Верамьева Маргарита Владимировна воспитатель МАДОУ «Детский сад № 77» г. Сыктывкара Республики Коми. В статье представлен опыт работы воспитателя в группе для детей с 2-3 лет по формированию навыков изобразительного творчества. Автор рекомендует использовать любые творческие средства в изобразительной деятельности. И говорит о том, что детское творчество может дать толчок, как развитию творческого потенциала ребенка, так и развитию личности ребенка в целом.
Статья «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми раннего возраста»
Вовлекая детей раннего возраста в творческий процесс изобразительной деятельности, я опираюсь на возрастные особенности - их привлекает не столько результат, сколько сам процесс деятельности. Но под влиянием обучения и воспитания постепенно у детей раннего и младшего дошкольного возраста формируется направленность на получение результата в ходе овладения собственной деятельностью.
Поэтому методическая направленность моего опыта работы по использованию нетрадиционных техник рисования в творческом развитии детей раннего возраста с 2-4 лет базируется на современных концепциях и теоретических основах «Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А.Лыковой. Автором исследовалось детское творчество в целом, его своеобразие, особенности развития, пути и методы воздействия на детей. Я использовала идеи данного автора в своей практической деятельности при разработке рабочей программы «Веселые пальчики» по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционных техник рисования в совместной изобразительной деятельности с детьми 1-3 лет (приложение 1)
Цель моей работы: использование изобразительной деятельности для расширения и укрепления сотрудничества между взрослыми и детьми как средство творческого развития и индивидуальности каждого ребенка.
Во время рисования пальчиками, ладошкой ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.
На своих занятиях, несмотря на ранний возраст воспитанников, обращаю внимание ребят не только на техническую, но и на выразительную сторону изобразительной деятельности. Учу детей передавать форму и цвет предмета, композицию в рисунке, ритм и цветовое сочетание.
Ребята с удовольствием выполняют задания по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник, ведь эти задания вполне им по силам.
При организации изобразительной деятельности создаю условия для приобретения детьми навыков, необходимых для успешной социализации: игры «рядом и вместе» со взрослым, общение, следование простым правилам.
На первых занятиях привлекаю детей к процессу манипуляции с кистью, карандашом, красками, бумагой, пластилином. Данный этап позволяет мне вступить в тесный контакт с ребенком, научить его слушать инструкции взрослого. Все задания выполняю совместно с ребенком, его руками.
Широко использую современные нетрадиционные изобразительные материалы, такие как кинетический песок, цветная вода, соль для ванны, пробки, жидкое мыло, камушки, поролон, различные виды круп и макаронных изделий, кокосовую стружку, которые позволяют вызвать интерес детей к изобразительной деятельности. Рисование такими материалами дает колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию. Применение таких помощников в рисовании очень нравится детям моей группы. Ведь так быстро нарисовать и божью коровку, и цыпленка, и гусеницу и колобка – стоит только дополнить получившийся круг. Появляются ножки, глазки – это отпечаток кончика ватной палочки, и изображение оживает, а если провести валиком плавную линию из одного конца листа в другой - можно получить ручеек или реку.
Для привлечения внимания детей, развития интереса к предстоящей совместной деятельности активно использую такие игровые приёмы, как сюрпризный момент, художественное слово, музыкальное сопровождение, игровые упражнения (приложение 2)
Результатами моей работы стали достижения детей 2-4 лет в совместной творческой изодеятельности:
- дети проявляют интерес, активность к творческой деятельности, эмоционально отзывчивы;
- умеют пользоваться нетрадиционным материалом;
- стремятся к общению со взрослым в процессе продуктивной деятельности
- у большинства детей сформированы сенсорные эталоны: цвет, форма, величина.
- многие дети с удовольствием демонстрируют свои успехи родителям, просят порисовать с помощью нетрадиционных материалов.
- положительным результатом в своей работе считаю совместное участие детей и родителей в конкурсах, выставках различного уровня.
Таким образом, анализируя свой опыт, я убеждаюсь, что занятия изобразительной деятельностью способствуют успешной социализации и развитию творческой личности ребенка в возрасте 2-4 лет.
Приложение 1
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА (вторая группа раннего возраста с 2-3 лет)
№
|
ТЕМА
|
ЗАДАЧИ
|
|
МАТЕРИАЛ
|
1
|
Дождик
|
-Познакомить с простым приемом рисования пальчиком (тычок)
-Развивать восприятие, обогащать сенсорный опыт путем выделения цвета
-Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картины
-Побуждать к осознанному повторению получившихся пятен
|
-Рассмотреть иллюстрации
-Показ образца
-Отгадывание загадки: С неба падает слезами, по земле бежит ручьями
-Игра с пальчиками: Капельки-дождинки упали на травинки. Кап-кап капельки, кап-кап маленьки. На ладошки дети ловят капли эти. Кап-кап капельки, кап-кап маленьки.
|
Бумага, гуашь синяя, картинка с изображением дождя
|
2
|
Веселое облако
|
-Учить правильно выполнять «тычок» пальчиком, следить за его движением, узнавать и называть синий цвет
-Формировать правильную позу при рисовании
|
-Рассмотреть иллюстрации
-Показ образца
-Игра с пальчиками: Капельки– дождинки упали на травинки. Кап-кап капельки, кап-кап маленьки. На ладошки дети ловят капли эти. Кап-кап капельки, кап-кап маленьки.
|
Заготовка рисунка, гуашь синяя, картинки с изображением разных облаков
|
3
|
Зонтик
|
-Продолжать учить выполнять «тычок» пальчиком, различать цвета
-Развивать восприятие, память
-Побуждать к дополнению нарисованного
|
-Рассмотреть иллюстрации
-Беседа о зонтиках: какие зонты у детей, какого цвета, что нарисовано и т.д.
-Отгадывание загадки: Я под маленькою крышей прогуляться в дождик вышел
-Показ образца
-Игра с пальчиками: Капельки– дождинки упали на травинки. Кап-кап капельки, кап-кап маленьки. На ладошки дети ловят капли эти. Кап-кап капельки, кап-кап маленьки.
|
Заготовка рисунка, акварель, емкость для воды, картинки с разными зонтами, детский зонт
|
4
|
Зернышки для петушка
|
-Продолжать учить выполнять «тычок» пальчиком, узнавать и называть зеленый цвет
-Побуждать к осознанному повторению получившихся пятен
-Формировать способы зрительного и тактильного обследования природных объектов
|
-Рассмотреть иллюстрацию с изображением петушка
-Хоровое чтение потешки: Петушок, петушок золотой гребешок, выгляни в окошко -дам тебе горошка
-Зрительное и тактильное обследование горошка
-Показ образца
-Игра с пальчиками: Петушок клюет зернышки
|
Бумага, гуашь зеленая, игрушка-петушок, сухой зеленый горошек, картинка с изображением петуха
|
5
|
Осенний листок
|
-Продолжать учить рисовать пальчиком, следить за его движением
-Развивать восприятие
-Обращать внимание на красоту природных объектов
|
-Рассказ о природном явлении– листопад.
-Рассматривание сухих листьев разного цвета
-Показ образца
-Игра с пальчиками: Падают, падают листья
|
Бумажный листок, акварель, емкости для воды, сухия листья
|
6
|
Конфетки для кукол
|
-Учить правильно выполнять «тычок» пальчиками обеих рук
-Обогащать сенсорный опыт путем выделения формы (круглые) и цвета
-Побуждать задумываться над тем, что нарисовали, на что похоже
|
-Разыграть проблемную ситуацию: «Кукла пришла в гости. Угостим чаем, а конфет нет…»
-Показ образца
-Игра с пальчиками: катаем конфетки
|
Бумага, акварель, емкости для воды, кукла, детская посудка
|
7
|
Звездочки на небе
|
-Продолжать учить выполнять «тычок» пальчиками обеих рук
-Побуждать к осознанному повторению получившихся пятен
-Воспитывать аккуратность в работе с красками
|
Рассмотреть картинку с изображением звездного неба
-Отгадывание загадки: В поздний час, когда темно, в небе сахара полно.Что за сахар светится там в гостях у месяца?
-Показ образца
-Игра с пальчиками: Месяц- звездочки горят, Солнце- спят
|
Бумага темного цвета, гуашь желтая,
|
8
|
Морковка для кролика
|
-Продолжать учить рисовать пальчиком, следить за его движением
-Обогащать сенсорный опыт путем знакомства с новым цветом (оранжевый)
-Формировать правильную позу при рисовании
|
-Разыграть проблемную ситуацию: «Кролик в гостях»
-Рассмотреть морковь (муляж или настоящую)
-Показ образца
-Игра с пальчиками: Поиграли– отдохните, ваши пальчики встряхните. Сгибайте ваши пальчики, совсем как ушки зайчика
|
Заготовка рисунка, гуашь оранжевая, морковь, игрушка кролика
|
9
|
Помидор
|
-Учить выполнять «тычок» пальчиком не выходя за контурные линии
-Учить узнавать и называть знакомый цвет (красный)
-Формировать способы зрительного и тактильного обследования природных объектов
|
-Зрительное и тактильное обследование предмета
-Отгадывание загадки: Любят дети с давних пор вкусный красный…(помидор)
-Показ образца
-Игра с пальчиками: рисуем в воздухе помидорки указательными пальцами обеих рук
|
Заготовка рисунка, гуашь красная, помидор
|
10
|
Мухомор
|
-Продолжать учить рисовать пальчиком
-Побуждать к дополнению нарисованного изображения характерными деталями
|
-Рассмотреть картинку с грибами
-Рассказ о мухоморе
-Отгадывание загадки: Стоит на полянке в красной панамке, весь в белый горошек грибочек пригожий
-Показ образца
-Игра с пальчиками: Дождик шел- грибы росли
|
Заготовка риунка- красная шляпка мухомора, гуашь белая, открытки «Грибы», муляж
|
11
|
Бабочка
|
-Учить рисовать пальчиком не выходя за контурные линии
-Обращать внимание на красоту объектов природы
-Вызывать чувство радости от нарисованного самостоятельно
|
-Рассмотреть картинки с изображением разных бабочек
-Отгадывание загадки: В ярком платье модница – погулять охотница. От цветка к цветку порхает, утомится – отдыхает
-Показ образца
-Игра с пальчиками: Бабочки летают…
|
Заготовка рисунка, акварель, емкости для воды, картинки, бабочка муляж
|
12
|
Яблоко
|
-Продолжать учить выполнять «тычок» пальчиком
-Закреплять умение узнавать и называть знакомый цвет
-Формировать способы зрительного и тактильного обследования природных объектов
-Воспитывать аккуратность в работе с красками
|
-Зрительное и тактильное обследование предмета
-Отгадывание загадки: Круглое румяное я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие детки
-Показ образца
-Игра с пальчиками: Рисуем яблочки в воздухе
|
Заготовка рисунка, гуашь красная, муляж или настоящее яблоко,
|
13
|
Виноград
|
-Продолжать учить выполнять «тычок» пальчиками обеих рук
-Закреплять умение узнавать и называть знакомый цвет (зеленый)
|
Рассмотреть картинки винограда разного цвета
-Показ образца
-Игра с пальчиками: Раз, два, три, четыре, пять вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять в домик спрятались опять
|
Заготовка рисунка, гуашь зеленая, муляж, картинки с изображением красного, желтого и зеленого винограда
|
14
|
Цыпленок
|
-Учить рисовать пальчиком не выходя за контурные линии
-Закреплять умение узнавать и называть знакомый цвет (желтый)
-Обращать внимание на красоту природных объектов
|
Рассмотреть картинки с изображением циплят
-Отгадывание загадки: Явился в желтой шубке: -Прощайте две скорлупки!
-Показ образца
-Игра с пальчиками: Цыпленок клюет зернышки
|
Заготовка рисунка, гуашь желтая, игрушка- цыпленок, картинки
|
15
|
Рыбка
|
-Продолжать учить выполнять «тычок» пальчиком
-Закреплять названия цветов
-Обращать внимание на красоту природных объектов
|
-Рассмотреть картинки с изображением разных рыб
-Отгадывание загадки: У родителей и деток вся одежда из монеток
-Показ образца
-Игра с пальчиками: Рыба плывет (ладошки вместе)
|
Заготовка рисунка, акварель, емкости для воды, картинки рыбок, рыба-игрушка
|
16
|
Ежик
|
-Учить рисовать короткие палочки, следить за движением пальчика
-Воспитывать аккуратность в работе с красками
|
-Рассказать для чего иголки ежику
-Рассмотреть картинки
-Отгадывание загадки: Спит под елкой колобок, колобок- колючий бок
-Показ образца
-Игра с пальчиками: Раз, два, три, четыре, пять вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять в домик спрятались опять
|
Заготовка рисунка, гуашь черная, игрушка- ежик, картинки с изображением ежей
|
17
|
Дорога для машины
|
-Учить рисовать горизонтальные линии, следить за движением пальчика
-Вызывать чувство радости от линий, которые нарисованы самостоятельно
|
-Проблемная ситуация: машинка ехала, ехала –закончилась дорога…надо помочь дорисовать
-Показ образца
-Игра пальчиками: Раз, два, три, четыре, пять вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять в домик спрятались опять
|
Заготовка рисунка, гуашь коричневая, игрушка – машинка
|
18
|
Уточка плывет
|
-Учить рисовать волнистые горизонтальные линии
-Закреплять умение выделять знакомый цвет (синий) из нескольких
|
-Проблемная ситуация: уточка хочет поплавать, а большая лужа высохла…надо помочь – нарисовать водичку
-Показ образца
-Игра с пальчиками: Уточка плывет…(ладошки)
|
Заготовка рисунка, гуашь синяя, игрушка – утка
|
19
|
Лошадка
|
-Продолжать учить выполнять «тычок» пальчиком
-Обращать внимание на красоту природных объектов
-Формировать правильную позу при рисовании
|
-Рассмотреть картинки с изображением коней
-Хоровое чтение стихотворения А.Барто: «Я люблю свою лошадку»
-Показ образца
-Игра с пальчиками: По дороге ровной гладкой скачут пальцы, как лошадки. Цок, цок, цок, цок мчится резвый табунок
|
Заготовка рисунка, гуашь коричневая, игрушка лошадка, картинки
|
20
|
Железная дорога
|
-Учить рисовать горизонтальные линии, следить за движением пальчика
-Вызывать чувство радости от линий, которые нарисованы самостоятельно
|
-Проблемная ситуация: паровозик хочет покатать игрушечных зверят…железной дороги нет…надо помочь- нарисовать
-Показ образца
-Игра пальчиками: Раз, два, три, четыре, пять вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять в домик спрятались опять
|
Заготовка рисунка, гуашь черная, игрушка паровозик, картинка
|
21
|
Веселые червячки
|
-Учить рисовать волнистые горизонтальные линии
-Закреплять умение выделять знакомые цвета (красный, желтый, зеленый)
|
-Рассмотреть картинку: веселые червячки
-Показ образца
-Игра с пальчиками: Червячки ползут (ладошка)
|
Заготовка рисунка, акварель, емкости для воды, картинка
|
22
|
Воздушные шарики
|
-Учить рисовать вертикальные прямые линии, следить за движением пальчика
-Развиать внимание
-Закреплять умение выделять знакомые цвета (красный, желтый, синий)
|
-Рассмотреть картинку с воздушными шариками
-Игровая ситуация- чего не хватает нашим шарикам? (Веревочки)
-Показ образца
-Игра с пальчиками: Надуй шарик
|
Заготовка рисунка, гуашь коричневая, воздушный шарик, картинка
|
23
|
Снег идет
|
-Продолжать учить выполнять «тычок» пальчиками обеих рук
-Обогащать сенсорный опыт путем знакомства с новым цветом (белый)
-Обращать внимание на красоту природных явлений
|
-Рассмотреть картину с изображением падающего снега
-Показ образца
-Игра с пальчиками: Снег кружится летает (ладошки, руки)
|
Бумага темного цвета, гуашь белая, картина с зимним пейзажем
|
24
|
Кораблик на волнах
|
-Учить рисовать волнистые горизонтальные линии
-Закреплять умение выделять знакомый цвет (синий) из нескольких
|
-Рассмотреть картинку с изображением парусника
-Показ образца
-Игра с пальчиками: По морям, по волнам нынче здесь завтра там…(ладошки лодочкой)
|
Заготовка рисунка, гуашь синяя, картинка, игрушка- кораблик
|
25
|
Забор для лошадки
|
-Продолжать учить рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии
-Закреплять умение узнавать и называть знакомый цвет (коричневый)
|
-Рассмотреть картинку
-Рассказ о том для чего делаются загоны для животных
-Показ образца
-Игра с пальчиками: По дороге ровной гладкой скачут пальцы, как лошадки. Цок, цок, цок, цок мчится резвый табунок.
|
Заготовка рисунка, гуашь коричневая, игрушка лошадка, картинка
|
26
|
Новогодние шары
|
-Продолжать учить выполнять «тычок» пальчиком не выходя за контурные линии
-Развивать образное восприятие, память
-Побуждать к осознанному повторению получившихся пятен
|
-Беседа: Как дома готовились к Новогоднему празднику, чем украшали елочки
-Показ образца
-Игра с пальчиками: Как на нашей елочке шарики висели, как на нашей елочке шарики блестели. Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп в дом приходит Новый год!
|
Заготовка рисунка, акварель, емкости для воды, картинки с елочными украшениями
|
27
|
Елочка зеленая
|
-Продолжать учить рисовать пальчиком, закрашивать силуэт елочки не выходя за контурные линии
-Обращать внимание на красоту природных объектов
-Воспитывать аккуратность в работе с красками
|
-Рассмотреть картинки разных елочек (большие и маленькие)
-Отгадывание загадки: Зимой и летом одним цветом
-Показ образца
-Игра с пальчиками: Раз, два, три, четыре, пять вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять в домик спрятались опять
|
Заготовка рисунка, гуашь зеленая, картинки
|
28
|
Подарок
|
-Продолжать учить рисовать вертикальные и горизонтальные линии
-Развивать образное восприятие
-Закреплять умение выделять знакомые цвета (красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый)
|
-Беседа о прошедших праздниках, о подарках. Предложить подарить подарки куклам
-Показ образца
-Игра с пальчиками: Красят домик маляры для любимой детворы. Если только я смогу, я им тоже помогу.
|
Заготовка рисунка, акварель, емкости для воды, картинки с изображением подарочных коробочек
|
29
|
Колобок
|
-Продолжать выполнять «тычок» пальчиком не выходя за контурные линии
-Вызывать чувство радости от нарисованного самостоятельно
|
-Совместное рассказывание отрывков из сказки
-Отгадывание загадки: Из муки он был печен, на окошке был стужен. Убежал от бабки с дедом, а лисе он стал обедом.
-Игра с пальчиками: Быстро тесто замесили, на кусочки разделили, раскатали все кусочки и слепили пирожочки. Пирожки с вареньем- всем на удивленье!
|
Заготовка рисунка, гуашь желтая, книжка с иллюстрациями
|
30
|
Репка
|
-Продолжать выполнять «тычок» пальчиком не выходя за контурные линии
-Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картинок
|
-Совместное рассказывание отрывков сказки
-Показ образца
-Игра с пальчиками Раз, два, три, четыре, пять вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять в домик спрятались опять
|
Заготовка рисунка, гуашь желтая, книжка с иллюстрациями
|
31
|
Зайка
|
-Продолжать учить рисовать пальчиком, следить за его движением
-Обращать внимание на красоту природных объектов
-Закреплять умение узнавать и называть знакомый цвет (белый)
|
-Рассмотреть картину с изображением зайцев
-Отгадывание загадки: Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку.
-Показ образца
-Игра с пальчиками: Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат. Он и прыгает и скачет. Веселит своих зайчат
|
Бумага темного цвета, гуашь белая, картинка
|
32
|
Слоник
|
-Продолжать учить выполнять «тычок» пальчиком не выходя за контурные линии
-Обогащать сенсорный опыт детей путем знакомства с новым цветом (серый)
|
-Рассмотреть картинку настоящего слона,
сравнить с игрушкой
-Показ образца
-Игра с пальчиками: Угостим слона – Мы капусту рубим, рубим. Мы морковку трем, трем. Мы капусту солим, солим. Мы капусту жмем, жмем
|
Заготовка рисунка, гуашь серая, иллюстрация, игрушка слоника
|
Приложение 2
Игра - занятие в группе раннего возраста
с использованием кинетического песка
(с 2 до 3 лет)
«Из песка, не из муки испекли мы пирожки»
Составитель: Павленко А.М.
воспитатель МАДОУ «Детский сад № 53» г. Сыктывкара
Цель: Продолжить знакомство со свойствами кинетического песка.
Задачи: Продолжить знакомство детей со свойствами кинетического песка;
Помочь освоить способы отличия предметов по форме и цвету;
Развивать тактильную чувствительность, воображение, мелкую моторику;
Воспитывать познавательный интерес к действиям с песком.
Ход совместной деятельности:
В: Сегодня я в гости пригласила Мышонка Тиму!
- Мышонок Тима, где же ты?
Слышу, где – то он шуршит, что – то в гости не спешит!
Эй, Мышонок, не шурши, к нам сюда ты поспеши! (ищут вместе с воспитателем мышонка по группе)
- А вот и Тима. Он в песочнице лежит, никуда он не спешит, здесь он отдыхает, деток поджидает!
Будем с ним сейчас играть, будем ручки развивать. И Тима с нами будет играть. Упражнение на снижение психоэмоционального напряжения, тактильной чувствительности, воображения (работа около экрана с сухим песком)
Упражнения «Здравствуй песок!» Спрячем наши ручки в песочек. Ребята, что мы можем сказать про песочек, какой он? (ответы детей: желтый, сухой, прохладный ...)
А теперь мне ладошки покажите, а затем переверните, их сожмите в кулачок и поставьте на бочок.
Игра «Необыкновенные следы»
Убежали пальчики (прячут руки в кулачок)
Прискакали зайчики (на песок ставится фигурка зайца.)
Сели зайки на песок, прыг да скок, прыг да скок! (Дети касаются кончиками пальцев поверхности песка, используя всю поверхность песочницы)
Вдруг лисичка прибежала и зайчишек испугала (Ставится фигурка лисы.)
Величаво выступает (дети шагают указательным и третьим пальчиком по
песку), хвост дорожки подметает (движения четырьмя пальчиками поочерёдно тыльной и верхней стороной.)
А теперь ползёт жучок, это дети, паучок! (дети двигают всеми пальчиками, изображая паучка).
А сейчас мы отдохнём, а потом лепить начнём!
В: А теперь ребятки пойдем дальше с Мышонком (Дети идут к рабочему столу с сырым песком)
В: Тима вам приготовил сюрприз. Как вы думаете, что в этом мешочке?
Руку ты свою дружок, опусти скорей в мешок, не ленись, не зевай, поскорее доставай. (Дети по очереди достают формочки разного цвета из мешочка)
В: - Дети формочки возьмут, из песка лепить начнут.
Из песка – не из муки испекли мы пирожки.
Разомнём песок немножко и стряхнём его с ладошки!
И в отличие от мучки он не пачкает нам ручки!
Сложим в формочку – примнём, и теперь лепить начнём
Куличи и пирожки, калачи, печенье.
Потрудились малыши всем на удивленье!
Тима, посмотри, сколь всего дети слепили. Молодцы!
Расскажите. Что у вас получилось? Какого цвета твоя формочка? Большая или маленькая?
А Тима вам напоминает: Как закончишь ты играть, нужно за собой прибрать! Формочки, совочек собери, дружочек!
- Дети собирают формочки в тазик.
- Ну, вот все прибрали.
- Скажите, чем вы сегодня занимались? Что вам понравилось?
- A теперь попрощайтесь с Тимошей. Дружно ручкой помашите, до свидания, скажите! |