Разработка «Развитие и коррекция речевых и неречевых психических функций посредством непосредственно образовательной деятельности в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи» |
Содержание - Дошкольное образование |
24.02.2020 15:42 |
Некипелова Евгения Александровна, учитель-логопед, МБДОУ ДС №32 г. Норильск, Красноярский край. Развитие и коррекция речевых и неречевых психических функций посредством непосредственно образовательной деятельности в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Звуки [г], [г']» Цель: развитие и коррекция речевых и неречевых психических функций детей, знакомство со звуками [г], [г']. Задачи: Коррекционно-образовательные: умение определять наличие или отсутствие в слове звука [г]; находить место звука в слове (в начале, в середине, в конце); уметь отвечать полным предложением. Коррекционно-развивающие: расширять словарь; формировать навыки звукового анализа; развивать фонематический слух, восприятие. Коррекционно-воспитательные: самоконтроль, уважение к собеседнику. Оборудование: Музыка «Северный ветер», банки с горохом и геркулесом, игра «шумовые коробочки», зеркала, буква Г (звуки г и гь), набор по количеству детей камень синий и мягкий зеленый помпон, картинки в названиях, которых есть звуки [г], [г'], для игры «Где спрятался звук?» облака по количеству детей, картинки северных животных, карточки для звукового анализа слов, су-джок мячи, картинки для игры «закончи предложение», тарелки с горохом, карточки с заданиями на вторую половину дня. Ход деятельности Организационный момент Педагог с детьми в чешках находится на ковре. Учитель-логопед (далее Уч-л.): У нас сегодня гости. Поздороваемся. Играет запись «Северный ветер». Уч-л.: Дети, что это шумит? Ответ детей: ветер Уч-л.: Как вы думаете, какой это ветер? Если ветер дует с Севера, значит это какой ветер? Ответ детей: Северный ветер. Уч-л.: Ветер Северный прилетел к нам в гости и не один, а с играми. Первая игра «шумовые коробочки». Поиграем? Ответ детей: Да. Раздаются шумовые коробочки, у одной команды коробочки с горохом у другой с геркулесом. Дети делятся на две команды. Уч-л.: Так же как дует Северный ветер, пошумим и мы коробочками. По очереди, пошумев коробочками, игроки должны услышать, что шум коробочек с горохом звучнее, чем коробочки с геркулесом. Учитель-логопед обращает внимание детей на горох и геркулес, выставляя баночки гороха и геркулеса на показ. Уч-л.: Сегодня обращаю ваше внимание на горох и геркулес. Горохом мы создали шумный ветер, а геркулесом звук был тише. Какой первый звук в слове горох? Ответ детей: Первый звук в слове «горох» это звук [г]. Уч-л.: Какой первый звук в слове геркулес? Ответ детей: Первый звук в слове «геркулес» это звук [г']. Сообщение темы и переход к основной части занятия. Основная часть Уч-л.: Сегодня мы поговорим о звуках [г] и [г']. Присаживаемся за столы. Артикуляционная гимнастика Уч-л.: Повторяем предложение и делаем арт. упр. -га-га - идут гуси на луга - «Месим тесто» -ги-ги - вот мои сапоги - «Улыбка» -ги-ги - мы печем пироги - «Заборчик» -гу-гу - конь пасется на лугу - «Хоботок» Знакомство со звуками, учитель-логопед проводит сравнительную характеристику звуков. 1.Уч-л.: Звук [г] какой это звук? Ответ детей: Согласный, твердый, звонкий. Уч-л.: Кто скажет, почему звук [г] согласный? Ответ детей: Потому что он не поется, а прерывается. Имитация прерывания веревочки руками при попытке петь звук. Дети достают из коробочек камешки синие, колокольчики (символы твердого, согласного, звонкого звука) Уч-л.: Какой первый звук в слове «геркулес»? Ответ детей: В слове «геркулес» первый звук [г']. Уч-л.: Звук [г'] какой это звук? Ответ детей: Согласный, мягкий, звонкий. Дети достают из коробочек помпоны зеленые мягкие, колокольчики (символы согласного, мягкого, звонкого звука) 2.Уч-л.: Ветер поет вам песню, нужно показать синий камень, услышав звук [г], и зеленый помпон, услышав звук [г'] в ряду звуков. Слушаем внимательно: Г, Н, К, Т, М, Гь… Танец «Синий/зеленый» Уч-л.: А теперь ваши песни для Северного ветра. Придумай песенку и протанцуй ее по следам. Например, га – ги – го - гу Дети придумывают песни и по очереди протанцовывают ее. 3. Уч-л.: Третье задание. Нужно придумать слова, которые начинаются со звука [г] Ответ детей: галка, гармошка, гайка, гонка, горе,.. Уч-л.: Теперь придумайте слова, которые начинаются на звук [г'] Ответ детей: гитара, гиря, Гена, геркулес, … Уч-л.: А сейчас давайте твердому звуку [г] отдадим его слова, а мягкому [г'] его. Для этого нужно пройти по дорожкам. К твердому звуку, по какой дорожке? Ответ детей: По твердой дорожке. Уч-л.: А к мягкому звуку, по какой дорожке пойдем? Ответ детей: По мягкой дорожке. Дети относят картинки со словами предварительно еще раз произнеся слова громко в слух к твердому звуку [г], к мягкому звуку [г'] и кладут в корзинки. Уч-л.: Четвертое задание. Поиграем в игру «Где спрятался звук?» и сделаем звуковой анализ северных слов. Назовите слова, которые Северный ветер предложил сделать звуковой анализ. Ответ детей: морж, песец и т.д. Это животные севера. Играет музыка, дети становятся в круг. Физминутка «Животные Севера» Кто на Севере живет? Кто там ест и кто там пьет? (Смотрим вдаль с поднятой рукой) Звери необычные, к холоду привычные (Медленно присаживаемся и потираем руками плечи) Вот песец из норки смотрит, (Смотрим как будто в бинокль и медленно встаем) Белый мишка важно ходит, (Переваливаемся с ноги на ногу на месте) Ну, а морж, как капитан, (Руку к виску) Покоряет океан. (Имитируем плавание) Гордый северный олень (Показ руками рога оленя над головой) Грузы возит целый день (Имитируем тяжесть за спиной) 5. Уч-л.: Следующая игра ветерка «Добавь словечко» Вставьте слово, которое начинается со звука [г] или [г']. Кто придумал слово, со звуками и закончил предложение получает от Северного ветра колючий снежок (шарик Су-Джок) На ветке спеют ... груши На дереве зреет… гранат Брат играет на ... гитаре, гармошке На дереве сидит черный ... грач, черная галка Моего друга зовут ... Гена, Гоша, Гриша… В лесу выросли ... грибы. Машина едет в ... гараж. Машина везет … груз Уч-л.: Возьмем колючие мячики в руки, и поиграть с ними повторяя стихотворение: «Семья животных» Смотрите, милые друзья, Животных целая семья: (круговые движения шариком по ладони) У медведя – медвежонок, У тюленя – тюлененок, У песца – лисенок, У оленя – олененок, У моржа – моржонок А теперь кормить их буду я Моху дам оленю, Рыбки дам тюленю, Рыбки дам песцу, Рыбки дам медведю, А моржонку - молока. (Поочередно делаем массаж пружинкой каждому пальцу) Уч-л.: Повторение буквы Г, написание ее в воздухе. Не гусь, не галка буква Г, А цапля на одной ноге. Уч-л.: Посмотрите, Северный ветер приготовил для вас тарелки с горохом. Как вы думаете, что мы будем делать? Ответ детей: Мы будем выкладывать букву Гэ из гороха. Уч-л.: Присаживаемся за столы. Музыка спокойная детская. В процессе деятельности учитель-логопед интересуется, как дети будут строить свою работу. Итог. Уч-л.: А сейчас давайте вспомним, какие звуки мы сегодня учились различать? Какое задание Северного ветра вам запомнилось? Ответы детей: Запомнилось, как познакомились с твердым [г] и мягким звуком [г']. Придумывали слова. Как ходили по мягкой и твердой дорожке. Делали букву из гороха. Музыка, ветер утихает. Уч-л.: Ветер утих, ему понравилось, как мы сегодня играли, и он оставил вам игры на вторую половину дня. Подарок от ветра карточки с заданиями. Попрощаемся с нашим гостем. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».