Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7871269
Статья «Проектный метод в работе с дошкольниками»
Содержание - Дошкольное образование
21.11.2019 05:10

Попова Ольга Анатольевна, воспитатель МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 108» г. Сыктывкара. 
Статья предназначена воспитателям дошкольных образовательных учреждений. Автор раскрывает опыт применение метода проекта в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Приводятся примеры реализации разных видов проектов с описанием наиболее интересных форм работы с детьми и полученных результатов.


Статья «Проектный метод в работе с дошкольниками»

В дошкольных учреждениях ведется постоянная работа по выбору наиболее эффективных средств обучения и воспитания, одним из которых является метод проектов, позволяющий повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс (ФГОС дошкольного образования п.1.4; п.3.2.1.).

В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция образовательных областей на основе единого проекта). Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе деятельности. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.

В своей практике мы используем исследовательски - творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна; информационные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.); творческие проекты: оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна.

Хочу подробнее остановиться на исследовательски - творческом проекте «Город без пластиковых отходов». Перед детьми была поставлена специально созданная ситуация. Дети вместе с воспитателем наблюдали сезонные изменения в природе. В ходе наблюдения дети заметили разбросанный мусор: «Сколько мусора!». Дети предположили, что мусор подбросили жильцы соседних домов, так как «им некуда было выкинуть его». Сразу заметили, что мусор пластиковый, потому что «он шуршит». Такой мусор можно увидеть везде: «в парке», «около дома», «на дорогах», «на газоне», «возле магазина». Дети кинулись собирать мусор, но не знали, куда его деть. Предположения детей: «Выбросить обратно соседям», «Отнести в мусорный контейнер», «Пойдём и найдём пустой мусорный контейнер», «Ведь из мусора можно сделать поделки», «Отнести к своему дому». К единому мнению дети не пришли. В высказываниях прозвучали суждения: «Природу нельзя мусорить», «Природа погибнет», «Не будет кислорода, мы задохнемся и все умрем».

В группе ситуацию проанализировали еще раз и схематично изобразили возможные решения такой проблемы.

Было проведено анкетирование для родителей «Пластик в нашей жизни». Все родители высказали негативное отношение к загрязнению окружающей среды бытовыми отходами. 79% родителей отметили, что один из способов решения экологической проблемы является рациональное использование отходов. 4% родителей используют пластиковые отходы для оформления дачных участков, 2% - применяют в хозяйственных целях.

Из беседы с детьми «Что мы знаем о пластике?» выяснилось, что дети затрудняются в определении предметов из пластика, как можно использовать пластиковую бутылку, зачем сортируют мусор.

Из наблюдений за работой младшего воспитателя и дворника, экскурсий по соседним дворам, дети пришли к выводу, что сортировка – это основное требование для вторичной переработки. Значит, мамы и папы, а также дети должны складывать мусор не в один пакет, а сортировать.

В ходе реализации проекта мы проводили опыты и эксперименты с пластиком, родители проводили для детей творческие мастерские: «Чудесные превращения» (изготовление бус и браслетов из пластиковых пробок, колпачков от фломастеров), «Костюмы сказочных героев», плакаты для дома и подъезда «Сортируй мусор!», «Соблюдай чистоту!», «Вторая жизнь ненужных вещей» (домики, ромашки, улей, пчелы для прогулочной площадки). 

alt

Родители приняли активное участие к акции «Новинки из мусорной корзинки» (изготовление нестандартного физкультурного оборудования из пластика». Пособия получились безопасными, удобными в применении, универсальными, технологически простыми в изготовлении, эстетическими.В рамках акции «Крышечка добра» (было собрано 5-6 пятилитровых бутылок с пластмассовыми крышками для переработки).

Итогом проекта стала выставка детско-родительских творческих работ «Чудеса для людей из ненужных вещей» (поделки из бывшего в употреблении пластика).В группе был создан Музей игрушек из пластика, дети имели возможность увидеть большое количество предметов из пластика.

Ярким примером информационного проекта стал проект «Сыктывкар город, в котором я живу».Из бесед с родителями и детьми мы выяснили, что родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе.

alt

В ходе реализации проекта мы совершили многочисленные экскурсии к достопримечательностям города, посещали музей, составляли рассказы, оформляли выставку детского творчества «Достопримечательности г. Сыктывкара», читали стихи и рассказы.

Результатом проекта стало оформление информационного стенда «История города Сыктывкар», презентация альбомов «Мой любимый город». Благодаря этому проекту, у детей повысился интерес к истории, культуре, традициям и достопримечательностям родного города. 

Наши наблюдения за детьми побудили нас к созданию творческого проекта «Нестандартное физкультурное оборудование- своими руками». В процессе обсуждения рассказа «Как мальчик Андрюша стал похож на неуклюжего медвежонка» подвели детей к тому, что следует создать все необходимые условия для занятий физкультурой на улице и в группе,для этого можно придумать и сделать свои необычные спортивные предметы.

Итогом проекта стали презентации нового физкультурного оборудования, выставка работ с краткой аннотацией (стихи, рассказ, сказка и т. д.); рассказы детей на тему «Как мы с мамой (папой) изготавливали спортивное оборудование», а также спортивное развлечение «Здоровые дети в здоровой семье».

Дети активно стали использовать физкультурное оборудование, сами стали чаще осознанно организовывать игры, упражнения, проявлять творчество в игровых ситуациях.


 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР