Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7385674
Статья «Использование проблемно-поисковых ситуаций в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста»
Содержание - Дошкольное образование
22.01.2020 08:35

Зарудняя Людмила Евгеньевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №67» г. Сыктывкара. 
Автор раскрывает опыт работы по экологическому образованию дошкольников. В статье раскрывается алгоритм использования проблемных ситуаций, опытов в разных видах совместной образовательной деятельности.

 


Статья «Использование проблемно — поисковых ситуаций в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста»

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования отмечена необходимость вовлечения дошкольников в познавательно-исследовательскую деятельность, подразумевающую исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними, для развития инициативы, любознательности, умения высказывать свою точку зрения и проверять её в ходе наблюдений и практических действий.

Так как в учебном году образовательная деятельность всего педагогического коллектива была направлена на внедрение проблемных технологий и повышение качества работы по экологическому воспитанию, то я решила объединить эти 2 направления и осуществлять работу по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста через использование проблемно-поисковых ситуаций.

Цель опыта работы - формирование экологических представлений об окружающем мире у детей 5-7 лет через использование проблемно-поисковых ситуаций.  

Для достижения поставленной цели мною были определены задачи:

- создать картотеку проблемно-поисковых ситуаций экологического содержания для дошкольников;

- способствовать организации поисковой и исследовательской деятельности, в ходе которой дошкольники самостоятельно (или совместно с взрослым) находят пути решения возникших проблемных ситуаций;

- создать условия для самостоятельного изучения детьми свойств и качеств живых и неживых объектов окружающего мира.

Проблемно-поисковая ситуация - это такая ситуация, при которой ребёнок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.  

Основным звеном проблемной ситуации является противоречие. Педагогу важно не упустить этот момент и помочь детям увидеть несоответствие, противоречие, которое заметил на занятии один или несколько детей, и включить их в активную поисковую деятельность.

Этапы организации поисковой, исследовательской деятельности

1 этап Педагог ставит проблему и начинает ее решение, дети самостоятельно осуществляют решение проблемы.

2 этап Педагог ставит проблему, дети самостоятельно находят ее решение и осуществляют эксперимент.

3 этап Постановка проблемы, отыскивание метода и разработка самого решения осуществляются самостоятельно.

Поставленные перед детьми проблемы должны быть таковыми, чтобы дошкольники не могли выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но смогли бы самостоятельно (или при необходимости с помощью взрослого) проанализировать ситуацию и найти неизвестное (добыть знания).

Один из наиболее интересных и увлекательных способов нахождения путей решения проблемных ситуаций - опытно-экспериментальная деятельность дошкольников, в ходе которой дети не только учатся выдвигать собственные гипотезы, наблюдать, размышлять, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, но и делать свои маленькие «открытия».

Остановлюсь на опыте растворимости соли в стакане с водой, проводимом на моём открытом занятии (описание опыта). Дети экспериментировали, выдвигали свои гипотезы, наблюдали за опытом, размышляли, делали выводы и устанавливали причинно-следственные связи (соль не исчезла, а растворилась, дети узнали, попробовав на вкус).

При создании и решении проблемно-поисковых ситуаций использовала следующие приёмы:

  • подведение детей к противоречию и предложение самим найти способ его решения (пример спрашиваю у аудитории. Ответ: Не тонут в воде определённые предметы, н-р, деревянные, а яйцо не утонуло, хотя должно было утонуть). – Вот вам и противоречие.
  • изложение различных точек зрения на один и тот же предмет (явление); Задаю вопросы аудитории: «Экологические ситуации»

Однажды волшебник решил превратить густой, тёмный еловый лес в берёзовую рощу. Как вы думает, к чему это привело?

Волшебник решил осушить все болота? К чему это привело?

Волшебник решил избавить лес от лис. К чему это привело?

Волшебник решил сделать так, чтобы всегда стояла солнечная, тёплая погода. К чему это приведёт?

  • побуждение детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов; (погружение яйца в воду зависит от ее концентрации)
  • эвристические (наводящие, «ключевые») вопросы; (почему в одном стакане яйцо погрузилось глубже, почему башни из одинакового количества кубиков могут быть разной высоты)

Для самостоятельного изучения детьми свойств и качеств живых и неживых объектов окружающего мира группе был создан уголок опытно-экспериментальной деятельности, оснащенный разнообразным материалом и оборудованием.

Работа по экологическому образованию проводилась в разных видах совместной образовательной деятельности:

- на прогулках

Опыт: «Вода при замерзании расширяется» Цель. Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется. Ход. Вынести на прогулку две бутылки (банки) с водой одинаковой температуры. Одну закопать в снег, другую оставить на поверхности. Что произошло с водой? Почему в снегу вода не замерзла? Вывод. В снегу вода не замерзает, потому что снег сохраняет тепло, на поверхности превратился в лед. Если банка или бутылка, где вода превратилась в лед, лопнет, то сделать вывод, что вода при замерзании расширяется.

в досуговой деятельности.

Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?

Ребенок знает, что если проколоть шарик, то он лопнет. Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. И теперь вы спокойно проткнете шарик через скотч без всякого вреда для него.

в ходе работы и наблюдений в уголке природы (примеры: за скоростью распускания веточек с разных деревьев)

посещение интерактивных экскурсий в музее.

«Рыбы Коми республики»

«Реки Коми республики»

«Путешествие с лосяшей Йола»

«Секреты невидимки»- о воздухе

Таким образом, в процессе решения проблемно-поисковых ситуаций у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно- экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.

Известно, что ни одну образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного сотрудничества и взаимодействия с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. Для повышения родительской компетентности было проведено родительское собрание “Мы – будущие исследователи”; составлены рекомендации: "Как помочь маленькому исследователю", картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Родители привлекались к проведению опытов в детском саду.

Конечно, экологическое образование детей - процесс довольно длительный и сложный, но он может стать очень увлекательным, интересным и для педагога, и для воспитанника. Необходима лишь заинтересованность с обеих сторон, создать которую помогает использование проблемно-поисковых ситуаций. Но уже сегодня можно сказать, что регулярное использование проблемно-поисковых ситуаций экологического содержания и решение их детьми, даёт положительные результаты.