Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7385305
Педагогический опыт на тему: «Использование игровых модулей в процессе коррекции речи у дошкольников».
Содержание - Дошкольное образование
11.12.2019 10:33

Останина Альбина Мунировна, учитель-логопед МАДОУ Д/с №11 городского округа город Уфа Республики Башкортостан. 
Сообщение из опыта работы в старших и подготовительной группах. Цель: повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у воспитанников дошкольного возраста средствами использования многофункциональных речевых модулей.

 


 

Педагогический опыт на тему: «Использование игровых модулей в процессе коррекции речи у дошкольников».

Актуальность и проблемы педагогической деятельности.

В современных социально – экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями. Острой проблемой для ДО, реализующих основные общеобразовательные программы, становится увеличение количества детей, имеющих трудности освоения общеобразовательных программ и детей с речевыми нарушениями. В рамках введения ФГОС ДО приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и игровых.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Однако в последнее десятилетие произошли большие изменения в образовательных структурах. Наблюдаются два взаимосвязанных процесса:

- усложнение научно-технического прогресса. Появилось больше компьютеров, мобильных телефонов, планшетов, телевизоров и других гаджетов, стал доступным Интернет. Соответственно это изменило и формы общения, хотя потребности в общении сохранились на том же уровне. Все меньше дети разговаривают и играют во дворе, в компаниях, больше взаимодействуют с компьютером, общаются через Интернет. Меньше разговаривают, глядя на человека, глаза в глаза, больше по телефону. Меньше общения посредством звука и больше посредством буквы;

- усложнение дефектов речи. Характер, глубина, количество и структура дефектов речи изменились. Во– первых, если раньше был нарушен один звук, то сейчас, как правило, не одна группа. Во- вторых, усложнились дефекты в самой структуре речи. Нарушены не только звуки, фонетико-фонематическое различение звуков, но и грамматика, и связная речь. Помимо всего этого, дети с речевыми проблемами имеют психологические особенности: 

-     дефицит внимания;

-     низкий уровень развития самоконтроля;

-     низкий уровень познавательной активности;

-     быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность;

-     особенности зрительно-пространственного восприятия;

-     низкий уровень мотивации к обучению.

ФГОС ДО подчеркивает, что «интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды». Развитие ребенка во всех его проявлениях неразрывно связано с речью. Следовательно, при наличии у ребёнка нарушений речи ему необходимо своевременно оказать помощь, предупредить негативизм, дать возможность освоить программу.

Но как это сделать, как помочь ребенку, чтобы не навредить, чтобы ребенку было интересно, занимательно? В настоящее время в продаже имеется большое количество пособий для автоматизации поставленных звуков в словах, словосочетаниях, предложениях и так до свободной речи, т.к. основная масса логопатов проходит этап автоматизации поставленных звуков изолированно и в слогах быстро и незаметно.

Работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и процессу обучения в целом. Чтобы решить эту задачу и превратить однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звука в интересную игру, приходиться придумывать разнообразные способы, чтобы заинтересовать ребёнка игровыми сюжетами, моментами, приёмами, и желательно каждый раз новыми.

Цель работы: создание и обеспечение необходимых условий для развития правильного звукопроизношения с использованием игровых модулей в коррекционно-речевом процессе.

Задачи:

Опыт работы является комплексным, и включает в себя следующие направления работы:

  • развитие фонетико-фонематической стороны речи;
  • развитие лексико-грамматической стороны речи;
  • развитие связной речи;
  • обучение детей грамоте.
  • содержит подобранные по степени возрастающей сложности упражнения для развития общей, артикуляционной и мелкой моторики, речевого дыхания, голоса, произношения.

Опираясь на научные и психологические теории по логопедии отмечается специфика игровой деятельности у детей с нарушениями речи, разрабатываются научно-методические аспекты применения игры как коррекционного средства (Г.В. Косова, Р.Г. Лазарева, С.А. Миронова, В.И. Селиверстов, Л.Н. Усачева, Т.Е. Филичева и др.). Однако в публикациях остаются недостаточно раскрытыми возможности и целесообразность использования разных видов игр и элементов игры на разных этапах логопедической работы с детьми, имеющими те или иные речевые нарушения. Многим отечественным методистами и педагогами: Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А.П. Усовой отмечается, что игра – один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Как отмечает Ткаченко Т.А. "Коррекционный процесс требует длительныхупражнений с много кратным повторений. Он не прост для детей - они ещёочень малы. Поэтому старайтесь разнообразить занятия, внести в нихэлементы игры. Это облегчит малышам работу, сделает занятия менееутомительными и более привлекательными". В работе целесообразноиспользовать методики и технологии следующих авторов: Левина Р.Е.«Воспитание правильной речи у детей»; Максаков А.И., Туманова Г.А.«Учите, играя»; Рождественская В.И., Радина Е.И. «Воспитание правильнойречи»; Селиверстов В.И. «Игры в логопедической работе с детьми»;Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения», ХватцевМ. Е. «Логопедия: работа с дошкольниками»; Швайко Г.С. «Игры и игровыеупражнения для развития речи» и др.

Новоселова С.Л. рекомендует использовать условный, крупный, средообразующий материал для организации обобщенной предметно-игровой среды, которую автор называет, система "Модуль-игра".

- Что же такое игровые модули?

В научной литературе выделяется довольно широкий спектр требований, которым должна отвечать развивающая предметно-пространственная среда на современном этапе. Среди них такие, как гибкость, трансформируемость и другие. Эти задачи нам помогают решить разработанные нами игровые модули «Логопедические помощники».

Исходя из общих требований к организации предметно-развивающей среды, мы убедились в том, что детям необходимы такие игрушки, с которыми они могли бы играть очень долго, открывая в них все новые и новые возможности, которые побуждали бы детей к творческому отражению действительности, рождали бы у них познавательные интересы, инициативность их деятельности и с служили бы эффективным средством для коррекции речи детей. Таким образом, возникла необходимость создания такого универсального маркера игрового пространства с максимальной условностью, который бы соответствовал шести основным параметрам, заявленным в ФГОС ДО: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность. И, следовательно, положительным образом был бы использован в решении коррекции и развития речевых навыков детей и социальной адаптации на основе специальных, наиболее подходящих для этих детей игровых методов.

Новизной моего опыта «Использование игровых модулей в процессе коррекции речи у детей» является то, что она имеет инновационный характер. Модули объединены в единый раздел под названием "Логопедические помощники" с методическими рекомендациями в виде мини-сборника. Они являются авторскими и направлены на благоприятное и успешное использование в коррекционной работе с детьми.

Ожидаемые результаты.

Повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, преодоление проблем, связанных с нарушением речи у детей, а также, предупреждение речевых расстройств с помощью игровых технологий.

Ведущая педагогическая идея.

Применение игровых модулей по формированию правильного звукопроизношения в индивидуальной и подгрупповой работе является эффективным коррекционным средством. Одновременно использование игровых модулей способствует повышению познавательной мотивации детей, умению планировать, контролировать и оценивать учебные действия, работать в группе, вести диалог с взрослыми и другими детьми, отстаивать свое мнение.

Практическая значимость нашего опыта заключается в том, что систематизированный материал, основанный на использовании различных игровых модулей, влияющих на формирование правильного звукопроизношения, может представлять интерес для учителей - логопедов, воспитателей, работающих с детьми дошкольного возраста имеющих речевые нарушения и их родителей в процессе совместной деятельности.

Идея мастер-класса – демонстрация возможностей игровых модулей при коррекции специфических нарушений речи. Содержание работы раскрывает знакомство с разноплановым авторским материалом.

Опыт работы состоит в том, дидактические пособия разработаны для реализации в условиях детского сада общеразвивающего вида и призвана помочь детям преодолеть фонетическое и фонематическое недоразвитие и успешно осваивать основную образовательную программу, возможность использования педагогического опыта в системе образования города.

Представление опыта по теме

«Использование игровых модулей в процессе коррекции речи у детей»

Пути реализации идеи: разработка наглядного материала, пособий, дидактических игр, игровых упражнений по развитию правильного звукопроизношения; разработка конспектов занятий по работе с детьми с речевыми нарушениями притесном взаимодействии с педагогами; работа сродителями.

Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятиях делает познавательный процесс полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями, столь важными для ребенка – дошкольника. С помощью развлекательных моментов с игровыми модулями поддерживается стойкий интерес к занятиям, желание узнать новое и усваивать знания и умение.

«Логопедические помощники» представлены следующими игровыми модулями:

I. Игровой модуль «Игрушки-говорушки»

(«Веселая команда», Логопедические куклы «Тима» и «Тома»).

С помощью кукол возможно развитие у детей слухоречевой памяти, включение в коррекционную работу одновременно и зрительного, и слухового анализаторов, формирование орального праксиса, кинетических и кинестетических представлений, нахождение правильного положения языка в ротовой полости, создание динамического зрительного образа артикуляционных укладов, фиксация четкости или плавности движений.

С целью улучшения функционирования у логопатов мышц речедвигательного аппарата логопед совместно с функциональной игрушкой, может проводить упражнения артикуляционной гимнастики (как в быстром, так и замедленном темпе), улучшая, таким образом, качество и эффективность их выполнения.

Использование функциональной игрушки в виде логопедических кукол помогает соотнести освоенный звук с определенными движениями языка и зафиксировать его как в зрительном, так и моторном звене, ускоряет темпы подготовки речедвигательного аппарата детей к постановке звуков, облегчает сам процесс постановки и автоматизации язычных звуков.

Кукла может стать как участником тематического ролевого диалога, так и просто добрым помощником в проведении занятий. При этом она хвалит, помогает, жалеет, поддерживает, предлагает, провоцирует, исправляет, критикует, делает ошибки, шутит, смеется, удивляется, учится вместе с ребенком. Дети общаются с куклой «на равных». Для каждой ситуации используется своя техника.

При помощи данного пособия можно проводить как целые занятия, так и отдельные фрагменты: например, ввести только для проведения артикуляционной гимнастики или динамической паузы, для того, чтобы дать задание.

Использование функциональной игрушки в виде логопедической куклы помогает соотнести освоенный звук с определенными движениями языка и зафиксировать его как в зрительном, так и моторном звене, ускоряет темпы подготовки речедвигательного аппарата детей с нарушениями речи к постановке звуков, облегчает сам процесс постановки и автоматизации язычных звуков.

Данное пособие возможно использовать как организационный момент для образовательной деятельности. Его цель – собрать детей, настроить и подвести их теме и цели занятия. Сюда включаются упражнения на внимание, развитие памяти, закрепляется материал прошлого занятия, применение материла по лексическим темам, обучению грамоте, готовит детей к восприятию нового и интересного.

II. Игровой модуль «Мягкие Книжки»

(«Уроки грамоты», «Эмоции», «Кукольный дом»).

Дидактический материал в книге можно дополнять персонажами, тем самым расширять познавательный интерес. На каждой станице книги есть несколько вариантов игр и упражнений.

Дети легко могут самостоятельно играть этим пособием: рассматривать, щупать, манипулировать персонажами, сочинять новые истории, сказки и игры, помещая своих героев на других страничках. Такая необычная подача материала привлекает внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой книге, чтобы полистать - поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал. Работать с пособием легко и удобно, оно мягкое, безопасное, «подвижное», и сразу несколько детей могут с ним играть одновременно. В любое удобное время ребенок просто открывает и с радостью повторяет пройденное, играет рассматривая книжку.

III. Игровой модуль «Речевой куб»

Игровой модуль состоит из игр – упражнений «Циферблат», «Найди гусенице свой листочек», «Курай». «Найди домик для звука». «Угости медведя мёдом». «Весёлый осьминожек», «Мячики».

Представляет собой двухъярусный вращающийся куб с карманами и карточками с заданиями.

Каждая сторона куба представляет определенный вид заданий.

Игры предназначены на развитие фонематического слуха, определение грамматического строя речи, звукового анализа слова.

IV. Игровой модуль «Кубы и кубики»

Игровые модули с кубиками охватывают все направления речевого развития ребенка: словарь, грамматический строй, произносительную сторону речи и связную речь (диалог и монолог). Их можно использовать в индивидуальной, парной и групповой работе, а также при проведении диагностики речевого развития дошкольника.

Изображения на кубиках подобраны таким образом, что позволяют легко и системно охватить широкий диапазон задач по развитию речи

Кубики выполнены из мягкого материала, они достаточно крупных размеров, поэтому с ними можно работать сидя за столом или на полу.

На гранях кубиков – изображения, которые задают определенную смысловую и речевую направленность.

V.Игровой модуль «Забавные пальчики»

Цель: совершенствование мелкой моторики и координация движений кистей и пальцев рук, целенаправленность действий, развитие психических процессов: восприятие, внимание, воображение, память (слуховая, зрительная, тактильная), стимулирование мыслительных операций. Выполнение этих упражнений и движений пальцами возбуждают речевые центры головного мозга, а значит, стимулируют речевое развитие ребёнка.

Забавные пальчики и сенсорные дорожки из фетра, разный сенсорный материал: бисер, декоративные пуговицы, проволока, лента «липучка» для одежды, помпоны для поделок и декора.

VI.Игровой модуль «Легкий ветерок»

«Легкий ветерок» - был разработан с целью формирования умения у детей управлять органами дыхания, а также закрепить у детей навык носового и ротового дыхания.

Цель:ознакомление детей с дыхательными упражнениями и играми, направленными на постановку правильного диафрагмального дыхания и выработку умения управлять органами дыхания.

VII.Игровой модуль «Лепбук»

Для ребенка лэпбук – это игрушка, в которой собрано много интерактивных вещей: различных скрытых интересных элементов (дидактических игр, загадок, стихотворений, раскрасок, картинок, фотографий, которые раскрывают себя при взаимодействии.

VIII.Игровой модуль «Волшебное дерево»

«Чудо – дерево» - это игровой модуль, выполненный из пластика, высотой 0,6 м. Представляет собой модель дерева. В зависимости от решения задач по лексическим темам детям предлагаются определенные задания. 

Вывод:

Использование данного материала позволяет применять современные подходы в работе: комплексный, системный, интегрированный, индивидуальный.

Таким образом, применение игровых модулей помогает разнообразить занятия, преодолеть страх общения, быстрее пойти на контакт, приобрести уверенность в своих собственных силах и возможностях. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату.

Проведение занятий в игровой форме или с использованием различных игровых приемов позволяет активизировать учебный процесс, способствует развитию сенсорной (чувственной) ориентировки детей (на форму, величину, цвет, расположение предмета в пространстве и т.д.), внимания, памяти, мышления, формированию представлений об окружающем мире. Кроме того, играя с детьми, решаются задачи нравственного воспитания детей, так как развивается целеустремленность, выдержка, самостоятельность, чувство коллективизма, вырабатывается умение действовать в соответствие с преимущество игры и игровых приемов.

Список литературы

1.Алябьева Е. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения / Е.А. Алябьева - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. – С. 56.

2.Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольника – 2002. – с. 154.

3.Волкова Г.А. Психолого-логопедическое обследование детей с нарушениями речи. / Вопросы дифференцированной диагностики. - СПб. Детство-Пресс. – 2005.

4.Коноваленко В., Коноваленко С. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика - М. Просвещение, 2004. – С. 207.

5.Рибцун Ю. В. Использование логопедической куклы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. Минск: РИВШ, 2012. – С. 307–313.

6.Черенкова Е. Развивающие игры с пальчиками / М.: Просвещение, 207. – С. 157.

7.Щаловская О. Г. «Логопедические сказки для развития речи» - СПб.; КАРО, 2008.

Электронные образовательные ресурсы

https://www.pkdb.ru/gk-chitateliam/sovety-roditelyam/4609-razvitie-rechi-doshkolnikov.html

https://alldoshkol.ru/razvitie_rechi/osobennosti-razvitiya-rechi-doshkolnikov

https://nsportal.ru/user/664283/page/5-03