Конспект логопедического занятия на тему: «Дифференциация Р – Л». |
Содержание - Дошкольное образование |
13.12.2019 04:40 |
Шахова Маргарита Алексеевна, учитель-логопед MДОАУ №3 «Колокольчик» г. Новокубанска, Краснодарского края.
Конспект логопедического занятия на тему: «Дифференциация Р-Л» Цель: 1.Упражнять учащихся в различении Р - Л в устной речи. 2.Отрабатывать навыки анализа слов с буквами и звуками. 3.Развивать фонематический слух учащихся, расширять словарный запас слов. 4.Формировать полноценные навыки общения в процессе учебной работы. 5.Развивать внимание, память, наблюдательность. 6.Воспитывать любовь к труду, уважение к людям труда. Оборудование: зеркала, цифры, звуковые линейки, сигнальные карточки, наборы картинок, звуковая мозаика. Ход занятия 1. Организационный момент. 2. Подведение к теме занятия. Логопед. Ребята, мальчик Рома подписал своей маме ко дню рождения открытку. Давайте вместе с вами найдем ошибки. (Запись на доске). Дологая мамочка! Поздлавляю тебя с днем лождения. Жераю счачтья и здоловья. Церую. Твой сын Лома. Логопед. Ребята, какие две буквы перепутал Рома? Да, Рома перепутал везде буквы эль и эр. Мы с вами обязательно поможем Роме найти и исправить ошибки, но только в конце урока, потому что темой нашего занятия сегодня и является различение звуков и букв Р-Л. Логопед также говорит о цели занятия. 3.Артикуляционная гимнастика. «Лопата», «Качели», «Лошадка», «Вкусное варенье», «Часики», «Грибок», «Гармошка», «Маляр». 4.Дыхательная гимнастика. Катание по голубому и красному цветам радуги. Вдох - 1,2,3,4, задержали дыхание - 1,2, выдох - 1,2,3,4,5,6,7,8. 5.Сравнение звуков Р-Л (сходство и различие). а) Наблюдение за артикуляцией. Прослушивание стихотворения. Звук л словно плавно плывет в волнах. Так плавно плывет челнок. А «р» грохочет как гром в горах Как бурный горный поток. Учащиеся делают вывод о сходстве и различии звуков рил. б) Игра «Пила - мотор» 6.Связь звуков с буквами. Рисование в воздухе с закрытыми глазами буквы р и л, на ладошке, выкладывание букв из палочек. 7.Тренировочные задания. а) Чтение слогов по слоговой таблице ра - ла, ро - ло, ру - лу, ры - лы, ря - ля, рё - лё, рю - лю, ре - ле, ра - ла - ра, ру - лу - ру, лу - ру - Лу. б) Придумывание слов с этими слогами. в) Работа с цифровым рядом. 1)Задание по развитию пространственных представлений: -проведите линию сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево; -покажите первую цифру справа, слева; -покажите соседа цифры 5 слева, справа. 2)Найти место звуков р и л в цифровом ряду и назвать соседей справа и слева. Булка, марка, грач, зеркало, клоун, пламя, крот. 8.Работа по звуковой линейке. Дети откладывают столько кружочков, сколько звуков в слове и карандашом показывают место звуков р и л в словах. Ветер, вокзал, брат, ложка, кукла, карась, забор, плот. 9.Физминутка. Ра - ла - ра - высокая гора Ры - лы - ры - летают комары Ир - ир - ир - мы все за мир 10.Выкладывание узора звуковой мозаики ( р - красный кружок, л — голубой кружок). 1ряд: зебра, лиса, лось, тигр (как назвать одним словом) 2ряд: яблоко, груша, абрикос, лук ( какое слово лишнее?) 3ряд: Лена, Рая, Рита, Галя ( повтори все слова) 4ряд: морковь, баклажан, лимон, картофель (какое лишнее слово?) Рассматривание узора звуковой мозаики, сравнение с правильным узором. 11.Игра «В городе Эр и в городе Эль» - Какие имена носят в городе Эр? - Рома, Рита, Рая, Захар. - А в городе Эль? - Лена, Лина, Люда, Коля, Влад, Виолетта. - Какие водятся животные в городе Эр? - Тигры, зебры, жирафы. - В городе Эль? - Слоны, лисы, львы, лоси, волки. - Какие растут фрукты в городе Эр? - Груши, мандарины, черешня, персики, абрикосы. - В городе Эль? - Яблоки, сливы, лимоны, алыча, апельсины. - Какие растут овощи в городе Эр? - Редиска, картофель, помидоры, перец. - В городе Эль? - Баклажаны, лук, свекла. А сейчас давайте на магнитной доске распределим цветы, которые растут в городе Эр и в городе Эль. Дети выходят с рисунками цветов и распределяют Р: роза, георгин, астра, сирень, нарцисс; Л: васильки, ландыш, гладиолус, лилия, тюльпан. 12.Самомассаж подушек пальцев, ладони. 1)Массирование точек БАД. 2)«Гонки». 3)«Мячик». 4)«Клещи» 5)«Дрель» 6)«Сынок». 13.Чтение слов парами. Рад - лад Рак - лак Рама - лама Врач - флаг Рот - флот Крот – плот Марина - малина Юра – юла Игра – игла Грач — плач Трон - слон Рёва- Лёва Ларек – кулек Перина - Полина 14.Исправление ошибок в поздравлении. Дети выходят к доске и исправляют ошибки. 15.Самостоятельная работа. 1)Вставить пропущенные буквы л или р. Без т.уда не вы.овишь и .ыбку из п.уда. Т.уд че.овека ко.мит, а .ень по.тит. 2)Проверка. 3)Беседа о труде, о людях труда. 16.Подведение итога занятия. 1)Какие два звука мы сегодня с вами учились различать? 2)Как называются буквы, которые обозначают эти звуки? 3)Чем похожи эти два звука? 4)Чем они различаются между собой? 5)Придумайте слова со звуком р, со звуком л. 6)Чем вам понравилось наше занятие? 17. На дом. Выучить скороговорку: Клара играла на рояле. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».