Статья «Руководство профессиональным становлением молодого педагога» |
Содержание - Дошкольное образование |
18.03.2020 06:51 |
Полецкова Ольга Васильевна воспитатель МАДОУ «Детский сад № 53» г. Сыктывкара Республики Коми.
Статья «Руководство профессиональным становлением молодого педагога» Новое время диктует новые условия. Введение в действие ФГОС ДО вызвало необходимость усилить методическую работу с педагогическими кадрами, призванными осуществлять воспитательно-образовательный процесс в изменяющихся условиях. Его успешность невозможна без обеспечения соответствующей готовности всего педагогического коллектива модернизировать деятельность ДОУ. В работе старшего воспитателя можно выделить одно из важных направлений - сопровождение деятельности начинающего воспитателя. Одними из причин ухода начинающего воспитателя из сферы дошкольного образования слабая мотивация труда и дальнейшего профессионального роста, не умение применять на практике теоретические знания, полученные в ходе обучения, недостаточный или отсутствующий опыт работы с детьми. В этих условиях очень важна грамотная поддержка и сопровождение молодых специалистов сотрудниками ДОУ. В дошкольном учреждении сложилась своя система работы с молодыми специалистами, способствующая росту их профессиональной компетентности, формированию индивидуального стиля работы. Рассмотрим этапы руководства профессиональным становлением молодого педагога. 1 этап диагностический Цель: изучение личности молодого педагога, выявление его профессиональных навыков и умений, положительных и отрицательных черт характера, типология личности, социометрический статус нового члена коллектива. Педагог-психолог учреждения в первый рабочий день он обязан: 1. Познакомить работника с коллективом. 2. Провести индивидуальную беседу с новым работником: - обсудить стиль управления, особенности культуры, традиции, нормы и т. д., принятые в ДОУ; - обсудить итоги первого рабочего дня. 3. Выдать новому сотруднику информационные материалы (буклеты, брошюры, затрагивающие психологические аспекты адаптации), вручить «Лист знакомств» (список сотрудников с наименованием должности). Прикрепление к молодому педагогу наставника и прохождение кратковременной стажировки. Наставничество – это одна из форм индивидуального обучения молодых специалистов. Наставники выбираются из числа наиболее опытных педагогов. 2 этап Организационный Цель: Применение разнообразных форм и методов работы с молодыми специалистами, способствующих повышению их профессиональной компетентности, формирование устойчивой мотивации на дальнейшее профессиональное развитие. 1 блок Введение в правовое поле Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами, регулирующих деятельность образовательного учреждения и педагога 2 блок Методический: обеспечивает психологическую поддержку и методическое сопровождение. 1. Участие в методической работе ДОУ (посещение открытых занятий, мастер-классов, вхождение в общественные организации) 2. Участи в работе школы «Молодого специалиста». Занятия в школе посещают как молодые специалисты, так и педагоги, вновь вошедшие в профессию. 1 раз в месяц организуются консультации различной направленности: оформление документации, составление тематических планов; проводятся практикумы: разработка планов воспитательной работы, планирование форм и подбор содержания совместной образовательной деятельности. Активно используются видео просмотры непосредственно образовательной деятельности с последующим обсуждением с помощью карт «Оценки уровня технологичности совместной деятельности педагога с детьми.Интересной формой стал конкурс методических разработок, в котором молодые специалисты смогли проявить себя как участники и как эксперты. Это позволило организовать практическую деятельность и организовать обмен полученным материалом, а также обсуждение положительных и отрицательных сторон полученных материалов. Ежегодно в апреле месяце в школе проводится неделя молодого педагога «Мои педагогические достижения». Молодые специалисты проводят открытые мероприятия, выступают с мультимедийным отчетом «Первые шаги в профессию». При проведении таких мероприятий наставники оказывают методическую помощь и педагогическую поддержку. 3. Наблюдение за деятельностью молодого специалиста. На данном этапе у нового сотрудника появляется возможность применить имеющиеся или только что приобретенные знания и получить обратную связь от наставника. 4. Помощь в самообразовании (составление плана, подбор литературы, планирование содержания совместной образовательной деятельности с детьми, обеспечение методической литературой, рекомендациями и т.д.). 3 блок Рефлексия Цель: осознание своих возможностей как педагога, понимание своей значимости для детей, их родителей, коллектива, определение профессиональных затруднений. 1. Заполнение анкеты для самоанализа своей деятельности. 2. Составление портфолио: результаты продвижения в профессиональном становлении. Презентация достижений на педсовете. 3. Определение рейтинга с помощью анкетирования родителей, отношения воспитанников, коллег. 3 этап Подведение итогов и разработка индивидуальной программы профессионального развития педагога. Цель: фиксация уровня подготовки молодого педагога, результативность деятельности педагогического коллектива по профессиональные поддержки молодого педагога; определение перспектив дальнейшего развития профессионального мастерства молодого педагога. В рамках «Школы молодого педагога» молодые педагоги научились: - составлять тематические планы и оформлять документацию; - проектировать содержание совместной образовательной деятельности с детьми; - выбирать оптимальные методы и средства при организации различных видов деятельности; - выделять и анализировать свои профессиональные проблемы. Таким образом, разнообразные формы работы с молодыми специалистами способствовали развитию познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».