Статья «Развитие творческих способностей детей в процессе лепки из пластилина и соленого теста» |
Содержание - Дошкольное образование | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27.02.2020 16:07 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пысенко Альбина Николаевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 53» г. Сыктывкара Республики Коми.
Развитие творческих способностей детей в процессе лепки из пластилина и соленого теста
Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка В педагогической энциклопедии творческие способности определяется как способность к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы максимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы и др. В программе большое внимание уделяется обучению детей традиционной технике рисования и лепке из пластилина, и недостаточно, на мой взгляд, место отводится нетрадиционным техникам. Работая с детьми с дошкольного возраста, заметила: дети очень любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают приемы и способы рисования, но многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами. Нет «своих», искренних рисунков, отсутствует творческий подход. Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий по нетрадиционной технике рисования и лепке, которая стимулирует творческий потенциал детей, развивает их художественно-творческие способности. Цель опыта работы: развитие творческих способностей детей 5-6 лет посредством лепки из соленого теста и пластилинографии. Был составлен перспективный план работы в соответствии с комплексно-тематическим планирование, с учётом сезона и календарных праздников. Весь учебный материал был разделен два блока:1- пластилин, 2- соленое тесто. Блок «Пластилин» - разработан на основе методического пособия Лыковой И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду».
Наиболее эффективно развивать у детей художественно – творческие способности можно при условии:
• Создание базы наглядных пособий: предметные и сюжетные иллюстрации, фото, картины в технике — пластилинография, технологических карточек и таблиц. Также были составлены схемы поэтапного изготовления поделок из соленого теста на темы: «Хлебобулочные изделия», «Овощи», «Фрукты», а также «Щенок» и «Лебедь», «Черепашка» с целью совершенствования изобразительных навыков и умения планировать ход работы. Подобраны презентации, для получения детьми ярких впечатлений от произведений искусств и расширения знаний и впечатлений.
• Создание и оформление уголка в группе для совместной и самостоятельной изобразительной деятельности детей. Решая поставленную мною цель, в процессе организованной образовательной деятельности использую разнообразные методы и приёмы. В водной части используются различные приемы: чтение художественного слова, обыгрывание персонажей, пальчиковые игры. Показ способов действий, способов работы, последовательности ее выполнения– этот прием раскрывает перед детьми задачу предстоящей деятельности, направляет их внимание, память, мышление. Показ должен быть четким, точным. Необходимо, чтобы дети увидели каждое движение, заметили особенности его выполнения. Каждое свое действие обозначаю словом. На каждом занятии показываю ребенку либо способ выполнения задания, либо выполненную работу с этим заданием. Показ образца используется в обучении анализа, в построение плана работы. На занятиях дети изготовляют исходные формы, дорабатывают их, с соблюдением пропорций, соединяют части, подбирают новые цвета и оттенки из пластилина, осваивают приём «вливания одного цвета в другой», придумывают свои, новые способы лепки, осваивают законы композиции – размещение предметов на плоскости. Анализ детских работ в конце занятия (стараюсь привлечь внимание детей к результатам их деятельности; помочь детям понять достижения и ошибки в изготовлении). Оформление и организация выставок – выставки работ проходят после каждого занятия. Любуясь результатами своей работы, дети получают эмоциональное удовлетворение. Это способствует их самовыражению, повышает их самооценку. Блок «Соленое тесто» –разработан на основе методических пособий следующих авторов: М. Антипова, К. Силаева, И. Хананова, И. Чаянова «Соленое тесто». В процессе работы с соленым тестом дети знакомились с техникой приготовления теста и условия хранения, сушки; учились приемам соединения деталей в поделках, приобретали навык использования дополнительных приспособлений, применения различных эффектов (глазирование, подрумянивание, окрашивание теста). Учатся работать самостоятельно с опорой на рисунок – плакат. А также осваивали основные приемы лепки, способы соединения деталей из различных материалов. В ходе занятия особое внимание уделялось оформлению собственных работ.
Одним из важнейших условий развития творчества является взаимодействие и сотрудничество педагогов и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка. С этой целью активно привлекаются к совместной работе все родители. Для них проводятся беседы, консультации («Что такое пластилиновая живопись?», «Влияние пластилиновой живописи на развитие детей», «Как сохранить детские работы» «Тестопластика в нашем доме» «Сочини сказку о поделке».) красочно оформлены памятки («Рисование пластилином», «Рассматриваем и оцениваем детские работы»). Родители должны быть активными помощниками своим детям, а не только «оценщиками» их достижений. Были созданы творческие выставки совместных работ детей и родителей: «Подарки осени», «Букет цветов». Проводимая мной работа показывает, что системность и поэтапность занятий с использованием нетрадиционной техники в изобразительной деятельности пластилинографии и лепки из соленого теста, способствуют формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста. Результаты педагогической деятельности показывают: • У детей появился повышенный интерес, творческая активность. • В работах детей преобладают новизна и оригинальность. • Дети свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами. • У детей хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки. • Хорошо развита координация рук, мелкая моторика. • Выполняют задания самостоятельно, без помощи педагога (самостоятельно выбирают тему, умеют планировать свою работу, выбирают выразительные средства изображения, доводят начатое дело до конца). Опыт работы свидетельствует: изображение в оригинальной технике с помощью пластичных материалов позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции. Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно – пластичных образах, удивляет своей непредсказуемостью, повышает сенсорную чувствительность (способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пластики), развивает воображение, формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат, а самое главное — способствует развитию творческой личности.
Список литературы: 1.Антипова М. Соленое тесто. Необычные поделки и украшения, 2010г. 2.Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду», М; Творческий центр Сфера, 2009г. 3.Межиева М.В. «Развитие творческих способностей у детей 5 –9 лет». Ярославль. Академия развития, 2002 г. 4.Рубцова Е.С. «Фантазии из соленого теста», М.: «Эксмо», 2007г. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».