Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7870489
Статья «Использование детского экспериментирования при ознакомлении старших дошкольников с окружающим миром»
Содержание - Дошкольное образование
10.01.2020 16:51

Басова Нина Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 67» г.Сыктывкара Республики Коми. 
В статье раскрывается актуальность детского экспериментирования. Представлен опыт использования элементарных опытов в работе с детьми дошкольного возраста.

 


 

Статья «Использование детского экспериментирования при ознакомлении старших дошкольников с окружающим миром»

Дошкольное детство - это начальный этап человеческой личности. В современном мире мы хотим видеть наших детей любознательными, общительными, умеющими решать самостоятельно возникающие проблемы, ориентироваться в окружающей действительности и обстановке.

На шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний об окружающей природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений.

Природа снабдила ребенка инстинктом накопления разнообразных сведений о мире. Ребенок все старается увидеть, услышать, попробовать на вкус, понюхать, потрогать, разобрать – удержать его практически невозможно, без этого он начинает страдать.

Профессор Н. Н. Поддъяков подчеркивает, что в дошкольном возрасте одним из ведущих видов деятельности является экспериментирование.

Так, что же такое экспериментирование? Это поисковая, исследовательская деятельность, которая направлена на приобретение знаний и «открытие» нового: осознание закономерностей окружающего мира. Экспериментирование – это способ материального и мысленного воздействия человека на реальный или воображаемый объект для исследования, познания его свойств, связей, отношений.

Исследователи детского экспериментирования Я.А. Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков, И.Д. Зверев, В.В. Запорожец, А.И. Савенков, Г.И. Щукина и др. утверждают, что ребенок дошкольного возраста познает объект именно в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрываются содержание данного объекта.

Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «почему?» и «как?».

Экспериментирование вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные процессы (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность.

Известный психолог П. П. Блонский писал: «Пустая голова не рассуждает: чем больше опыт, тем больше способна она рассуждать». Чтобы дать знание детям и наполнить их головы интересным содержанием мы с детьми проводим различные эксперименты и опыты: с песком, с почвой, с водой, с воздухом, с тенью, с магнитом, со стеклом, с резиной…

При этом взрослый не учитель – наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку активно проявлять собственную исследовательскую активность.

В условиях детского сада я использую только элементарные опыты. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач, т.к. они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих экспериментов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Главным условием успешной совместной деятельности с детьми было обновление предметно-развивающей среды и составление календарно-тематического плана работы, согласно принципам: актуальности, эстетичности, вариативности, научности, доступности и др.

Благодаря тесному взаимодействию с родителями была создана «Лаборатория юного волшебника», где располагалось все необходимое оборудование для детей: микроскоп, сито, магниты, схемы проведения экспериментов, лупы разного диаметра, просеянный песок, глина, камни, стекла, ножницы, бросовый материал, разные виды ткани, ёмкости для сыпучий веществ, пластиковые ложки и ножики, весы, колбочки; материал для фиксирования полученных результатов (таблицы, схемы, карандаши), энциклопедии опытов и экспериментов, иллюстративный материал и пр.

Содержание экспериментов организовывалось нами по принципу от простого к сложному. Работа с детьми велась по подгруппам. Каждая подгруппа совместно выполняла эксперимент, затем фиксировала полученный результат, выбирая совместно символы.

Дети выполняли самостоятельно эксперименты в зависимости от их сложности: «Создание коктейля», «Фильтрация воды».

В подготовительной группе эксперименты были направлены на исследования объектов живой природы (растения, насекомые) и продукты питания. При выполнении экспериментов с живыми существами было условие: отпускать насекомых (бабочек, муравьев, мух и др.) на волю. Эксперимент «Чем бабочка похожа на слона?» привлек детей тем, что происходило сравнение маленького насекомого и большого слона. На прогулке, используя лупу, дети рассмотрели строение бабочки, и как она питается (чем?) - маленьким хоботом, как у слона. Совместно были зафиксированы полученные данные. В ходе эксперимента «Домашний творог» дети с огромным удовольствием делились своими впечатлениями, приводили примеры из личной жизни, как с бабушками пекут пироги, делают на зиму заготовки и т.д.

В заключение хочется привести слова академика К.Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл». В этом, на мой взгляд, заключается актуальность детского экспериментирования.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР