Краткосрочный проект «Моя малая родина» |
Содержание - Дошкольное образование |
17.12.2019 05:26 |
Костромина Вера Ивановна, Князева Ольга Александровна - воспитатели МДОБУ «ДСКВ №6» г. Всеволожска.
Краткосрочный проект «Моя малая родина» «С чего начинается Родина? – С картинки в твоём букваре…» (М. Матусовский) Актуальность Воспитание любви к своей малой родине является главной ступенью в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников. Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, братьям и сёстрам, бабушке и дедушке. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Детский сад должен стать домом, в котором бы ребёнок хорошо себя чувствовал. Для того, чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нём должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтобы ребёнок полюбил свой детский сад. Не менее важно помочь ребёнку научиться видеть и понимать красоту и величие родных мест (родного края, его малой Родины), это даст возможность ощутить причастность к большому и прекрасному миру, Родине - России. Проблема: Педагогический мониторинг, проведённый в начале учебного года, показал, что у современных детей недостаточно сформированы представления о своей семье, о семейных традициях, о своей малой родине. Опрос родителей по теме «Нравственно-патриотическое воспитание» выявил недостаточную осведомлённость самих родителей о составляющих нравственно – патриотического воспитания дошкольников, в частности, о понятии «малая Родина». Некоторые родители считают, что любовь к дому, семье – врождённое чувство и никаких усилий по его развитию не требуется. Направление: познавательное, социально-коммуникативное и речевое развитие воспитанников посредством интеграции всех образовательных областей. Цель проекта: формирование нравственно-патриотических основ у воспитанников посредством приобщения их к истории и культуре родного края, воспитания любви к семье и ближайшему окружению. Участники проекта: воспитатели, воспитанники старшей группы, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Срок реализации проекта: октябрь-ноябрь Задачи для педагогов: - формировать активную позицию по отношению к истории, культуре, природе родного края; - развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности; - обогащать предметно-развивающую среду группы, создавая условия для реализации проекта «Моя малая Родина»; - создавать условия для активизации творческих способностей детей, стимулировать их стремление отражать в своих работах полученные представления о родном крае; - приобщать родителей к участию в работе по проекту; - оформить мини-музей по теме проекта. Задачи для воспитанников: обучающие: - расширять представления воспитанников о своей семье, о семейных традициях; - продолжать расширять представления о ближайшей окружающей среде (дом, детский сад, улица); - углублять и уточнять представления детей о родном городе, его историческом прошлом; развивающие: - развивать у детей познавательно-исследовательские умения и навыки; - развивать связную речь детей, активизировать и расширять словарный запас; - побуждать детей совместно с взрослыми принимать участие в сборе необходимой информации (художественная литература, энциклопедии, Интернет, посещение с родителями музеев, просмотр телепередач, видеофильмов); - вызвать желание представлять свой опыт в форме продуктов исследования (рисунки, художественно-творческие выставки, сочинение стихотворений и др.); воспитательные: - воспитывать любовь и уважение к своей семье, к близким и родным людям; - воспитывать чувство любви к своему городу, любовь и привязанность к стране; - воспитывать толерантность по отношению к сверстникам в детском саду. Задачи для родителей: - познакомить детей с историей своей семьи (роль поколений в разные периоды); - формировать у детей уважение к семейным традициям, к старшему поколению; - знакомить детей с достопримечательностями своего города, посещать места боевой славы; - активно участвовать в мероприятиях ДОО, в расширении предметно-развивающей среды по данной теме. Ожидаемый результат Для педагогов: - успешно используют инновационные технологии (метод проектов) по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников; - разрабатывают конспекты НОД, досугов, дидактические игры по теме проекта; - создают в группе мини-музей «Мой город»; - проводят подготовительную работу с детьми и родителями к квест-игре; - оформляют, обобщают и распространяют опыт по теме проекта. Для воспитанников: - расширяются и обогащаются знания о родном городе; - дети знают символы своего города, района, области (герб); - развивается связная речь детей: они могут самостоятельно рассказать об интересных событиях, выразить своё отношение, сделать выводы; - активно участвуют в сборе необходимой информации совместно со взрослыми, делятся полученной информацией с воспитателями и сверстниками; - отражают в продуктивной деятельности свои представления, впечатления; - формируются гражданственно-патриотические чувства: дети интересуются событиями прошлого своего родного края; знают о подвигах героев своего города; участвуют совместно со взрослыми в городских праздниках, шествиях; бережно относятся к памятникам, к родной природе; - дети активно взаимодействуют со сверстниками и родителями в проектной деятельности; - дружески относятся к сверстникам разных национальностей. Для родителей: - расширяют собственный кругозор в процессе активного участия с детьми в проектной деятельности; - собирают совместно с детьми необходимую информацию по теме проекта; - знакомят детей с родословной и традициями своей семьи; - знакомят детей с родной улицей, рассказывают о назначении каждого объекта; - посещают вместе с детьми памятные места города, выставки, музеи; - выполняют совместные с детьми творческие работы; - читают детям литературу о своём крае, городе, о его героях; - принимают активное участие в совместных мероприятиях в ДОУ по теме проекта. Этапы проекта I этап - подготовительный (1 неделя октября) - изучение методической литературы; - выяснение проблемы – педагогический мониторинг; - проведение анкетирования родителей; - информирование родителей об актуальности, цели и задачах проекта; - разработка цели и задач, плана деятельности с воспитанниками, форм работы с родителями; - подготовка предметно-развивающей среды по проекту. 2 этап – внедренческий (октябрь-ноябрь): Формы работы: Работа с воспитанниками: - совместная деятельность взрослого и детей (непрерывная образовательная деятельность, индивидуальная работа, режимные моменты); - самостоятельная деятельность детей; - совместная деятельность родителей и детей; - праздники и развлечения; - квест-игра «Бусы для мамы». Работа с родителями - коллективные формы работы (устные педагогические журналы, анкетирование, родительские собрания, праздники и развлечения); - информационные формы работы (педагогические беседы, тематические консультации); - наглядно-информационные методы (художественно-творческие выставки, информация в родительском уголке, фотовыставки); - совместное мероприятие (квест – игра). Взаимодействие со специалистами ДОО Музыкальный руководитель: - музыкальный репертуар: песни о семье, о Родине, об армии, о природе; - совместная подготовка к праздникам и развлечениям; - совместный подбор пособий, атрибутов для НОД и развлечений; - совместная подготовка и проведение квест-игры по теме проекта. Инструктор по физической культуре: - пальчиковые игры, подвижные игры в соответствии с возрастом детей (по теме проекта); - сотрудничество в проведении совместных спортивных развлечений, праздников, квест-игры. Взаимодействие с социумом: - сотрудничество с городской библиотекой (посещение библиотеки семьёй); - просмотр семьёй спектаклей и концертов в ЦКиД, посвящённых знаменательным датам; - посещение художественно-творческих выставок, музеев; - участие в городских мероприятиях (День города, городской субботник и др.); - сотрудничество с ОО «Филармоника»; - сотрудничество с музыкальной школой. 3 этап – итоговый (4-я неделя ноября) Подведение итогов по проекту: - сбор и обработка методических, практических материалов в ходе реализации проекта; - обобщение материалов проекта. Готовый продукт: лэпбук «Моя семья», «Я люблю свой город». Перспективное планирование на октябрь Тема: «Мой дом, моя семья» Задачи: - углублять представления детей о семье, развивать интерес к истории своей семьи; - закреплять знание домашнего адреса, имён и отчеств родителей, бабушек и дедушек; - формировать интерес к профессиям родителей; - воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким; - обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности. Совместная деятельностьпедагогов и воспитанниковв режиме дня Познавательное развитие - беседы: «Я люблю свою семью», «Мои дедушка и бабушка», «Расскажи о братике (сестричке)»; просмотр мультфильма «Мама для мамонтёнка». Речевое развитие - НОД: «Составление творческого рассказа по картине «Семья»; чтение художественной литературы: О.Осеева «Сыновья», «Волшебное слово»; В. Катаев «Цветик-семицветик», Ш. Перро «Мальчик – с пальчик», Е. Благинина «Посидим в тишине»; пословицы, поговорки о семье; пальчиковая гимнастика: «Наша семья». Социально-коммуникативное развитие - игровые ситуации: «Поздравляем дедушку с днём рождения»; «Печём с бабушкой пирожки»; развивающая игра «Мама, папа, я». Художественно-эстетическое развитие - аппликация: «Бабушкины заготовки»; рисование: «Салфетка с цветами для мамы». Игровая деятельность - сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Автослесарь», «Семейный доктор». Организация образовательной среды для самостоятельной деятельности воспитанников в режиме дня - развивающие игры: «Мама, папа, я», «Знаю профессии», «Кому что нужно»; - атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Семья»: кукольная посуда, скалка, ситечко, ведёрко; - солёное тесто, глина для лепки; - природный материал: скорлупки орехов, жёлуди, засушенные листья, шишки; - репродукции картин для рассматривания: «Опять двойка» (Ф. П. Решетников), «За завтраком», «Дочка Катя с куклами», «Моя семья» (З. Серебряков); - книги А. Л. Барто, К. И. Чуковского, Г. Остера, С. Михалкова для чтения детям. Взаимодействие со специалистами Музыкальный руководитель - слушание: «Колыбельная» (Г. Свиридов); «В церкви» (из «Детского альбома» П. Чайковского); песни: «К нам гости пришли» (муз. А. Александрова), «Огородная-хороводная» (муз. Б. Можжевелова). Инструктор по физической культуре - подвижные игры: «Гори, гори, ясно!», «Мышеловка», «Гуси-гуси», пальчиковая игра «Семья». Взаимодействие с родителями и социумом - информация VK: «Высказывания о семье»; совместная художественно- творческая выставка «Семейное дерево» Перспективное планирование на ноябрь Тема: «Мой город. Улицы города» Задачи: - развивать у детей интерес к истории своего города; - закреплять названия улиц, желание узнать, в честь которых они названы; - формировать уважительное отношение к памятникам, достопримечательностям города; - развивать воображение, память, творческие способности; - воспитывать гордость за свою малую родину, желание приумножать красоту родного города. Совместная деятельность педагогов и воспитанников в режиме дня Познавательное развитие - НОД: «История моей страны, моего города»; ситуативный разговор «Символы нашего города». Речевое развитие - составление рассказа по картине «Мы играем в магазин»; словесная игра «Узнай улицу»; дидактическая игра «Жилое – нежилое здание»; чтение художественной литературы: С. Маршак «Вот какой рассеянный», А. Андреева «Улица». Художественно - эстетическое развитие: - рисование: «Мой подарок городу»; аппликация: «Машины едут по улицам города»; конструирование: «Дома в новом микрорайоне». Социально - коммуникативное развитие - НОД: «Памятные места моего города»; презентация «Чьи имена носят наши улицы»; игровая ситуация «Я иду по улице…». Игровая деятельность - сюжетно-ролевые игры: «Новостройка», «Экскурсия по городу». Организация образовательной среды для самостоятельной деятельности воспитанников в режиме дня - атрибуты для сюжетно-ролевой игры: «Семья», «Водитель автобуса», «Школа», «Экскурсовод»; иллюстрации, открытки о городе; раскраски городских пейзажей; цветная бумага, природный материал; кукольные домики с набором мебели; машинки (разнообразные), светофор, дорожные знаки: конструкторы: «Строитель», «Магнитный»; макет завода. Взаимодействие со специалистами Музыкальный руководитель: игра «Узнай, кто позвал»; этюд «Городские цветы»; Инструктор по физической культуре: подвижная игра «Бездомный заяц», пальчиковая игра «Люблю по городу гулять» Взаимодействие с родителями и социумом - консультация для родителей VK: «Воспитание у детей любви к родному городу»; - фотовыставка «Вот моя улица, вот мой дом»; - концерт в ЦКиД ко дню матери (посещение семьёй). Литература 1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 2. Активные методы обучения в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Из опыта работы. Т. Г. Сальникова. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2017. 3. Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты. Н.П. Битютская. – Волгоград: Учитель, 2013. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».