Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7870867
Краткосрочный проект «Моя малая родина»
Содержание - Дошкольное образование
17.12.2019 05:26

Костромина Вера Ивановна, Князева Ольга Александровна - воспитатели МДОБУ «ДСКВ №6» г. Всеволожска. 
Проект направлен на формирование нравственно-патриотических основ у воспитанников старшей группы посредством приобщения их к истории и культуре родного края, воспитания любви к семье и ближайшему окружению. Старшая группа.

 


 

Краткосрочный проект «Моя малая родина»

«С чего начинается Родина? –

С картинки в твоём букваре…»

(М. Матусовский)

Актуальность

Воспитание любви к своей малой родине является главной ступенью в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников.

Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, братьям и сёстрам, бабушке и дедушке. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Детский сад должен стать домом, в котором бы ребёнок хорошо себя чувствовал. Для того, чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нём должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтобы ребёнок полюбил свой детский сад. Не менее важно помочь ребёнку научиться видеть и понимать красоту и величие родных мест (родного края, его малой Родины), это даст возможность ощутить причастность к большому и прекрасному миру, Родине - России.

Проблема:

Педагогический мониторинг, проведённый в начале учебного года, показал, что у современных детей недостаточно сформированы представления о своей семье, о семейных традициях, о своей малой родине.

Опрос родителей по теме «Нравственно-патриотическое воспитание» выявил недостаточную осведомлённость самих родителей о составляющих нравственно – патриотического воспитания дошкольников, в частности, о понятии «малая Родина». Некоторые родители считают, что любовь к дому, семье – врождённое чувство и никаких усилий по его развитию не требуется.

Направление: познавательное, социально-коммуникативное и речевое развитие воспитанников посредством интеграции всех образовательных областей.

Цель проекта: формирование нравственно-патриотических основ у воспитанников посредством приобщения их к истории и культуре родного края, воспитания любви к семье и ближайшему окружению.

Участники проекта: воспитатели, воспитанники старшей группы, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Срок реализации проекта: октябрь-ноябрь

Задачи для педагогов:

- формировать активную позицию по отношению к истории, культуре, природе родного края;

- развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности;

- обогащать предметно-развивающую среду группы, создавая условия для реализации проекта «Моя малая Родина»;

- создавать условия для активизации творческих способностей детей, стимулировать их стремление отражать в своих работах полученные представления о родном крае;

- приобщать родителей к участию в работе по проекту;

- оформить мини-музей по теме проекта.

Задачи для воспитанников:

обучающие:

- расширять представления воспитанников о своей семье, о семейных традициях;

- продолжать расширять представления о ближайшей окружающей среде (дом, детский сад, улица);

- углублять и уточнять представления детей о родном городе, его историческом прошлом;

развивающие:

- развивать у детей познавательно-исследовательские умения и навыки;

- развивать связную речь детей, активизировать и расширять словарный запас;

- побуждать детей совместно с взрослыми принимать участие в сборе необходимой информации (художественная литература, энциклопедии, Интернет, посещение с родителями музеев, просмотр телепередач, видеофильмов);

- вызвать желание представлять свой опыт в форме продуктов исследования (рисунки, художественно-творческие выставки, сочинение стихотворений и др.);

воспитательные:

- воспитывать любовь и уважение к своей семье, к близким и родным людям;

- воспитывать чувство любви к своему городу, любовь и привязанность к стране;

- воспитывать толерантность по отношению к сверстникам в детском саду.

Задачи для родителей:

- познакомить детей с историей своей семьи (роль поколений в разные периоды);

- формировать у детей уважение к семейным традициям, к старшему поколению;

- знакомить детей с достопримечательностями своего города, посещать места боевой славы;

- активно участвовать в мероприятиях ДОО, в расширении предметно-развивающей среды по данной теме.

Ожидаемый результат

Для педагогов:

- успешно используют инновационные технологии (метод проектов) по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;

- разрабатывают конспекты НОД, досугов, дидактические игры по теме проекта;

- создают в группе мини-музей «Мой город»;

- проводят подготовительную работу с детьми и родителями к квест-игре;

- оформляют, обобщают и распространяют опыт по теме проекта.

Для воспитанников:

- расширяются и обогащаются знания о родном городе;

- дети знают символы своего города, района, области (герб);

- развивается связная речь детей: они могут самостоятельно рассказать об интересных событиях, выразить своё отношение, сделать выводы;

- активно участвуют в сборе необходимой информации совместно со взрослыми, делятся полученной информацией с воспитателями и сверстниками;

- отражают в продуктивной деятельности свои представления, впечатления;

- формируются гражданственно-патриотические чувства: дети интересуются событиями прошлого своего родного края; знают о подвигах героев своего города; участвуют совместно со взрослыми в городских праздниках, шествиях; бережно относятся к памятникам, к родной природе;

- дети активно взаимодействуют со сверстниками и родителями в проектной деятельности;

- дружески относятся к сверстникам разных национальностей.

Для родителей:

- расширяют собственный кругозор в процессе активного участия с детьми в проектной деятельности;

- собирают совместно с детьми необходимую информацию по теме проекта;

- знакомят детей с родословной и традициями своей семьи;

- знакомят детей с родной улицей, рассказывают о назначении каждого объекта;

- посещают вместе с детьми памятные места города, выставки, музеи;

- выполняют совместные с детьми творческие работы;

- читают детям литературу о своём крае, городе, о его героях;

- принимают активное участие в совместных мероприятиях в ДОУ по теме проекта.

Этапы проекта

I этап - подготовительный (1 неделя октября)

- изучение методической литературы;

- выяснение проблемы – педагогический мониторинг;

- проведение анкетирования родителей;

- информирование родителей об актуальности, цели и задачах проекта;

- разработка цели и задач, плана деятельности с воспитанниками, форм работы с родителями;

- подготовка предметно-развивающей среды по проекту.

2 этап – внедренческий (октябрь-ноябрь):

Формы работы:

Работа с воспитанниками:

- совместная деятельность взрослого и детей (непрерывная образовательная деятельность, индивидуальная работа, режимные моменты);

- самостоятельная деятельность детей;

- совместная деятельность родителей и детей;

- праздники и развлечения;

- квест-игра «Бусы для мамы».

Работа с родителями

- коллективные формы работы (устные педагогические журналы, анкетирование, родительские собрания, праздники и развлечения);

- информационные формы работы (педагогические беседы, тематические   консультации);

- наглядно-информационные методы (художественно-творческие выставки, информация в родительском уголке, фотовыставки);

- совместное мероприятие (квест – игра).

Взаимодействие со специалистами ДОО

Музыкальный руководитель:

- музыкальный репертуар: песни о семье, о Родине, об армии, о природе;

- совместная подготовка к праздникам и развлечениям;

- совместный подбор пособий, атрибутов для НОД и развлечений;

- совместная подготовка и проведение квест-игры по теме проекта.

Инструктор по физической культуре:

- пальчиковые игры, подвижные игры в соответствии с возрастом детей (по теме проекта);

- сотрудничество в проведении совместных спортивных развлечений, праздников, квест-игры.

Взаимодействие с социумом:

- сотрудничество с городской библиотекой (посещение библиотеки семьёй);

- просмотр семьёй спектаклей и концертов в ЦКиД, посвящённых знаменательным датам;

- посещение художественно-творческих выставок, музеев;

- участие в городских мероприятиях (День города, городской субботник и др.);

- сотрудничество с ОО «Филармоника»;

- сотрудничество с музыкальной школой.

3 этап – итоговый (4-я неделя ноября)

Подведение итогов по проекту:

- сбор и обработка методических, практических материалов в ходе реализации проекта;

- обобщение материалов проекта.

Готовый продукт: лэпбук «Моя семья», «Я люблю свой город».

Перспективное планирование на октябрь

Тема: «Мой дом, моя семья»

Задачи:

- углублять представления детей о семье, развивать интерес к истории своей семьи;

- закреплять знание домашнего адреса, имён и отчеств родителей, бабушек и дедушек;

- формировать интерес к профессиям родителей;

- воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким;

- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности.

Совместная деятельностьпедагогов и воспитанниковв режиме дня

Познавательное развитие - беседы: «Я люблю свою семью», «Мои дедушка и бабушка», «Расскажи о братике (сестричке)»; просмотр мультфильма «Мама для мамонтёнка».

Речевое развитие - НОД: «Составление творческого рассказа по картине «Семья»; чтение художественной литературы: О.Осеева «Сыновья», «Волшебное слово»; В. Катаев «Цветик-семицветик», Ш. Перро «Мальчик – с пальчик», Е. Благинина «Посидим в тишине»; пословицы, поговорки о семье; пальчиковая гимнастика: «Наша семья».

Социально-коммуникативное развитие - игровые ситуации: «Поздравляем дедушку с днём рождения»; «Печём с бабушкой пирожки»; развивающая игра «Мама, папа, я».

Художественно-эстетическое развитие - аппликация: «Бабушкины заготовки»; рисование: «Салфетка с цветами для мамы».

Игровая деятельность - сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Автослесарь», «Семейный доктор».

Организация образовательной среды для самостоятельной деятельности воспитанников в режиме дня

- развивающие игры: «Мама, папа, я», «Знаю профессии», «Кому что нужно»;

- атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Семья»: кукольная посуда, скалка, ситечко, ведёрко;

- солёное тесто, глина для лепки;

- природный материал: скорлупки орехов, жёлуди, засушенные листья, шишки;

- репродукции картин для рассматривания: «Опять двойка» (Ф. П. Решетников), «За завтраком», «Дочка Катя с куклами», «Моя семья» (З. Серебряков);

- книги А. Л. Барто, К. И. Чуковского, Г. Остера, С. Михалкова для чтения детям.

Взаимодействие со специалистами

Музыкальный руководитель - слушание: «Колыбельная» (Г. Свиридов); «В церкви» (из «Детского альбома» П. Чайковского); песни: «К нам гости пришли» (муз. А. Александрова), «Огородная-хороводная» (муз. Б. Можжевелова).

Инструктор по физической культуре - подвижные игры: «Гори, гори, ясно!», «Мышеловка», «Гуси-гуси», пальчиковая игра «Семья».

Взаимодействие с родителями и социумом - информация VK: «Высказывания о семье»; совместная художественно- творческая выставка «Семейное дерево»

Перспективное планирование на ноябрь

Тема: «Мой город. Улицы города»

Задачи:

- развивать у детей интерес к истории своего города;

- закреплять названия улиц, желание узнать, в честь которых они названы;

- формировать уважительное отношение к памятникам, достопримечательностям города;

- развивать воображение, память, творческие способности;

- воспитывать гордость за свою малую родину, желание приумножать красоту родного города.

Совместная деятельность педагогов и воспитанников в режиме дня

Познавательное развитие - НОД: «История моей страны, моего города»; ситуативный разговор «Символы нашего города».

Речевое развитие - составление рассказа по картине «Мы играем в магазин»; словесная игра «Узнай улицу»; дидактическая игра «Жилое – нежилое здание»; чтение художественной литературы: С. Маршак «Вот какой рассеянный», А. Андреева «Улица».

Художественно - эстетическое развитие: - рисование: «Мой подарок городу»; аппликация: «Машины едут по улицам города»; конструирование: «Дома в новом микрорайоне».

Социально - коммуникативное развитие - НОД: «Памятные места моего города»; презентация «Чьи имена носят наши улицы»; игровая ситуация «Я иду по улице…».

Игровая деятельность - сюжетно-ролевые игры: «Новостройка», «Экскурсия по городу».

Организация образовательной среды для самостоятельной деятельности воспитанников в режиме дня

- атрибуты для сюжетно-ролевой игры: «Семья», «Водитель автобуса», «Школа», «Экскурсовод»; иллюстрации, открытки о городе; раскраски городских пейзажей; цветная бумага, природный материал; кукольные домики с набором мебели; машинки (разнообразные), светофор, дорожные знаки: конструкторы: «Строитель», «Магнитный»; макет завода.

Взаимодействие со специалистами

Музыкальный руководитель: игра «Узнай, кто позвал»; этюд «Городские цветы»;

Инструктор по физической культуре: подвижная игра «Бездомный заяц», пальчиковая игра «Люблю по городу гулять»

Взаимодействие с родителями и социумом

- консультация для родителей VK: «Воспитание у детей любви к родному городу»;

- фотовыставка «Вот моя улица, вот мой дом»;

- концерт в ЦКиД ко дню матери (посещение семьёй).

Литература

1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

2. Активные методы обучения в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Из опыта работы. Т. Г. Сальникова. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2017.

3. Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты. Н.П. Битютская. – Волгоград: Учитель, 2013.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР