Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7871208
Проект «Юные любители шашек и шахмат» в подготовительной группе
Содержание - Дошкольное образование
14.11.2019 15:10

Старцева Екатерина Николаевна - воспитатель, Егорова Олеся Александровна – воспитатель, МАДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад №17» г. Сыктывкар, республика Коми. 
Проект предназначен для работы с детьми подготовительной группы (6-7 лет). Проект способствует расширению знаний детей об играх в шашки и шахматы, знакомит с правилами игры, историей возникновения этих игр. Помогает найти общие точки соприкосновения с детьми, родителями и воспитателями.


Проект

«Юные любители шашек и шахмат» в подготовительной группе

Проект предназначен для работы с детьми подготовительной группы (6-7 лет). Проект способствует расширению знаний детей об играх в шашки и шахматы, знакомит с правилами игры, историей возникновения этих игр. Помогает найти общие точки соприкосновения с детьми, родителями и воспитателями.

Вид: Информационно-игровой

Цель: Формировать интерес к играм в шашки и шахматы.

Задачи:

1.Способствовать расширению знаний детей об играх в шашки и шахматы, знакомить с правилами игры;

2.Знакомить детей с историей возникновения этих игр, со знаменитыми людьми – чемпионами прошлого и современности;

3.Развивать творческие способности при создании своей настольной игры шашки и шахматы;

4.Расширять словарный запас детей, связанный с данными играми;

5.Воспитывать дух соревнования, соперничества при встрече с оппонентом, уметь адекватно реагировать на проигрыш, радоваться за победу соперника.

Участники: а) дети группы;

                     б) воспитатели;

                     в) родители;

                     г) другие параллельные подготовительные группы

Актуальность: В настоящее время дети чаще всего играют в компьютерные «игры-стрелялки», смотрят телевизор, или предоставлены сами себе. Дошкольники рады любой возможности поиграть. Ведь игра – это ведущий вид деятельности дошкольника.

Наши ребята стали интересоваться играми в шахматы и шашки. Но по началу, они не знали или не желали выполнять правила игр, это было сложно, некоторые дети, не всегда адекватно реагировали на проигрыш. Брали фигуры для своих игр в «солдатики».

Дети старшего дошкольного возраста уже могут контролировать себя, выполнять правила и следить за тем, чтобы правила не нарушались партнёрами по играм. Нами была выбрана тема, связанная с играми в шашки и шахматы. Данные игры с правилами, учат детей думать, взаимодействовать с партнёром, развивают интеллект, усидчивость, внимание, память и другие психические процессы, необходимые детям в школе и в жизни. Игры «Шахматы» и «Шашки» подходят взрослым и детям, подвижным и малоактивным, здоровым и имеющим проблемы со здоровьем.

Поэтому данный проект будет интересен и полезен нам и нашим ребятам, а также поможет найти новые пути взаимодействия с родителями детей.

Сроки реализации: 3-4 месяца (среднесрочный)

Предполагаемый результат:

Дети научатся играм в шашки и шахматы, познакомятся с правилами игры. У них появится устойчивый интерес и знание о разных играх в шашки и шахматы – «Русские шашки», «Обратные русские» или «Поддавки», «Уголки», «Шестёрка», «Шахматы» и пр.

Дети и родители станут активными участниками проекта, участвуя в разных видах деятельности. Совместно с родителями планируется создать самодельные игровые наборы шашек и шахмат, провести игротеку. Провести турнир по шашкам между детьми подготовительных групп.

Содержание работы по проекту «Юные любители шахмат и шашек»

Содержание работы включает в себя 3 этапа:

I этап – Подготовительный

Постановка цели, и вытекающих из неё задач;

Подбор материала;

Информирование всех участников (родителей, детей, воспитателей параллельных подготовительных групп и пр.);

Подбор приёмов и методов.

II этап – Реализация проекта

1.Совместную деятельность взрослого и детей (групповую и подгрупповую, индивидуальную, образовательную деятельность в режимных моментах)

1) Предварительная беседа «Что мы знаем об играх в шашки и шахматы?» (см. прил. 1)

Цель: Выявить представления детей об играх в шашки и шахматы, вызвать интерес к данным играм.

Что мы знаем об играх в шашки и шахматы?

Какие фигуры есть в шахматах?

Какие правила игры ты знаешь о шахматах?

Какие правила игры ты знаешь о шашках?

Какие игры ты знаешь и играешь с шашками?

Вы дома играете в шашки и (или) в шахматы? С кем?

Ты знаешь чемпионов по шахматам? Если знаешь, то кого?

Как стать чемпионом по шашкам и шахматам?

Ты бы хотел научиться играть в шашки и шахматы? Для чего?

Что бы ты хотел узнать о шахматах и шашках?

Как мы можем узнать больше об этих играх?

2) Презентация «Шахматы и шашки» (см. прил. 2)

Цель: Знакомить детей подготовительной группы с настольными играми (шашки и шахматы)

Задачи:

  1. Знакомить детей с настольными играми в шашки и шахматы, целью и основными правилами игры;
  2. Познакомить с историей возникновения, и вариантами игр в шашки и шахматы;
  3. Вызвать интерес к данным настольным играм.

3) Презентация «Удивительные шашки и шахматы» (см. прил. 3)

Цель: Знакомить детей и их родителей с шахматами и шашками

Задачи:

—  Показать разнообразные наборы игр в шахматы и шашки

—  Расширять представления детей о разнообразных материалах, из которых изготавливали игры в древние времена и в современности.

—  Вызвать желание сделать свой набор игр в шахматы и в шашки дома.

—  Воспитывать эстетический вкус.

4) Презентация «Чемпионы по шахматам» (см. прил. 4)

Цель: Знакомить детей со знаменитыми людьми в шахматном мире.

Задачи:

* Познакомить детей с чемпионами мира по шахматам;

* Вызвать интерес к игре в шахматы;

* Воспитывать уважение к этим людям, желание стать похожими на чемпионов.

* Обогащать словарь детей новой терминологией.

 

5) Настольные игры в шашки и шахматы, варианты игр – игровая деятельность в вечернее время

Цель: Знакомить детей с разными играми в шашки и шахматы, правилами, учить играть в них.

6) Познавательные видеоуроки «Шишкин лес» о шахматах и шашках

Цель: Вызвать интерес к правилам игры в шашки и шахмат через познавательные детские передачи (см. прил. 5 - https://www.youtube.com/watch?v=vdrtY-Lj2xc; https://www.youtube.com/watch?v=Iz6YBykTkUU)

7) Составление загадок об этих играх (см. прил. 6)

Цель: Развивать мышление детей. Учить составлять загадки про игры в шахматы и шашки, фигуры.

8) Придумывание слоганов или рифмованных стихов о шахматах и шашках (см. прил. 6)

Цель: Развивать речевое творчество, уметь подбирать рифму к слову или фразе. Привлекать к речевому творчеству родителей детей.

- Я в шашки поиграл…

- Я на шахматной доске фигуры расставляю…

- Шахматы и шашки…

- Шашки, шахматы люблю…

- Скоро буду чемпион…

- Слон с ферзём вдвоём боролись…

- Как Каспаров будет он…

- Я в шахматы влюблён …

- Не спеши, когда играешь…

9) Работа с энциклопедиями, словарями, фразеологизмами

Цель: Обогащать словарь детей новыми словами, такими как:

«Шахматы», «шашки», «шахматист», «чемпион», «гроссмейстер», «рекордсмен», «титул» и другими. Помочь детям понять смысл фразеологизма «Ход конём» и другие.

2.Организацию развивающей среды для самостоятельной деятельности детей:

- Оформление уголка игр по шашкам и шахматам

- Информационные блоки «Правила игры в шашки», «Правила игры в шахматы»

- Лэпбук «Шахматы», «Шашки» (см. прил. 7)

- Выставка фабричных и самодельных игр «Шашки и шахматы»

3. Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами

- Поиск информации, иллюстраций и методического материала

- Информационная папка «Чемпионы по шахматам»

- Создание самодельных игр по шашкам и шахматам

- Игротека с родителями «Играем вместе в шашки и шахматы» (см. прил. 8)

- Анкета-отзыв для родителей по игротеке «Вместе играем с детьми в шашки и шахматы» (см. прил. 8)

4. Интеграцию образовательных областей

В данном проекте происходит интеграция всех образовательных областей. Социально-коммуникативное и физическое развитие происходит в совместных играх при выполнении правил игры, контроле и самоконтроле, умение правильно реагировать на проигрыш, радоваться за победу соперника, быть усидчивым и внимательным.

Речевое развитие происходит в процессе знакомства с терминологией игр, названием фигур. Дети учатся ориентироваться на шахматной доске, при этом используют слова «вперёд-назад», «вправо-влево», «по диагонали» и другие.

Происходит развитие познавательного интереса, интеллекта, усидчивости, всех психических процессов, необходимых детям при обучении в школе и в жизни.

Художественно-эстетическое развитие идёт через рассматривание самодельных и фабричных наборов игр, а также музейных коллекций и экспонатов, презентаций.

III этап – Заключительный

- Итоговый турнир по шашкам между подготовительными группами «Золотая шашка» (см. прил. 9);

- Выставка «Самодельные шахматы и шашки» (см. прил. 10);

- Итоговая беседа «Что мы узнали и что мы хотим ещё узнать о шашках и шахматах?» (см. прил. 11)

Итог проекта:

Предварительная беседа с детьми показала, что не все дети знали игры в шашки и шахматы, и не были знакомы с правилами. В конце проекта, ребята более активно отвечали на вопросы, давали более полные ответы. Вспомнили чемпионов по шахматам, знают правила игры.

У многих детей появился устойчивый интерес к играм в шашки и шахматы. Есть свои предпочтения, кому-то нравится играть в «Шашки», кому-то – в «Шахматы», кому-то в «Уголки». Большинство ребят в свободное время берут данные игры, находят себе партнёра и играют.

Большой интерес вызвал лэпбук «Шахматы», дети многократно возвращались к нему, чтобы прочитать об истории шахмат, посмотреть на чемпионов, расстановку фигур или правила хода. Для родителей лэпбук тоже представлял ценность. Поэтому появилась необходимость сделать ещё один лэпбук про шашки. И он не остался без внимания детей и взрослых.

У ребят возникло желание побеждать в играх в шашки и шахматы, когда дети познакомились с презентацией «Чемпионы по шахматам». Также подстёгивало детей к победе и большей тренировке, когда появились первые победы в играх с воспитателями или родителями. Многие пожелали участвовать в турнире по шашкам и усердно тренировались в группе и дома с родителями.

Родители стали активными участниками проекта. Совместно с родителям была поведена игротека. Родители с удовольствием познакомились с необычными музейными коллекциями шашек и шахмат через презентацию и поиграли с детьми в игры. Некоторые родители узнали про игры «Уголки», «Шестёрка», уточнили правила игры в «Русские шашки» и шахматы, и теперь играют с детьми дома.

Детям было ново то, что в качестве шашек можно использовать ракушки, пуговицы или камушки.

Оригинальные наборы шашек придумали и изготовили родители Лиды К., Вани Х., Сони К., Ярослава М. и Екатерина Николаевна. Шашки из фетра, ракушек, плитки пользуются большим спросом у ребят.

Ежедневно дети играют данными игровыми наборами, а также фабричными наборами. В группе проводим просмотр презентации, обучение правилам игры, знакомство с лэпбуком или просмотр познавательных мультфильмов, а затем проводился «игровой час», где дети с удовольствием играли друг с другом или с воспитателем в шашки, шахматы.

Итогом проекта стал Турнир по шашкам «Золотая шашка» между детьми трёх подготовительных групп. Участниками турнира стали 16 лучших, которых выбрали на отборочном туре среди сверстников группы. Все участники получили Дипломы об участии, победители Дипломы за 1,2,3 места и призы. Такие мероприятия помогают ребятам преодолеть себя, повышают самооценку, дают чувство уверенности в своих силах.

Судейскую коллегию составили воспитатели параллельных групп, специалисты и старший педагог. Лучшим игроком по шашкам из нашей группы стал Ярослав Ю., занявший 3 место. После окончания проекта нами был организован городской турнир «Золотая шашка», в котором принял участие Ярослав Ю., и занял 1 место среди ребят своего возраста.

Таким образом, проект помог воспитателям и детям найти общие интересы, расширить кругозор. Проект благотворно повлиял на детей, дал новый толчок к совместным играм, в которых участвуют и мальчики, и девочки.

Используемые источники:

1.Вераска Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений /Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

2.Волчек А.А. Шашечный практикум. Минск: Харвест, 2004.

3.Ю. Галицкая Русские шашки для дошкольников / Дошк. воспитание – 10/ 2018, 83 с.

4.Розе Т.В. Большой фразеологический словарь для детей. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. – 224 с., ил.

Использованные интернет ресурсы и видеоматериалы:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/
  2. https://www.google.ru/
  3. https://www.youtube.com/watch?v=vdrtY-Lj2xc
  4. https://www.youtube.com/watch?v=Iz6YBykTkUU

 

Приложение 1, 8, 10, 11

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 9

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР