Статья «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности» |
Содержание - Дошкольное образование | ||||||||||||||||||||||||||||||
27.02.2020 16:14 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Агеева Светлана Леонидовна воспитатель МАДОУ «Детский сад № 53» г. Сыктывкара Республики Коми.
Статья «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности» Дошкольный возраст – это сензитивный период для развития у детей продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация и конструирование. В них малыш может выразить свое отношение к окружающему миру, развить творческие способности, а также устную речь и логическое мышление. Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста, это самый доступный вид деятельности, который осваивается маленьким человечком. Создание художественного образа с помощью рисования ладошкой, пальчиком, лепки из любого нетрадиционного материала является очень забавной и увлекательной игрой для детей. В процессе творения, ребенок совершенствуется, запоминая детали, особенности, развивает свою фантазию, моторику пальцев. Самое главное у него развивается интерес к сотворчеству с воспитателем, другими детьми, обогащаются представления о предметах и явлениях окружающего его мира. Методическая направленность моего опыта работы по использованию нетрадиционных техник изобразительной деятельности в творческом развитии детей 3-4 лет базируется на современных концепциях и теоретических основах «Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А.Лыковой. Автором исследовалось детское творчество в целом, его своеобразие, особенности развития, пути и методы воздействия на детей. Я использовала идеи данного автора в своей практической деятельности при разработке рабочей программы «Чудеса в ладошках» по художественно-эстетическому развитию в совместной изобразительной деятельности с детьми 3-4 лет. Цель моей работы: развитие художественно-творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник в изодеятельности. ЗАДАЧИ: 1. Развивать изобразительные умения, художественное восприятие, творческое воображение; 2. Развивать мелкую моторику рук через рисование пальчиками, лепку с использованием нетрадиционных материалов 3. Учить отображать свои представления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами. 4. Знакомить с красками (гуашь, акварель) и другими средствами изображения. 5. Познакомить с разными приёмами рисования (пальчиком, ладошкой, кулачком, кисточкой) и лепки (из соленого теста, с использованием нетрадиционных материалов) 6. Создать условия для самостоятельного освоения детьми способов и приемов изображения знакомых предметов на основе доступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия, ритм и т.д.)
Во время рисования пальчиками, ладошкой ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой. На своих занятиях по рисованию, лепке, аппликации обращаю внимание ребят не только на техническую, но и на выразительную сторону изобразительной деятельности. Учу детей передавать форму и цвет предмета, композицию в рисунке, ритм и цветовое сочетание. Ребята с удовольствием выполняют задания по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник, ведь эти задания вполне им по силам. Широко использую современные нетрадиционные изобразительные материалы, такие как кинетический песок, цветная вода, соль для ванны, пробки, жидкое мыло, камушки, поролон, различные виды круп и макаронных изделий, трафареты листьев, которые позволяют вызвать интерес детей к изобразительной деятельности, дают колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию. Для привлечения внимания детей, развития интереса к предстоящей совместной деятельности активно использую такие игровые приёмы, как сюрпризный момент (любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие), художественное слово, музыкальное сопровождение, игровые упражнения, просьба о помощи (например: помочь кукле Маше поправиться- сварить ягодный компот, замотать цветные клубочки, которые разбросали котята, и т.д.) Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), я предлагаю листы бумаги разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно малыши начинают понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать. Разнообразие вношу и в организацию занятий: дети могут рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, сидя за отдельными столами (мольбертами), за сдвинутыми вместе столами по два и более; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, у мольбертов и т.д. Таким образом, анализируя свой опыт, я убеждаюсь, что занятия изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник позволяют детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Результатами моей работы стали достижения детей 3-4 лет в совместной творческой изодеятельности: - дети проявляют интерес, активность к творческой деятельности, эмоционально отзывчивы; - умеют пользоваться нетрадиционными материалами в рисовании. лепке; - стремятся к общению со взрослым в процессе продуктивной деятельности - у большинства детей сформированы сенсорные эталоны: цвет, форма, величина. - многие дети с удовольствием демонстрируют свои успехи родителям с помощью рисования, лепки из нетрадиционных материалов.
Список используемой литературы. 1.Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст] /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М.:«Просвещение», 2005. 2.Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду - М.: Издательство «Скрипторий» 2003, 2007. 3.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб: Каро, 2010. Статья «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности»
Дошкольный возраст – это сензитивный период для развития у детей продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация и конструирование. В них малыш может выразить свое отношение к окружающему миру, развить творческие способности, а также устную речь и логическое мышление. Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста, это самый доступный вид деятельности, который осваивается маленьким человечком. Создание художественного образа с помощью рисования ладошкой, пальчиком, лепки из любого нетрадиционного материала является очень забавной и увлекательной игрой для детей. В процессе творения, ребенок совершенствуется, запоминая детали, особенности, развивает свою фантазию, моторику пальцев. Самое главное у него развивается интерес к сотворчеству с воспитателем, другими детьми, обогащаются представления о предметах и явлениях окружающего его мира. Методическая направленность моего опыта работы по использованию нетрадиционных техник изобразительной деятельности в творческом развитии детей 3-4 лет базируется на современных концепциях и теоретических основах «Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А.Лыковой. Автором исследовалось детское творчество в целом, его своеобразие, особенности развития, пути и методы воздействия на детей. Я использовала идеи данного автора в своей практической деятельности при разработке рабочей программы «Чудеса в ладошках» по художественно-эстетическому развитию в совместной изобразительной деятельности с детьми 3-4 лет. Цель моей работы: развитие художественно-творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник в изодеятельности. ЗАДАЧИ: 1. Развивать изобразительные умения, художественное восприятие, творческое воображение; 2. Развивать мелкую моторику рук через рисование пальчиками, лепку с использованием нетрадиционных материалов 3. Учить отображать свои представления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами. 4. Знакомить с красками (гуашь, акварель) и другими средствами изображения. 5. Познакомить с разными приёмами рисования (пальчиком, ладошкой, кулачком, кисточкой) и лепки (из соленого теста, с использованием нетрадиционных материалов) 6. Создать условия для самостоятельного освоения детьми способов и приемов изображения знакомых предметов на основе доступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия, ритм и т.д.)
Во время рисования пальчиками, ладошкой ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой. На своих занятиях по рисованию, лепке, аппликации обращаю внимание ребят не только на техническую, но и на выразительную сторону изобразительной деятельности. Учу детей передавать форму и цвет предмета, композицию в рисунке, ритм и цветовое сочетание. Ребята с удовольствием выполняют задания по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник, ведь эти задания вполне им по силам. Широко использую современные нетрадиционные изобразительные материалы, такие как кинетический песок, цветная вода, соль для ванны, пробки, жидкое мыло, камушки, поролон, различные виды круп и макаронных изделий, трафареты листьев, которые позволяют вызвать интерес детей к изобразительной деятельности, дают колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию. Для привлечения внимания детей, развития интереса к предстоящей совместной деятельности активно использую такие игровые приёмы, как сюрпризный момент (любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие), художественное слово, музыкальное сопровождение, игровые упражнения, просьба о помощи (например: помочь кукле Маше поправиться- сварить ягодный компот, замотать цветные клубочки, которые разбросали котята, и т.д.) Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), я предлагаю листы бумаги разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно малыши начинают понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать. Разнообразие вношу и в организацию занятий: дети могут рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, сидя за отдельными столами (мольбертами), за сдвинутыми вместе столами по два и более; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, у мольбертов и т.д. Таким образом, анализируя свой опыт, я убеждаюсь, что занятия изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник позволяют детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Результатами моей работы стали достижения детей 3-4 лет в совместной творческой изодеятельности: -дети проявляют интерес, активность к творческой деятельности, эмоционально отзывчивы; -умеют пользоваться нетрадиционными материалами в рисовании. лепке; - стремятся к общению со взрослым в процессе продуктивной деятельности - у большинства детей сформированы сенсорные эталоны: цвет, форма, величина. - многие дети с удовольствием демонстрируют свои успехи родителям с помощью рисования, лепки из нетрадиционных материалов.
Список используемой литературы. 1.Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст] /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М.:«Просвещение», 2005. 2.Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду - М.: Издательство «Скрипторий» 2003, 2007. 3.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб: Каро, 2010. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».