег на улице! Ура! На дворе стоит… (мороз) И свисает низко-низко С крыши хрупкая… (сосулька) Мир раскрашен белым цветом, Так бывает только… (зимой) В эти дни нас ждет веселье – Чудный праздник… (Новый год) Будто только что с мороза, Вся блестит в огнях … (елка) И подарки – не зевай! Раздает всем дед… (Мороз). Воспитатель: В России, как и во многих других странах, Рождество – праздник семейный. Его стараются провести в кругу близких, при свечах, за богатым столом. Дети всегда ждут от Рождества не просто подарков, игр, веселья – ждут настоящего чуда. И, конечно, в этот праздник у всех дома стоит наряженная рождественская елка – символ неувядающей жизни. Рождественская елка отличается от новогодней тем, что венчает ее серебристая звезда в память о той самой звездочке, что указала путь к месту рождения Сына Божьего. Накануне Рождества в старину готовили много вкусных угощений и вечером, когда на небе зажигалась первая звезда, садились за стол и праздновали всю ночь. По улицам ходили ряженые. Ряженые – это дети и взрослые, они наряжались в разные маски. Люди веселились: плясали, гадали, ходили колядовать. Колядовать – это значит ходить по домам и славить Господа нашего – Иисуса Христа. В народе об Иисусе Христе было сложено много песен – они назывались колядками. Их-то и пели, когда приходили в дом. Разбрасывали в доме по полу овес – это означало пожелание хозяевам счастья, богатства, хорошего урожая. Хозяева за это благодарили гостей, угощали их. И, конечно, после щедрого угощения колядовщики благодарили хозяев, желали им счастья, благополучия, достатка и здоровья. Вот такое оно – наше Рождество. Чистое, удалое, веселое, ряженое, таинственное и загадочное. Праздник ожидания чуда. Как некогда свершилось чудо в Вифлееме, так оно должно вершиться ежегодно в этот день. И давайте пожелаем друг другу счастья, здоровья, добра. А еще в этот день, ребятки, зажигают свечку и загадывают самые заветные желания. Вот я сейчас зажгу свечу… А вы загадайте желание! (Дети поочередно берут в руки подсвечник со свечкой и произносят свои желания) Воспитатель: Хорошие желания вы загадали! И какой же праздник без чаепития и угощений? Я приглашаю вас за стол. Проводится чаепитие
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе. Тема: «Три чуда» (из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по одноимённой сказке А.С.Пушкина)
Цель: Познакомить детей со сказкой в музыке на примере симфонической картины «Три чуда» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Задачи:
Ход занятия: В: - Наше занятие сегодня будет посвящено сказке. - Вы любите сказки? (ответы детей). Но наша сказка будет не простая, а музыкальная. Мы с вами уже не раз слушали музыкальные произведения-сказки. Давайте их вспомним. (Звучит мелодия рондо Людмилы из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила». Дети называют произведение, жанр. Показ иллюстрации к балету П.И.Чайковского «Щелкунчик» - дети говорят, к какому произведению она относится, его жанр.) Сегодня мы познакомимся с ещё одной сказкой в музыке. Но сначала я хочу вам рассказать о композиторе, создавшем это произведение. Николай Андреевич Римский-Корсаков – замечательный русский композитор. Он жил сто лет назад. С детских лет Николенька любил сказки, народные песни, музыку и море. Его старший брат был морским офицером и в своих письмах часто рассказывал о своих морских походах и дальних странах. Мечты о море привели Николая в Петербург, в морской корпус. Одновременно с занятиями в морском корпусе продолжались занятия музыкой. Став морским офицером, Н.А. РимскийКорсаков совершил кругосветное путешествие на клипере «Алмаз», которое продолжалось три года. Впечатление от морского путешествия он решил передать в музыке, и любовь к музыке пересилила любовь к морю. Так Римский-Корсаков стал композитором. Но в своих музыкальных произведениях он часто изображал море – то спокойное и ласковое, то грозное и могучее. Николая Андреевича часто называют великим сказочником в музыке, потому что он часто обращался в своём творчестве к сказке. Особенно любил Римский-Корсаков сказки Александра Сергеевича Пушкина. (по ходу рассказа педагог показывает портреты.) Композитор написал две оперы по пушкинским сказкам, это – «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок». Итак, сказочная опера «Сказка о царе Салтане».
В: - Вы знаете эту сказку? (ответы детей.)
- А вы знаете, о каких чудесах говорится в сказке? Вот слушайте…(Зачитывается фрагмент сказки.) Н.А.Римский-Корсаков изобразил «Три чуда» красками симфонического оркестра. Мы с вами сейчас послушаем эту симфоническую картину. Закройте глаза и попробуйте представить себе чудесных героев. По ходу прослушивания задаются вопросы:
В: - Кого рисует сейчас музыка? Почему вы так решили? - Какой музыкой изображается белочка? - Каким становится характер музыки, когда изображаются богатыри? - Как меняется музыка при изображении Царевны-Лебеди? (Ответы детей следуют на каждый вопрос. Если ответ не совсем правильный, воспитатель помогает правильно ответить на него наводящими вопросами.)
После окончания прослушивания проводится беседа: понравилась ли детям музыка и почему. Сумел ли композитор музыкой зримо предать сказочные образы? Затем проводится дидактическая игра «Три чуда».
Рисование. Вы прослушали музыку, поиграли в игру. Я вижу, вам понравилась музыка, и каждый из вас по-своему представил и белочку, и богатырей, и Царевну-Лебедь. А сейчас я хочу вам показать, как представил эти чудеса художник Конашевич В., который проиллюстрировал эту замечательную сказку. (Рассматриваются иллюстрации к сказке.) - Вам понравились рисунки художника? (Ответы детей.) Вам понравились и музыка , и рисунки. А теперь давайте попробуем передать свои музыкальные впечатления от иллюстраций в рисунках. Во время нашей работы будет звучать музыкальная картина «Три чуда», которая будет напоминать о чудесах сказки. (Во время рисования воспитатель оказывает индивидуальную помощь.)
Подведение итогов. Сегодня мы с вами познакомились с музыкальной картиной РимскогоКорсакова «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» и выразили свои впечатления и чувства в рисунках. Из ваших работ мы оформим выставку.
Интегрированное занятие для детей подготовительной группы
«Природа в музыке и искусстве»
Тема: Н.А. Римский-Корсаков – музыкальный живописец моря.
Цель: обобщение и конкретизация знаний о выразительности и изобразительности в искусстве Задачи: развитие способности к восприятию художественных аналогий (музыка – живопись). Музыкальный материал: 1) вступление к опере «Садко» «Океанморе синее»; 2) вступление ко второму действию оперы «Сказка о царе Салтане»; 3) симфоническая сюита «Шехеразада», фрагменты первой части. Содержание беседы. Воспитатель: Ребята, кто видел море? Какое оно? (То ласковое, то гневное, изменчивое, как живое существо.) - Может ли не полюбить море тот, кто хоть раз его видел? Сколько вдохновенных образов рождало оно в искусстве! Его рисовали писатели и композиторы, живописцы и поэты. Великий русский поэт А.С.Пушкин писал в своих стихах: Прощай свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые. И блещешь гордою красой. Всё своё великолепное дарование посвятил морю знаменитый художник И.К.Айвазовский – живописец моря. О нём можно сказать словами А.С.Пушкина: «Он был, о море, твой певец!» Разнообразнейшие морские пейзажи Айвазовского поражают своей высокой правдивостью. Особенно впечатляет на полотнах художника изображение морских бурь. Их воспринимаешь так, словно сам стоишь на берегу разъярённого, бушующего моря. В музыке с такой же любовью и огромным мастерством, как Айвазовский, рисовал море замечательный русский композитор, имя которого вы хорошо знаете – Николай Андреевич Римский-Корсаков (показ портрета). Его называют великим русским сказочником? Почему? (ответы детей). Воспитатель: - С какими операми-сказками вы уже познакомились? Как они называются? Как называется сюита для симфонического оркестра на сюжет сказок «Тысяча и одна ночь»? («Шехеразада») Римский-Корсаков создал морские пейзажи во многих своих произведениях. С детства он мечтал стать моряком, как его дядя, адмирал, как старший брат, командир шхуны, увлекался чтением книг о дальних плаваниях, играл в морские путешествия, строил игрушечные бригантины и шхуны. Его мечта сбылась: в Петербурге он окончил Морской корпус, стал моряком и совершил на учебном корабле длительное кругосветное плавание, пройдя по северным и южным морям. Он видел море и ласковым и спокойным, с ленивым тихим покачиванием волн, и бушующим, со стоном и ревом, бросающим огромные водяные глыбы, сокрушающим всё на своём пути. А теперь послушаем музыку Н.А. Римского-Корсакова, где море – главный герой: вступление к опере «Садко» «Океан-море синее». Это очень зримая музыка. Постарайтесь «увидеть» то, что хотел передать композитор, а потом рассказать, какая картина возникла в вашем воображении? (Звучит музыка.) Воспитатель:- Каким вы увидели океан в этом фрагменте оперы? Дети: Громадные волны лениво набегают одна на другую. Безбрежный океан, бескрайняя ширь. Океан грозен и могуч, но спокоен. Не видно ни одного живого существа. Воспитатель: - Вы могли бы нарисовать такой океан? Какие краски использовали бы при этом? Дети: - Тёмные, серые, фиолетовые, тёмнозелёные. Воспитатель:- Почему? Как звучала музыка? (Затаённо, зловеще, мрачно.) Воспитатель: - А вы проследили за развитием музыки? Музыка звучала одинаково? Какими были темп, динамика? (Музыка звучала то медленно, то быстрее, то громче, то тише.) Каким было море в музыке? (Сначала море кажется спокойным, потом волнение усиливается, волны набегают друг на друга, море становится всё более и более бурным. Внезапно оно затихает.) Вот видите, вы могли бы нарисовать не одну, а несколько картин, передав в рисунке изменения моря в музыке. Из какой сказки великого русского поэта эти стихи? В синем небе звёзды блещут. В синем море волны хлещут; Туча по небу идёт, Бочка по морю плывёт… (После ответов детей звучит вступление ко 2-му действию оперы «Сказка о царе Салтане».) Воспитатель: Что вы услышали в музыке? (Широкое, могучее, грозное море, таинственное, сказочное. Мерцание блестящих, загадочных звёзд.) Воспитатель: Что бы вы нарисовали? Какими красками? Совершенно другое море в музыкальной сказке Н.А. РимскогоКорсакова – симфонической сюите «Шехеразада» (звучит фрагмент 1 части сюиты.) Какие образы возникли в вашем воображении? Чья тема звучала в начале? (Тема Шахриара.) Как звучала музыка? (Сурово, величественно, тяжело, надменно. В ней слышны повелительные возгласы.) Каков тип музыки? (Маршевая. Декламационная.) Воспитатель: Какими словами можно охарактеризовать тему Шехеразады? (Мягкая, лёгкая, задумчивая, узорчатая мелодия, мечтательная, зовущая за собой, загадочная.) Какой инструмент солировал, исполнял мелодию? (Скрипка.) Каков жанровый характер музыки? (Песенно-танцевальная.) Дальше звучала тема моря (изменённая тема Шахриара). Воспитатель: Каким вы представили море? (Могучий морской простор. Величавое движение водяных громад, всплески волн.) Мелодия суровая, решительная, создаёт образ волнующегося моря. Мелодия переливается медленными, ровными волнами на фоне мерного сопровождения. Слышится чередование приливов и отливов. 1 часть называется «Море, Синдбадов корабль». Воспитатель: Кто такой Синдбад? (Неугомонный мореплаватель, путешественник, о котором однажды рассказала Шахриару Шехеразада.) Воспитатель: Как звучала тема корабля? (Светло, прозрачно.) Воспитатель: Корабль плывёт, мягко качаясь на волнах, и его плавное скольжение по воде рисует светлая тема. Она звучит в высоком регистре, повышается и тает, как будто уплывая вдаль. Композитор изобразил картину могучего морского простора и плывущего по нему корабля. Римский-Корсаков - настоящий музыкальный живописец моря. В каких же произведениях Н.А.Римский-Корсаков создал музыкальный образ моря? (В операх «Садко», «Сказка о царе Салтане», в сюите «Шехеразада».) Домашнее задание. Нарисуйте цветными карандашами, фломастерами или красками море в опере «Садко», или в «Сказке о царе Салтане», или в «Шехеразаде». А мы вместе в следующий раз попробуем узнать по вашим рисункам, какой музыкальный фрагмент вы изобразили.
Конспект занятия в подготовительной группе «Золотой петушок»
Цель: Систематизировать знания детей о творчестве А. С. Пушкина. Задачи: Образовательные: • Закрепить представление о книжной графике, ее особенностях и средствах выразительности. • Познакомить детей с творческой манерой художницы Т. А. Мавриной, обратить внимание на декоративность, праздничность, связь рисунков с русским народным творчеством, развивать навыки восприятия образного языка книжной графики. • Создать условия для изображения детьми сказочного петушка по мотивам литературного произведения. • Совершенствовать умение детей работать в нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии, используя имеющиеся навыки и умения работы с пластилином.
Развивающие: • Развивать воображение. • Развивать чувство цвета, формы и композиции. Воспитательные: • Воспитывать стремление к достижению результата, самостоятельность. Предварительная работа: знакомство детей с жизнью и творчеством А. С. Пушкина, чтение произведений «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», слушание музыкальных произведений по мотивам сказок А. С. Пушкина (Н. А. Римский-Корсаков «Золотой петушок», рассматривание иллюстраций в детских книжках, создание выставки книг. Материал и оборудование: мультимедийная презентация, простые карандаши, пластилин, салфетки, стеки, бисер, пайетки. (Слайд 1. Солнце). Звучит фонограмма «В гостях у сказки». Дети входят в зал. Приветствие: Здравствуй, небо, (руки вверх) Здравствуй, солнце, (круговое движение руками) Здравствуй, земля, (присесть) Здравствуй, наша большая семья! (руки в стороны, образуют круг). Дети здороваются с гостями. У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том. И днем, и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом. (Слайд 2. Лукоморье)
Воспитатель: - Дети, сегодня я вас приглашаю в необычное путешествие – путешествие в сказочную страну «Лукоморье». В этой стране живут герои из сказок. Всех героев этих сказок Все мы знаем без подсказок: Царь Салтан и Черномор, Поп, Балда и Царь Гвидон, И Людмила и Руслан Кто волшебные сказки написал? (Слайд 3. Фотография А. С. Пушкина) Воспитатель - А. С. Пушкин – великий русский поэт. С раннего детства маленький Саша был окружен заботой и вниманием своей няни Арины Родионовны. Она рассказывала ему сказки. И в дальнейшем Пушкин на их основе создает свои сказки. Они добрые, веселые и поучительные. Сказочные герои своими поступками учат отличать добро от зла, правду от лжи, учат быть честными, смелыми, справедливыми. Появляется ученый кот (предлагает отгадать загадку). (Слайд 4. Изображение ученого кота) Он красивый, золотой, Он Дадону как родной. Шпоры, перья, гребешок! Кто он, дети? (петушок) (Слайд 5. Изображение петушка) Воспитатель: - «Сказка о золотом петушке» высмеивает глупцов, злых и нечестных людей. Кто главный герой в сказке? Дети:-Петушок. Воспитатель:-Какую роль он выполняет в царстве Дадона? Дети:-Охраняет от нападения врагов, страж государства. Воспитатель:-Почему петушка назвали золотым? Дети:-Потому что он был очень ценным, полезным, дорогим, был защитником. Воспитатель:-Сказка стала основой для создания оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок» и великолепных иллюстраций в детских книжках. Воспитатель: - кто создает рисунки в книжках? Дети: художники. Воспитатель: -Как называются эти рисунки? Дети: -Иллюстрации, поэтому художники, создающие эти рисунки, называются художниками-иллюстраторами. Воспитатель: - Для чего нужна иллюстрация в книжке? Дети: - Чтобы помочь нам понять содержание книжки. Они наглядно рассказывают о героях, какие они, нравятся ли они художнику, как они поступают. Воспитатель: К какому искусству относятся иллюстрации? Дети: графика. Воспитатель: -И если в живописи главное средство выразительности – цвет, то в графике? Дети: - Линии, штрихи, пятно. Цвет тоже используется, но он не такой как в живописи. Иллюстратор как бы раскрашивает, украшает рисунок. Воспитатель: - Чем рисуют художники-иллюстраторы? Дети: - Карандашом, углем, тушью, фломастерами, красками, кистью. Воспитатель: - А каких художников вы можете назвать? Дети: - Владимир Конашевич, Виктор Лагуна. Воспитатель: Сегодня мы поговорим о творчестве очень интересной художницы Татьяны Алексеевны Мавриной. (Слайд 6. Фото Т. А. Мавриной) Воспитатель: Она родилась в старинном русском городе Нижнем Новгороде, в котором часто проводились ярмарки. Народные мастера привозили на продажу свои изделия: короба и шкатулки, деревянную посуду, игрушки. Они были нарядные, яркие, узорчатые, веселые. Маленькая Таня ходила на ярмарку со своими родителями, любовалась красивыми вещами. И когда она стала художницей, начала собирать произведения народных мастеров. Любила путешествовать по старым русским городам и везде рисовала древние терема, башни, церкви. Т. А. Маврину называют сказочницей за особый талант рисовать сказки. Ко многим сказкам она сделала рисунки. Смотришь на них и дивишься: будто художница сама побывала в тридевятых царствах-государствах, видела летающих по небу коней, золотых петушков и сказочных зверей. Сейчас мы с вами посмотрим иллюстрацию к «Сказке о золотом петушке». (Слайд 7. Иллюстрация из книги «Сказка о золотом петушке») Воспитатель: - Как нарисовала Т. Маврина петушка? Дети: - Крупными, толстыми линиями, желтой и черной краской. Желтые линии на черном смотрятся нарядно. Воспитатель: - На каком фоне нарисован петушок? Дети: - На красном фоне. Воспитатель: - Петушок на шпиле возвышается над городом. А что вокруг нарисовала художница? Дети: - Крепости врагов. Поэтому петушок крыльями хлопает, кричит, предупреждает жителей тридесятого государства. Воспитатель: Мы с вами увидели очень интересную технику создания рисунка: сначала рисуется цветной силуэт предмета, а затем обозначается темной, толстой линией. Посмотрите и сравните рисунки Т. Мавриной с иллюстрациями других художников. (слайд 8) Ребята, я считаю, что вам необходимо отдохнуть перед сложным заданием. Поиграем в игру «Петух». (дети стоят лицом в круг. Посередине круга петух. Он ходит внутри круга. Дети идут по кругу, высоко поднимая ноги и размахивая руками, приговаривая): Трух, тух, тух, тух! Ходит по двору петух. Сам – со шпорами, Хвост узорами. Дети останавливаются, поворачиваются лицом в круг и говорят: Под окном стоит, На весь двор кричит. Кто услышит – тот бежит! Петух хлопает себя крыльями по бокам, кричит : «Ку-ка-ре-ку». Дети разбегаются, петух их догоняет. Воспитатель: А теперь приглашаю вас в художественную мастерскую. Я предлагаю вам стать художниками-иллюстраторами и нарисовать золотого петушка – сказочного, красивого, нарядного, сияющего на высоком шпиле царского дворца. Подумайте над сюжетом. Какие художественные материалы вы будете использовать? Дети: - Пластилин. Воспитатель: - Значит, петушка нарисуете в технике пластилинография. С помощью пластилина вы сами придумаете яркую окраску вашему петушку. В работе вы должны передать свои чувства, впечатления. Вспомним этапы выполнения работы. 1. Составляем композицию будущего рисунка. Простым карандашом наметить изображение петушка. 2. Наметить изображение предметов на дальнем плане. 3. Закрашиваем пластилином части петуха, при этом отщипываем пластилин по маленькому кусочку и аккуратно размазываем тонким слоем, не заходя за контур. 4. Контур птицы выложен тонкими черными колбасками, выделим крыло, голову, бородку. 5. Для глаза можно использовать бисер. 6. Дополняем иллюстрацию. (Слайд 9. Петушок на голубом фоне) Под музыку дети создают свои картины. Воспитатель: - Какие красивые иллюстрации у вас получились. -Вы довольны своими петушками? - Что было наиболее сложным при изображении нашего героя? - Какие петушки у вас получились? Дети: - Веселые, добрые, смешные, яркие и т. д. Воспитатель: - В группе мы организуем выставку и пригласим старших детей полюбоваться вашими работами. Наше путешествие заканчивается, но мы не прощаемся со сказками А. С. Пушкина. Дети: Для чего нужны нам сказки? Что в них ищет человек? Может быть, добро и ласку. Может быть, вчерашний снег. В сказке радость побеждает, Сказка учит нас любить. В сказке звери оживают, Начинают говорить. В сказке все бывает честно: И начало, и конец. Смелый принц ведет принцессу Непременно под венец. Белоснежка и русалка, Старый карлик, добрый гном – Покидать нам сказку жалко, Как уютный милый дом. Прочитайте сказки детям, научите их любить. Может быть, на этом свете Станет легче людям жить. (Слайд 10.) Звучит песня «Лукоморье». |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».