Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7381706
Статья «Формирование ценностного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста посредством метода проектов»
Содержание - Дошкольное образование
08.02.2020 10:16

Морозова Марина Валентиновна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 106» г.Сыктывкара Республики Коми. 
Автор раскрывает значение и необходимость выбора эффективных способов формировании ценностного отношения к родному краю, делает акцент на условия успешного внедрения метода проектов в образовательную деятельности с детьми.

 


 

 

Статья «Формирование ценностного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста посредством метода проектов»

 

Необходимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобретает все большую значимость на современном этапе развития дошкольного образования.

Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования существуют в дошкольном образовании, так как оно в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, ориентировано на личностные интересы, потребности и способности ребенка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого воспитанника, создает условия для социально значимой деятельности и проявления активности, это и способствует формированию патриотического сознания дошкольников.

Но анализ сущности и особенностей работы свидетельствует о том, что практика нуждается в разработке и внедрении эффективных форм и методов работы, способствующих развитию патриотизма.

Поэтому передо мной встала проблема поиска эффективных способов формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в сотрудничестве с семьей, специалистами дошкольного образовательного учреждения.

Для решения этой задачи мною была разработана система по формированию патриотических чувств у воспитанников старшего дошкольного возраста на основе метода проектов.

Цель опыта работы: рассмотреть возможности использования метода проектов в процессе формирования ценностного отношения к родному краю у старших дошкольников.

Задачи работы:

1.Изучить подходы к определению понятий «базовые национальные ценности», «проект», «метод проектов»

2.Изучить понятие, виды, этапы организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста.

3.Обобщить опыт применения метода проектов в формировании ценностного отношения к родному краю у старших дошкольников.

В группе вместе с детьми в течение учебного года успешно реализовывались проекты по нравственно-патриотическому воспитанию, такие как: «Моя семья – мое богатство», «Все новое-хорошо забытое старое», «Что подарила осень моему городу»», «История моего детского сада», «История одежды» и другие.

Результаты работы показывают, что применение метода проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста в формировании ценностного отношения к родному краю создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, любящим свою семью, край, в котором он живет.

Значимыми условиями успешного внедрения метода проектов в образовательной деятельности с детьми являются:

  • развивающая среда
  • уровень общения со сверстниками
  • способность к сотрудничеству
  • профессионализм педагога
  • потребность и активная со творческая деятельность родителей и педагогов
  • опыт ребенка, который он приобретает в процессе творческой поисковой деятельности.

Мои рекомендации педагогам при работе над проектом:

- Глубоко изучить тематику проекта, подобрать необходимую литературу, в том числе и детскую, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.

- Создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

- Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.

- Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес у детей к данной проблеме.

- При составлении совместного плана с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

- Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

- Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

- В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

- Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

- Вовлекать родителей и педагогов детского сада в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

- Тщательно готовить заключительный этап проекта и проводить его презентацию со всеми участниками.

Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей и специалистов детского сада.

Благодаря их участию в проектах у детей через разные виды деятельности формируется чувство гордости, повышается самооценка, наблюдается значительное продвижение в развитии творческого потенциала.

В результате использования метода проектов дети в моей группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

Можно отметить, что деятельность педагогов так же претерпела изменения. Они стали более заинтересованы в организации проектной деятельности для формирования представлений детей о родном крае, понимали специфику ее организации, усвоения детьми определенного содержания знаний, овладели способами организации и руководства проектной деятельностью.

 

Список литературы

1.Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. – М.: УЦ «Перспектива», 2011.

2.Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников/ Н. И. Болдырев. — М.: Просвещение, 2003. — 155 с. Дудьев, В. П. Психомоторика: словарь справочник / В. П. Дудьев. — Москва: Владос, 2008. — 366 с.

3.Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошк. учреждений: для работы с детьми 5-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 110 с. 

4.Данилюк, А. Я. Кондаков, А. М. Тишков В. А. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]. – М.: Издательство «Просвещение», 2009. – 211 с.

5.Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. – 2003. - N 3. - С. 20-Комратова Н. Проектный метод в социокультурном воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2007. - N 1. - С. 39-44.

6.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личностной культуры дошкольников. Издательство «Детство - пресс»,2004.

7.Кожокарь О.П. Формирование у дошкольников первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа.

8.Морозова Л. Метод проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении // Детский сад от А до Я №2, 2006, стр. 124 -131

 

Интернет источники:

1.http://www.unification.net/russian/ut/ut_041.html

2.http://xreferat.ru/84/1142-1-funkcii-sem-i.html

3.http://azps.ru/handbook/s/senz501.html

4.http://www.anypsy.ru/glossary/mladshii-shkolnyi-vozrast

5.http://65.uralschool.ru/?category=34&;class=rubric_articles_items&id=46

6.http://digfoot.3dn.ru/publ/1-1-0-17