Сообщение из опыта работы «Формирование интереса детей к предметам рукотворного мира». |
Содержание - Дошкольное образование |
19.12.2019 10:01 |
Байбурина Алия Рашитовна, Рафикова Альбина Владимировна - воспитатели МАДОУ Д/с № 11 городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Сообщение из опыта работы «Формирование интереса детей к предметам рукотворного мира». Дошкольный возраст-это период развития личности, становления ее базовых характеристик. Именно на этой возрастной ступени закладываются основы отношения человека к миру предметов, миру людей. Средством ознакомления детей с социальным миром могут служить предметы рукотворного мира, с которыми ребенок постоянно действует или которые видит в своем непосредственном окружении. Предметы рукотворного мира важны в процессе социализации. Предметный мир выполняет информативную, эмоциогенную и регуляторные функции, которые создают условия для формирования у детей представлений о предметах как продуктах творческой деятельности взрослых, понимания связи «человек-предмет» и «ребенок-предмет» и познания социальной действительности. Предметный мир разнообразен. Через предмет ребенок узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами: он и теплый, и холодный, и шершавый, и гладкий, и соленый и сладкий, глянцевый и матовый. Мир разнообразен, поэтому и предметы, окружающие ребенка должны быть разнообразными по свойствам, качествам, функциям. Однако следует помнить, что не каждый предмет становится средством познания социального мира, даже если находится в поле зрения детей. Ребенок может не замечать предмет, не интересоваться им до тех пор, пока взрослый не укажет на него, не создаст ребенку условия для действия с предметом. Для того чтобы познать окружающий мир, «влиться» в социум, ребенку должны помочь педагоги, родители. Мы решили выявить уровень сформированности интереса к предметам рукотворного мира у детей нашей группы. Результаты заставили нас задуматься: детям слабо удавалось группировать и классифицировать предметы по общим признакам, не проявляли интереса к истории, не задавали познавательных вопросов приводящих к выявлению признаков предмета, не знали назначения предмета, не могли определить материал, из которого изготовлены предметы. Выявив данную проблему, мы задумались над тем, как ее решить, как создать условия которые помогут педагогу обеспечить эффективность формирования познавательного интереса к предметному миру детей. Одним из эффективных средств познания предметного мира и формирования интереса к предметному миру может являться мини-музей в детском саду. Мини-музей способен обогатить ребенка впечатлениями от совершенно новых, незнакомых предметов. В нашем детском саду, в каждой группе есть свой «Мини-музей». Тематика созданных музеев разнообразна, но все они взаимосвязаны и направлены на развитие ребенка всесторонне, желание познавать мир и формирование интереса к предметам рукотворного мира. Свой музей мы назвали «Мини-музей открытки». Дети и родители приняли активное участие в сборе материала для нашего музея. Вместе с детьми и родителями стали собирать разные открытки - старинные и современные, искали и подбирали материал в интернете, в домашних архивах. Дети с огромным интересом и удовольствием узнавали: - Что такое открытка? - Почему люди поздравляют друг друга? - Как можно поздравить родителей и друзей? - Где и когда появилась первая открытка? - Когда появилась первая открытка в России? - Из каких материалов изготавливали открытки? - С какой целью приобретали открытки? - Что обычно изображали на открытках - Как изменилась открытка, какие открытки изготавливают сейчас? - Какие виды открыток существуют? Мы рассматривали, сравнивали поздравительные, новогодние открытки, старинные и современные, читали поздравительные тексты в открытках прошлого, и современные поздравительные тексты. Узнали о существовании прекрасной традиции поздравлять открытками. Знакомились с творчеством художника-иллюстратора В.Зарубина. Читали стихи, разгадывали загадки, разучивали песни, рисовали и раскрашивали. При создании и использовании мини-музея мы не забывали о том, что ведущей деятельностью дошкольника является игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать преобразовывать и присваивать накопленные историко-культурные ценности. В процессе игры решаются и обратные задачи: развивается память, творческая фантазия, воображение, образное мышление, расширяются ассоциативные связи, формируется речь. Поэтому в нашем мини-музее детям предоставляется возможность играть. Его тема сама определяет, какими должны быть игры: сюжетно-ролевыми, играми драматизациями, дидактическими, на развитие речи и т.д. В процессе работы с детьми мы отобрали и адаптировали к своим задачам ряд известных игр, а также разрабатывали собственные. Дидактические игры по развитию речи «Закончи предложение», «Подбери прилагательное к слову «открытка»», «Подумай и ответь», «Телеграф». «Опиши экспонат» и другие. Словесные игры: «Почтальон принес открытку». Подвижные игры: «Почта», «Письмо», «Передай посылку». Опираясь на материалы мини-музея мы решили, что сюжетно-ролевая игра «Почта», которую мы оформили в группе будет интересна для детей нашего возраста. Дети с интересом знакомились с профессией почтальона, как проходит работа почтовой службы; как письма и посылки попадают в другие города. Принимали активное участие в изготовлении открыток, писем, атрибутов для игры. Вовлекали родителей для создания коллекции открыток, газет, писем, журналов. Вместе с родителями организовали экскурсию на почту. Таким образом, воспитывали уважительное отношение к людям данной профессии, формировали и разъясняли важность и полезность деятельности работников почты. Так же используя атрибуты мини-музея «Открытка» совместно с детьми и родителями мы оформили сюжетно-ролевую игру «Фотосалон» Дети приняли активное участие в подборе материалов для игры. С интересом слушали и погружались в игру. Примеряли на себя роль фотографа, кассира, клиента. Знакомились с фотоаппаратом, рассматривали пленки, альбомы, фотографии и др. Таким образом, в игре дети отображают свои знания об окружающем мире, договариваются, вступая в диалог друг с другом, для развития сюжета объединяются в большие группы, согласовывают развитие сюжета. Можно сделать вывод что игры стимулируют интерес детей к познанию предметного мира и исследовательской деятельности. Таким образом, экспозиции мини-музея позволяют вести разноплановую работу с детьми: для ознакомления с окружающим миром, для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Мини-музей пополняется, корректируется в зависимости от возраста и интересов детей, а также от уровня формирования представлений о предметном мире. Важной частью работы по формированию интереса у детей к предметам рукотворного мира, на наш взгляд, является знакомство детей с прошлым и настоящим знакомых предметов, а так же с их будущим. На примере историй различных предметов расширяются представления детей о том, как выглядели эти вещи в далеком прошлом, как человек удовлетворяя свои потребности, изобретал, изменял, усовершенствовал предметы. Сравнительный анализ результатов нашей работы показал, что произошли существенные изменения: теперь наши дети умеют различать предметы (открытки, фотоаппарат, письма, журналы, газеты, фотографии и т.д.) прошлого и настоящего времени, дети узнают материалы, из которых изготавливается предмет, их назначения, активно и самостоятельно задают вопросы. Дети стали более любознательны. Привиты знания бережного отношения к этим предметам, уважительное отношение к людям, создающим эти предметы. Таким образом, проведенная нами работа обогатила сенсорный опыт детей, повысила познавательную активность, любознательность, стремление к познанию предметного мира, интерес к истории предметов. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».