Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7870874
Обучение детей пересказу с использованием опорных схем. Опыт работы.
Содержание - Дошкольное образование
20.12.2019 10:57

Сивкова Наталья Александровна, воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 19» г. Сыктывкара Республики Коми. 
Развитие у детей старшего дошкольного возраста умение пересказывать художественные произведения, используя опорные схемы. Совершенствовать монологическую речь у детей: умение связно, последовательно излагать содержание. Содействовать развитию интереса у детей, принимать активное участие в образовательном процессе. Осваивать методы и приёмы запоминания, их осознанное применение. Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения.

 


 

Обучение детей пересказу с использованием опорных схем.

Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого разви­тия детей, обусловлено серьезными причинами. Они мало общаются, рече­вой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Раз­говорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества часто не позволяют роди­телям уделял» достаточного внимания всестороннему развитию своих детей. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение.

Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

Актуальность. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном.

Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой. Всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, внимания, несовершенно логическое мышление.

Опорные схемы облегчают запоминание у детей, путём образования дополнительных ассоциаций.

В пособии Лебедевой Л. В. «Обучение детей пересказу с использованием опорных схем» дана система занятий по обучению детей пересказу на основе природоведческой детской литературы.

Пересказ занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. Усвоение детьми значительной части школьной программы основано на пересказе. Для детей подготовительной группы даны девять занятий, по три занятия на каждый период обучения с опорой на графические схемы. Все конспекты оснащены оригинальными пособиями.

Цель: развитие у детей старшего дошкольного возраста умение пересказывать художественные произведения, используя опорные схемы.

Задачи:

• Совершенствовать монологическую речь у детей: умение связно, последовательно излагать содержание;

• Содействовать развитию интереса у детей, принимать активное участие в образовательном процессе;

• Осваивать методы и приёмы запоминания, их осознанное применение;

• Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения;

Место проведения: группа

Время поведения:II половина дня (четверг)

Возраст: подготовительная группа 6-7 лет

Количество участников: вся группа 28 детей

Срок реализации: сентябрь-май

Месяц

Тема деятельности

Сентябрь

«Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Октябрь

«Осень» (по И. Соколову-Микитову)

Ноябрь

«Четыре желания» (по К. Ушинскому)

Декабрь

«Клесты» (по И. Соколову-Микитову)

Январь

«Стожок» (по Ю. Ковалю)

Февраль

«Четыре художника. Зима» (по Г. Скребицкому)

Март

«Ягодознание» (по Н. Сладкову)

Апрель

«Первая охота» (по В. Бианки)

Май

«Домашний воробей» (по М. Богданову)

Продукты деятельности: план деятельности, конспекты, презентации к занятиям, опорные схемы, рисунки детей

Результат работы: пересказ по опорным схемам развивает у ребенка: умение слушать художественный текст и реагировать на его содержание; следить за развитием сюжета; формировать эмоциональное восприятие сказки и интерес к ней; учит отвечать на вопросы по его содержанию; выполнять игровые действия; стимулирует ребенка повторять отдельные слова и выражения из текста; учит передавать содержание сказки в изобразительной деятельности; пересказывать содержание текста, с опорой на игровые действия и рисунок; развивает память, внимание, мышление.

Список литературы:

1.Бианки В.В. «Первая охота», 2014

2.Бианки В. В. «Синичкин календарь», 2010

3.Богданову М. Л. «Домашний воробей», 1999

4.Дмитриева В. Г. «1000 поговорок и пословиц про всё на свете», 2018

5.Кнушевицкая Н.А. «Стихи, загадки, игры по лексическим темам», 2014

6.Коваль Ю. И. «Опасайтесь лысых и усатых», 2012

7.Лебедева Л.В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Подготовительная группа, 2015

8.Скребицкий Г.А. «Четыре художника», 2018

9.Сладков Н. И. «Лесной календарь», 2005

10.Сладков Н. И. «Лесные тайнички», 2009

11.Сладков Н. И. «Медовый дождь», 1984

12.Соколов – Микитов И. С. «Осень в лесу», 2012

13.Соколов - Микитов И.С. «Русский лес»,

14.Ткаченко Т.А. «Формирование и развитие связной речи». Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов, 2015

15.Ушинский К.Д. «Четыре желания», 2009

16.Чиндилова О. В. «Чтение художественной литературы дошкольниками: подходы к пониманию и формы реализации», 2011

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР