Статья «Интеллектуально-творческое развитие детей 4-5 лет в изобразительной деятельности нетрадиционными материалами» |
Содержание - Дошкольное образование |
08.02.2020 10:26 |
Кукольщикова Татьяна Евгеньевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 4» с.Обьячево Республика Коми.
Статья «Интеллектуально-творческое развитие детей 4-5 лет в изобразительной деятельности нетрадиционными материалами»
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), одной из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Главный результат – успешная социализация ребёнка, реализация его потребности в творчестве, любознательности, мотивация в достижении успеха. Слово «творчество» происходит от слова «творить». Это означает «искать, изображать, создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте - индивидуальном и общественном». Работа по развитию художественно-творческих способностей в детском саду тесно взаимосвязана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы её организации разнообразны и результаты особенно ярко проявляются в разных видах продуктивной деятельности: лепке, аппликации, рисовании, ручном труде и др. Каждый ребенок любит рисовать и умеет это делать по-своему. Дети рисуют палочкой на песке, мелом на асфальте, угольками на стене, карандашами и красками на бумаге и многими другими материалами и инструментами. Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, «Рука - это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель. Эти выводы не случайны. Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Если какая-либо его функция не будет развита своевременно, то в последующем наверстать упущенное будет невозможно. Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, особенно - от движений пальцев рук, то есть от мелкой моторики. Дети, которые регулярно рисуют пальчиками и занимаются лепкой, конструированием, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, силу и ловкость рук. Руки развивают мозг в такой же мере, в какой разум делает движение рук осмысленным. Использование нетрадиционных материалов в изобразительной деятельности с детьми 4-5 лет помогает им преодолеть чувство страха перед неудачей, позволяет выразить свои чувства и эмоции, дает свободу и уверенность в своих силах. В процессе изобразительной деятельности с нетрадиционными материалами ребенок 4-5 лет знакомится с новыми словами, с названиями предметов, прилагательными, обозначающими цвет, величину, форму предметов, действиями, которые он производит. Освоение ребенком способов познания окружающего мира, накопление чувственного и практического опыта в изобразительной деятельности происходит на основе методов обследования и сравнения. Метод обследования разрабатывался в контексте исследований по проблеме сенсорного воспитания детей в работах Н.А. Алексеевой, А.Б. Высоцкой, Т.С. Комаровой, Н.А. Курочкиной, Н.П. Саккулиной. Обследование – целенаправленное восприятие предмета осязательно-двигательным и зрительным путем. Обследование используется при затруднениях в изображении предметов. Обследовать можно игрушки, предметы быта (дом, мост и др.), природы (деревья, кусты, цветы и животные). При изображении человека можно обследовать игрушку, можно рассматривать фигуры и позы детей (на прогулке, гимнастике) и т.п. Метод сравнения объединяет в себе дидактический метод и мыслительную операцию, которые помогают ребенку установить черты сходства и различия между предметами и явлениями, овладевать нормами речи. Так, например, в изобразительной деятельности по рисованию с использованием техники пальчикового рисования на тему «Моя матрешка» обследование матрешки проходило в несколько этапов: 1 этап – восприятие предмета в целом и обогащение словарного запаса ребенка существительными – «матрешка-красавица», прилагательными – «красивая и нарядная»; 2 этап – выделение цвета с названием прилагательных и существительных – «длинный красный сарафан», «красный платочек в горошек»; 3 этап – рассматривание вновь всего предмета в целом с повторением всех новых для ребенка существительных и прилагательных, с целью развития у него способности видеть красоту этого предмета – «Посмотри, какая наша матрешка - красавица». На каждом из этапов осуществлялись работа по обогащению словаря ребенка, развитию эстетического вкуса. Метод сравнения предметов идет другим путем, его отличительная особенность в том, что задачи по сенсорному развитию решаются другие, но обогащение словаря и развитие эстетического восприятия окружающих предметов остаются по-прежнему. Например, в дидактической игре «Чего не хватает у матрешки» ребенок сравнивает и сопоставляет предметы. В играх «Найди половинку», «Собери картинку» способом наложения предметов друг на друга или приложения одного к другому он сравнивает части предметов друг с другом. В дидактической игре «Чудесный мешочек» способом ощупывания сравнивает и узнает предметы. Самым важным фактором такой совместной познавательной деятельности является сам эмоциональный фон: ребенку должно нравиться то, что он исследует; его должны привлекать предметы, которые находятся в его руках, а так же то, что получается в результате собственной деятельности. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».