Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7420465
Статья «Развитие творческих способностей детей в процессе лепки из пластилина и соленого теста»
Содержание - Дошкольное образование
27.02.2020 16:07

Пысенко Альбина Николаевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 53» г. Сыктывкара Республики Коми. 
В статье автор приводит пример перспективного планирования по лепке из пластилина и соленого теста. Описывает методы и приёмы используемые в процессе организованной образовательной деятельности.

 


 

Развитие творческих способностей детей

в процессе лепки из пластилина и соленого теста

 

Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей постоянно возрастает по мере   совершенствования   социально-экономических   и культурных   условий   нашей   жизни.   Формирование творческой  личности  –  одна  из  наиболее  важных  задач педагогической  теории  и  практики  на  современном  этапе.

Наиболее    эффективное средство  для    этого    – изобразительная деятельность ребенка

В педагогической энциклопедии творческие способности определяется как способность к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы максимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы и др. В программе большое внимание уделяется обучению детей традиционной технике рисования и лепке из пластилина, и недостаточно, на мой взгляд, место отводится нетрадиционным техникам. Работая с детьми с дошкольного возраста, заметила: дети очень любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают приемы и способы рисования, но многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами. Нет «своих», искренних рисунков, отсутствует творческий подход. Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий по нетрадиционной технике рисования и лепке, которая стимулирует творческий потенциал детей, развивает их художественно-творческие способности.

Цель опыта работы: развитие творческих  способностей детей 5-6 лет посредством лепки из соленого теста и пластилинографии.

Был составлен перспективный план работы в соответствии с комплексно-тематическим планирование, с учётом сезона и календарных праздников.

Весь учебный материал был разделен два блока:1- пластилин, 2- соленое тесто.

Блок «Пластилин» - разработан на основе методического пособия Лыковой И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду».

 

Тема занятия

Задачи

 

Материал и оборудование

Методы и приемы

«ОСЕННИЕ ДЕРЕВЬЯ»

1. Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе

средствами художественного слова, музыки, произведений живописи.

2. Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства — пейзажем.

3. Обучать детей приемам работы в технике «пластилинография»: лепить отдельные детали — придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей.

4. Учить использовать для работы разнофактурный материал.

Плотный картон с фоном (верхняя часть голубого цвета, нижняя — желтого или

коричневого цвета), размер А4, пластилин коричневого (черного) цвета, арбузные семечки, простой карандаш, гуашь, кисть, стаканчик с водой, салфетка для рук,

осенние листья, репродукция картины И. Левитана «Золотая осень».

Рассматривание осенних листьев с разных деревьев, заучивание стихотворения

Д/и «С какого дерева лист?». Пальчиковая гимнастика «Кленовые листья»

«ПОДАРКИ ОСЕНИ»

1. Закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени.

2. Продолжать знакомить детей с натюрмортом. Учить оформлять композицию из разных

объектов, объединенных единым содержанием.

3. Закреплять умения детей в работе с пластилином на плоскости. Учить детей приему «вливания одного цвета в другой».

4. Воспитывать чувство любви к красоте родной природы

Плотный картон (размер А4) синего (голубого цвета) с силуэтами кленового, дубового листьев, рябиновой грозди с листьями, набор пластилина, стека,

салфетка для рук, осенние листья с разных деревьев.

 

Рассматривание веточки рябины, осенних листьев с разных деревьев, заучивание стихотворения

Рассматривание картинок с овощами, фруктами. Муляжей. П/и «Собери урожай», С/р и «Магазин».

«НАТЮРМОРТ ИЗ ЧАЙНОЙ ПОСУДЫ»

1. Формировать эстетическое отношение к бытовым предметам и их художественному

изображению в натюрморте.

2. Развивать у детей чувство композиции, цвета — учить располагать элементы узора на

поверхности предмета.

3.  Познакомить с понятием –натюрморт, формируя обобщенные понятия (чайная посуда).

4. Закреплять умение соединять части изделия, заглаживая места скрепления

Плотный картон синего цвета размером в половину альбомного листа, набор пластилина, стека, салфетка для рук, посылка с чайником и чайной парой (чашка с блюдцем), баранки.

.

 

Илл. с изображением натюрморт. Отгадывание загадок, чтение стиха.

«ВЕСЕЛЫЙ КЛОУН»

1. Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства — портретом.

2. Учить выполнять изображение клоуна в нетрадиционной технике исполнения —пластилинографии.

3. Развивать чувство цвета.

4. Воспитывать интерес детей к цирковому искусству, уважение к необычной профессии

клоуна – веселить людей, доставлять им радость своей работой.

Плотный картон, размер А4, набор пластилина, стека, салфетка для рук, иллюстрации о цирке, набор шляп, колпаков, воротничков, набор обуви взрослого человека, несколько мячей, веревочкой или канатом ограничить свободное пространство — арену.

 

Чтение стихотворения

«МАТРЕШКА»

1. Воспитывать интерес к народной игрушке.

2. Познакомить с историей создания русской матрешки.

3. Учить отражать характерные особенности оформления матрешки в нетрадиционной технике— пластилинографии.

4. Закрепить понимание взаимосвязи декоративно-прикладного искусства и русского

фольклора.

 

Плотный картон желтого цвета с силуэтом матрешки, набор цветного пластилина, стека, салфетка, игрушка-матрешка, сундучок

Отгадывание загадки, рассказ о истории матрешки, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, чтение стихотворения В.Приходько «Матрешки на окошке

 

Наиболее эффективно развивать у детей художественно – творческие способности можно при условии:

  • Создания эстетической предметно — развивающей среды для занятий, совместной и самостоятельной творческой деятельности детей в группах.

• Создание базы наглядных пособий: предметные и сюжетные иллюстрации, фото, картины в технике — пластилинография, технологических карточек и таблиц. Также были составлены схемы поэтапного изготовления поделок из соленого теста на темы: «Хлебобулочные изделия», «Овощи», «Фрукты», а также «Щенок» и «Лебедь», «Черепашка» с целью совершенствования изобразительных навыков и умения планировать ход работы. Подобраны презентации, для получения детьми ярких впечатлений от произведений искусств и расширения знаний и впечатлений.

  • Взаимодействия детского сада и семьи (составлен план работы).
  • Организация и посещение выставок детьми и родителями.

• Создание и оформление уголка в группе для совместной и самостоятельной изобразительной деятельности детей.

Решая поставленную мною цель, в процессе организованной образовательной деятельности использую разнообразные методы и приёмы.

В водной части используются различные приемы: чтение художественного слова, обыгрывание персонажей, пальчиковые игры.

Показ способов действий, способов работы, последовательности ее выполнения– этот прием раскрывает перед детьми задачу предстоящей деятельности, направляет их внимание, память, мышление. Показ должен быть четким, точным. Необходимо, чтобы дети увидели каждое движение, заметили особенности его выполнения. Каждое свое действие обозначаю словом.

На каждом занятии показываю ребенку либо способ выполнения задания, либо выполненную работу с этим заданием.

Показ образца используется в обучении анализа, в построение плана работы. На занятиях дети изготовляют исходные формы, дорабатывают их, с соблюдением пропорций, соединяют части, подбирают новые цвета и оттенки из пластилина, осваивают приём «вливания одного цвета в другой», придумывают свои, новые способы лепки, осваивают законы композиции – размещение предметов на плоскости.

Анализ детских работ в конце занятия (стараюсь привлечь внимание детей к результатам их деятельности; помочь детям понять достижения и ошибки в изготовлении). Оформление и организация выставок – выставки работ проходят после каждого занятия. Любуясь результатами своей работы, дети получают эмоциональное удовлетворение. Это способствует их самовыражению, повышает их самооценку.

Блок «Соленое тесто» –разработан на основе методических пособий следующих авторов: М. Антипова, К. Силаева, И. Хананова, И. Чаянова «Соленое тесто».

В процессе работы с соленым тестом дети знакомились с техникой приготовления теста и условия хранения, сушки; учились приемам соединения деталей в поделках, приобретали навык использования дополнительных приспособлений, применения различных эффектов (глазирование, подрумянивание, окрашивание теста). Учатся работать самостоятельно с опорой на рисунок – плакат. А также осваивали основные приемы лепки, способы соединения деталей из различных материалов. В ходе занятия особое внимание уделялось оформлению собственных работ.


1.«Ягоды».

 

Продолжаем знакомить с особенностями лепки из соленого теста. Познакомить с приемами и лепки: сплющивание в диск и полусферу

Соленое тесто (цветное), стека, доска для лепки, картон с нарисованными контурами разноцветных ниток для шариков.

Рассматривание муляжей фруктов, ягод. Вспомнить загадки, стихи о фруктах. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

2. «Ягоды». Покраска

Аккуратное оформление изделия. Развитие эстетического вкуса.

Гуашь, акриловые краски, кисть, баночка с водой.

 

3. «Картина. Букет цветов».

 Продолжаем знакомить со свойствами соленого теста. Закрепляем умение передавать в лепке характерные особенности цветов (форма цвет, размер), использовать  знакомые приемы лепки: оттягивание, сглаживание, прищипывание.

Соленое тесто (цветное), стека, доска для лепки, муляжи яблок, плотный картон с силуэтом дерева.

Рассматривание иллюстраций из серии «Садовые и луговые цветы». Рассматривание открыток с изображением цветов. Рисование цветка

4. «Картина. Букет цветов». Покраска

Аккуратное оформление изделия. Развитие эстетического вкуса

Гуашь, акриловые краски, кисть, баночка с водой.

 

 

Одним из важнейших условий развития творчества является взаимодействие и сотрудничество педагогов и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка. С этой целью активно привлекаются к совместной работе все родители. Для них проводятся беседы, консультации («Что такое пластилиновая живопись?», «Влияние пластилиновой живописи на развитие детей», «Как сохранить детские работы»  «Тестопластика в нашем доме» «Сочини сказку о поделке».) красочно оформлены памятки («Рисование пластилином», «Рассматриваем и оцениваем детские работы»). Родители должны быть активными помощниками своим детям, а не только «оценщиками» их достижений. Были созданы творческие выставки совместных работ детей и родителей: «Подарки осени», «Букет цветов».

Проводимая мной работа показывает, что системность и поэтапность занятий с использованием нетрадиционной техники в изобразительной деятельности пластилинографии и лепки из соленого теста, способствуют формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Результаты педагогической деятельности показывают:

• У детей появился повышенный интерес, творческая активность.

• В работах детей преобладают новизна и оригинальность.

• Дети свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами.

• У детей хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки.

• Хорошо развита координация рук, мелкая моторика.

• Выполняют задания самостоятельно, без помощи педагога (самостоятельно выбирают тему, умеют планировать свою работу, выбирают выразительные средства изображения, доводят начатое дело до конца).

Опыт работы свидетельствует: изображение в оригинальной технике с помощью пластичных материалов позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции. Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно – пластичных образах, удивляет своей непредсказуемостью, повышает сенсорную чувствительность (способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пластики), развивает воображение, формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат, а самое главное — способствует развитию творческой личности.

 

Список литературы:

1.Антипова М. Соленое тесто. Необычные поделки и украшения, 2010г.

2.Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду», М; Творческий центр Сфера, 2009г.

3.Межиева М.В. «Развитие творческих способностей у детей 5 –9 лет». Ярославль. Академия развития, 2002 г.

4.Рубцова Е.С. «Фантазии из соленого теста», М.: «Эксмо», 2007г.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР