Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7871212
Развитие информационно-социальной компетентности дошкольников 6-7 лет через реализацию проекта «Детский сад как медиа-площадка» (статья)
Содержание - Дошкольное образование
28.11.2019 07:36

Быкова Надежда Владимировна, заведующий; Ваврик Ирина Валентиновна, заместитель заведующего по ВМР МАДОУ ЦРР № 88 «Антошка» г. Северодвинска Архангельская область. 
В статье рассматривается актуальный вопрос развития информационно-социальной компетентности у дошкольников 6-7 лет через организацию проектной деятельности. Раскрыты основные направления реализации проекта, формы работы, описаны компоненты используемой технологии. Тема статьи представляет интерес для руководителей и педагогов дошкольных образовательных организаций.


Развитие информационно-социальной компетентности дошкольников 6-7 лет через реализацию проекта «Детский сад как медиа-площадка»

Компетентностно-ориентированный подход является приоритетным направлением современного образования и активно утверждается в педагогической науке и образовательной практике.

В Примерной основной образовательной программе дошкольного образования от 20.05.2015 года была обозначена новая для педагогической практики задача формирования у дошкольников информационно-социальной компетентности. Это определяет необходимость поиска путей, методов, форм работы с дошкольниками, способствующих развитию данной компетентности.

В рамках реализации указанного направления работы был разработан проект «Детский сад как медиа-площадка».

Проект направлен на формирование информационно-социальной компетентности дошкольников 6-7 лет, которая рассматривается как интегративное качество, позволяющее использовать различные источники для отбора, усвоения и переработки информации и применять полученные знания в процессе взаимодействия, эффективно встраиваясь в различные социальные отношения [2].

В процессе реализации проекта решается комплекс задач, связанных с формированием навыков исследовательской деятельности, развитием познавательных интересов, коммуникативной культуры, расширением кругозора, формированием опыта публичных выступлений и освоением начальных элементов риторики [1].

Проект имеет ряд особенностей. Формирование информационно-социальной компетентности компетентности осуществляется через исследовательскую деятельность, связанную с изучением и анализом информационного пространства с помощью разных источников (интервью, телевидение, книга и т.д.). Это – не традиционный для дошкольного образования формат взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста, но, как показала практика, имеющий мощный развивающий потенциал.

В ходе проекта дети включаются в создание информационного пространства, отражающего интересы, события жизни детей через использование информационных средств (видеорепортажи, детские газеты). В этом мы видим смысл личностного подхода к образованию дошкольников. Педагоги привыкли работать в поле – «должен знать», и редко учитывают детские интересы. Как показывает практика, категории «ребенок должен знать» и «ребенку интересно» часто не совпадают [3].

Дети совместно с педагогами, родителями снимают новостные и познавательные репортажи, видеоролики социального характера, представляют их детям из других групп, родителям (через социальную сеть, на родительских собраниях). Организуется выпуск групповых информационных газет.

Темы репортажей и выпусков газет определяются совместно педагогами, детьми и родителями каждой конкретной группы, исходя из интересов детей и групповых событий.

Принципы, заложенные в основу программы, отвечают современным тенденциям развития образования. Сегодня образование должно создавать условия, в которых ребенок осознает свою успешность, свои возможности, интересы. Поэтому один из ведущих принципов – принцип индивидуализации. В рамках программы каждый ребенок вносит свой вклад в создание продукта и  видит результат своей деятельности.

Принципы определяют условия реализации проекта. Проект реализуется в условиях совместной деятельности детей и взрослых. В данном случае взаимодействие выступает как развивающая инициатива взрослых. Приоритет в обучении отдается не простому усвоению знаний, у детей формируется позиция субъекта знания [4].

Проект реализуется через следующие направления работы:

1.Расширение кругозора детей. Развитие познавательных интересов.

2.Развитие умений по изучению информационного пространства.

3.Практическое освоение элементов риторики и средств коммуникации.

4.Развитие умений представлять информацию.

5.Создание видеорепортажа (разработка сценария, сьемка)

Реализация указанных направлений работы осуществляется с использованием различных форм работы – образовательные ситуации, речевые тренинги, тренинги по актерскому мастерству, занятия по ознакомлению с профессией журналиста, прогулки-интервью.

Технология работы включает в себя ряд компонентов, которые связаны между собой – создание проблемной ситуации (что мы хотели бы узнать о… или почему так происходит.. и т.д.), определение источников информации (где мы будем искать ответ на этот вопрос), сбор информации (совместно с родителями), обсуждение и составление информационного листа с символами, рисунками (вот что мы узнали), составление текста для репортажа, проведение тренингов, включающих в себя выполнение упражнений на развитие дикции, дыхания, выразительности речи, мимики, жестов, и съемка репортажа. На подготовку и съемку репортажа отводится месяц.

Так, в 2018 -2019 учебном году были сняты два новостных репортажа о жизни детей разных групп и тематические репортажи: «Они тоже имеют право на жизнь!» ( в защиту животных), «Подводники – гордость России!», «О встрече с главой города», «Мы – дети России!».

Все репортажи были показаны на канале городского телевидения.

Результаты проекта достаточно конкретны и связаны не только с развитием детей. В ходе реализации проекта создается видеотека детских репортажей, которые используются в образовательном процессе.

Формирование информационно-социальной компетентности является важной социально и психолого-педагогической проблемой.

Как показала практика, проект «Детский сад как медиа-площадка» способствует успешной социализации дошкольника, в также подготовке к успешному обучению в школе и к дальнейшей жизни.


Список использованных источников:

1.Дыбина О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников: пособие для воспитателей и учителей начальных классов: для работы с детьми 5-7 лет/ [Дыбина О.В. и др. ]. – Москва: Мозаика-Синтез,2010.

2.Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М.: исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов,2004.

3.Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, интсрументарий. Учеьно-методическое пособие. – М.: АПКиПРО,2003.

4.Компетентностно-ориентированный подход в образовании детей: сборник материалов международной научно-практической конференции (заочной), 2-17 ноября 2010 года:[в 2 ч /редкол.: Дыбина О.В., д.п.н., проф. ]. – Тольятти:ТГУ,2010.

 

 

 


 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР