Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7870518
Статья «Работа дошкольного образовательного учреждения с семьей, воспитывающей ребенка с интеллектуальной недостаточностью»
Содержание - Дошкольное образование
10.01.2020 18:16

Агадуллина Гульнара Дамировна, учитель-дефектолог МБОУ «Центр образования № 40» (структурное подразделение «Детский сад») г. Уфа, Башкортостан. 
В данной статье рассмотрены теоретические вопросы, раскрывающие современное состояние проблемы изучения особенностей развития детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.


Работа дошкольного образовательного учреждения с семьёй, воспитывающей ребенка с интеллектуальной недостаточностью

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья.

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность.

Роль семьи в воспитании и развитии ребенка также нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности.

Другая важная роль семейного воспитания - влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяем важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

В Положении о дошкольном учреждении (1985) уже утверждалось, что оно «в тесном содружестве с семьей осуществляется гармоническое развитие и коммунистическое воспитание детей дошкольного возраста, успешную подготовку их к обучению в школе».

Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, в частности. Он писал: « в дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себе преимущественно через суждение, оценку и поступки родителей».

Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установилось отношение доверия и сотрудничества.

Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду, а затем и в школе поможет им:

  • Преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;
  • Относиться к своему ребенку как к равному себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми;
  • Знать сильные и слабые стороны своего ребенка и учитывать их;
  • Проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке;
  • Понимать, что путем одностороннего воздействия ничего нельзя сделать. Можно лишь подавить или запутать ребенка. Если мы хотим добиться желаемого результата, необходимо, чтобы он сам захотел принять участие в работе. А для этого у взрослого должны быть хорошие, доверительные отношения с ребенком и искренне желание участвовать в его делах, разделять радости и горести.

Все это становится возможным лишь в условиях полного взаимного доверия и многолетней работы, которая должна проводиться на научной основе со всеми участниками этого процесса – в начале с родителями и воспитателями детского сада, а затем с родителями и учителями начальной школы.

На основе исследования можно выделить спектр действий по вовлечению родителей в деятельность ДОУ.

1. Первые контакты между семьями и ДОУ:

  • Приглашение родителей с детьми или без них посетить учреждение до начала занятий
  • Посещение сотрудниками семей на дому
  • Предоставление родителям письменной информации об учреждении
  • Составление договора.

2. Дальнейшая взаимосвязь родителей и персонала реализуется в процессе:

  • Ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают детей
  • Неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить успехи, независимо от конкретных проблем
  • Рекомендации посетить врача
  • Посещение родителей с тем, чтобы они могли видеть, как занимается их ребенок, или знакомиться с работой учреждения.

3. Родителям предлагается оказывать помощь ДОУ в качестве организаторов.

4. Родители могут участвовать в ежедневных занятиях детей: оставаться в ДОУ, чтобы ребенок привык к учреждению, помогать и участвовать в разных мероприятиях, помогать в повседневных занятиях, оказывать помощь при проведении экскурсий.

5. Родители продолжают дома работу с детьми по программе.

6. Эффективны общественные мероприятия для родителей, посещения ими курсов по проблемам воспитания.

7. ДОУ оказывает помощь родителям в конкретных проблемах по уходу за ребенком, методах его воспитания.

К сожалению, современная семья в ситуации всеобщей нестабильности переживает серьезный кризис, выражающийся в обострении супружеских, детско-родительских отношений, ослаблении внимания к духовным ценностям. Все эти неблагоприятные факторы гораздо сильнее отражаются на укладе жизни семьи, в которой появляется ребенок с отклонениями в развитии.

Серьезной проблемой является отсутствие у родителей знаний о способах коррекционно-развивающих работ с такими детьми. Хорошо, если родители просто любят ребенка и стараются в меру сил и возможности помочь ему. Но гораздо чаще встречаются родители, старающиеся перепоручить своего ребенка педагогам и полностью возложить на них ответственность за результата коррекционной работы. Зачастую родители такого типа бывают довольно агрессивны и свои позиции отстаивают настойчиво, неадекватно воспринимая обращенные к ним требования.

Проводя серьезное изучение родителей, дети которых поступают в детский сад, мы выделим для себя наиболее типичные их группы:

1. Непонимающие значения дошкольного образовательного образования в развитии ребенка

2. Равнодушные к работе детского сада, не проявляющие интереса к жизни ребенка в ДОУ

3. Не уделяющие должного внимания воспитанию детей

4. Чрезмерно опекающие своего ребенка, постоянно проявляя тревогу за него, требующие от воспитателя пристального внимания и особого отношения к ребенку, предпочтения его другим детям

5. Сверхтребовательные и чрезмерно строгие родители

6. Не воспринимающие воспитателя как авторитетное лицо.

Работа с семьями строится целенаправленно и дифференцированно, учитывая результаты проведенного исследования семьи воспитанников. Вся работа в дошкольном учреждении осуществляется под руководством заведующей, которая координирует деятельность трех блоков:

  • коррекционно-педагогического;
  • психологического;
  • медицинского.

Коррекционно – педагогический блок.

На первом этапе используются формы работы как анкетирование, посещение семей, «Встречи за круглым столом», «Вечера знакомств».

На втором этапе педагоги приглашают родителей на индивидуальные и фронтальные занятия, подбирают для них папки с индивидуальными рекомендациями и практическими советами по воспитанию ребенка, по организации различных видов детской деятельности.

Для родителей проводятся консультативные дни, тематика которых составляется на основе предварительного опроса родителей с учетом их пожеланий, а также на основе результатов обследования.

Третий этап – итоговый, включает в себя показ детских спектаклей, развлечений, праздников. Родители на этих праздниках являются не просто зрителями, а активными участниками. Проводятся итоговые открытые занятия с последующим обсуждением. Проводится анкетирование родителей с целью выявления эффективности проведенной с ними работы в течение года.

Психологический блок.

Работа в этом блоке организуется психологом детского сада и начинается с психодиагностики семей. Используются объективные, субъективные и проективные методики. Проводятся тесты, анкетирования, опросы родителей, индивидуальные беседы.

Медицинский блок.

Руководит деятельностью этого блока врач-психиатр детского сада. При поступлении детей в дошкольное учреждение медицинские работники проводят сбор аналитических данных о ребенке и его родителях, а также опираются на результаты обследования, проведенного педагогами, и результаты психодиагностики.

Беда многих современных родителей – это слабые педагогические представления, отстраненность, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разбираться в сложном мире ребенка. Поэтому успех воспитания детей в дошкольных учреждениях во многом зависит от того, как организованно педагогическое просвещение родителей.

Проблемы, которые волнуют родителей больных детей, могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования у них нормативных правил поведения, а также многие личностные проблемы, в которые оказывается, погружен родитель больного ребенка.

В связи с этим становится насущной разработка таких форм психо-коррекционной работы, с помощью которых можно было бы преодолеть многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создать благоприятные предпосылки для формирования в их сознании новых мировоззренческих позиций и установок, позволяющих решать проблемы их детей.

Литература

1. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. – М., 1998. – 206 с.

2. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1999. – 155 с.

3. Лебединская К.С. Клиническая систематика задержки психического развития. / Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. – М., 2001. – 165-170 с.

4. Новые подходы к построению содержания компенсирующего образования в детских садах. – Уфа, 2001. – 340 с.

5.Организационно-педагогические основы компенсирующего образования в детских садах. – Уфа: Издательство Филиала МГОПУ им. М.А. Шолохова в г. Уфе, 2005. – 81 с.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР