Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7381749
Статья «Дидактическая кукла как средство развития ребёнка раннего возраста»
Содержание - Дошкольное образование
10.01.2020 16:58

Карманова Татьяна Николаевна воспитатель МАДОУ «Детский сад № 106» г.Сыктывкара Республики Коми. 
В статье описывается значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве Автор раскрывает опыт работы с дидактической куклой.


Статья «Дидактическая кукла как средство развития ребёнка раннего возраста»

Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3-х лет - период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Профессор Н..М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Ребенок раннего возраста особенно впечатлителен, эмоционален, открыт для освоения социальных и культурных ценностей, для общения со взрослым и детьми. Развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Разнообразие игр со сказочным или необычным персонажем, куклой, игрушкой дарит малышу яркие чувства и переживания.

Работая над данной проблемой, я решила создать дидактическое пособие - универсальную дидактическую куклу, как средство развития ребенка раннего возраста. Почему я выбрала именно куклу? Кукла уже на протяжении многих столетий является неизменным спутником человека, его отражением, поэтому она близка и понятна ребенку. Мир куклы интересен и разнообразен, и особое место в нем отводится дидактической кукле.

Цель дидактического пособия: снятие психоэмоционального напряжения и освоение детьми раннего возраста сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)

Задачи:

1. Познакомить детей с сенсорными эталонами.

2. Помогать детям осваивать простейшие действия с предметами (обследовать, выделять сенсорную характеристику предметов: цвет, величину, форму;)

3. Обогащать сенсорный опыт детей.

4.Совершенствовать координацию движений рук под зрительным контролем.

5. Развивать тактильные ощущения (мягкий, гладкий, пушистый и т.д.)

6. Развивать мелкую моторику рук

7. Познакомить детей с основными эмоциональными состояниями (радость, огорчение).

Дидактическая кукла - мой верный помощник в работе с детьми. Она позволяет мне решать многие педагогические проблемы, с которыми мы, воспитатели сталкиваемся в работе с детьми раннего возраста. Изначально эту куклу я шила для работы с малышами в адаптационный период. Так как кукла Маша необычная, дети легко, с интересом переключаются на неё, и это отвлекает их от плача, от расставания с мамой или папой. Утром я встречаю детей с куклой Машей. Входя в группу, малыши с ней здороваются за руку, обнимаются, улыбаются. Чтобы отвлечь ребёнка от родителей, в кармашек сарафанчика можно положить какой-нибудь сюрприз или игрушку, которую можно вовлечь ребенка в совместную практическую деятельность – собрать пирамидку, сложить кубики, картинки и т.д.

Кукла Маша с малышами «играет», «поёт», «танцует», даже проводит утреннюю гимнастику.

Кукла: «Здравствуйте, здравствуйте, все-все-все! Меня зовут Маша Ну-ка, все мне улыбнитесь, на разминку становитесь! Раз - два - три - четыре - пять Новый день идем встречать!»

Действительно, взаимодействие с куклой поднимает настроение у детей.

Затем я решила усовершенствовать куклу. Сшила для неё курточку, дополнительный фартучек, который ребёнок может одевать на себя и уединиться, чтобы спокойно поиграть, или поиграть в паре. В процессе игры дети знакомятся с цветом, величиной (большой и маленькие цветочки), формой, обследуют предметы на ощупь.

Моя кукла Маша играет роль «хозяюшки», которая следит за порядком в групповом помещении. Так как она двусторонняя, с одной стороны она улыбается (когда всё на своих местах), а с другой стороны хмурится (если что-то ей не нравится). По такому же принципу она служит «мирилкой» для детей. Маша хмурится, если дети ссорятся, отнимают игрушку друг у друга, когда дети мирятся – обнимаются, кукла улыбается и обнимает детей, поет с ними, кружится в танце.

Дидактические игры с куклой:


«Найди цветок такого же цвета».

Цель: учить подбирать цветочки по цвету, форме, величине


«Сколько больших и маленьких цветочков».

Цель: знакомить с понятиями величины: «большой», «маленький»; количеством: «один», «много».


«Угадай и назови что лежит в кармашке».

Цель: учить обследовать предметы, называть их свойства и определять их на ощупь.


«Завяжи бантик».

Цель: учить называть цвет, знакомить с понятиями «широкий», «узкий», «длинный», «короткий».


«Найди фигуру».

Цель: учить находить и называть фигуру по просьбе воспитателя.


Таким образом, можно с уверенностью сделать заключение о том, что самодельная дидактическая кукла для ребенка раннего возраста — это игрушка с ценными развивающим и воспитательным потенциалом. Закончить выступление мне хотелось бы строчками из стихотворения Людмилы Покровской:

«Много разных кукол есть на белом свете.

Кукла человеку самый лучший друг.

Пусть играют в куклы взрослые и дети,

Чтобы стал добрее этот мир вокруг»

 

Использованы интернет ресурсы:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/

https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4278/