Методическая рекомендация «Использование элементов сказкотерапии в работе педагога-психолога в период адаптации детей к детскому саду» |
Содержание - Дошкольное образование |
31.01.2020 05:25 |
Чудинова Лариса Викторовна, педагог - психолог, МАДОУ «Детский сад №305» г. Пермь.
«Использование элементов сказкотерапии в работе педагога-психолога в период адаптации детей к детскому саду» Процесс перехода из семьи в детское дошкольное учреждение очень сложен для малыша. Ребёнку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Ранее сформированные динамические стереотипы, иммунная система, физиологические процессы подвергаются некоторым преобразованиям. Возникает необходимость преодоления психологических преград. Поступление ребенка в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. В период адаптации у детей обостряется чувствительность к разлуке с матерью, появляется страх новизны. Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Это связано с тем, что не удовлетворяется одна из базовых потребностей - потребность в безопасности и защищенности. Ребенок впервые остается без близких людей в незнакомой обстановке. В семье он в центре внимания, а в детском саду один из многих, такой же как и другие. Это ломает сложившиеся у него стереотипы, требует психологической перестройки, изменения поведения, выработки новых умений. Дети раннего возраста очень эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Чтобы адаптация ребенка прошла успешно, необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад. Детям, которые испытывают трудности в адаптации к условиям детского сада, на помощь может прийти сказка. Она позволит ребёнку пережить, «проиграть» эту ситуацию и найти выход из нее, быть более уверенным в себе и т.д. Успешность адаптации детей, прежде всего, зависит от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Поэтому в нашем детском саду педагог - психолог совместно с воспитателями младшей группы проводит целенаправленную работу, по созданию у детей положительной установки на детский сад. На протяжении нескольких лет я использую методы сказкотерапии в процессе адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения. Основная цель работы: Оказание помощи в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Задачи: - снять эмоциональное и мышечное напряжение, чувство тревоги; - развивать навыки взаимодействия детей друг с другом; - развивать внимание, восприятие, речь, воображение. Моя работа со сказками начинается с того, что в первые дни пребывания детей, я читаю сказку «Как зайчонок пошел в детский сад». Это позволяет окунуть детей в сюжет сказки и на примере зайчонка понять, что в детском саду их никто не обидит и не причинит вреда. В последующие дни, педагог - психолог совместно с воспитателем, используют кукольный театр (работа заключается все с той же сказкой «Как зайчонок пошел в детский сад»). Мы включаем детей в игровую ситуацию по сюжету сказки. Данный метод позволяет с помощью наглядного примера закрепить положительное отношение к детскому саду. После того, как дети немного привыкнут к нахождению в детском саду, можно применять в работе другие сказки которые несут в себе разные значения: 1) Колобок - ушел из дома один и с ним случилась беда (сказка для коррекции поведения). 2) Волк и семеро козлят - нельзя открывать дверь чужим (мы можем много раз говорить, что нельзя открывать дверь чужим, но сказка воспринимается и запоминается ребенком легче). 3) Красная шапочка - нельзя разговаривать с чужими на улице. 4) Репка - всем вместе любое дело по плечу, и важна помощь даже самого маленького. В ходе организации и проведения сеансов работы со сказкой используются различные виды театров: би- ба- бо, театр на фланелеграфе, театр мягкой игрушки, пальчиковый театр. Еще одним вариантом работы со сказкой служит песочница с кинетическим песком. В песочнице, разыгрывается сказка, которую дети сначала видят, слышат, а потом имеют возможность её ощутить (потрогать героев, построить дом и т.п.), кроме этого имеет значение и песок, который заземляет негативную энергию ребёнка и позволяет ему отвлечься от окружающей действительности. Базовыми средствами работы служат игры с песком, природным материалом (камушками, ракушками). Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на взаимодействие с песком, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В первой части занятия - игры с песком: дети трогают песок руками, копают, лепят, пересыпают. В основной части занятия - рассказывание и разыгрывание сказки на песке и игры, связанные с главным героем сказки. В заключение занятия – релаксационные упражнения согласно возрасту и переход к другому виду деятельности. Безусловно, не все дети сразу включаются в процесс и активно в нём участвуют, но на первых порах положительным считается уже то, что ребёнок наблюдает за происходящим, забывая на некоторое время, где он и то, что рядом нет мамы. Психолог же в процессе работы постоянно поощряет спонтанные, живые и естественные реакции детей, является непосредственным активным участником занятия – заражает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, задает образцы выполнения действий. Необходимо отметь, что работа по созданию у детей положительной установки на детский сад проходит по подгруппам, в связи с организацией гибкого режима пребывания детей в дошкольном учреждении в период адаптации. В работе с использованием сказок в процессе адаптации все дети имеют положительную динамику, стали более активны при взаимодействии с взрослым и другими детьми. Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование элементов сказкотерапии в адаптационный период, оказало положительное влияние на эмоциональное состояние большинства детей, у них снизился уровень эмоционального напряжения, уменьшились агрессивные проявления. У детей появилось доверительное, доброжелательное отношение не только к воспитателям группы, но и к другим специалистам детского сада. Наиболее важным показателем было то, что дети позволили работать с ними специалисту без родителей. Существенно сократилось время адаптационного периода. Дети приходили в группу и оставались спокойно, вспоминали маму лишь к вечеру, играли, были активны. Также многие родители группы отмечали в беседах с психологом, что после домашнего чтения сказки у взрослых уменьшились волнительные переживания, связанные с пребыванием ребенка в детском саду. Использование метода сказкотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста в период адаптации является весьма эффективным и многофункциональным. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».