Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7870572
Статья «Сказкатерапия для дошкольников»
Содержание - Дошкольное образование
10.01.2020 16:54

Эйхман Виктория Александровна воспитатель МАДОУ «Детский сад № 57» г.Сыктывкара Республики Коми. 
Автор раскрывает опыт работы по использованию «Сказкатерапии» в профилактической работе с практически здоровыми детьми дошкольного возраста с целью психологической разрядки.

 


 

Статья «Сказкатерапия для дошкольников»

Именно в дошкольном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных видах детской деятельности, что в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника. Вот почему применение в работе ДОУ оздоровительных программ и здоровьесберегающих технологий, в частности использование «Сказкатерапии» в профилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психологической разрядки, помогает повысить результативность воспитательного – образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

Здоровьесберегающее направление данной технологии позволяет при помощи сказки бороться с различными детскими «недугами», дефицитом духовной культуры, доминированием материальных ценностей над духовными.

Преимущество сказки в развитии личности ребёнка состоит в отсутствии нравоучений и дидактики, четких персонификаций, в собирательности образа главного героя. Образность и метафоричность языка, психологическая защищенность - всегда хороший конец, наличие тайны и волшебства, психологическая подготовка к напряженным эмоциональным ситуациям, символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов. На сказках апробируются психотерапевтические приемы, позволяющие смягчить поведенческий негативизм у ребенка.

Сказкатерапия позволяет педагогу ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок, получают возможность заниматься коррекционной работой с конфликтными, тревожными детьми, с детьми с завышенной или, наоборот, заниженной самооценкой, эгоцентричными, а также неуверенными в себе.

Педагогическая коррекция на основе работы со сказками позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерить на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, примерить на себя роль родителя и оценить свой поступок со стороны, а также позволяет ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей.

Черствость и невнимание ребенка к чувствам и переживаниям родителей, сверстников, воспитателей часто связаны не с особой черствостью в характере самого ребенка, а с отсутствием опыта сопереживания, с неумением вслушиваться в слова тех, кто его окружает.

Основной целью в организации занятий с использованием здоровьесберегающей технологией «Сказкатерапия» прежде всего, является обогащение внутреннего мира ребенка, определение моделей поведения и нахождения выхода из проблемных ситуаций (отношений между сверстниками, родителями, детьми), коррекция психической и эмоционально – волевой сферы, развития речи.

Основной формой работы по сказкотерапии признана деятельность, организованная по типу программы "Лабиринт души: Терапевтические сказки". Под ред. Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е.

Занятия – сказки проводятся 1-2 раза в неделю, занятие длится 25-30 минут. Замечательная форма занятия-сказки позволяет включить в него ряд разнообразных упражнений, вплетая их в канву сказочного повествования. По ходу сказки дети учатся расслабляться по контрасту с напряжением, правильно дышать, выражать свои чувства вербально и невербально; расширяются их представления об эмоциях, чувствах и состояниях и адекватным им телесных выражениях; преодолеваются барьеры общения, развивается речь детей, коммуникативные навыки, внимание, чувственное восприятие, мышление, воображение. Этот результат достигается как особой подачей сказочного материала педагогом, где используется все разнообразие голосовых и мимических средств.

Очень нравится детям то, что любое сказкотерапевтическое занятие начинается и заканчивается определенным ритуалом. Они с удовольствием выполняют в начале каждого занятия упражнение на единение и эмпатию такие, как передача по кругу “волшебного” огонька свечи, “волшебного” клубочка или цветка с добрыми пожеланиями друг другу.

Заканчивается каждое занятие-сказка релаксационной паузой, когда дети представляют себе что-то заданное педагогом, “переваривают” и усваивают полученную информацию, снимают возбуждение от активной деятельности, готовясь к возвращению в группу. Постоянное соблюдение этих ритуалов доставляет радость детям, облегчает их настрой на занятие и переход к повседневной деятельности. Важно, что дети вскоре сами начинают следить за неуклонным соблюдением этих ритуалов, подсказывая педагогу, какое действие перенесет их в сказку на этот раз.

Правила организации сказкотерапии для дошкольников:

1.Простое прочтение сказки не несет в себе терапевтической нагрузки. Следует обыграть, проинсценировать, тщательно проанализировать, сделать оценки и выводы по ее содержанию;

2.Содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка;

3.Содержание сказки и используемые методические приемы по ее анализу должны в полной мере решать поставленную задачу;

4.Передача ребенку знаний, правил поведения, сглаживание конфликта в процессе знакомства с содержанием сказки и его анализом должно проходить в уместной, ненавязчивой, дружеской и искренней обстановке;

5.Знакомство ребенка со сказкой должно быть дозированным. Сначала это может быть просто рассматривание иллюстраций к сказке и знакомство с ее героями. Затем описание и анализ поступков героев. После чего выражение своего отношения к героям сказки и их поступкам, а также определение правильной модели поведения.

Реализация в образовательном процессе здоровьесберегающей технологии «Сказкатерапия» - способствовала повышению эмоциональному благополучию детей в группе на 50%, дошколята научились доброжелательно общаться со сверстниками, договариваться, сопереживать персонажам произведений, соблюдать очередность, проявлять инициативность, эмоциональной отзывчивости, активность, в общении выражая свои чувства и понимать чувства других. У детей снялось физическое и психическое напряжение на 54%, увеличилась работоспособность, увеличилась способность детей к концентрации внимания 50%, к умению максимально сосредоточиваться и совершенствовать волевые качества.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР