Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7420213
Статья «Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников»
Содержание - Дошкольное образование
18.03.2020 06:31

Шарафеева Екатерина Анатольевна воспитатель МАДОУ «Детский сад №108» г. Сыктывкара Республики Коми. 
Автор раскрывает значение, этапы разработки и проведения проектов экологической направленности.

 


 

Статья «Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников»

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания детей до школы в современных условиях. Одним из таких средств может стать метод проектов.

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребёнка и одновременно формирование определённых личностных качеств. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Метод проектов даёт возможность детям накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребёнка движущей силой, от которого зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности.

Именно проектная деятельность помогает мне связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, помогает заинтересовать его, увлечь его в эту деятельность. Работу во всех проектах я осуществляю поэтапно, длительность проектов зависит от сложности решаемых мною задач и ожидаемых результатов, поэтому может длиться от 2-х недель до 3- месяцев.

Выделяю следующие этапы разработки и проведения проекта:

  • Постановка цели, исходя из потребностей и интересов детей.
  • Вовлечение детей в решение проблемы (обозначение «детской цели»).
  • Составление плана достижения цели, поддерживая интерес детей и родителей. Обсуждение плана с семьями воспитанников. Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ (творческий поиск).
  • Сбор информации, материала по проекту совместно с родителями и детьми.
  • Проведение мероприятий основной части проекта.
  • Вовлечение родителей для выполнения совместных творческих работ (поделки, рисунки, альбомы, приложения, поиск материала, информации).
  • Организация презентаций проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН, выставки работ, мультимедийные презентации).

В организованной образовательной деятельности с детьми я использую всё многообразие средств экологического воспитания - подвижные, творческие, сюжетно-ролевые игры, театрализованную деятельность. Провожу с детьми целевые наблюдения, эвристические беседы, НОД с играми - экспериментами, экологические КВНы.

Широко использую прогулки для экологического воспитания детей. Знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей), организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Кроме этого использую разнообразные игры "Найди по описанию", "Что где растёт", "Узнай и назови", "Вершки-корешки", "Загадки о животных" на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Использую мультимедийное сопровождение, которое помогает вовлечь детей в интересную, увлекательную деятельность.

Одна из эффективных форм экологического воспитания, которую я организую с детьми и родителями моей группы, являются экологические развлечения. Для меня важно в организации таких праздников не столько воспроизведение детьми знакомых произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включенность детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.

Тематика и содержание проектов, реализованных мною экологических проектов разнообразна. В младших группах проекты короткие, простые. Например, «Овощи». В течение дня малыши в игре обследуют разные овощи и учатся их различать по форме, цвету, размеру, по тактильным и вкусовым ощущения, по запаху. Проводят опыт: «Что есть внутри яблока?». Слушают стихи, сказки об овощах («Репка», «Пых») и т. д.

В старших группах проекты сложнее. Они изучают физические тела и явления природы, растения и действия людей и др. Тему исследования подсказывают сами дети, стоит только не пропустить, что именно им интересно.

Одним из наиболее понравившихся детям проектов был проект «Животные Севера и юга».

Детям очень понравился данный проект, потому, что в ходе реализации проекта, мною были продемонстрированы детям фильмы о жизни животных, проводились подвижные коммуникативные игры под музыку на данную тематику, родители приняли участие в изготовлении книги совместно с родителями, содержащей информацию о животных холодных и жарких стран.

Очень удачным оказался реализованный мною с детьми проект «Воздух-невидимка» потому, что в ходе работы по проекту проводилось множество экспериментов и опытов, связанных со свойствами воздуха. Занимательные опыты, эксперименты вызывают у детей интерес к объектам живой и неживой природы, побуждают их к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, а также стимулируют их активность в процессе познания окружающего мира.

Хочу остановиться на проекте «Лекарственные растения республики Коми».

Я использовала различные формы работы с детьми – беседы, игры-опыты, отгадывание загадок, дидактические, словесные игры, развлечения, досуги, фотовыставки, чтение художественной литературы и др.

По проекту «Лекарственные растения Республики Коми» было предложено каждому родителю и ребенку выбрать один вид лекарственного растения и подготовить информацию, фотографии, открытки, иллюстрации, стихи, загадки, поговорки, сказку, составить рассказ из личного опыта, также нарисовать целебное растение и составить альбом, мини-книгу, представить мультимедийную презентацию, заключительным этапом стал показ сказки «Зеленая аптека».

Следует отметить активное участие родителей в работе над проектом «Лекарственные растения Республики Коми». Они с удовольствием и интересом помогали детям и воспитателям открывать новое, неизведанное. Проявляя свои творческие способности, родители совместно с детьми рисовали и составляли альбомы, газеты по теме проекта, придумывали стихи, загадки, оказывали помощь в подготовке презентаций, брали информацию в библиотеке и интернете. С помощью родителей оформили дидактические игры, открыли «Зеленую аптеку», изготовили маски на показ сказки.

Итоговым мероприятием по реализации проекта стала мультимедийная презентация «Лекарственные растения Республики Коми».

Родители и другие члены семей моих воспитанников активно включаются в работу по предложенным проектам, выполняют творческие работы (поделки, рисунки, альбомы, поиск материала, информации). Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

Мною проведены консультации: «Экологическое воспитание детей в семье», «Воспитание любви к природе», «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста», «Первая помощь при укусах насекомых” и др. Предлагаю вниманию родителей различные памятки на экологическую тематику. Родители активно вовлечены в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада. Презентации совместных проектов мы оформляли в виде фотовыставок, выставок альбомов, выставок детско-родительского творчества, которые представляли на групповых родительских собраниях.

Результатом своей работы считаю положительное влияние проектного метода в экологическом воспитании дошкольников: у детей появился интерес к миру природы, дети научились замечать, любоваться объектами природы, сформировались познавательные и коммуникативные способности, развились творческие способности, развились положительные нравственные качества, побуждающие к соблюдению норм поведения в природе, повысилась активность, ответственность, самостоятельность, любознательность.

Дети научились: задавать и отвечать на вопросы, анализировать различные ситуации; отстаивать свое мнение; сочувствовать, переживать, радоваться за себя и других, стали более внимательными, доброжелательными. Научились оценивать свои работы, работы сверстников. У детей появился выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Дети проявляют интерес к исследованию объектов природы путем экспериментирования. Отражают свои впечатления об услышанном и увиденном в рисунках, песнях, играх.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР