Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7870493
Статья «Использование блоков Дьенеша в процессе сенсорного развития детей раннего возраста»
Содержание - Дошкольное образование
18.03.2020 06:21

Пантелеева Галина Геннадьевна воспитатель МБДОУ «Детский сад №23» г. Сыктывкара Республики Коми. 
Автор раскрывает значении и опыт работы по использованию дидактического материала «Блоков Дьенеша» в работе с детьми 2-3 лет.

 


 

Статья «Использование блоков Дьенеша в процессе сенсорного развития детей раннего возраста» 

Блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи сенсомоторного развития детей. Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Данный дидактический материал является средством для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства. В играх с этим материалом развивается творческое воображение и пространственное мышление.

В своей работе я использовала альбом-помощник к блокам «Блоки Дьенеша для самых маленьких».

Поставила перед собой цель: формировать у детей умение различать цвет, форму, размер предметов с помощью блоков Дьенеша.

Для реализации цели поставила следующие задачи:

1. Знакомить детей с сенсорными эталонами (цвета, формы, размера) с помощью логических блоков.

2. Знакомить детей со знаками - символами, схемами.

3. Учить детей выявлять, абстрагировать, сравнивать, классифицировать и обобщать свойства предметов.

4. Упражнять детей в решении логических задач.

5. Развивать интеллектуальные способности: умение планировать, анализировать, выводить умозаключения, комбинировать.

6. Развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, мышление, речь, воображение, память.

Работу с блоками Дьенеша я начала в первой младшей группе. На первом этапе я организовала совместно с родителями в развивающей предметно-пространственной среде группы Центр «Сенсорик». Внесла в развивающую среду группы наборы с блоками и предоставила детям возможность самостоятельно с ними познакомиться. В процессе манипуляций с блоками дети установили, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки и т. д.

Вторым этапом стала разработка мною перспективного плана игр-занятий с использованием дидактического пособия «Блоки Дьенеша» с детьми 2-3 лет (1 мл.гр). 

Таблица 1. Перспективный план

Месяц

Совместная образовательная деятельность

Цель

Сентябрь

«Раздели фигуры»

Познакомить детей с признаком предмета – размер. Развивать умение группировать фигуры по величине.

«Дорожка к детскому саду»

При помощи блоков Дьенеша продолжать учить сравнивать предметы по величине и обозначать результат сравнения словами большой - маленький, группировать предметы по размеру.

 

Третьим этапом моей работы стало непосредственное включение детей в систему игр-занятий с блоками Дьенеша. Основная моя задача на данном этапе - помочь ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей, важными с точки зрения интеллектуально-творческого развития.

В процессе игр-занятий выделяли изолированно в каждой фигуре цвет, затем форму и величину. Далее детям предлагалось сравнение фигур. Например, с помощью приема наложения – круг накладываем на квадрат, чтобы выяснить их отличия, или на квадрат можно наложить треугольник, или сам квадрат наложить на прямоугольник. Детям давали задание на выделение фигур по одному признаку, которые указаны с помощью условных обозначений: «Выложи все красные фигуры», «Выложи желтую дорожку из любых фигур». Для закрепления данного умения – выбирать фигуру по одному признаку предлагалась игра «Цветная дорожка», когда надо выложить все фигуры из набора в одну линию, согласно алгоритму. Работа на этом этапе помогает детям сформировать умение выделять в предметах один признак во множестве других признаков. В работе с детьми использовались игры и упражнения, где дети оперируют одним свойством: «Найди клад», «Угадай-ка», «Автотрасса». А уже в игре «Бабочки красавицы», «Найдите все блоки как эта фигура (по цвету-красная, по форме - прямоугольная), «Бусы для мамы», в сюжетно-ролевой игре «У куклы Кати День рождения» дети в процессе игры сравнивали предметы по 1-2 свойствам (цвет и форма).

В процессе работы с блоками Дьенеша постоянно поддерживала связь с родителями. Для этого провела родительское собрание, где показала презентацию о роли развивающих игр в развитии детей, оформила папку - передвижку с материалом по работе с логическими блоками, провела индивидуальное консультирование родителей по теме: «Блоки Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста» и общую консультацию на тему «Давайте вместе поиграем», где предложила разные варианты игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша, также родителям был предложен просмотр видеосюжета части НОД с использованием блоков Дьенеша.

Работая с логическими блоками, дети научились:

  • пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета
  • успешно выделять и учитывать цвет, форму, величину при выполнении ряда практических действий
  • соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре
  • группировать в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине
  • узнавать в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т.п.) в пятнах разной величины медведя и медвежонка, кошку и котёнка

Таким образом, геометрические блоки Дьенеша – это тот познавательный материал, который в полной мере необходимо использовать в работе с детьми 2-3 лет. В процессе разнообразных действий с блоками у детей  2-3 лет развивается цветовосприятие, формируются представления о сенсорных эталонах, происходит знакомство с геометрическими фигурами, формой предметов, размером.

Литература:

1. Афанасьева И.П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Первая младшая группа: Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

2. Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами 3 лет / Т. В. Галанова. - Ярославль: Академия развития, 2007.

3. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1983.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР