Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7430401
Конспект мастер-класса для родителей «Артикуляционная гимнастика-основа правильного звукопроизношения»
Содержание - Дошкольное образование
18.03.2020 05:51

Гурина Екатерина Алексеевна, учитель-логопед, МДОБУ "ДСКВ № 6" г. Всеволожска, Ленинградская область. 
Для детей подготовительной группы детского сада с ТНР.

 


 

Мастер-класс для родителей по теме

«Артикуляционная гимнастика-основа правильного звукопроизношения»

Цель: познакомить родителей с основными упражнениями артикуляционной гимнастики. 

1.Приветствие

2.Знакомство с темой

Тема нашего мастер - класса «Артикуляционная гимнастика-основа правильного звукопроизношения»

3.Определение понятия, научный аспект

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т.д., значит можно тренировать и мышцы  органов артикуляции. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Она помогает укрепить мышцы органов артикуляции и подготовит базу для чистого звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений, направленных на  выработку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Несомненно, первоначально комплекс артикуляционной гимнастики отрабатывается логопедом, и только после этого – предлагается для занятий дома с родителями, так как заниматься необходимо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Для этого, дорогие родители, Вам необходимо самим научиться выполнять артикуляционную гимнастику правильно! Не удивляйтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у Вас, ведь для их выполнения необходим определённый навык.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. В связи с чем необходимо помнить о том, что  тесное взаимодействие логопеда и родителей, систематическое закрепление полученных навыков в домашних условиях значительно сократит время постановки звуков и введения их в речь.

Практическая часть

Сейчас я предлагаю вам попробовать выполнить некоторые упражнения артикуляционной гимнастики. Для этого вам понадобятся зеркала. Располагаем их так, чтобы вам хорошо была видна нижняя часть лица. 

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков. Желательно перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики выполнять 1-2 упражнения. Все эти упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.

1.Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.

2.Выдох должен быть длительным, плавным. Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал)

3.Необходимо следить, чтобы не надувались щёки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками).

4.Воздушная струя должна быть узкая, холодная. Если воздушная струя тёплая, рассеянная и слышится звук, похожий на Х, значит, ребёнок дует неправильно.

5.После каждого упражнения давайте ребёнку отдохнуть.

Важно! Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению.

 

Упражнение «Чей ветерок сильнее?»

Цель: выработать целенаправленную воздушную струю.

Описание: вытянуть губы трубочкой, набрать воздух и с силой дуть на ладошку; выполни 3-4 раза.

Методические указания: воздушная струя непрерывная, щёки не надуваются.

 

 

ОБЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

 

1. Упражнение «Окно»

Описание: исходное положение «Забор», далее – медленно открыть рот.

Методические указания: верхние и нижние зубы хорошо видны; мышцы щёк, губ сильно напряжены; удерживать положение на счёт до 5.

 

2. Упражнение «Забор»

Описание: улыбнуться, показать верхние и нижние зубы.

Методические указания: зубы сомкнуты; мышцы щёк, губ сильно напряжены; необходимо следить, чтобы ребёнок не морщил нос; удерживать положение на счёт до 5.

 

3.Упражнение «Трубочка»

Описание: Исходное положение «Забор» - губы с напряжением вытянуть трубочкой.

Методические указания: губы плотно сомкнуты так, чтобы в центре не было дырочки; зубы сомкнуты; круговая мышца собирается в морщинки.

 

4. Чередование «Забор» - «Трубочка»

Описание: из положения «Забор» выполнить движение «Трубочка».

Методические указания: чередовать  под счёт «раз – два», удерживая каждое положение около секунды; переключение выполнить 5-6 раз; рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность нижней челюсти.

 

5. Упражнение «Накажем непослушный язык» («Месим тесто»)

Описание: «Забор» - «Окно», далее – спокойно положить язык на нижнюю губу и:

  • пошлёпывая его зубами, произносить звуки «та-та-та»;
  • пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя».

Методические указания: нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Похлопывать язык зубами (губами) надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться.

 

6. Упражнение «Лопата» («Блинчики»)

Описание: «Забор» - «Окно» - положить широкий кончик языка на нижнюю губу.

Методические указания: язык должен быть спокойным (если не получается расслабить язык, можно его пошлёпать губами: «пя-пя-пя») и широким (его края касаются рта); нижняя губа не должна подворачиваться; верхняя губа должна обнажать зубы; удерживать на счёт до 5.

 

7. Упражнение «Часы»

Описание: «Забор» - «Окно» - «Иголка» - кончик языка переводить под счёт «раз – два» (считает взрослый) от одного уголка рта к другому.

Методические указания: нижняя челюсть остаётся неподвижной; рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность нижней челюсти.

 

8. Упражнение «Качели»

Описание: «Забор» - «Окно» - «Лопата» - «Парус» - широкий кончик языка поочерёдно упирать то за верхние, то за нижние зубы.

Методические указания: движения чередовать 5-6 раз в темпе заданном взрослым; нижняя челюсть остаётся неподвижной; рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность нижней челюсти.

 

9. Упражнение «Вкусное варенье»

Описание: «Забор» - «Окно» - «Мост» - «Лопата» - «Лопата копает» - широкий язык поднять к верхней губе и выполнить облизывающие движения сверху - вниз 4-5 раз.

Методические указания: губы остаются в положении «Забор».

 

10. Упражнение «Чашка»

Описание: «Забор» - «Окно» - «Лопата» - широкие края языка слегка загнуть вверх; удерживать на счёт до 5.

Методические указания: нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы; губы остаются в положении «Забор».

 

11. Упражнение «Почистим зубы»»

Описание: «Забор» - «Окно» -

  • кончиком языка сильно «чистим» (водим влево – вправо) за нижними зубами;
  • кончиком языка сильно «чистим» (водим снизу-вверх от корней нижних зубов) за нижними зубами;
  • кончиком языка сильно «чистим» (водим влево – вправо) за верхними зубами.

Методические указания: нижняя челюсть остаётся неподвижной; рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность нижней челюсти.

 

12. Упражнение «Киска сердится»

Описание: «Забор» - «Окно» - кончик языка упереть за нижние зубы, спинку языка выгнуть, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам; удерживать на счёт до 5.

Методические указания: необходимо следить, чтобы нижняя челюсть не опускалась; рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность нижней челюсти.

 

13. Упражнение «Парус»(«Приклей конфетку»)

Описание: «Забор» - «Окно» - «Лопата» - широкий язык поднимается за верхние зубы и упирается в альвеолы.

Методические указания: необходимо следить, чтобы язык не провисал, а был напряжённым, широким (боковые края языка касаются верхних коренных зубов); подъязычная связка хорошо определяется; удерживать под счёт до 5.

 

14. Упражнение «Дятел»

Описание: «Парус» - стучать языком по альвеолам и произносить звук Д или Т (по рекомендации логопеда).

Методические указания: необходимо следить, чтобы кончик языка не опускался и не выглядывал изо рта; рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность нижней челюсти; чтобы рот не закрывался при выполнении этого упражнения, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку зубной щётки прямоугольной формы (ручка должна быть не широкой, а узкой как линейка).

15. Упражнение «Маляр»

Описание: «Забор» - «Окно» - «Лопата» - «Парус» - широкий кончик языка продвигать по нёбу вперёд-назад; выполнить 4-5 раз.

Методические указания: язык не выходит из полости рта; рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность нижней челюсти.

 

16. Упражнение «Лошадка

Описание: «Забор» - «Окно» - «Лопата» -

«Парус» - щёлкать языком.

Методические указания: выполнить 5-6 раз; нижняя челюсть остаётся неподвижной; рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность нижней челюсти.

 

17. Упражнение «Грибок»

Описание: «Парус» - «приклеить» (присосать) язык к нёбу; удерживать на счёт до 5.

Методические указания: если не получается, можно медленно пощёлкать языком («Лошадка»); почувствовав, как язык «присасывается» к нёбу, оставить его там; губы остаются в положении «Улыбка»; рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность нижней челюсти.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

Можно сопровождать гимнастику текстом: сказкой или стихотворением.

Например, сказкой о Веселом язычке.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР