Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7871224
Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей дошкольного возраста
Содержание - Дошкольное образование
03.12.2019 07:20

Васильева Светлана Сергеевна, музыкальный руководитель МАДОУ «ЦРР-Детский сад № 19» г. Сыктывкар. 

Современное общество столкнулось с проблемами нарушения речи и мелкой моторики. Современные дети не завязывают шнурки, не застёгивают пуговицы, избавлены от ежедневных, элементарных тренировок своих пальчиков. Таким образом простые, повседневные манипуляции развивали мелкую моторику рук. Выполнение мелких движений пальцами рук развивает речь и мелкую моторику.

 


 

Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей дошкольного возраста

Опыт работы.

Современное общество столкнулось с проблемами нарушения речи и мелкой моторики. Современные дети не завязывают шнурки, не застёгивают пуговицы, избавлены от ежедневных, элементарных тренировок своих пальчиков. Таким образом простые, повседневные манипуляции развивали мелкую моторику рук. Выполнение мелких движений пальцами рук развивает речь и мелкую моторику.

Актуальность использования пальчиковых игр в музыкальном воспитании дошкольников вызвана тем, что они играют очень важную роль в общем развитии ребёнка.

Почему с музыкой лучше?

Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря её непосредственному комплексному воздействию на человека. В ходе пальчиковых упражнений, музыка оказывает влияние на повышение качества выполнения движения: улучшаются выразительность, ритмичность движений, их четкость, координация, плавность, слитность, переключаемость.

Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения во времени, в соответствии в различным ритмическим рисунком музыкального произведения.

Благодаря музыке или пению, можно регулировать скорость выполнения упражнения, а также акцентирование сильных долей. Начинают их выполнять в медленном темпе, затем постепенно темп музыки увеличивается, и соответственно ускоряется темп выполнения упражнения. Очень хорошо, если при этом вы еще и поете. Упражнения выполняются сначала каждой рукой отдельно, затем одновременно двумя руками.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком:

В пальчиковые игры можно и нужно играть с ребенком уже с самого раннего возраста, постепенно усложняя речевой и двигательный материал игр, переходя от крупных движений кисти руки к более мелким и изолированным движениям пальцев, обращая внимание на четкость и интонационную выразительность речи, ее ритмичность, согласованность с движением и музыкальным сопровождением.

Музыкальные пальчиковые игры привлекательны тем, что по сути это коротенькие песенки, которые быстро запоминаются своей простотой, напевностью, определенной ритмичностью, возможностью двигаться. Художественный образ находится в тесной связи со стихотворным текстом и ритмическими движениями, что вызывает у детей высокую эмоциональную отзывчивость. При этом использование музыкальных пальчиковых игр на музыкальных занятиях и вне занятий развивает музыкальные способности ребёнка: слух, музыкальную память, вокальные данные, ритм, а также знакомит детей с элементарной теорией музыки и создаёт для ребенка благоприятную атмосферу для занятия. Постоянное применение пальчиковых игр помогает укреплению мышц кистей рук, что способствует в игре на музыкальных инструментах.

Ценность пальчиковых игр в том, что они не только доступны детскому пониманию, но и в то же время вызывают яркие положительные эмоции. Пальчиковые игры подбираются с учётом детских возрастных особенностей. Материал осваивается детьми постепенно на музыкальных занятиях и закрепляется в группах, используются в самостоятельной деятельности. Это даёт прекрасный эффект в развитии детей и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях.

Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. При выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления. Если ребёнок на высоком уровне владеет мелкой моторикой, то у него развита память, внимание, связная речь, как правило, умеет логически мыслить. Имеет тот багаж развитых умений, так необходимых для подготовки к школе.

Пальчиковые игры незаменимы в воспитании дошкольников. Для общего развития ребенка они играют очень важную роль. Пальчиковые игры с текстом направлены на развитие координации движений пальцев и кисти руки, учат соотносить движения с содержанием текста игровой гимнастики. Активное использование пальчиковых игр укрепляет мышцы кисти руки, что, в дальнейшем помогает в рисовании, в письме, способствует расслаблению на занятии, служит отличным способом для отдыха ребенка. Малыши с помощью пальчиковых игр узнают счет, каждая пальчиковая игра расширяет познания об окружающем мире, так как несет в себе новую информацию. пальчиковые игры с текстом направлены на развитие координации движений пальцев и кисти руки, учат соотносить движения с содержанием подушек, стихов. Использование обеих рук помогает лучше представить и осознать понятия высоко и низко, вверху и внизу, справа и слева. Малыши с трудом проговаривают текст пальчиковых игр, но с удовольствием выполняют движения по показу взрослого. При разучивании пальчиковых игр развивается речь, детская память, выразительность, расширятся кругозор, творческое мышление, эмоциональную и интонационную выразительность, воображение, ритмическое чувство. У детей просыпается интерес к театральной деятельности. Многие пальчиковые игры позволяют учить детей использовать выразительные движения (мимику, жесты), различать эмоции (радость, огорчение, страх, удивление и др.), разыгрывать различные модели поведения персонажей с разными чертами характера, что в свою очередь является элементами психогимнастики.

Персонажи и образы многих пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, мальчик с пальчик и обезьянки, дерево и птица, солнышко и дождик, нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Тексты помогают детям лучше представить и выразительнее передать в движениях смысл услышанного. А также рифмованные тексты способствуют развитию речи и совершенствуют произношение детей.

Несмотря на простоту, пальчиковые игры несут в себе огромную педагогическую воспитательную ценность. Издавна Пальчиковые игры использовались «народной» педагогикой в воспитании детей. В пальчиковых играх, которые известны всем: «Сорока – Белобока», «Ладушки», «Коза - рогатая» и другие, дети подражают словам и действиям взрослых. Современные авторы значительно расширили бесценный музыкальный запас и позволяют использовать огромное количество музыкальных пальчиковых игр. Пальчиковые игры интересны как младшим дошкольникам, так и старшим. Пальчиковые игры фольклорного характера также полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они увлекательны, содержательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Если говорить о возрастных потребностях, то в возрасте 5–7 лет ребёнку интересно показывать не отдельные картинки (зайчик шевелит ушами, волк крадётся, птичка летит), а целые сюжеты. С детьми младшего дошкольного возраста нужно предварительно «порепетировать», то есть проработать пальчиками все движения. Например, попросить ребёнка изобразить птицу, скрестив ладони перед собой или показать густой лес, подняв руки вверх, приложить указательные пальцы к голове, изображая козлёнка и т. д. Движения нужно уточнять и разнообразить. Но в начале ребёнку лучше пройти весь «путь» потешки в картинках, изобразив его пальчиками. Играя с детьми, можно подобрать музыкальное сопровождение для того или иного движения или героя: лёгкую мелодию для полёта птички, весёлый марш для ходьбы пальчиками, тревожную для крадущегося зверя и т.д.

Например, для I младшей группы могут проводится такие музыкальные пальчиковые игры, как :

“Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку,

А для милой мамочки

Испеку два пряничка…” (импровизация таких игр нравится детям).

«Цап-царап»

Музыка С. Гаврилова, слова Р. Алдонина

У котёнка лапки (Гладят поочередно каждую ручку)

Мягкие подушки А внутри- царапки, (Шевелят пальчиками)

Острые игрушки

Цап, цап, цап-царап (Поочередно руками «царапают» перед собой)

«Вот как пальчики гуляют»

Слова Г.Вихаревой, обработка мелодии Раухвергера

Вот как пальчики гуляют, (По раскрытой ладошке «шагают»

Пальчик, пальчик догоняет. указательный и средний пальчики).

Будут пальчики гулять,

По ладошечке шагать!

Проигрыш (темп быстрый) (Пальчики «бегут»)

Пальчики теперь попляшут, (Подняв обе ладошки на уровень глаз

Веселее пусть попляшут быстро перебирают пальчиками «пляшут»)

Будут пальчики плясать,

Ну, а после отдыхать (Положить ладошки на колени)

Список литературы:

  • Агапова И.А., Давыдова М.А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009; Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Наши пальчики играют». – СПб.: «Паритет», 2003;
  • Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Невская нота», 2010;
  • Маханёва М.Д., Рещикова С.В. «Игровые занятия с детьми от одного до трёх лет». -М.: Творческий центр Сфера, 2009. Методический журнал «Музыкальный руководитель» №1 -2006;
  • Малыгина О. Е., Глухова Н. С., Юхнева С. Н., Базилевская Н. П., Чумакова А. С. Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием пальчиковых игр // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №3. — С. 34-37.
 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР