Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7424783
Разработка «Развитие и коррекция речевых и неречевых психических функций посредством непосредственно образовательной деятельности в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи»
Содержание - Дошкольное образование
24.02.2020 15:42

Некипелова Евгения Александровна, учитель-логопед, МБДОУ ДС №32 г. Норильск, Красноярский край. 
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы с ТНР по изучению звуков [г], [г'].


Развитие и коррекция речевых и неречевых психических функций посредством непосредственно образовательной деятельности в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

Тема: «Звуки [г], [г']»

Цель: развитие и коррекция речевых и неречевых психических функций детей, знакомство со звуками [г], [г'].

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

умение определять наличие или отсутствие в слове звука [г]; находить место звука в слове (в начале, в середине, в конце); уметь отвечать полным предложением.

Коррекционно-развивающие: расширять словарь; формировать навыки звукового анализа; развивать фонематический слух, восприятие.

Коррекционно-воспитательные: самоконтроль, уважение к собеседнику.

Оборудование: Музыка «Северный ветер», банки с горохом и геркулесом, игра «шумовые коробочки», зеркала, буква Г (звуки г и гь), набор по количеству детей камень синий и мягкий зеленый помпон, картинки в названиях, которых есть звуки [г], [г'], для игры «Где спрятался звук?» облака по количеству детей, картинки северных животных, карточки для звукового анализа слов, су-джок мячи, картинки для игры «закончи предложение», тарелки с горохом, карточки с заданиями на вторую половину дня.

Ход деятельности

Организационный момент  

Педагог с детьми в чешках находится на ковре.

Учитель-логопед (далее Уч-л.): У нас сегодня гости. Поздороваемся.

Играет запись «Северный ветер».

Уч-л.: Дети, что это шумит?

Ответ детей: ветер

Уч-л.: Как вы думаете, какой это ветер? Если ветер дует с Севера, значит это какой ветер?

Ответ детей: Северный ветер.                          

Уч-л.: Ветер Северный прилетел к нам в гости и не один, а с играми. Первая игра «шумовые коробочки». Поиграем?

Ответ детей: Да.

Раздаются шумовые коробочки, у одной команды коробочки с горохом у другой с геркулесом. Дети делятся на две команды.

Уч-л.: Так же как дует Северный ветер, пошумим и мы коробочками.

По очереди, пошумев коробочками, игроки должны услышать, что шум коробочек с горохом звучнее, чем коробочки с геркулесом.

Учитель-логопед обращает внимание детей на горох и геркулес, выставляя баночки гороха и геркулеса на показ.

Уч-л.: Сегодня обращаю ваше внимание на горох и геркулес. Горохом мы создали шумный ветер, а геркулесом звук был тише.

Какой первый звук в слове горох? Ответ детей: Первый звук в слове «горох» это звук [г].

Уч-л.: Какой первый звук в слове геркулес? Ответ детей: Первый звук в слове «геркулес» это звук [г'].

Сообщение темы и переход к основной части занятия.

Основная часть

Уч-л.: Сегодня мы поговорим о звуках [г] и [г']. Присаживаемся за столы.

Артикуляционная гимнастика

Уч-л.: Повторяем предложение и делаем арт. упр.

-га-га - идут гуси на луга - «Месим тесто»

-ги-ги - вот мои сапоги - «Улыбка»

-ги-ги - мы печем пироги - «Заборчик»

-гу-гу - конь пасется на лугу - «Хоботок»

Знакомство со звуками, учитель-логопед проводит сравнительную характеристику звуков.

1.Уч-л.: Звук [г] какой это звук?

Ответ детей: Согласный, твердый, звонкий.

Уч-л.: Кто скажет, почему звук [г] согласный?

Ответ детей: Потому что он не поется, а прерывается.

   Имитация прерывания веревочки руками при попытке петь звук.

Дети достают из коробочек камешки синие, колокольчики (символы твердого, согласного, звонкого звука)

Уч-л.: Какой первый звук в слове «геркулес»?

Ответ детей: В слове «геркулес» первый звук [г'].

Уч-л.: Звук [г'] какой это звук?

Ответ детей: Согласный, мягкий, звонкий.

Дети достают из коробочек помпоны зеленые мягкие, колокольчики (символы согласного, мягкого, звонкого звука)

2.Уч-л.: Ветер поет вам песню, нужно показать синий камень, услышав звук [г], и зеленый помпон, услышав звук [г'] в ряду звуков. Слушаем внимательно: Г, Н, К, Т, М, Гь…

Танец «Синий/зеленый»

Уч-л.: А теперь ваши песни для Северного ветра. Придумай песенку и протанцуй ее по следам. Например, га – ги – го - гу

Дети придумывают песни и по очереди протанцовывают ее.

3. Уч-л.: Третье задание. Нужно придумать слова, которые начинаются со звука [г]

Ответ детей: галка, гармошка, гайка, гонка, горе,..

Уч-л.: Теперь придумайте слова, которые начинаются на звук [г']

Ответ детей: гитара, гиря, Гена, геркулес, …

Уч-л.: А сейчас давайте твердому звуку [г] отдадим его слова, а мягкому [г'] его. Для этого нужно пройти по дорожкам. К твердому звуку, по какой дорожке?

Ответ детей: По твердой дорожке.

Уч-л.: А к мягкому звуку, по какой дорожке пойдем?

            Ответ детей: По мягкой дорожке.

Дети относят картинки со словами предварительно еще раз произнеся слова громко в слух к твердому звуку [г], к мягкому звуку [г'] и кладут в корзинки.

Уч-л.: Четвертое задание.

Поиграем в игру «Где спрятался звук?» и сделаем звуковой анализ северных слов.

Назовите слова, которые Северный ветер предложил сделать звуковой анализ.

Ответ детей: морж, песец и т.д. Это животные севера.

Играет музыка, дети становятся в круг.

Физминутка «Животные Севера»

Кто на Севере живет?

Кто там ест и кто там пьет?

(Смотрим вдаль с поднятой рукой)

Звери необычные, к холоду привычные

(Медленно присаживаемся и потираем руками плечи)

Вот песец из норки смотрит,

(Смотрим как будто в бинокль и медленно встаем)

Белый мишка важно ходит,

(Переваливаемся с ноги на ногу на месте)

Ну, а морж, как капитан, (Руку к виску)

Покоряет океан.

(Имитируем плавание)

Гордый северный олень

(Показ руками рога оленя над головой)

Грузы возит целый день

(Имитируем тяжесть за спиной)

5. Уч-л.: Следующая игра ветерка «Добавь словечко»

Вставьте слово, которое начинается со звука [г] или [г']. Кто придумал слово, со звуками и закончил предложение получает от Северного ветра колючий снежок (шарик Су-Джок)

На ветке спеют ... груши

На дереве зреет… гранат

Брат играет на ... гитаре, гармошке

На дереве сидит черный ... грач, черная галка

Моего друга зовут ... Гена, Гоша, Гриша…

В лесу выросли ... грибы.

Машина едет в ... гараж.

Машина везет … груз

Уч-л.: Возьмем колючие мячики в руки, и поиграть с ними повторяя стихотворение:

«Семья животных»

Смотрите, милые друзья,

Животных целая семья:

(круговые движения шариком по ладони)

У медведя – медвежонок,

У тюленя – тюлененок,

У песца – лисенок,

У оленя – олененок,

У моржа – моржонок

А теперь кормить их буду я

Моху дам оленю,

Рыбки дам тюленю,

Рыбки дам песцу,

Рыбки дам медведю,

А моржонку - молока.

(Поочередно делаем массаж пружинкой каждому пальцу)

Уч-л.: Повторение буквы Г, написание ее в воздухе.

Не гусь, не галка буква Г,

А цапля на одной ноге.

Уч-л.: Посмотрите, Северный ветер приготовил для вас тарелки с горохом. Как вы думаете, что мы будем делать?

Ответ детей: Мы будем выкладывать букву Гэ из гороха.

Уч-л.: Присаживаемся за столы.

Музыка спокойная детская.

В процессе деятельности учитель-логопед интересуется, как дети будут строить свою работу.

Итог.

Уч-л.: А сейчас давайте вспомним, какие звуки мы сегодня учились различать? Какое задание Северного ветра вам запомнилось?

Ответы детей: Запомнилось, как познакомились с твердым [г] и мягким звуком [г']. Придумывали слова. Как ходили по мягкой и твердой дорожке. Делали букву из гороха.

Музыка, ветер утихает.

Уч-л.: Ветер утих, ему понравилось, как мы сегодня играли, и он оставил вам игры на вторую половину дня. Подарок от ветра карточки с заданиями. Попрощаемся с нашим гостем.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР