Статья «Пальчиковые игры-упражнения для дошкольников» |
Содержание - Дошкольное образование |
10.01.2020 16:41 |
Агеева Светлана Леонидовна воспитатель МАДОУ «Детский сад № 53» г.Сыктывкара Республики Коми.
Статья «Пальчиковые игры-упражнения для дошкольников» Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию. Одним из действенных способов является технологии сохранения и стимулирования здоровья, и в частности пальчиковая гимнастика. Это отличные упражнения, помогающее сформироваться и в дальнейшем нормально функционировать мелкой моторике. Мелкая моторика отвечает не только за ловкость и скоординированность движений между собою. Моторинговый центр находится в ближайшем отдалении от речевого центра в коре головного мозга, поэтому стимулируя развитие первого автоматически происходит стимулирование и второго. Таким образом, развивая движения ребенка, мы готовим малыша к использованию речи. Кроме этого мелкая моторика напрямую связана с нервной системой, вниманием и памятью, зрением и восприятием. Регулярные занятия пальчиковой гимнастики с ребенком имеют много положительных аспектов, ведь наблюдается тенденция улучшенного развития не только физических, а и умственных способностей ребенка. Работу по развитию мелкой моторики проводиться с детьми раннего возраста (с 1,5 лет). Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. Для успешного решения этих задач подобрала и изучила методическую литературу по этой теме: И.А. Ермакова "Развиваем мелкую моторику у малышей"; А.Е. Белая «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики».Любые упражнения эффективны только если их делать регулярно. Вот и пальчиковые игры принесут эффект при ежедневных занятиях от 2 до 5 минут. Пальчиковая гимнастика применяется в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, на прогулке и в свободное время во второй половине дня. Можно выделить некие (условные) этапы обучения пальчиковой гимнастике. 1 этап. Упражнения для кистей рук. Такие игры достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений. Поэтому они подходят для самых маленьких, с них можно начать: «Врозь – вместе», «Ладошки, кулачек, ребро», «Человек». «Дети бегут наперегонки», «Сорока-белобока», «Ладушки». Кроме этого, гимнастика с этими играми: - учит малышей повторять за взрослыми. То есть развивает подражательную способность. - учит напрягать и расслаблять мышцы; -развивает умение сохранять на некоторое время положение пальцев; - учит переключаться с одного движения на другое. 2 этап. Упражнения для пальцев условно статические. Эти игры - совершенствуют на более высоком уровне полученные ранее навыки. Более сложные, требуют более точных движений: «Елочка», «Кот на печи», «Пряничек», «Курочка», «Цветочки», «Пирог», «Моя семья», «Домик». 3 этап. Упражнения для пальцев динамические. - развивают точную координацию движений; - учат сгибать и разгибать пальцы рук; - учат противопоставлять большой палец остальным. «Пальчики здороваются», «Пальчики в лесу», «Пальчики лежаться спать», «За работу», «Дружные ребята». Диагностика состояния ручной моторики проводится в процессе выполнения заданий на определение кинестетической основы движений (сложить в колечко по очереди большой палец с каждым пальцем на правой руке, потом на левой руке), кинетической основы движений (по очереди загнуть и разогнуть пальцы сначала на правой руке, потом на левой), проверки навыков работы с карандашом (умение держать карандаш, рисовать горизонтальные и вертикальные линии, кружки), манипуляций с предметами (складывание игрушек в ведерко и поочередное их вынимание), навыков работы с пластилином (умение лепить шарики, лепешки, палочки). После этого отмечается объем выполняемых движений (полный или неполный), темп выполнения (нормальный, медленный, быстрый), способность к переключению движений. Литература: 1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития и обучения родному языку дошкольников: Учеб. Пособие для студ. пед. учеб. заведений. — М., Изд. Центр «Академия», 1997 г. 2.Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр. Санкт-Петербург: «КАРО», 2008 г. 3.Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1 – 3 года): Методическое пособие для воспитателей и родителей. Москва: «Мозаика-Синтез», 2007 г. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».