Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7431164
Этические беседы «Посидим-поговорим», методическое пособие
Содержание - Дошкольное образование
24.02.2020 15:55

Клыкова Татьяна Васильевна, воспитатель МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №62 «Аленький цветочек» г.Котлас Архангельской области. 
Беседы с детьми на нравственную тематику.

 


 

Этические беседы «Посидим-поговорим» 

Методика проведения нравственных бесед с детьми 

Одной из форм обучения и воспитания дошкольников являются этические беседы, помогающие детям освоить нормы и правила нравственного поведения. В процессе беседы взрослый не только задаёт вопросы для обсуждения, но и ищет, то главное, что стимулирует стремление детей думать, высказывать свою точку зрения, доказывать её. Диалог – это форма общения, разговор двух и более человек, в процессе которого возникают личностные отношения, такие как: принятие личности собеседника, умение слушать и слышать другого, реакция на высказывание, стремление понять собеседника, умение правильно выражать свои мысли. Положительное отношение детей к беседе достигается за счёт:

  • Постановки понятных детям и практически важных для них вопросов, связанных с их повседневным опытом;
  • Подачи материала о образной форме, способной вызвать интерес дошкольников, привлечь их внимание. С этой целью в ходе бесед используются художественные произведения, примеры их жизни. Они помогают в яркой форме донести до сознания детей нравственные нормы. Использование в процессе беседы пословиц помогает дошкольникам проникнуть (хотя и не сразу) в суть заключённых в них правил. Для этого необходимо связать пословицу с конкретными, знакомыми детям ситуациями;
  • Поощрения активности детей, их стремления принять участие в беседе (с этой целью взрослый корректирует высказывание ребёнка, помогая адекватно выразить мысль, поддерживает разные суждения, по возможности спорные, требующие аргументов) Дети очень любят, когда им читают взрослые. Они стремятся к общению с ними, испытывают чувства удовлетворения и даже гордости, отвечая на вопросы и получая одобрение, особенно, если взрослый обрисовывает важность обсуждаемых проблем. Если взрослый не поддерживает эмоциональное отношение детей к беседе, не говорит о её важности, появляется опасность формализации данного вида работы. Этическая беседа помогает обратить внимание детей на внутренний мир человека (его мысли, переживания), мир человеческих отношений, которые проявляются в добрых и злых поступках. В дошкольном возрасте все эти 6 нравственные категории предстают перед ребёнком в виде образов, представлений о плохом и хорошем. Дети узнают, что взаимоотношения людей подчиняются определённым правилам, которые нужно выполнять. Мысль о необходимости подчиняться правилам общежития, помогающим жить в согласии с окружающими и самим собой, осваивается детьми с помощью различных образов и примеров, которые в сознание дошкольников постепенно обобщаются в правило: надо помогать другим, когда они в этом нуждаются; тот, кто помогает, поступает хорошо, совершает добрый поступок. Сделать такое обобщение помогает взрослый, направляя высказывания детей, отвечающих на вопросы, которые возникают в процессе беседы. В беседе обсуждаемым фактам, событиям даётся оценка. Положительная оценка закрепляет те или иные формы поведения, отрицательная – призвана тормозить нежелательные поступки. Подражательная способность дошкольников рождает стремление следовать тому, что одобряется, и избегать того, что осуждается. Положительный образ становится ориентиром для ребёнка в выборе поступка. По материалам беседы дети могут сделать рисунок, придумать рассказ, сказку, дать название произведению и т.п. (эти задания выполняются по желанию). Творческие работы детей значительно увеличивают эффективность усвоения и осмысления ими нравственных представлений. Кроме того, рисунки, удачные названия можно использовать в повседневной работе, например, выставка рисунков позволяет напомнить то или иное правило. Ту же роль может выполнять Пословица или строчка стихотворения («буду делать хорошо и не буду плохо»).

В ходе этической беседы мы стремимся решить следующие задачи:

  • Научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть;
  • Дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства;
  • Способствовать накоплению и обобщению эмоционально-положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам;
  • Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно – нельзя», «хорошо – плохо»);
  • Учить соблюдать нравственные нормы поведения.

Беседы проводятся с детьми старших и подготовительных групп в вечернее время, один раз в неделю в соответствии с циклограммой.

Продолжительность бесед с детьми 4-5лет составляет 15 минут, с детьми 6-7 лет – 20 минут. Кроме того надо обращать внимание на активность детей, их интерес. Если интерес к беседе начинает падать, лучше закончить её раньше на высокой ноте.

 

Темы бесед:   Сентябрь- семья   Октябрь – «Вежливость»   Ноябрь – «Дружба»   Декабрь – «Бережливость»   Февраль – «Доброжелательность» Март – «Честность – лживость» Апрель – «Трудолюбие»

                                                                                                 

«Посидим – поговорим» в старшей группе

Тема «Семья» /Сентябрь

 

Недели

Содержание

Методы и приемы

Первая

 

Рассказы детей о семейных традициях.

Как вы думаете для чего человеку нужна семья?

 

 

Дать понятие «Семья».

 

Вторая

 

 

 

 

 

Чтение стихотворения М Зощенко «Показательный ребенок»

«Этические беседы с детьми 4 – 7 лет» стр. 20

 

Третья

Кто каждое утро будит вас, помогает собираться в д/с?

Кто ухаживает за вами, когда вы болеете?

За что вы любите своих близких?

 

Повторное чтение.

Беседа по произведению

 

 

Четвертая

 

При солнышке тепло, при матери добро.

 

 

Заучивание пословицы.

Объяснение значения пословицы.

Рассматривание картин о семье.

 

 

  

Общение со взрослым и сверстниками «Посидим – поговорим» в подготовительной группе

Тема «Семья» /Сентябрь

 

Недели

Содержание

Методы и приемы

Первая

 

Рассказы детей о своей семье по фотографиям

 

 

Рассказ воспитателя о том, что такое родословная семьи

 

Вторая

 

 

Чтение стихотворения Сапгир «Семья»

«Этические беседы с детьми 4 – 7 лет» стр.23

 

 

Третья

У кого есть бабушки и дедушки?

Как вы заботитесь о своих бабушках и дедушках?

 

 

 

Повторное чтение стихотворения.

Беседа по прочитанному.

 

 

 

Четверая

 

 

Когда семья вместе, то и душа на месте.

 

 

Заучивание пословицы.

Как дети ее понимают.

Объяснение значения пословицы

 

  

«Посидим – поговорим» в старшей группе

Тема: «Вежливость» /Октябрь

 

Недели

Содержание

Методы и приемы

Первая

Какие вежливые слова вы знаете?

Быть вежливым – это не только знать вежливые слова, но и уметь их говорить, когда это необходимо.

Выяснить, что значит быть вежливым человеком

Вторая

Дети преполагают, какое волшебное слово делает все просьбы выполнимыми.

 

Чтение отрывка из рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»

Жил-был мальчик Павлик. Он обижался на всех, потому что никто не выполнял его просьбы. Однажды Павлик сидел в парке на скамейке и с обидой думал о том, что сестра не дала ему краски, бабушка не дала пирожок и прогнала с кухни, а брат не взял кататься на лодке. Вдруг он увидел старичка, который направлялся к скамейке. Старичок сел рядом и спросил у Павлика, почему он такой грустный. Мальчик рассказал ему о своих горестях, о том, что его никто не жалеет. Старичок хитро улыбнулся и пообещал, что откроет ему один секрет: подскажет волшебное слово, которое сделает его просьбы выполнимыми.

Третья

Дети вспоминают отрывок рассказа и проверяют, что за волшебное слово подсказал старичок…Какими еще вежливыми словами пользуются дети.

Повторное чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»

Четвертая

Придумывание ситуаций с вежливыми словами

- «Иду в гости»

- «Дарю подарок»

- «Покупаю в магазине»

- «Прихожу в садик»

- «Ухожу домой»

Мини-сценки «Вежливые слова»

 

 

  

«Посидим – поговорим в подготовительной группе

Тема: «Вежливость» /Октябрь

 

Недели

Содержание

Методы и приемы

Первая

Какие вежливые слова вы знаете?

Быть вежливым – это не только знать вежливые слова, но и уметь их говорить, когда это необходимо.

Дать понятие «вежливый человек»

Вторая

Кто взял у мальчика слово «здравствуй»?

Кто проглотил слово «спасибо»?

Кто унес слово «пожалуйста»?

Почему с мальчиком не стали дружить ребята?

Почему плохо быть невежливым?

О чем просил малик петуха, рыбу и пса?

Почему с мальчиком снова стали дружит ребята?

 

Чтение стихотворения «Самые слова»

- Где же твое здравствуй?

- Взял петух горластый.

- Где твое спасибо?

- Проглотила рыба.

- А скажи, пожалуйста,

Где твое пожалуйста?

- Пробежал сердитый пес

И пожалуйста унес.

- Ну тогда прощай!

- Куда ты?

Отвернулись все ребята,

Не хотят со мной дружить.

Что мне делать? Как мне жить?

Рыбу, петуха и пса

Громко звать я принялся:

- Скорее!

Верните слова мои!

Слова мои

Нужные самые!

Пришел петух горластый

Отдал мое здравствуй.

Приплыла рыба.

Принесла мое спасибо.

И пес ворчит: - Не жалуйся,

Возьми свое пожалуйста.

И теперь со мною снова

Вся моя компания.

Пожалуйста,

Спасибо,

Здравствуй,

До свидания.

Третья

Заучивание отрывка из стихотворения

 

Повторное чтение стихотворения

Четвертая

Изготовление масок и чтение стихотворения по ролям

 

Инсценировка стихотворения «Самые слова»

 

 

   

«Посидим – поговорим» в старшей группе

Тема «Дружба» /Ноябрь

Недели

Содержание

Методы и приемы

Первая

Кого вы можете назвать своим другом, а кого просто знакомым?

Чем друг отличается от знакомого?

Дать понятие, что такое «дружба» и «дружеские отношения».

Вторая

Чтение Рассказа М. Пляцковского «Урок дружбы»

Жили два воробья – Чик и Чирик.

Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.

«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», - подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю.

Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.

- Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.

- Не надо… Зачем? – стал отмахиваться крылышками Чик. – Ты нашел, ты и клюй!

- Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. – А друзья все должны делить пополам. Разве не так?

- Ты, наверное, прав, - ответил Чик.

Не стал он обижать своего приятеля Чирика, взял у него пять зернышек. И ему стало при этом очень стыдно. Ведь сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка.

 

Третья

Почему Чику стало стыдно?

Почему Чик решил не давать никому пшена из посылки бабушки?

А как поступил Чирик, когда нашел десять зернышек?

Почему он так поступил?

Почему рассказ называется «Урок дружбы»?

Повторное чтениеи беседа по рассказу:

 

Четверая

Пословица «Нет друга ищи, а нашел, береги»

 

Заучивание и объяснение пословицы

 

  

«Посидим – поговорим» в подготовительной группе

Тема «Дружба» /Ноябрь

Недели

Содержание

Методы и приемы

Первая

Кого вы можете назвать своим другом, а кого просто знакомым?

Чем друг отличается от знакомого?

Дать понятие что такое «дружба» и «дружеские отношения».

 

Вторая

Впечатления детей о прочитанном рассказе.

Чтение рассказа С. Лежневой «Как Вова праздновал день рождения»

У Вовки был день рождения. С самого утра ему надарили множество подарков, и он ходил гордый и важный в новом костюмчике. А потом в гости пришли друзья, и мама посадила всех за стол и дала каждому по куску очень красивого и вкусного пирога с вишнями.

- А мне нужно положить еще кусок пирога, - громко заявил Вовка и уверенно объяснил: - Потому что у меня день рождения и я сегодня самый главный.

Мама улыбнулась и отрезала Вовке еще небольшой кусочек. Потом все вышли из-за стола и стали рассматривать подарки.

- Не трогайте руками, - суетился Вовка, - вы можете нечаянно сломать. Я тогда расстроюсь, а это неправильно – ведь у меня сегодня праздник.

И ребята потихоньку загрустили, ведь как можно играть в игрушки, если их не трогать руками.

Тогда Костик, лучший Вовкин друг, неожиданно сказал:

- Давайте пойдем во двор, там хоть побегать можно.

Вовка тут же надулся. Еще бы! Во дворе все равны, кто же там будет помнить про его день рождения.

Третья

Почему Костик предложил пойти играть во двор?

Как не должны поступать друзья?

Повторное чтение рассказа, беседа

Четвертая

Правила дружбы

-  Всегда делись игрушкой с другом.

-  Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается.

-  Не старайся быть всегда первым.

-  Не злись и не завидуй, когда проигрываешь.

-  Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно.

-  Умей уступать, не спорь по пустякам.

-  Не зазнавайся, если что-то умеешь делать лучше других.

Умей принять помощь, совет и замечание друга

Вместе с детьми написать правила дружбы

 

 

«Посидим – поговорим» в старшей группе

Тема «Бережливость»/Декабрь

Недели

Содержание

Методы и приемы

Первая

Правила:

- Клади вещи на свое место.

- Аккуратно обращайся с вещами.

-Береги свои вещи.

Познакомить детей с правилами бережного отношения к вещам.

 

Вторая

Заучивание пословицы «Надо вещи убирать

Не придется их искать»

Можно ли сказать, что Маша бережно относилась к своим вещам?

Почему Маша долго собиралась в детский сад?

 

Чтение рассказа Л. Воронковой «Маша – растеряша»

Жила-была девочка Маша. Утром встало солнышко, заглянуло в окно. А Маша спит. Пришла мама.

- Маша, поднимайся. Маша, одевайся! Светит солнышко с утра, в детский сад идти пора!

Маша проснулась, открыла глаза:

- Встану – не устану. Я немножко полежу да в окошко погляжу.

А мама опять:

- Маша, поднимайся, Маша одевайся!

Нечего делать – надо подниматься, надо чулки надевать. Оглянулась Маша – а чулок-то нет!

- Где же, где мои чулки?

Обыщу все уголки.

Их на стуле нет

И под стулом нет.

На кровати нет,

Под кроватью нет…

Ищет Маша чулки, никак не найдет. А кошка на стуле мурлычет-приговаривает:

- Ищешь, ищешь – не найдешь,

А разыщешь – так пойдешь.

Надо вещи убирать –

Не придется их искать.

И воробьи за окном Машу поддразнивают:

-Опоздаешь, Маша,

Маша-растеряша!

А Маша все ищет:

- И под стулом нет,

И на стуле нет…

Да вот же они – у куклы в кроватке!

Мама спрашивает:

- Маша, скоро?

Маша отвечает:

- Надеваю чулки,

Обуваю башмаки.

Заглянула под кровать, а там только один башмак стоит,   а другого нет:

- Под кроватью нет,

На кровати нет,

И под шкафом нет…

А кошка ходит, все свое мурлыкает - приговаривает:

- Ищешь, ищешь – не найдешь,

А разыщешь – так пойдешь.

Надо вещи убирать –

Не придется их искать.

Подошел к окошку петушок и запел:

- Опоздаешь, Маша,

Маша-растеряша!

Стала Маша просить петушка:

- Петушок, петушок,

Разыщи мой башмачок!

Петушок поискал – поискал – нет башмачка во дворе.

А башмачок-то вот где – на столе стоит.

Мама спрашивает:

- Маша, скоро?

А Маша отвечает:

- Вот надену платье

И пойду гулять я!

А платья тоже нет нигде!

- В чем пойду гулять я?

Потерялось платье!

Платье в горошину,

Куда оно положено?

И на стуле нет

И под стулом нет…

А кошка свое мурлычет – приговаривает:

- Ищешь, ищешь – не найдешь,

А без платья не пойдешь…

Надо вещи убирать –

Не придется их искать.

Опоздаешь, Маша,

Маша-растеряша!

Но тут Маша увидела свое платье. Обрадовалась:

Платье в горошину

На полочку заброшено!

Мама говорит:

-Больше ждать я не могу!

А Маша отвечает:

- Я бегу-бегу-бегу!

Бежит Маша в детский сад, торопится.

А ребята в детском саду уже позавтракали и пошли гулять. Они увидела Машу и закричали:

Опоздала, Маша,

Маша-растеряша!

Третья

Обсудите с детьми вопрос, что необходимо беречь свое время. За время, потраченное на поиск вещей, можно многое успеть.

Повторное чтение рассказа

Четвертая

- Ищешь, ищешь – не найдешь,

А разыщешь – так пойдешь.

Надо вещи убирать –

Не придется их искать.

 

Заучивание отрывка

 

 

 

«Посидим – поговорим» в подготовительной   группе

Тема «Бережливость»/Декабрь

 

Недели

Содержание

Методы и приемы

Первая

 

Правила:

- Клади вещи на свое место.

- Аккуратно обращайся с вещами.

-Береги свои вещи.

 

 

Познакомить детей с правилами бережного отношения к вещам.

 

Вторая

 

 

Можно ли Федору назвать бережливым человеком и почему?

 

 

 

Чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе»

Третья

 

Почему эта сказка называется «Федорино горе»?

Когда Федора заплакала?

Чем закончилась сказка?

Почему надо беречь вещи?

Кого в группе можно назвать бережливым, аккуратным?

 

Чтение отрывка и беседа по произведению

Четвертая

 

К. Чуковского «Федорино горе»

 

Инсценировка отрывка

 

 

«Посидим – поговорим» в старшей группе

Тема «Доброжелательность»/ Февраль

 

Недели

Содержание

Методы и приемы

Первая

Рассказать о необходимости доброжелательного отношения к окружающим людям (ситуации в группе).

Доброе дело доставляет радость тому, кто его делает?

 

Беседа о доброжелательности

Вторая

 

Чтение рассказа З. Ежиковой «Крот и его друзья»

Вод в норку все прибывала и прибывала, и Кротику ничего не оставалось, как вылезти на поверхность.

Ох! Кругом вода! Наверное, дождь лил всю ночь, и река вышла из берегов. К счастью, совсем рядом с домом Кротика росла раскидистая ива. Она-то и помогла ему спастись. Кротик подпрыгнул, схватился за ветку… Набежавшая волна ему лишь замочила пятки.

Кротик сидел на ветке и мечтал о том, чтобы вода поскорей вернулась в реку, когда прямо под ним проплыло гнездо, в котором кто-то жалобно попискивал. Недолго думая, Кротик прыгнул вниз.

Птенец – а пищал, конечно же, он, - обрадовавшись, что он уже не один, сразу же рассказал Кротику свою историю. Только его родители – орлы – улетели в гости, как начался дождь.сверкали молнии, гремел гром, но птенчик старался не бояться. Когда же ветер сорвал гнездо с дерева и оно поплыло по реке, птенчик испугался…

- Не плачь, - утешил малыша Кротик. – Я тебя не брошу.

Никогда еще Кротик не был нянькой. Что ж, все когда-нибудь делаешь в первый раз.

- Ну-ка, открывай рот! - командовал он. – Ам! Прожевал? А теперь глотай! Вкусно? Тот, кто хочет поскорей вырасти, должен хорошо кушать!

По дороге они освободили от цепи собаку, которая сидела на крыше своей будки. Радости собаки не было границ!

Собака сплавала в дом и принесла лакомства: пирожки, торт, мороженое.

- Угощайтесь, - говорила собака, довольная, что все это очень понравилось Кротику и птенчику.

 

Третья

Беседа:

- Раздумывал ли Кротик, прыгая в воду, чтобы помочь птенчику?

- какие еще добрые дела делали герои сказки?

- как собака отблагодарила Кротика?

- вы радовались с героями их добрым делам?

Повторное чтение рассказа

 

 

Четвертая

Рисунки детей по рассказу «Крот и его друзья»

 

 

 

 

 

«Посидим – поговорим» в подготовительной   группе

Тема «Доброжелательность»/Февраль

Недели

Содержание

Методы и приемы

Первая

В-ль продолжает воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости.

Дать понятие доброжелательности – доброе отношение к людям.

Беседа о доброжелательности

Вторая

Объяснить детям, что тот, кто дразнится, не только обижает других, но и сам себе причиняет вред (с таким человеком никто не хочет дружить).

 

Чтение басни С. Михалкова «Зеркало»

Жил-был один Носорог. Он имел привычку над всеми издеваться.

- Горбун! Горбун! – дразнил он Верблюда.

- Это я горбун? – возмущался Верблюд. – Да будь у меня на спине три горба, я был бы еще красивей!

- Эй, толстокожий! – кричал Носорог Слону. – Где у тебя нос, а где хвост? Что-то я не разберу!

Однажды достали друзья зеркало и пошли искать Носорога. А тот как раз к Страусу приставал:

- Эй ты, недощипанный! Голоногий! Летать не умеешь, а птицей называешься!

От обиды бедный страус даже голову под крыло спрятал.

-Послушай, друг! – сказал Верблюд, подойдя поближе. – Неужели ты сам себя красавцем считаешь?

- Конечно! – ответил Носорог. – Кто же в этом сомневается?

- Ну, тогда посмотри на себя! – сказал Слон и протянул Носорогу зеркало.

Посмотрел Носорог в зеркало и захохотал:

- Ха, ха, ха! Что это еще за уродина на меня смотрит? Что у него на носу? Хо-хо-хо! Ха-ха-ха!

Третья

Беседа:

- как носорог относится к окружающим?

- как звери вели себя, когда носорог их обзывал, обижал, дразнил?

- как звери проучили носорога?

Повторное чтение басни

Четвертая

Носорог понял, что нельзя издеваться над другими (например, носорог испугался, что теперь никто не захочет с ним дружить, сел и заплакал…)

Придумывание продолжения басни


«Посидим – поговорим» в старшей   группе

Тема «Честность – лживость» / март

 

Недели

Содержание

Методы и приемы

Первая

В-ль напоминает детям, что всегда нужно говорить правду,

Честность всегда радует.

Объяснение слов: «правда», «честность», «ложь», «обман».

 

Беседа о честности и лживости.

Вторая

 

 

Чтение рассказа С. Баруздина «За обедом»

Как-то во время завтрака в детском саду была разбита тарелка.

Никто не видел, как она упала со стола и разбилась на мелкие кусочки.

Зинаида Федоровна спросила ребят:

- Кто из вас разбил тарелку?

- Не я! – сказал Виталик.

- Не я! – сказала Лена.

- Не я! Не я! Не я! – сказали другие ребята.

Только Светлана посмотрела на Зинаиду Федоровну и тише всех сказала:

- Наверное, она сама как-нибудь разбилась.

Наступил час обеда… Ребята начали обедать.

- А мне? – спрашивает Виталик. – У меня нет тарелки!

- Тебе, Виталик, придется подождать, - говорит Зинаида Федоровна. – Ведь у нас утром одна тарелка сама разбилась. Правда, ребята?

- Вот и неправда, - вдруг тихо сказала Светлана. – Тарелки сами не бьются. Это … Это я… ее нечаянно разбила. Я больше не буду! – И она пододвинула свою тарелку Виталику:

- Ешь!

Тут все ребята повернулись к Светлане, а она покраснела и ни на кого не смотрит.

«Сейчас Зинаида Федоровна накажет Свету», - решили ребята.

Но Зинаида Федоровна подошла к Светлане и сказала:

- Вот и хорошо, что тарелки сами не бьются, а ребята говорят правду.

 

 

Третья

Кто из вас пожалел Светлану? Почему?

Кому Светлану не было жалко? Почему?

Как могла поступить Зинаида Федоровна, когда узнала правду?

Что сделала Зинаида Федоровна?

Как вы думаете, она поступила правильно?

 

Повторное чтение рассказа.

Четвертая

Пословица «Доброе дело – правду говорить»

Подходит ли эта пословица к рассказу?

 

Беседа и заучивание пословицы

 

 

«Посидим – поговорим» в подготовительной группе

Тема «Честность – лживость» / март

Недели

Содержание

Методы и приемы

Первая

В-ль напоминает детям, что всегда нужно говорить правду,

Честность всегда радует.

Объяснение слов: «правда», «честность», «ложь», «обман».

Дети должны понять, что любая неправда всегда раскрывается, что солгавший человек испытывает чувство вины.

Беседа о честности и лживости.

Вторая

 

 

 

Чтение Л. Толстой «Косточка»

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит:

- А что дети, не съел ли кто-нибудь из вас одну сливу?

Все сказали:

- Нет.

Ваня покраснел как рак и сказал тоже:

- Нет, я не ел.

Тогда отец сказал:

- Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в этом беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь.

Ваня побледнел и сказал:

- Нет, я косточку бросил за окошко.

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

 

Третья

- Почему мальчик нарушил запрет и съел сливу до обеда?

- Почему он не сознался в своем поступке? (Ему было стыдно).

- Каким образом отец выяснил, что сын съел сливу?

- Почему Ваня заплакал?

 

Повторное чтение рассказа

Четвертая

- Чем похожи побасенка и рассказ «Косточка»?

Чтение побасенки:

- Ты пирог съел?

- Нет! Нея!

-А вкусный был?

-Очень!

 

Заучивание побасенки.

 

 

  

«Посидим – поговорим» в старшей группе

Тема «Трудолюбие» / апрель

 

Недели

Содержание

Методы и приемы

Первая

Кого называют трудолюбивым человеком?

Что значит доводить начатое дело до конца?

Выяснить у детей, помогают ли они дома родителям и как?

Беседа о трудолюбии.

Вторая

Почему Анюта не слышала обращение папы, мамы, бабушки?

Почему услышала слова дедушки?

Почему не захотели услышать Аню?

Как можно назвать девочку?

Чтение Г. Браиловской «Ушки-неслушки»

Пришел папа с работы, просит дочку:

- Дай мне, пожалуйста, тапочки, Анюта!

- А я не слышу, - отвечает Анюта, - у меня ушки-неслушки.

- Анюта, - зовет из кухни мама, - отнеси, пожалуйста, хлебницу на стол, дочка!

- А я не слышу, - отвечает Анюта, - у меня ушки-неслушки.

- Куда же это я свои очки дела? Не поищешь, Анюточка, - просит бабушка.

- А я не слышу, - отвечает Анюта, - у меня ушки-неслушки.

Отложил дедушка газету, вздохнул:

- Ведь вот, - говорит, - досада! А я собрался спросить, что тебе на праздник подарить – большую куклу или заводную машинку? Или книжку?

- Куклу, куклу! – обрадовалась Анюта.

- Ой, что-то ничего не слышу. Уши точно ватой вдруг заложило. Не слышу ничего.

Третья

Что было дальше?

Придумайте продолжение рассказа.

Повторное чтение рассказа

 

Четвертая

Инсценировка рассказа

 

 

 

  

«Посидим – поговорим» в подготовительной   группе

Тема «Трудолюбие» / апрель

Недели

Содержание

Методы и приемы

Первая

Кого называют трудолюбивым человеком?

Что значит доводить начатое дело до конца?

Выяснить у детей, помогают ли они дома родителям и как?

Объяснение пословицы «Без труда не будет и плода»

Беседа о трудолюбии.

Вторая

Как можно назвать мышат?

Как можно назвать петушка?

 

Чтение украинской народной сказки «Колосок»

Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое горлышко. Мышата только и знали, что пели и плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу.

Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.

- Круть, Верть, - позвал петушок, - глядите, что я нашел!

Прибежали мышата и говорят:

- Нужно его обмолотить.

- А кто будет молотить? – спросил петушок.

- Только не я! – закричал один.

- Только не я! – закричал другой.

- Ладно, - сказал петушок, - я обмолочу.

И принялся за работу.

А мышата стали играть и лапту.

Кончил петушок молотить и крикнул:

- Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил!

Прибежали мышата и запищали в один голос:

- Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!

- А кто понесет? – спросил петушок.

- Только не я! – закричал Круть.

- Только не я! – закричал Верть.

- Ладно, - сказал петушок, - я снесу зерно на мельницу. Взвалил себе на плечи мешок и пошел. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся.

Вернулся петушок с мельницы, опять зовет мышат:

- Сюда, Круть, сюда, Верть! Я муку принес.

Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:

- Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.

- Кто будет месить? – спросил петушок. А мышата опять за свое:

- Только не я! – запищал Круть.

- Только не я! – запищал Верть.

Подумал, подумал петушок и говорит:

- Видно мне придется.

Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в нее пироги. Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут. Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.

- Ох, и проголодался я! – пищит Круть.

- Ох, и есть хочется! – пищит Верть.

И за стол сели. А петушок им говорит:

- Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто нашел колосок?

- Ты нашел! – громко закричали мышата.

- А колосок обмолотил? – снова спросил петушок.

- Ты обмолотил! – потише сказали оба.

- А кто зерно на мельницу носил?

- Тоже ты, - совсем тихо ответили Круть и Верть.

- А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пек?

- Все ты. Все ты, - чуть слышно пропищали мышата.

- А вы что делали?

Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать.

Третья

Понравились ли вам мышата Круть и Верть?

Что сделал петушок, чтобы испечь пирог?

Что отвечали мышата, когда петушок предлагал ему помочь?

Как повели себя мышата, когда петушок поставил пирог?

Что сказал петушок?

Прав ли он был?

Что почувствовали мышата?

Повторное чтение

Четвертая

- Тит, иди молотить!

- Брюхо болит!

- Тит, иди щи хлебать!

- А где моя большая ложка?

Инсценировка побасенок

- Ты чего делаешь?

- Ничего.

- А что он делает?

- Да вот, мне помогать пришел.

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР