Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7870497
Статья «Организация образовательного процесса по реализации этнокультурного компонента в детском саду»
Содержание - Дошкольное образование
24.01.2020 08:47

Черникова Любовь Анатольевна, Провст Наталья Леонидовна - старшие воспитатели, Клепиковская Надежда Федоровна - воспитатель МАДОУ «Детский сад № 106» г. Сыктывкара Республики Коми. 
В статье рассматриваются условия организации образовательного процесса по реализации этнокультурного компонента в детском саду.

 


 

Статья «Организация образовательного процесса по реализации этнокультурного компонента в детском саду»

Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. Особую актуальность этнокультурное образование приобретает в рамках все более явно обозначающейся тенденции социума - сохранения своей национальной самобытности, уникальности культуры, истории, традиций и воспитания детей в рамках этих ценностей [1,4]. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у старших дошкольников этнокультурных представлений.

Детский сад - это большая семья со своими традициями, взглядами, отношениями. Все условия в детском саду дают малышам прекрасную возможность развиваться, удивляться, радоваться, дружить, любить свой край и приобщаться к его истокам! Через игру, творчество дети познают уникальность природных богатств родного края, природу Севера, особенность быта и культуры, традиций народа коми.

В дошкольной образовательной организации этнокультурное образование определяет образовательная программа по краеведению.

Цель образовательной программы по краеведению (далее Программа) – формирование у старших дошкольников 5-7 лет этнокультурных представлений через приобщение к национальным и культурным традициям народа коми.

Основные задачи:

1. Формировать у старших дошкольников 5-7 лет элементарные краеведческие и исторические представления: об истории и традициях коми народа; природе родного края; значимости исторического прошлого коми народа и его взаимосвязи с днем сегодняшним; об укладе, культуре коми народа; о современном обществе; о государственной символике Республики Коми; о видах деятельности населения Республики Коми.

2. Систематизировать накопленную и полученную информацию посредством логических операций (синтез, сравнение, обобщение, классификация); стремление к дальнейшему накоплению информации (отдельные факты, сведения) и готовность упорядочить накопленную и вновь получаемую информацию.

3. Развивать интерес и чувство сопричастности к культурно-историческому наследию своего народа, прошлому и настоящему родного поселка, города, Республики Коми. 

Основополагающими принципами Программы являются:

1. Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования)

2. Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса этнокультурного образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников.

3. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса

4. Принцип природосообразности – учет в образовательном процессе возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, целостное развитие личности, расширение ее кругозора, формирование мировоззрения, развитие самосознания;

5. Принцип культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно- нравственного и эмоционального воспитания в процессе приобщения ребенка к национальной культуре. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).

Особое внимание в образовательной программе по краеведению уделено развитию старшего дошкольника 5-7 лет в этнокультурной образовательной среде, приобщению его к красоте и добру, желанию ребенка видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении. При организации образовательной работы со старшими дошкольниками 5-7 лет учитываются социокультурные условия г. Сыктывкара, Эжвы. Уникальность родного города – сосредоточение музеев, театров, памятников архитектуры – позволяет включить в этнокультурное содержание вопросы истории и культуры родного города, природного, социального и рукотворного мира, который с детства окружает маленького ребенка.

Эффективность этнокультурного образования старших дошкольников зависит от выбора форм и методов обучения и воспитания. Предпочтение отдаем тем из них, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию у старших дошкольников познавательной активности и самореализации, органически вписываются в современный образовательный процесс.

К таким формам мы относим:

•        Краеведческие игры - игры дают возможность приобщить детей старшего дошкольного возраста к истории, культуре, географическим особенностям родного края, природе. Помогают формировать представление об общественной организации жизни людей, об их законах и верованиях, о формах и методах передачи народной семейной культуры от поколения к поколению.  Игры органически связаны со всей культурой коми народа; свое содержание они черпают из труда и окружающего быта.

•        Беседы – используются в качестве словесного метода обучения в организованной образовательной деятельности со старшими дошкольниками. Содержание познавательных бесед строится на разные темы: "Почему в городе болеют растения?", "Как узнать, что человек любит свой город?", "Что бы ты сделал, если был бы Главой города?" и др. на основе:

а) жизнедеятельности детей в семье;

б) наблюдений (экскурсии, досуги);

  • Сказки, сказы, загадки, пословицы и песни дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа обязательно входит в этнокультурное образование старшего дошкольника. Использование загадок ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности. Цель пословиц - нравственное воспитание, песен – эстетическое [2]

•        Видеопросмотры, мультимедийные презентации, виртуальные путешествия позволяют создать у старшего дошкольника динамические наглядные образы из жизни и деятельности разных народов, в том числе народа коми, расширить кругозор. Дети получают представления о тех событиях, явлениях, предметах, т.е. об исторических фактах, о быте и архитектуре народов, проживающих в разных уголках Земли, о труде взрослых родного края и т.п.

•        Праздники, развлечения с этнокультурной и государственной тематикой - народные, обрядовые, посиделки, день рождения города, края. Они дают детям колоссальный эмоциональный заряд, а это обостряет наблюдательность и восприятие, обогащает чувственный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям.

•        Фольклорные концерты и театрализованные представления. Именно в концертно-театрализованной деятельности находят своё отражение быт, искусство и культура народов, их специфика.

•        Целевые прогулки, где воспитатели предлагают детям проверить народные приметы, отгадать загадки, найти подтверждение поговорке, заострить внимание на особенностях ландшафта, климата, природных явлений, присущих нашему региону.

  • Экскурсии, посещение выставок, музеев и др. культурных объектов способствуют не только расширению знаний о местном окружении, но и приобретению новых сведений о реалиях других этнических миров, об особенностях уклада жизни, культуры народов.

В зависимости от целей и содержания образовательной программы по краеведению предусмотрены проекты в работе со старшими дошкольниками, различные выставки, творческие мастерские, конкурсы, фестивали.

В образовательной среде детского сада имеются разнообразные макеты, дидактические игры и пособия, наглядные картинки-модели, перфокарты, куклы в национальной одежде, изготовленные из различных материалов.

Играя с куклами, дети исполняют роль модельеров и дизайнеров старинной одежды, непроизвольно запоминают на коми языке названия одежды, устанавливают различие и сходство между старинной и современной одеждой, мужской и женской. 

Таким образом, все элементы образовательного пространства в детском саду помогают старшему дошкольнику познакомиться с родным краем, с национальной культурой коми народа, приобщиться к истории, традициям родного края в понятных, интересных, увлекательных формах.

Литература

1. Опыт реализации этнокультурной составляющей образования в организациях дополнительного образования детей: сборник программ, проектов, методических разработок [Электронный ресурс] / [сост. В.Ц. Попова, Л. Е. Вотякова]; Мин-во образования Респ. Коми, Коми респ. ин-т развития образования. – Сыктывкар: КРИРО, 2015. – 56 с.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР