Статья «Формирование ценностного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста посредством метода проектов» |
Содержание - Дошкольное образование |
08.02.2020 10:16 |
Морозова Марина Валентиновна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 106» г.Сыктывкара Республики Коми.
Статья «Формирование ценностного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста посредством метода проектов»
Необходимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобретает все большую значимость на современном этапе развития дошкольного образования. Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования существуют в дошкольном образовании, так как оно в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, ориентировано на личностные интересы, потребности и способности ребенка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого воспитанника, создает условия для социально значимой деятельности и проявления активности, это и способствует формированию патриотического сознания дошкольников. Но анализ сущности и особенностей работы свидетельствует о том, что практика нуждается в разработке и внедрении эффективных форм и методов работы, способствующих развитию патриотизма. Поэтому передо мной встала проблема поиска эффективных способов формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в сотрудничестве с семьей, специалистами дошкольного образовательного учреждения. Для решения этой задачи мною была разработана система по формированию патриотических чувств у воспитанников старшего дошкольного возраста на основе метода проектов. Цель опыта работы: рассмотреть возможности использования метода проектов в процессе формирования ценностного отношения к родному краю у старших дошкольников. Задачи работы: 1.Изучить подходы к определению понятий «базовые национальные ценности», «проект», «метод проектов» 2.Изучить понятие, виды, этапы организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста. 3.Обобщить опыт применения метода проектов в формировании ценностного отношения к родному краю у старших дошкольников. В группе вместе с детьми в течение учебного года успешно реализовывались проекты по нравственно-патриотическому воспитанию, такие как: «Моя семья – мое богатство», «Все новое-хорошо забытое старое», «Что подарила осень моему городу»», «История моего детского сада», «История одежды» и другие. Результаты работы показывают, что применение метода проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста в формировании ценностного отношения к родному краю создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, любящим свою семью, край, в котором он живет. Значимыми условиями успешного внедрения метода проектов в образовательной деятельности с детьми являются:
Мои рекомендации педагогам при работе над проектом: - Глубоко изучить тематику проекта, подобрать необходимую литературу, в том числе и детскую, подготовить предметно-пространственную развивающую среду. - Создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик. - Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт. - Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес у детей к данной проблеме. - При составлении совместного плана с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу. - Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться. - Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом. - В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход. - Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений. - Вовлекать родителей и педагогов детского сада в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества. - Тщательно готовить заключительный этап проекта и проводить его презентацию со всеми участниками. Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей и специалистов детского сада. Благодаря их участию в проектах у детей через разные виды деятельности формируется чувство гордости, повышается самооценка, наблюдается значительное продвижение в развитии творческого потенциала. В результате использования метода проектов дети в моей группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. Можно отметить, что деятельность педагогов так же претерпела изменения. Они стали более заинтересованы в организации проектной деятельности для формирования представлений детей о родном крае, понимали специфику ее организации, усвоения детьми определенного содержания знаний, овладели способами организации и руководства проектной деятельностью.
Список литературы 1.Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. – М.: УЦ «Перспектива», 2011. 2.Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников/ Н. И. Болдырев. — М.: Просвещение, 2003. — 155 с. Дудьев, В. П. Психомоторика: словарь справочник / В. П. Дудьев. — Москва: Владос, 2008. — 366 с. 3.Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошк. учреждений: для работы с детьми 5-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 110 с. 4.Данилюк, А. Я. Кондаков, А. М. Тишков В. А. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]. – М.: Издательство «Просвещение», 2009. – 211 с. 5.Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. – 2003. - N 3. - С. 20-Комратова Н. Проектный метод в социокультурном воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2007. - N 1. - С. 39-44. 6.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личностной культуры дошкольников. Издательство «Детство - пресс»,2004. 7.Кожокарь О.П. Формирование у дошкольников первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа. 8.Морозова Л. Метод проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении // Детский сад от А до Я №2, 2006, стр. 124 -131
Интернет источники: 1.http://www.unification.net/russian/ut/ut_041.html 2.http://xreferat.ru/84/1142-1-funkcii-sem-i.html 3.http://azps.ru/handbook/s/senz501.html 4.http://www.anypsy.ru/glossary/mladshii-shkolnyi-vozrast 5.http://65.uralschool.ru/?category=34&;class=rubric_articles_items&id=46 |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».