Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7381559
Статья «Организация художественной мастерской»
Содержание - Дошкольное образование
08.02.2020 10:34

Батке Елена Николаевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 106» г. Сыктывкара Республики Коми. 
Автор раскрывает опыт работы по организации непосредственно образовательной деятельности с детьми в художественной мастерской: описывает правила и этапы работы, приводит примерные темы детских работ.

 


 

Статья «Организация художественной мастерской»

Наряду с игрой как ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте складываются различные виды деятельности, практикуется и специально организованная образовательная деятельность, которая открывает неограниченные возможности разнообразия методики воспитания. Предлагаемая структура непосредственно-образовательной деятельности, на основании деятельностного подхода соответствует компонентам, входящим в структуру самой деятельности: создание проблемной ситуации, целевая установка, мотивирование к деятельности, проектирование решений проблемной ситуации, выполнение действий, анализ результатов деятельности, подведение итогов. В основу организации должно быть положено дело – комплекс интегрированных мероприятий. В ходе реализации задуманного дела дети получают дополнительные и необходимые для них знания, и что самое важное эта познавательная деятельность является мотивированной. Направление любого дела определяет ведущая образовательная область, от которой строится интегрирование различных видов деятельности дошкольников. Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни.

Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения. Культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, опыта и творческого подхода педагога.

Одной из форм организации непосредственно образовательной деятельности с детьми в нашем ДОУ является «Художественная мастерская». Разработан перспективный план и содержание непосредственно-образовательной деятельности с детьми 4-5 лет с учетом интеграции разных видов изобразительной деятельности (аппликация, рисование, ручной труд). Основная цель: развитие творческих и дизайнерских способностей дошкольников.

Продуктивная деятельность в мастерской организуется один раз в неделю в первую половину дня и по продолжительности с детьми среднего дошкольного возраста занимает от 40 до 50 минут.

Как правило, встречи в мастерской требуют предварительной подготовки, которая предусматривает проведение воспитателями бесед с детьми, рассматривание иллюстраций, заготовка при­родного материала и т. д.

При подготовке к работе в художественной мастерской так­же необходимо организовать рабочее простран­ство так, чтобы дети имели свободный доступ ко всем основным и вспомогательным мате­риалам, необходимым для создания выразительно­го образа будущей поделки.

При организации совместной деятельности взрослого и детей в художественной мастерской ы придерживаемся правил:

- дети могут сами решать участвовать или нет в общей работе или организовать что-то другое;

- дети могут свободно размещаться за общим столом, общаться с другими детьми и перемещаться по группе по мере необходимости;

- дети могут работать в разном темпе. Объем работы каждый ребенок может определить для себя сам: что он сделает, но сделает хорошо. Дети, которые закончили работу раньше, могут заниматься тем, что их интересует. Если ребенок не справился с работой, он может продолжить ее в последующие дни.

Перед началом практической деятельности педагог знакомит детей с историей и возможностями техники, в которой предстоит работать. Это может быть декупаж, квиллинг, объёмная аппликация, фотоколлаж, пластилинография и т. д. Затем он показывает и рассказывает об этапах работы.

Следующий этап - непосредственно совместная деятельность. В процессе взаимодействия педагог оказывает инди­видуальную помощь: помогает с определением основной идеи поделки, напоминает технологию ее изготовления.

На заключительном этапе подводятся итоги и проводится рефлексия.

Традиционно темы детских работ связаны с комплексно-тематическим планированием. В на­чале учебного года они направлены на раскрытие кра­сот осени, возможностей использования природного материала в дизайне: «Вот и лето прошло», «Аллея в детском саду», «Зоопарк из овощей и фруктов».

Последующие занятия посвящаются народным праздникам и традициям детского сада: «Открытка –приглашение на Новогодний утренник», «Уроки вежливости», «Коврик доброты», «Луковая семейка», «Поздравление для ветеранов» и т.д.

Последние занятия в художественной мастерской связаны с праздником Весны: «Корабли, кораблики», «Лужи-тучи», «Насекомые проснулись».