Статья «Работа дошкольного образовательного учреждения с семьей, воспитывающей ребенка с интеллектуальной недостаточностью» |
Содержание - Дошкольное образование |
10.01.2020 18:16 |
Агадуллина Гульнара Дамировна, учитель-дефектолог МБОУ «Центр образования № 40» (структурное подразделение «Детский сад») г. Уфа, Башкортостан. Работа дошкольного образовательного учреждения с семьёй, воспитывающей ребенка с интеллектуальной недостаточностью Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Роль семьи в воспитании и развитии ребенка также нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания - влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяем важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В Положении о дошкольном учреждении (1985) уже утверждалось, что оно «в тесном содружестве с семьей осуществляется гармоническое развитие и коммунистическое воспитание детей дошкольного возраста, успешную подготовку их к обучению в школе». Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, в частности. Он писал: « в дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себе преимущественно через суждение, оценку и поступки родителей». Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установилось отношение доверия и сотрудничества. Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду, а затем и в школе поможет им:
Все это становится возможным лишь в условиях полного взаимного доверия и многолетней работы, которая должна проводиться на научной основе со всеми участниками этого процесса – в начале с родителями и воспитателями детского сада, а затем с родителями и учителями начальной школы. На основе исследования можно выделить спектр действий по вовлечению родителей в деятельность ДОУ. 1. Первые контакты между семьями и ДОУ:
2. Дальнейшая взаимосвязь родителей и персонала реализуется в процессе:
3. Родителям предлагается оказывать помощь ДОУ в качестве организаторов. 4. Родители могут участвовать в ежедневных занятиях детей: оставаться в ДОУ, чтобы ребенок привык к учреждению, помогать и участвовать в разных мероприятиях, помогать в повседневных занятиях, оказывать помощь при проведении экскурсий. 5. Родители продолжают дома работу с детьми по программе. 6. Эффективны общественные мероприятия для родителей, посещения ими курсов по проблемам воспитания. 7. ДОУ оказывает помощь родителям в конкретных проблемах по уходу за ребенком, методах его воспитания. К сожалению, современная семья в ситуации всеобщей нестабильности переживает серьезный кризис, выражающийся в обострении супружеских, детско-родительских отношений, ослаблении внимания к духовным ценностям. Все эти неблагоприятные факторы гораздо сильнее отражаются на укладе жизни семьи, в которой появляется ребенок с отклонениями в развитии. Серьезной проблемой является отсутствие у родителей знаний о способах коррекционно-развивающих работ с такими детьми. Хорошо, если родители просто любят ребенка и стараются в меру сил и возможности помочь ему. Но гораздо чаще встречаются родители, старающиеся перепоручить своего ребенка педагогам и полностью возложить на них ответственность за результата коррекционной работы. Зачастую родители такого типа бывают довольно агрессивны и свои позиции отстаивают настойчиво, неадекватно воспринимая обращенные к ним требования. Проводя серьезное изучение родителей, дети которых поступают в детский сад, мы выделим для себя наиболее типичные их группы: 1. Непонимающие значения дошкольного образовательного образования в развитии ребенка 2. Равнодушные к работе детского сада, не проявляющие интереса к жизни ребенка в ДОУ 3. Не уделяющие должного внимания воспитанию детей 4. Чрезмерно опекающие своего ребенка, постоянно проявляя тревогу за него, требующие от воспитателя пристального внимания и особого отношения к ребенку, предпочтения его другим детям 5. Сверхтребовательные и чрезмерно строгие родители 6. Не воспринимающие воспитателя как авторитетное лицо. Работа с семьями строится целенаправленно и дифференцированно, учитывая результаты проведенного исследования семьи воспитанников. Вся работа в дошкольном учреждении осуществляется под руководством заведующей, которая координирует деятельность трех блоков:
Коррекционно – педагогический блок. На первом этапе используются формы работы как анкетирование, посещение семей, «Встречи за круглым столом», «Вечера знакомств». На втором этапе педагоги приглашают родителей на индивидуальные и фронтальные занятия, подбирают для них папки с индивидуальными рекомендациями и практическими советами по воспитанию ребенка, по организации различных видов детской деятельности. Для родителей проводятся консультативные дни, тематика которых составляется на основе предварительного опроса родителей с учетом их пожеланий, а также на основе результатов обследования. Третий этап – итоговый, включает в себя показ детских спектаклей, развлечений, праздников. Родители на этих праздниках являются не просто зрителями, а активными участниками. Проводятся итоговые открытые занятия с последующим обсуждением. Проводится анкетирование родителей с целью выявления эффективности проведенной с ними работы в течение года. Психологический блок. Работа в этом блоке организуется психологом детского сада и начинается с психодиагностики семей. Используются объективные, субъективные и проективные методики. Проводятся тесты, анкетирования, опросы родителей, индивидуальные беседы. Медицинский блок. Руководит деятельностью этого блока врач-психиатр детского сада. При поступлении детей в дошкольное учреждение медицинские работники проводят сбор аналитических данных о ребенке и его родителях, а также опираются на результаты обследования, проведенного педагогами, и результаты психодиагностики. Беда многих современных родителей – это слабые педагогические представления, отстраненность, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разбираться в сложном мире ребенка. Поэтому успех воспитания детей в дошкольных учреждениях во многом зависит от того, как организованно педагогическое просвещение родителей. Проблемы, которые волнуют родителей больных детей, могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования у них нормативных правил поведения, а также многие личностные проблемы, в которые оказывается, погружен родитель больного ребенка. В связи с этим становится насущной разработка таких форм психо-коррекционной работы, с помощью которых можно было бы преодолеть многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создать благоприятные предпосылки для формирования в их сознании новых мировоззренческих позиций и установок, позволяющих решать проблемы их детей. Литература 1. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. – М., 1998. – 206 с. 2. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1999. – 155 с. 3. Лебединская К.С. Клиническая систематика задержки психического развития. / Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. – М., 2001. – 165-170 с. 4. Новые подходы к построению содержания компенсирующего образования в детских садах. – Уфа, 2001. – 340 с. 5.Организационно-педагогические основы компенсирующего образования в детских садах. – Уфа: Издательство Филиала МГОПУ им. М.А. Шолохова в г. Уфе, 2005. – 81 с. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».