Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7430735
Статья «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности»
Содержание - Дошкольное образование
27.02.2020 16:14

Агеева Светлана Леонидовна воспитатель МАДОУ «Детский сад № 53» г. Сыктывкара Республики Коми. 
В статье описывается актуальность использование нетрадиционных техник изображения с детьми младшего возраста, формы и способы организации деятельности, методы и приемы работы.

 


 

Статья «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности» 

Дошкольный возраст – это сензитивный период для развития у детей продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация и конструирование. В них малыш может выразить свое отношение к окружающему миру, развить творческие способности, а также устную речь и логическое мышление.

Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста, это самый доступный вид деятельности, который осваивается маленьким человечком.

Создание художественного образа с помощью рисования ладошкой, пальчиком, лепки из любого нетрадиционного материала является очень забавной и увлекательной игрой для детей. В процессе творения, ребенок совершенствуется, запоминая детали, особенности, развивает свою фантазию, моторику пальцев.  Самое главное у него развивается интерес к сотворчеству с воспитателем, другими детьми, обогащаются представления о предметах и явлениях окружающего его мира.

Методическая направленность моего опыта работы по использованию нетрадиционных техник изобразительной деятельности в творческом развитии детей 3-4 лет базируется на современных концепциях и теоретических основах «Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А.Лыковой.  Автором исследовалось детское творчество в целом, его своеобразие, особенности развития, пути и методы воздействия на детей. Я использовала идеи данного автора в своей практической деятельности при разработке рабочей программы «Чудеса в ладошках» по художественно-эстетическому развитию в совместной изобразительной деятельности с детьми 3-4 лет.

Цель моей работы: развитие художественно-творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник в изодеятельности.

 ЗАДАЧИ:

1. Развивать изобразительные умения, художественное восприятие, творческое воображение;

2. Развивать мелкую моторику рук через рисование пальчиками, лепку с использованием нетрадиционных материалов

3. Учить отображать свои представления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами.

4. Знакомить с красками (гуашь, акварель) и другими средствами изображения.

5. Познакомить с разными приёмами рисования (пальчиком, ладошкой, кулачком, кисточкой) и лепки (из соленого теста, с использованием нетрадиционных материалов)

6. Создать условия для самостоятельного освоения детьми способов и приемов изображения знакомых предметов на основе доступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия, ритм и т.д.)

Тема НОД:

Программное содержание:

Используемый материал:

Методы и приёмы взаимодействия  педагога с детьми:

Результаты освоения программного

содержания:

 

«Знакомство с карандашом бумагой»

 

Формировать умение рисовать карандашами; правильно держать, вести им по бумаге, не нажимая слишком сильно на бумагу и не сжимая в пальцах. Учить видеть сходство штрихов с предметами

Развивать желание рисовать.

Цветные карандаши, альбомный лист (на каждого ребёнка).

Словесный;

Исследовательский;

Наглядный;

Практический.

-Научить держать карандаш;

- Рисовать прямые,

короткие штрихи;

- Формировать умение

набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать её всем ворсом

в баночку  с краской, снимать лишнюю краску о край баночки лёгким  прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать другой цвет.

«Снежные комочки, большие  и маленькие»

 

Закреплять  умение детей   рисовать предметы  круглой формы. Учить правильным приёмам закрашивания красками (не выходя за контур, проводить линии кистью сверху вниз или слева направо). Учить повторять изображение, заполняя свободное пространство листа. 

Листы цветной бумаги А4 или немного больше (в зависимости от

размера кистей), белая гуашь, банки с водой, кисти, салфетки (на

каждого ребёнка).

Наблюдение;

Демонстративный;

Словесный;

Практический.

Закреплять умение детей рисовать предметы круглой формы. Продолжать  рисовать красками гуашь (промывать кисть в воде, вытирать о салфетку), закрашивать не выходя за контур.

Рисовать предметы ,

состоящие из прямых

вертикальных  и наклонных линий.

Познакомиться  народными дымковскими игрушками.  

 

Во время рисования пальчиками, ладошкой ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.

На своих занятиях по рисованию, лепке, аппликации обращаю внимание ребят не только на техническую, но и на выразительную сторону изобразительной деятельности. Учу детей передавать форму и цвет предмета, композицию в рисунке, ритм и цветовое сочетание. 

Ребята с удовольствием выполняют задания по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник, ведь эти задания вполне им по силам.

Широко использую современные нетрадиционные изобразительные материалы, такие как кинетический песок, цветная вода, соль для ванны, пробки, жидкое мыло, камушки, поролон, различные виды круп и макаронных изделий, трафареты листьев, которые позволяют вызвать интерес детей к изобразительной деятельности, дают колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию. Для привлечения внимания детей, развития интереса к предстоящей совместной деятельности активно использую такие игровые приёмы, как сюрпризный момент (любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие), художественное слово, музыкальное сопровождение, игровые упражнения,  просьба о помощи (например: помочь кукле Маше поправиться- сварить ягодный компот, замотать цветные клубочки, которые разбросали котята, и т.д.)

Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), я предлагаю листы бумаги разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно малыши начинают понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать.

Разнообразие вношу и в организацию занятий: дети могут рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, сидя за отдельными столами (мольбертами), за сдвинутыми вместе столами по два и более; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, у мольбертов и т.д.

Таким образом, анализируя свой опыт, я убеждаюсь, что занятия изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник позволяют детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Результатами моей работы стали достижения детей 3-4 лет в совместной творческой изодеятельности:

- дети проявляют интерес, активность к творческой деятельности, эмоционально отзывчивы;

- умеют пользоваться нетрадиционными материалами в рисовании. лепке;

- стремятся к общению со взрослым в процессе продуктивной деятельности

-  у большинства детей сформированы сенсорные эталоны: цвет, форма, величина. 

 -  многие дети с удовольствием демонстрируют свои успехи родителям с помощью рисования, лепки из нетрадиционных материалов. 

 

Список используемой литературы.

1.Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст] /Л. А. Венгер,  Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М.:«Просвещение», 2005.

2.Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду - М.: Издательство «Скрипторий» 2003, 2007. 

3.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб: Каро, 2010.

Статья «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности»

 

Дошкольный возраст – это сензитивный период для развития у детей продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация и конструирование. В них малыш может выразить свое отношение к окружающему миру, развить творческие способности, а также устную речь и логическое мышление.

Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста, это самый доступный вид деятельности, который осваивается

маленьким человечком.

Создание художественного образа с помощью рисования ладошкой, пальчиком, лепки из любого нетрадиционного материала является очень забавной и увлекательной игрой для детей. В процессе творения, ребенок совершенствуется, запоминая детали, особенности, развивает свою фантазию, моторику пальцев.  Самое главное у него развивается интерес к сотворчеству с воспитателем, другими детьми, обогащаются представления о предметах и явлениях окружающего его мира.

Методическая направленность моего опыта работы по использованию нетрадиционных техник изобразительной деятельности в творческом развитии детей 3-4 лет базируется на современных концепциях и теоретических основах «Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А.Лыковой.  Автором исследовалось детское творчество в целом, его своеобразие, особенности развития, пути и методы воздействия на детей. Я использовала идеи данного автора в своей практической деятельности при разработке рабочей программы «Чудеса в ладошках» по художественно-эстетическому развитию в совместной изобразительной деятельности с детьми 3-4 лет.

Цель моей работы: развитие художественно-творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник в изодеятельности.

 ЗАДАЧИ:

1.         Развивать изобразительные умения, художественное восприятие, творческое воображение;

2.         Развивать мелкую моторику рук через рисование пальчиками, лепку с использованием нетрадиционных материалов

3.         Учить отображать свои представления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами.

4.         Знакомить с красками (гуашь, акварель) и другими средствами изображения.

5.         Познакомить с разными приёмами рисования (пальчиком, ладошкой, кулачком, кисточкой) и лепки (из соленого теста, с использованием нетрадиционных материалов)

6.         Создать условия для самостоятельного освоения детьми способов и приемов изображения знакомых предметов на основе доступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия, ритм и т.д.)

Тема НОД:

Программное содержание:

Используемый материал:

Методы и приёмы взаимодействия  педагога с детьми:

Результаты освоения программного

содержания:

 

«Знакомство с карандашом бумагой»

 

Формировать умение рисовать карандашами; правильно держать, вести им по бумаге, не нажимая слишком сильно на бумагу и не сжимая в пальцах. Учить видеть сходство штрихов с предметами

Развивать желание рисовать.

Цветные карандаши, альбомный лист (на каждого ребёнка).

Словесный;

Исследовательский;

Наглядный;

Практический.

-Научить держать карандаш;

- Рисовать прямые,

короткие штрихи;

- Формировать умение

набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать её всем ворсом

в баночку  с краской, снимать лишнюю краску о край баночки лёгким  прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать другой цвет.

«Снежные комочки, большие  и маленькие»

 

Закреплять  умение детей   рисовать предметы  круглой формы. Учить правильным приёмам закрашивания красками (не выходя за контур, проводить линии кистью сверху вниз или слева направо). Учить повторять изображение, заполняя свободное пространство листа. 

Листы цветной бумаги А4 или немного больше (в зависимости от

размера кистей), белая гуашь, банки с водой, кисти, салфетки (на

каждого ребёнка).

Наблюдение;

Демонстративный;

Словесный;

Практический.

Закреплять умение детей рисовать предметы круглой формы. Продолжать  рисовать красками гуашь (промывать кисть в воде, вытирать о салфетку), закрашивать не выходя за контур.

Рисовать предметы ,

состоящие из прямых

вертикальных  и наклонных линий.

Познакомиться  народными дымковскими игрушками.  

 

Во время рисования пальчиками, ладошкой ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.

На своих занятиях по рисованию, лепке, аппликации обращаю внимание ребят не только на техническую, но и на выразительную сторону изобразительной деятельности. Учу детей передавать форму и цвет предмета, композицию в рисунке, ритм и цветовое сочетание. 

Ребята с удовольствием выполняют задания по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник, ведь эти задания вполне им по силам.

Широко использую современные нетрадиционные изобразительные материалы, такие как кинетический песок, цветная вода, соль для ванны, пробки, жидкое мыло, камушки, поролон, различные виды круп и макаронных изделий, трафареты листьев, которые позволяют вызвать интерес детей к изобразительной деятельности, дают колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию. Для привлечения внимания детей, развития интереса к предстоящей совместной деятельности активно использую такие игровые приёмы, как сюрпризный момент (любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие), художественное слово, музыкальное сопровождение, игровые упражнения,  просьба о помощи (например: помочь кукле Маше поправиться- сварить ягодный компот, замотать цветные клубочки, которые разбросали котята, и т.д.)

Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), я предлагаю листы бумаги разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно малыши начинают понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать.

Разнообразие вношу и в организацию занятий: дети могут рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, сидя за отдельными столами (мольбертами), за сдвинутыми вместе столами по два и более; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, у мольбертов и т.д.

Таким образом, анализируя свой опыт, я убеждаюсь, что занятия изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник позволяют детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Результатами моей работы стали достижения детей 3-4 лет в совместной творческой изодеятельности:

-дети проявляют интерес, активность к творческой деятельности, эмоционально отзывчивы;

-умеют пользоваться нетрадиционными материалами в рисовании. лепке;

- стремятся к общению со взрослым в процессе продуктивной деятельности

-  у большинства детей сформированы сенсорные эталоны: цвет, форма, величина. 

 -  многие дети с удовольствием демонстрируют свои успехи родителям с помощью рисования, лепки из нетрадиционных материалов. 

 

Список используемой литературы.

1.Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст] /Л. А. Венгер,  Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М.:«Просвещение», 2005.

2.Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду - М.: Издательство «Скрипторий» 2003, 2007.

3.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб: Каро, 2010.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР