Сообщение из опыта работы. Организация образовательной работы по реализации проекта «Михаил Васильевич Нестеров – глазами уфимских детей». |
Содержание - Дошкольное образование |
09.12.2019 10:54 |
Саетгареева Гульнара Фларитовна, воспитатель МАДОУ Д/с № 11 городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Сообщение опыта работы. Организация образовательной работы по реализации проекта «Михаил Васильевич Нестеров – глазами уфимских детей». Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования - потеря живости, притягательности процесса познания. В наше время родители детям дают недостаточный объем знаний о профессии художника, значимости его деятельности для общества, индивидуальной манерой передачи образа; т.к. считают, что интерес к живописи можно заменить просмотром телевизора и различными компьютерными играми. Приобщение к живописи – одна из основных задач художественно - эстетического воспитания ребенка. Живопись совершенствует ум ребенка и помогает познать окружающий мир. Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому необходимо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки, с помощью которых художник создает образ. В литературе - это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве линии и краски, в музыке – звуки, в танце – движения. Каждый вид искусства уникален, но они тесно связаны между собой. Поэтому, когда мы знакомим ребенка с каким-либо видом творческой деятельности, это положительно влияет на освоение им другой творческой деятельности, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции. Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является Нестеров Михаил Васильевич. Дух картин идеально передан поэтическим языком. Повествование спокойное, философское, глубокое всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребенка. Рано или поздно художник становится другом каждому интересующемуся человеку, и задача взрослых познакомить с ним ребенка как можно раньше и сделать его картины частью внутреннего мира растущего человека. Изучив методическую литературу и познакомившись с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, мы убедились в эффективности использования «метода проектов» в обучении и воспитании детей дошкольного возраста и приступили к разработке собственного проекта «Нестеров Михаил Васильевич - детям», который явился одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. В проекте мы объединили содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открылись большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Педагогический проект «Нестеров Михаил Васильевич - детям» объединил всех участников образовательных отношений: педагогов (воспитателей, старшего воспитателя, музыкального руководителя, ПДО), родителей воспитанников. Проект «Нестеров Михаил Васильевич - детям»направлен на приобщение дошкольников к творчеству этого великого художника, повышение культуры детей, родителей и воспитателей. Он рассматривает не только доступ к культурному наследию художника, но и расширяет представления участников проекта об историческом прошлом, национально-культурных традициях, учит замечать красоту родной природы. Продумывая перспективу работы над проектом, мы выделили три этапа. На первом, организационном этапе проектной деятельности был проведен опрос родителей «Выявить уровень у родителей степень приобщения детей к произведению искусства в семье», в результате которого мы отметили, что мало кто из родителей рассказывают детям дома о художниках, об их профессии, о творческих работах. Опрос показала, что из 100 процентов 80% родителей часто говорят с детьми на эту тему, остальные редко, когда спрашивают дети, следует отметить, что только 5% указывает на отсутствие времени на рассказы своему ребенку. Родители осознают, что они ответственны за духовное развитие детей, все хотят, чтобы их дети стали умными, образованными, эрудированными людьми. Так же на этом этапе был организован «Круглый стол», где участники проекта (старший воспитатель Тагирова З.А., воспитатели Саетгареева Г.Ф., Костина А.А., музыкальный руководитель Кадргулова А.Я.) обсудили цели и задачи проекта, отобрали необходимые формы и методы работы с детьми, родителями. Изучая психолого - педагогическую, методическую литературу, учитывая мнения специалистов, нами было составлено планирование, было решено оформить развивающую предметно-пространственную среду для детей и ознакомить родителей с результатами анкетирования, с задачами дальнейшей совместной работы. Предварительная работа предполагала оформление информационного уголка группы с целью просвещения родителей по вопросам ознакомления детей с художественными произведениями искусства и проведение акции «Подари картину детскому саду», что позволило нам не только пополнить коллекцию группы картинами, но и отобрать необходимые для работы с детьми. Одновременно мы задались вопросом, а как же заинтересовать самих детей, вызвать их активность? И тогда пришла следующая идея: Рассказав детям «историю» Незнайки и Карандашкина (рисование портретов, обида человечков на Незнайку), в диалоге подвили детей к пониманию необходимости обучения. Уточнили их представление о творческой профессии. Около книжного уголка, мы расставили много картин Нестерова М.В.. Дети заинтересовались появлением картинной галереи. Рассматривая картины, они выделили одну из них, отметив, что на ней три пожилых человека в необычной одежде. У них возникли вопросы: «Где это происходит?», «Кто их нарисовал?». К кому обратится за помощью, чтобы узнать о чудо – картинах и где найти информацию о них? Таким образом, на данном этапе мы вызвали у детей познавательный интерес, внимание, наблюдательность, и стремлением к совместной деятельности. На втором этапе осуществлялась реализация основных видов деятельности по проекту. Особо значимым событием для детей стало посещение музея, где они ознакомились с картинами, с ее залами. Сотрудники музея провели экскурсию по музею. Детям очень понравилось! Многие из них после экскурсии просили родителей еще раз сходить в картинную галерею. В дальнейшем дети познакомились с биографией Нестерова М. В.. Дети проявили большой интерес. Их заинтересовало, как жил и творил художник. Дети задавали много вопросов относительно рассказа о жизни Нестерова М.В. Дома дети стали рассказывать родителям о том, что в группе их познакомили с великим художником Нестеровым М. В. с его картинами. Родительница Кудряшова З. Ф. подошла к нам с вопросом о том, как называются произведения художества, которые показывали детям. Рассказала, как ребенок с восторгом описывал содержание картин. С помощью родителей мы организовали в группе картинную галерею-выставку «Все о Нестерове», в которую вошли различные книги и картины художника. В ходе реализации проекта мы столкнулись с такой проблемой, как недостаточный уровень знания детей об истории, о художниках России, о писателях и поэтах Золотого века, выдающихся личностях, прославивших Россию. Для систематизации знаний детей были проведены различные виды образовательной деятельности, которые нам помогли расширить знания о художниках не только России, но и родного города Уфы. Тематические занятия: - занятия, посвященные жизнедеятельности М.В. Нестерова; - ознакомление с картинами художника; - «М.В. Нестерова – великий художник»; - «Знакомство с творчеством М.В. Нестерова» В ходе режимных моментов проходили: - утренние 5-минутки «Рассказ о картинах Нестерова М.В.», где мы совместно с детьми обсуждали произведения, делились впечатлениями. Особенно детям полюбилась картина «Три старца», полная добра и умиротворения. Некоторые эпизоды дети слушали с особой увлеченностью и вниманием, затаив дыхание. - беседы-рассуждения с детьми по произведениям М.В. Нестерова, в ходе которых мы обращали внимание детей на то, как красочно выразил в картинах Нестеров свое отношение к людям, окружающему миру, поведению героев. - рассматривание картин М.В. Нестерова. - беседы о достопримечательностях нашего города, в ходе которых дети узнали, что в честь Михаила Нестерова в Уфе назван музей, воздвигнут памятник. Дети настолько увлеклись информацией, что очень захотели прогуляться по этим местам. Многие впоследствии с родителями посетили памятные места, названные в честь писателя, после экскурсии делились впечатлениями об увиденном. Наиболее продуктивной деятельностью для детей в ходе проекта стали мероприятия по художественно-эстетическому развитию: - Рисование картины М.В. Нестерова «На горах»; - конкурс на лучший рисунок и др.; - самостоятельная деятельность в изобразительном уголке «Раскрашивание барышни» Нами в группе был организован конкурс на лучший рисунок по замыслу. Так же наши воспитанники приняли участие в конкурсе художников среди групп ДОУ. Для активизации совместного творчества родителей и детей нами была предложена совместная деятельность детей и родителей: - изготовление атрибутов, костюмов к ролевым играм «Я художник»; Таким образом, наша картинная галерея пополнилась «картинами» художника. Родители с удовольствием посетили родительское собрание на тему «Художественно-эстетическое развитие дошкольников, как необходимое условие успешного личностного развития», приняли участие в издании стенгазеты «Художники – детям». Для воспитателей ДОУ была составлена консультация по теме «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста». Так же нами были изготовлены памятки «Для чего нужно развивать художественные способности детей». На третьем - заключительном этапе были подведены результаты проектной деятельности. Итогом работы по теме педагогического проекта стало итоговое занятие по теме проекта «Путешествие по произведениям М.В. Нестерова». Для развития связной речи, познавательного интереса, через использование художественных произведений Нестерова. В результате данный проект позволил получить и пополнить знания о жизни и творчестве художника М.В. Нестерова. У детей возрос интерес к произведениям художества. Проявились творческие способности у детей и родителей в разных видах деятельности. Повысилась собственная компетентность в области знаний творчества М.В. Нестерова, а также систематизировался материал по работе с детьми. В группе пополнилась развивающая предметно-пространственная среда. Как показала практика, метод проектов очень актуален и эффективен. Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности (рисование, лепка, песенное исполнение или творчество). |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».