Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7385894
Статья «Руководство профессиональным становлением молодого педагога»
Содержание - Дошкольное образование
18.03.2020 06:51

Полецкова Ольга Васильевна воспитатель МАДОУ «Детский сад № 53» г. Сыктывкара Республики Коми. 
Автор раскрывает система работы с молодыми специалистами, способствующая росту их профессиональной компетентности, формированию индивидуального стиля работы.

 


Статья «Руководство профессиональным становлением молодого педагога» 

Новое время диктует новые условия. Введение в действие ФГОС ДО вызвало необходимость усилить методическую работу с педагогическими кадрами, призванными осуществлять воспитательно-образовательный процесс в изменяющихся условиях. Его успешность невозможна без обеспечения соответствующей готовности всего педагогического коллектива модернизировать деятельность ДОУ.

В работе старшего воспитателя можно выделить одно из важных направлений - сопровождение деятельности начинающего воспитателя.

Одними из причин ухода начинающего воспитателя из сферы дошкольного образования слабая мотивация труда и дальнейшего профессионального роста, не умение применять на практике теоретические знания, полученные в ходе обучения, недостаточный или отсутствующий опыт работы с детьми. В этих условиях очень важна грамотная поддержка и сопровождение молодых специалистов сотрудниками ДОУ.

В дошкольном учреждении сложилась своя система работы с молодыми специалистами, способствующая росту их профессиональной компетентности, формированию индивидуального стиля работы.

Рассмотрим этапы руководства профессиональным становлением молодого педагога.

1 этап диагностический

Цель: изучение личности молодого педагога, выявление его профессиональных навыков и умений, положительных и отрицательных черт характера, типология личности, социометрический статус нового члена коллектива.

Педагог-психолог учреждения в первый рабочий день он обязан:

1. Познакомить работника с коллективом.

2. Провести индивидуальную беседу с новым работником:

- обсудить стиль управления, особенности культуры, традиции, нормы и т. д., принятые в ДОУ;

- обсудить итоги первого рабочего дня.

3. Выдать новому сотруднику информационные материалы (буклеты, брошюры, затрагивающие психологические аспекты адаптации), вручить «Лист знакомств» (список сотрудников с наименованием должности).

Прикрепление к молодому педагогу наставника и прохождение кратковременной стажировки. Наставничество – это одна из форм индивидуального обучения молодых специалистов. Наставники выбираются из числа наиболее опытных педагогов.

2 этап Организационный

Цель: Применение разнообразных форм и методов работы с молодыми специалистами, способствующих повышению их профессиональной компетентности, формирование устойчивой мотивации на дальнейшее профессиональное развитие.

1 блок Введение в правовое поле

Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами, регулирующих деятельность образовательного учреждения и педагога

2 блок Методический: обеспечивает психологическую поддержку и методическое сопровождение.

1. Участие в методической работе ДОУ (посещение открытых занятий, мастер-классов, вхождение в общественные организации)

2. Участи в работе школы «Молодого специалиста».

Занятия в школе посещают как молодые специалисты, так и педагоги, вновь вошедшие в профессию.

1 раз в месяц организуются консультации различной направленности: оформление документации, составление тематических планов; проводятся практикумы: разработка планов воспитательной работы, планирование форм и подбор содержания совместной образовательной деятельности. Активно используются видео просмотры непосредственно образовательной деятельности с последующим обсуждением с помощью карт «Оценки уровня технологичности совместной деятельности педагога с детьми.Интересной формой стал конкурс методических разработок, в котором молодые специалисты смогли проявить себя как участники и как эксперты. Это позволило организовать практическую деятельность и организовать обмен полученным материалом, а также обсуждение положительных и отрицательных сторон полученных материалов.

Ежегодно в апреле месяце в школе проводится неделя молодого педагога «Мои педагогические достижения». Молодые специалисты проводят открытые мероприятия, выступают с мультимедийным отчетом «Первые шаги в профессию».

При проведении таких мероприятий наставники оказывают методическую помощь и педагогическую поддержку.

3. Наблюдение за деятельностью молодого специалиста. На данном этапе у нового сотрудника появляется возможность применить имеющиеся или только что приобретенные знания и получить обратную связь от наставника.

4. Помощь в самообразовании (составление плана, подбор литературы, планирование содержания совместной образовательной деятельности с детьми, обеспечение методической литературой, рекомендациями и т.д.).

3 блок Рефлексия

Цель: осознание своих возможностей как педагога, понимание своей значимости для детей, их родителей, коллектива, определение профессиональных затруднений.

1. Заполнение анкеты для самоанализа своей деятельности.

2. Составление портфолио: результаты продвижения в профессиональном становлении. Презентация достижений на педсовете.

3. Определение рейтинга с помощью анкетирования родителей, отношения воспитанников, коллег.

3 этап Подведение итогов и разработка индивидуальной программы профессионального развития педагога.

Цель: фиксация уровня подготовки молодого педагога, результативность деятельности педагогического коллектива по профессиональные поддержки молодого педагога; определение перспектив дальнейшего развития профессионального мастерства молодого педагога.

В рамках «Школы молодого педагога» молодые педагоги научились:

- составлять тематические планы и оформлять документацию;

- проектировать содержание совместной образовательной деятельности с детьми;

- выбирать оптимальные методы и средства при организации различных видов деятельности;

- выделять и анализировать свои профессиональные проблемы.

Таким образом, разнообразные формы работы с молодыми специалистами способствовали развитию познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями.