Статья «Организация совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет» |
Содержание - Дошкольное образование |
08.02.2020 10:03 |
Сергиенко Анна Леонидовна воспитатель МАДОУ «Детский сад №106» г. Сыктывкара Республики Коми.
Статья «Организация совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет»
Главными направлениями педагогической деятельности, обеспечивающими успешное познавательное развитие в процессе ознакомления с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста, стали:
В ходе педагогического мониторинга детей 5-6 лет мною выявлено, что наибольшие затруднения у детей вызывали задания на умение объяснять понятия «эксперимент», классификации объектов неживой и живой природы, в определении свойств отдельных объектов неживой природы, в фиксировании свойств и полученных результатов в виде схем и моделей, зарисовка проведенных экспериментов, в использовании человеком как объектов неживой, так и живой природы Поэтому для решения выявленных проблем в познавательно-исследовательском развитии детей мною разрабатывался календарно-перспективный план. В комплексно-тематическом плане представлена тематика совместной познавательно-исследовательской деятельности, примерное содержание образовательной деятельности, содержание предметно-развивающей среды и раскрываются формы, методы и приёмы взаимодействия с детьми, результат освоения способов познавательно-исследовательской деятельности детьми (планируемый результат), взаимодействие с семьёй. Совместная деятельность с детьми строилась по принципу от простого к сложному. Основным направлением в содержании совместной образовательной деятельности с детьми стала работа по ознакомлению с неживой природой на основе метода экспериментирования. С детьми 6-7 лет содержание образовательной деятельности носило более углубленный характер, и было направлено на овладение детьми умений самостоятельно устанавливать свойства и причинно-следственные связи объектов природы, их схематического фиксирования, использования детьми в процессе экспериментирования более «усложненного» вида оборудование: микроскоп, электроприборы, свеча, пищевые продукты и т.д. Разработанные мною формы работы с детьми в совместной познавательно-исследовательской деятельности были направлены на поэтапное овладение детьми способами деятельности экспериментирования и моделирования. На 1 этапе совместной деятельности образовательной целью было ознакомление детей с понятием «Эксперимент», развитием умения правильно выбрать необходимый материал и оборудование, соблюдение правил безопасного поведения при проведении экспериментов и использования оборудования. В ходе организованной совместной познавательно-исследовательской деятельности у детей наблюдались затруднения в подборе необходимых символов для фиксирования полученных результатов (зарисовка свойств объектов окружающего мира). Совместная деятельность с детьми велась по подгруппам. Дети выполняли совместно со взрослым и самостоятельно эксперименты в зависимости от их сложности: «Создание коктейля», «Фильтрация воды». На 2 этапе работа была направлена на развитие познавательно-исследовательских умений детей в исследовании объектов живой природы (растения, насекомые) и продукты питания. В сравнении с 1 этапом, реализация одного эксперимента занимала более длительное время. Это зависело от сложности подготовки и процесса выполнения эксперимента и объекта исследования. Так при организации совместной познавательно-исследовательской деятельности «Чем бабочка похожа на слона?» внимание детей привлекло то, что происходило сравнение маленького насекомого и большого слона. На прогулке, совместно с взрослым сачком были пойманы бабочки. Используя лупу, дети рассмотрели строение бабочки, и как она питается (чем?) - маленьким хоботом, как у слона. Совместно были зафиксированы полученные данные. С небольшими затруднениями дети в процессе познавательно-исследовательской деятельности пользовались предметными стеклами и настройкой линзы. Эксперименты «Делаем творог» и «Домашняя газированная вода» привлекли детей тем, что они самостоятельно приготавливали для себя еду - творог и газировку. Делились своими впечатлениями, приводили примеры из личной жизни (как с бабушками пекут пироги, делают на зиму заготовки и т.д.) В конце учебного года в старшей и подготовительной группе были проведены конкурсы-викторины «Юные волшебники» и «Знатоки экспериментов», где дети показали свои умения, полученные в течение года. Результаты системной работы способствовали овладению детьми умением устанавливать причинно-следственные связи между объектами, самостоятельно составлять план работы, подбирать необходимое оборудование для проведения эксперимента, фиксировать полученный результат, делать выводы в соответствии с результатами проверки. Тесное взаимодействие с родителями также дало положительные результаты:
Итогом моей работы стала разработка для воспитателей различных методических материалов по использованию метода экспериментирования в совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми:
Список литературы: 1.Большая книга научных опытов, игр и экспериментов /пер. с англ. Булгакова. - М.: Астрель, 2009.-142с. 2.Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от3 до 7. - СПб.: Речь, 2007.-64с. 3.Зубкова Н.М. Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет. /Автор - составитель: Зубкова Н.М. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009.-67с. 4.Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. - М.: ТЦ Сфера,2007.-240с. 5.Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2003.-79с. 6.Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада. Для занятия с детьми 5-6 лет. - М.:МОЗАИКА - СИНТЕЗ,2010.-152с. 7.Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации /Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005 - 64с. 8.Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- М.: Мозаика- Синтез,2005.-208с. 9. Потолицына Н.Б., Хабарова Т.В., Гудырева Л.Н., Зайцева Н.Ф., Щеглова Н.В. Ознакомление с окружающим миров: Цикло-блочное планирование учебно-воспитательной работы с детьми младшего и старшего дошкольного возраста по национально-региональной программе «Парма» /Под общ. ред. Н.Б. Потолицыной; КРИРО и ПК. - Сыктывкар, 2007. - 50с. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».