Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7419298
Статья «Организация экспериментальной деятельности с дошкольниками с задержкой психического развития»
Содержание - Дошкольное образование
11.12.2019 08:31

Корноухова Надежда Алексеевна, Мельникова Ольга Михайловна - воспитатели группы компенсирующей направленности МКДОУ №1 «Ромашка» г. Мирный, Архангельская область. 
Статья об организации экспериментальной деятельности с дошкольниками с ЗПР. Предназначена педагогам, работающим с дошкольниками данной категории.

 



Организация экспериментальной деятельности с дошкольниками 
с задержкой психического развития

Ребенок дошкольного возраста – любознательная, думающая, наблюдающая личность. Познавая мир, он делает множество открытий. Экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития дошкольников. Любой ребенок вовлечен в нее постоянно: он рвет бумагу, разбирает игрушки, играет с песком, водой и снегом.

Задача педагога – помочь дошкольнику в проведении исследований, сделать их полезными и безопасными для ребенка и его окружения.

В современной образовательной практике значение самостоятельной исследовательской деятельности ребенка недооценивается. Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем важным. А он сам хотел бы исследовать практически все.

Поисково - исследовательская деятельность предполагает следующее:

1. ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;

2. предлагает возможные решения;

3. проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

4. делает выводы в соответствии с результатами проверки;

5. применяет выводы к новым данным;

6. делает обобщения.

Это подход в работе с дошкольниками, которые развиваются соответственно возрастной норме.

Мы работаем с детьми с задержкой психического развития. Данная категория детей имеет особенности, которые нужно учитывать в работе. А именно: нарушения всех психических процессов (восприятия, памяти, внимания), недостаточная гибкость мышления. В целом решение соответствующих возрасту мыслительных задач на наглядно-практическом уровне для них доступно, однако, дети могут затрудняться в объяснении причинно-следственных связей. Кроме того, у детей с ЗПР наблюдается низкая работоспособность, быстрая утомляемость, склонность к стереотипным решениям, использование неадекватных способов действия.

В связи с этим можно говорить о специфике организации экспериментирования с детьми с ЗПР. Подготовка и проведение опытов будет отличаться от таковых в общеобразовательных группах детского сада (простые эксперименты, меньшая самостоятельность детей, соблюдение четкой последовательности действий и пр.)

Н. Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.

Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как её полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй вид ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает результаты, которые были заранее определены взрослым.

Учитывая особенности детей с ЗПР, их зону ближайшего развития, в основном, мы используем второй вид поисковой деятельности.

При проведении экспериментально-исследовательской работы необходимо выделять следующие этапы:

1. определение и постановка проблемы;

2. поиск и предложение возможных вариантов решения;

3. непосредственное проведение эксперимента;

4. обобщение полученных данных;

5. вывод.

Примерная структура игры-эксперимента:

1. Постановка исследовательской задачи, желательно в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности.

4. Уточнение плана исследования.

5. Выбор оборудования.

6. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты деятельности.

7. Анализ и обобщение полученных детьми результатов эксперимента.

В чем заключается роль взрослого в этом процессе? Не только в том, чтобы показать способ действия или руководить действиями ребенка, но и в том, чтобы стимулировать его интерес к предметам, пробуждать любознательность и познавательную активность. Исполнение этой роли предполагает показ специальных интригующих, загадочных объектов, обладающих скрытыми свойствами. Возможность оперировать ими, открывать их новые свойства, стимулирует, в свою очередь, самостоятельную поисковую активность.

Объекты, стимулирующие познавательную активность, должны обладать следующими свойствами:

Во-первых, быть новыми и неопределенными. Незнакомые и неопределенные предметы вызывают у ребенка любознательность и являются мотивационной основной познавательной активности. Любознательность такого рода может быть не связана с решением практической задачи, или же может быть направлена на решение какой-либо конкретной задачи, требующее разнообразия используемых познавательных действий.

Во-вторых, такие объекты должны быть достаточно сложными. Чем более сложную и загадочную игрушку предлагают ребенку, тем больше вероятность того, что она вызовет различные исследовательские действия.

Однако, необходим оптимальный уровень сложности объекта: как слишком простые, так и слишком сложные объекты способствуют быстрому угасанию познавательной активности. Необходим такой уровень сложности, который требует определенных усилий, таких, которые дают ясный и понятный для ребенка эффект.

Третий признак объекта, вызывающий познавательную активность ребенка, противоречивость, конфликтность предмета. Понятные и знакомые признаки должны сочетаться с новыми и неожиданными.

О чем должен помнить педагог, организуя экспериментальную деятельность детей?

Надо избегать отрицательной оценки детских идей. Использовать недирективные методы, основанные на уважении к ребенку, на принятии его как отдельной самостоятельной личности, имеющей право на собственное мнение и свой взгляд на жизнь.

Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.

Воспитывать веру ребенка в свои силы.

Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.

Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.

Подводить итоги эксперимента.

При правильной организации процесса экспериментирования, от характера стимулирования познавательной активности детей со стороны взрослого, возможно преодоление задержки психического развитии. В ходе такой деятельности у ребенка постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

Экспериментально-исследовательская деятельность позволяет формировать не только мыслительные операции, но и сопровождать их речью, т. е. включать речевое сопровождение в предметно-практическую деятельность. Ребенок воспроизводит в речи все увиденное, обнаруживает закономерности, делает выводы. Это позволяет повысить уровень усвоения материала, облегчает его использование на практике, повышает самооценку ребенка, развивает его коммуникативно-речевые умения, соответственно, позволяет ребенку с ЗПР стать более самостоятельным.

Благодаря экспериментально-исследовательской деятельности осуществляется качественное сенсорное развитие детей с ЗПР, стимулирующее их к активному познанию окружающего мира.

Поэтому важно включать экспериментирование в различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что экспериментально-исследовательская деятельность ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования познавательной деятельности, который реально запускает механизм саморазвития ребенка.

«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать - и я пойму». (Конфуций)

 

Список использованной литературы:

Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. Пособие к спецкурсу для высших педагогических заведений. М, Арена, 2004.

Поддъяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников. Вопросы психологии, 1998 - №5.

Поддъяков Н.Н. Творчество и самообразование детей дошкольного возраста. Волгоград, Перемена, 1995.

Прохорова Л.Н., Балакшина Т.А. Детское экспериментирование – путь познания окружающего мира. Владимир, ВОИУУ, 2001.

Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игры – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста. Дошкольная педагогика, 2001 - №1



 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР