Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7419457
Статья «Организация совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет»
Содержание - Дошкольное образование
08.02.2020 10:03

Сергиенко Анна Леонидовна воспитатель МАДОУ «Детский сад №106» г. Сыктывкара Республики Коми. 
Автор раскрывает этапы формирования у детей 5-7 лет экологических представлений в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

 


 

Статья «Организация совместной познавательно-исследовательской деятельности

с детьми 5-7 лет»

 

Главными направлениями педагогической деятельности, обеспечивающими успешное познавательное развитие в процессе ознакомления с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста, стали:

  • обновление предметно-развивающей среды.
  • составление календарно-тематического плана работы по реализации совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми на основе метода экспериментирования.
  • взаимодействие с родителями.

В ходе педагогического мониторинга детей 5-6 лет мною выявлено, что наибольшие затруднения у детей вызывали задания на умение объяснять понятия «эксперимент», классификации объектов неживой и живой природы, в определении свойств отдельных объектов неживой природы, в фиксировании свойств и полученных результатов в виде схем и моделей, зарисовка проведенных экспериментов, в использовании человеком как объектов неживой, так и живой природы

Поэтому для решения выявленных проблем в познавательно-исследовательском развитии детей мною разрабатывался календарно-перспективный план.

В комплексно-тематическом плане представлена тематика совместной познавательно-исследовательской деятельности, примерное содержание образовательной деятельности, содержание предметно-развивающей среды и раскрываются формы, методы и приёмы взаимодействия с детьми, результат освоения способов познавательно-исследовательской деятельности детьми (планируемый результат), взаимодействие с семьёй.

Совместная деятельность с детьми строилась по принципу от простого к сложному. Основным направлением в содержании совместной образовательной деятельности с детьми стала работа по ознакомлению с неживой природой на основе метода экспериментирования.

С детьми 6-7 лет содержание образовательной деятельности носило более углубленный характер, и было направлено на овладение детьми умений самостоятельно устанавливать свойства и причинно-следственные связи объектов природы, их схематического фиксирования, использования детьми в процессе экспериментирования более «усложненного» вида оборудование: микроскоп, электроприборы, свеча, пищевые продукты и т.д.

Разработанные мною формы работы с детьми в совместной познавательно-исследовательской деятельности были направлены на поэтапное овладение детьми способами деятельности экспериментирования и моделирования.

На 1 этапе совместной деятельности образовательной целью было ознакомление детей с понятием «Эксперимент», развитием умения правильно выбрать необходимый материал и оборудование, соблюдение правил безопасного поведения при проведении экспериментов и использования оборудования. В ходе организованной совместной познавательно-исследовательской деятельности у детей наблюдались затруднения в подборе необходимых символов для фиксирования полученных результатов (зарисовка свойств объектов окружающего мира). Совместная деятельность с детьми велась по подгруппам. Дети выполняли совместно со взрослым и самостоятельно эксперименты в зависимости от их сложности: «Создание коктейля», «Фильтрация воды».

На 2 этапе работа была направлена на развитие познавательно-исследовательских умений детей в исследовании объектов живой природы (растения, насекомые) и продукты питания. В сравнении с 1 этапом, реализация одного эксперимента занимала более длительное время. Это зависело от сложности подготовки и процесса выполнения эксперимента и объекта исследования.

Так при организации совместной познавательно-исследовательской деятельности «Чем бабочка похожа на слона?» внимание детей привлекло то, что происходило сравнение маленького насекомого и большого слона. На прогулке, совместно с взрослым сачком были пойманы бабочки. Используя лупу, дети рассмотрели строение бабочки, и как она питается (чем?) - маленьким хоботом, как у слона. Совместно были зафиксированы полученные данные.

С небольшими затруднениями дети в процессе познавательно-исследовательской деятельности пользовались предметными стеклами и настройкой линзы. Эксперименты «Делаем творог» и «Домашняя газированная вода» привлекли детей тем, что они самостоятельно приготавливали для себя еду - творог и газировку. Делились своими впечатлениями, приводили примеры из личной жизни (как с бабушками пекут пироги, делают на зиму заготовки и т.д.) В конце учебного года в старшей и подготовительной группе были проведены конкурсы-викторины «Юные волшебники» и «Знатоки экспериментов», где дети показали свои умения, полученные в течение года.

Результаты системной работы способствовали овладению детьми умением устанавливать причинно-следственные связи между объектами, самостоятельно составлять план работы, подбирать необходимое оборудование для проведения эксперимента, фиксировать полученный результат, делать выводы в соответствии с результатами проверки.  

Тесное взаимодействие с родителями также дало положительные результаты:

  • составлен каталог экспериментов с неживой и живой природой (природными объектами), с продуктами питания - «Вкусные эксперименты» и сборник свойств природных объектов.
  • создана «Лаборатория Незнайки», где располагалось все необходимое оборудование для проведения кружка: микроскоп, сито, магниты, схемы проведения экспериментов, лупы разного диаметра, просеянный песок, глина, камни, стекла, ножницы, бросовый материал, разные виды ткани, ёмкости для сыпучий веществ, пластиковые ложки и ножики, весы, колбочки; материал для фиксирования полученных результатов (таблицы, схемы, карандаши), энциклопедии опытов и экспериментов, иллюстративный материал.

Итогом моей работы стала разработка для воспитателей различных методических материалов по использованию метода экспериментирования в совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми:

  • Перспективные планы совместной познавательно-исследовательской деятельности
  • Методические рекомендации по использованию метода экспериментирования в познавательно-исследовательской деятельности
  • Каталог экспериментов с неживой и живой природой.
  • Сборник свойств природных объектов.

 

Список литературы:

1.Большая книга научных опытов, игр и экспериментов /пер. с англ. Булгакова. - М.: Астрель, 2009.-142с.

2.Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от3 до 7. - СПб.: Речь, 2007.-64с.

3.Зубкова Н.М. Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет. /Автор - составитель: Зубкова Н.М. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009.-67с.

4.Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. - М.: ТЦ Сфера,2007.-240с.

5.Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2003.-79с.

6.Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада. Для занятия с детьми 5-6 лет. - М.:МОЗАИКА - СИНТЕЗ,2010.-152с.

7.Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации /Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005 - 64с.

8.Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- М.: Мозаика- Синтез,2005.-208с.       

9. Потолицына Н.Б., Хабарова Т.В., Гудырева Л.Н., Зайцева Н.Ф., Щеглова Н.В. Ознакомление с окружающим миров: Цикло-блочное планирование учебно-воспитательной работы с детьми младшего и старшего дошкольного возраста по национально-региональной программе «Парма» /Под общ. ред. Н.Б. Потолицыной; КРИРО и ПК. - Сыктывкар, 2007. - 50с.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР