Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7870487
Статья «Особенности обучению детей младшего и среднего дошкольного возраста лепке из соленого теста»
Содержание - Дошкольное образование
08.02.2020 10:22

Демина Наталия Александровна, воспитатель МАДОУ «ЦРР- Д/С № 111» г. Сыктывкара Республики Коми. 
Автор выделяет преимущества соленого теста по сравнению с другими материалами для лепки, раскрывает особенности проведения занятий с соленым тестом с детьми 3-5 лет.

 


 

Статья «Особенности обучению детей младшего и среднего дошкольного возраста

лепке из соленого теста»

 

Тестопластика – одна из самых популярных техник среди мастеров народных промыслов. Соленое тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны.

Соленое тесто – это замечательный материал для поделок с детьми. Его можно даже съесть, а лепить могут даже самые маленькие. Тесто очень пластичное и позволяет проработать мелкие детали. На тесте остаются замечательные отпечатки от любых предметов – пуговицы, ладошки, вилки, гвоздика, расчески, ткани – любой предмет, рельеф которого вам интересен. Оно обладает целым рядом преимуществ: оно не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, это экологически чистый, натуральный материал, не вызывающий аллергию. Можно сушить его как в духовке, так и просто на воздухе. Если покрыть изделие лаком, то оно прослужит долгое время.

На занятиях по тестопластике я обучаю детей следующим технологиям:

– смешивание цветов и составление своей палитры;

– соединению деталей;

– изготовлению плоских фигур;

– изготовлению объемных фигур с помощью фольги

– покрытию работ водяным лаком.

А также сочетанию изделий из теста с другими материалами:

– тканью;

– деревом;

– картоном;

– проволокой;

– сухоцветами.

 

Занятия провожу в спокойной атмосфере, часто под приятную музыку, что способствует релаксации и снятию усталости.

Методы и приемы обучения:

1.Словесные – чтение сказок, стихов, разучивание загадок, пословиц, поговорок. Составление рассказов, сказок, обсуждение тем занятий. Использование тем релаксационного и медитационного характера. Для организации работы с родителями используется анкетирование и беседы.

2.Наглядные – показ тематического материала, экскурсии, наблюдения.

3.Практические – изготовление изделий из соленого теста, участие в выставках, использование изделий в сюжетных играх.

Структура занятий

1.Сюрпризный момент.

2.Обучающая, информационная сказка.

3.Постановка задачи.

4.Нахождение путей решения поставленной задачи.

5.Показ техники выполнения работы.

6.Физкультразминка.

7.Выполнение работы.

8.Итог занятия.

 

Чтобы заинтересовать детей, применяю различные игровые технологии – обыгрывание поделок, “оживление” их различными способами: с ними можно разговаривать, советоваться, играть и т.д. Дети с интересом воспринимают знакомые персонажи в новых неожиданных ситуациях, предложенных взрослыми. Сочетание знакомого с новым вызывает у них более устойчивый и глубокий интерес и желание более искусно выполнить работу.

В руководстве изобразительной деятельностью использую игровые приемы с элементами ролевого поведения и ролевой речи. Проводя занятия по тестопластике – дети могут превращаться в “художников”, “мастеров” при помощи различных слов типа: “крибли-крабле-бумс”, “три раза повернись, в художников превратись”, с помощью волшебной палочки и т.д.

Главная задача обучению тестопластике - приобщение ребенка к художественной культуре, развитие эстетического вкуса, умение видеть красоту в окружающем мире и вызывая положительные эмоции.

Детские работы выставляются на выставках, ими украшается группа, изостудия, их дарят малышам, гостям, родителям. Ребенок учится получать удовольствие от созданного своими руками. Даже после одного занятия он видит конечный результат своего труда. Выставка – очень важный момент – малыш сравнивает свои работы с работами других детей. Здесь ребенок видит, что у других получается иначе. Он осознает свои успехи, упущения и недостатки, сравнивая свою работу с другими. Выставка способствует самоутверждению и поддержанию интереса к творчеству.

Особое внимание, при организации занятий по тестопластике, уделяется развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Известно – если недостаточно развита мелкая моторика рук, то задерживается и речевое развитие. Разнообразные приемы лепки разрабатывают кисть руки, кончики пальцев становятся более чувствительными, а используемые в качестве дополнений к лепным изделиям пуговицы, бусинки, бисер, семена различных растений и многое другое улучшает координацию и точность движений. Это наглядно отражается в дельнейшем на качестве выполненных изделий, более свободном, полноценном речевом общении.

Не так-то просто вылепить красивую, прочную игрушку. Освоение технических приемов – занятие трудоемкое. Необходимо показывать способы скрепления частей фигурки, соблюдение некоторых закономерностей. Соединять части с помощью штырьков, смачивать водой соприкасаемые поверхности, либо делать их рифлеными в местах соединения. Дети методом проб и ошибок подбирают нужный вариант для каждой поделки, придумывают свои. Я объясняю некоторые закономерности расположения мелких и крупных частей фигурок. Усваивая специальные навыки и умения, дети развивают свои конструктивные способности. Итогом являются прочные, устойчивые изделия.

Работа по обучению детей лепке из соленого теста не была бы столь эффективна и результативна, если бы не было тесного сотрудничества с родителями, Необходимо устанавливать доверительные отношения с родителями. Каждый успех ребенка в творчестве и в личном плане доводится до сведения родителей, благодаря чему ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно.

С родителями мы проводили семинары-практикумы, собрания по теме, где рассказывали о важности и значении развития мелкой моторики и показывали способы, приемы работы с соленым тестом. Родители оказывали помощь в оборудовании уголка изодеятельности (пополняли его необходимыми изобразительными материалами, репродукциями и т.п).

В процессе систематической работы с соленым тестом у детей 4-5 формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Повышается уровень развития мелкой моторики кистей рук, глазомера, речевого развития детей, ребенок овладевает приемами работы с соленым тестом и инструментами необходимыми для работы.

Таким образом, лепка из соленого теста позволяет создать благоприятную социальную и богатую по материалу предметную среду, которая способствует развитию эмоционального мира ребёнка и подталкивает его к разнообразной творческой деятельности.

 

Литература:

1. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М., 2000.

2. Лыкова И.А. «Лепим, фантазируем, играем», М., 2004.

3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Занятия в изостудии. Карапуз-дидактика, М., 2009.

4. Силаева К., Михайлова И. «Солёное тесто», М., изд. «Эксмо», 2004.

5. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду. М., 2005.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР