Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7870558
Статья «Фитбол-гимнастика, как инструмент формирования положительной мотивации ребенка к ЗОЖ»
Содержание - Дошкольное образование
26.03.2020 11:48

Слесарева Елена Игнатьевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 77» г. Сыктывкар Республика Коми. 
В статье представлена нетрадиционная форма работы по профилактике нарушения осанки у детей старшего дошкольного возраста посредством фитбол-гимнастики.

 


 

Статья «Фитбол-гимнастика, как инструмент формирования положительной мотивации ребенка к ЗОЖ»

 

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.

Очевидна значимость формирования у детей определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.

В дошкольном учреждении наряду с традиционными методиками физического развития, используются и нетрадиционные подходы к совершенствованию физического здоровья и оздоровления дошкольников. К числу нетрадиционных методик оздоровления детей относятся физкультурные занятия с использованием фитбол-мячей.

Цель: Повышение оздоровительного и общеукрепляющего воздействия специальных упражнений с фитбол – мячами на организм.

Впервые мяч стали использовать в 1909 году в Швейцарии для лечения людей с различными заболеваниями позвоночника. И вплоть до 1992 года мяч активно использовали во многих клиниках мира для лечения различных заболеваний позвоночника. В 1992 году Майк и Стефания Моррис обратили внимание на возможность включения работы на мяче не только в лечебную терапию, но и в систему оздоровительных занятий.

Фитбол – аэробика по сравнению с другими видами занятий аэробикой дает уникальную возможность тренировки сердечно-сосудистой системы, повышения возможностей организма занимающихся. Так как мяч создает хорошую амортизацию, во время динамических упражнений осевая нагрузка на позвоночник менее интенсивна, чем при ходьбе. Работа идет в щадящем режиме, ударная нагрузка на суставы ног гораздо меньше, чем при других занятиях аэробикой,что снимает ограничения для людей, которые в силу избыточного веса или различных отклонений в здоровье не могут заниматься этими видами спорта.

Фитбол – аэробика с использованием специальных мячей, соответствующего размера для каждого ребенка. Эта аэробика забавна и безопасна и была разработана специально для увеличения эффективности упражнений, развития координации и гибкости, исправления осанки. Занятия фитбол – гимнастикой и фитбол – аэробикой вызывают большой интерес как у детей, так и у взрослых. Они уникальны по своему физиологическому воздействию на организм. Яркий большой мяч, музыкальное сопровождение и многообразие упражнений создают положительный эмоциональный настрой у детей.

Задачи:

1. Повышение сопротивляемости организма к заболеваниям детей старшего дошкольного возраста.

2. Развитие и укрепление основных мышечных групп.

3. Улучшение функций состояния сердечно – сосудистой и дыхательной системы, обменных процессов в организме ребенка.

4. Развитие физических качеств: координации движений, силы, выносливости, гибкости, скоростных качеств.

5. Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков.

6. Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой детей старшего дошкольного возраста

7. Приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни.

Принципы работы:

Принцип активности. Характер активности дошкольника является главным показателем меры его сознательного отношения к учебному процессу. Через сознательность к активности - такова взаимосвязь этих двух принципов. Сознательность без активности может привести к пассивной созерцательности, а активность без сознательности - к нецелесообразным действиям. Только через осознанную активность можно решить намеченные задачи.

Принцип научности. Обязывает строить педагогический процесс в соответствии с современным уровнем научных знаний. Любые применяемые средства физического воспитания, методы обучения и формы организации занятий должны отвечать существующим научным положениям. Принцип требует от педагога систематического обновления содержания своей теоретической подготовленности. Именно поэтому данный принцип рассматривается как принцип оценивания качества учебного процесса, опирающегося на закономерности усвоения учебного материала.

Принцип прочности. Если по уровню реализации принципа научности можно оценить сам ход обучения, то принцип прочности позволяет оценить его конечный результат, отражающий готовность дошкольника к соответствующей деятельности. Предполагает такое усвоение учебного материала, при котором он становится личным достоянием ребенка.

Непременным условием осуществления принципа прочности является соблюдение всех принципов обучения - в этом его характерная черта. Ни один из других принципов не имеет такой многосторонней зависимости.

 

Принцип индивидуализации. Эффективность обучения зависит от соответствия избираемых воздействий возможностям ребенка. В самом общем определении индивидуализация обучения выражается в дифференциации учебных заданий и способов их решения (средств, методов, форм организации занятий и пр.) в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

Принцип доступности. Учебный материал должен быть доступен ребенку при условии затраты им оптимального усилия для его усвоения. Эта закономерность обучения, лежащая в основе принципа доступности, требует, чтобы учебное задание, не превышая возможностей ребенка («Никогда не обучай тому, что учащемуся еще недоступно» - А. Дистервег), стимулировало развивающий эффект. Предметом доступности является физическое упражнение: сложность его структуры, уровень психофизиологических затрат, необходимых для его выполнения, количество движений, совершаемых последовательно и без перерывов. Критерием доступности служит психофизиологическая реакция организма на учебную нагрузку, не превышающая допустимых норм. Чрезмерные физические нагрузки могут быть настолько вредными, что вызовут необратимые изменения в некоторых системах и органах.

Принцип наглядности. Процесс обучения выстраивается таким образом, чтобы максимально использовать формы привлечения органов чувств ребенка к процессу познания. Этот принцип предназначен для связи чувственного восприятия с мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе.

Принцип повторности. Отражает эффект постепенного формирования двигательного умения и специальных знаний через многократные повторения. Повторение - главный и единственный способ закрепления результатов, достигнутых в обучении. Учебный материал должен повторяться регулярно, а не тогда, когда обнаружится, что он плохо усвоен, забыт. Реализация принципа повторности имеет большое воспитательное значение, так как приучает детей к регулярной работе. Все это образно выражено в известной поговорке: «Повторение - мать учения».

Принцип системности. Основанием принципа является закономерность, раскрывающая зависимость эффекта обучения от степени целостности содержания педагогического процесса. Целостность содержания предполагает наличие системы взаимосвязанных задач, средств, методов, форм организации занятий на каждом отрезке обучения. Способность этих элементов педагогического процесса вступать в такие взаимодействия, которые приводят к новому качеству, не присущему каждому элементу в отдельности, и составляет сущность системности.

Принцип последовательности. В основе принципа лежит преемственность задач, средств и методов обучения в пределах одного занятия и серии занятий. Преемственность означает обусловленный порядок последовательности, основанный на переходе от одних задач, средств и методов обучения к другим. Каждая текущая задача (или средство, или метод) опирается на предыдущую и создает предпосылки для решения последующих задач. Подобная взаимосвязь всех элементов учебно-воспитательного процесса позволяет распределять учебный материал таким образом, чтобы содержание каждого занятия учитывало содержание предыдущих занятий и создавало базу для освоения нового учебного материала на последующих занятиях.

Принцип постепенности. В принципе раскрывается зависимость эффекта обучения от прогрессирования педагогических требований. (Поэтому его иногда называют или принципом прогрессирования, или принципом динамичности.) Прогрессирование требований должно выражаться в постепенном (но иногда неравномерном) усложнении техники и тактики физических упражнений, в их постоянном пополнении, а, следовательно, и в непрерывном повышении физической и психической нагрузок на ребенка. Принцип вытекает из закономерности постепенного, но неравномерного развития умственных и физических способностей ребенка.

 

Упражнения с фитболами позволяют решать оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи:

● учиться правильно сидеть на фитболах;

● учиться покачиваться и подпрыгивать на фитболах;

● научиться выполнять упражнения в разных исходных положениях;

● укреплять различные группы мышц;

● формировать и закреплять навык правильной осанки;

● тренировать способность удерживать равновесие;

● учиться выполнять упражнение в паре со сверстниками, танцевальные движения;

● побуждать детей к проявлению самостоятельности, творчества, активности.

Преимущества фитбол – гимнастики

● фитбол – гимнастика дает уникальную возможность для тренировки двигательного контроля и равновесия;            

● тщательная проработка тех групп мышц, которые невозможно тренировать во время обычных аэробных занятий;

● снятия нагрузки с позвоночника, перераспределение тонуса всех групп мышц, тренировка правильной осанки тела, чувства естественной координации тела;

● одновременная тренировка мышц спины и брюшного пресса, которые являются залогом отсутствия болей в спине;

● великолепная возможность для проведения стретчинга всех групп мышц;

● эффективное средство для сжигания большего количества калорий, чем при обычной силовой «тренировке».

Таким образом, использование мяча во время занятий поможет детям снять нагрузку с позвоночника, восстановить правильную осанку тела, укрепить мышцы туловища, предотвратить возникновение болей в спине, поднять мышечный тонус, развить силу и выносливость мышц.

Основные правила занятий с фитбол - мячом

● угол, сформированный туловищем и ногами в положении сидя, должен быть больший, чем 90°;

● на занятиях необходимо использовать устойчивые, правильно надутые мячи;

● необходимо регулярно проверять осанку, особенно «S-образную» форму спины и правильность посадки;

● ноги занимающего должны всегда находиться в контакте с полом, тело (рука или ягодицы) должно постоянно поддерживаться мячом;

● необходимо постоянно контролировать физическое усилие и, главное, наслаждаться занятием;

● избегайте использовать мяч, размер которого слишком мал для ребенка - это может стать причиной неправильной осанки и даже вызвать боль;

● недостаточно надутый мяч приводит к неправильной посадке «в подвешенном состоянии»;

● необходимо избегать внезапных, неуправляемых движений мышцами. «Обе ноги постоянно и одновременно должны касаться пола на протяжении всей тренировки с мячом»;

● при работе с мячом качество должно преобладать над количеством.

  • совместная работа двигательного, вестибулярного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий.
  • не пытаться перелезть через мяч сзади, садитесь на него только спереди.

 

Полезные свойства мяча

● опорно-двигательному аппарату приходится преодолевать меньший вес и, следовательно, он подвергается меньшей нагрузке. Часть массы тела фактически принимает на себя фитбол мяч;

● вестибулярный аппарат ребенка непрерывно стимулируется постоянным поиском точки равновесия;

● работа на мяче и овладение различными приемами координации движений и сохранения равновесия помогают избегать травм;

● использование мяча развивает сенсорные ощущения занимающего;

● благодаря форме мяча движения в процессе тренировок могут выполняться без напряжения при полном контроле со стороны ребенка;

● тренировка с мячом может проводиться в любом месте - дома, на работе или фитнес-центре.

Мяч способствует устранению спазмов, укрепляет мышцы брюшины и спины, активно разрабатывает суставы.

В занятиях фитбол – гимнастикой и фитбол – аэробикой желательно комбинировать различные упражнения с мячом и без него. Передвижение по залу (ходьба, бег) сочетать с комплексами ОРУ с мячом и сидя на нем. Специальные упражнения для профилактики и коррекции нарушений опорно- двигательного аппарата следует сочетать с танцами и подвижными играми для повышения эмоционального фона занятия.

 

В целом схема построения занятий по фитбол - аэробике и фитбол - гимнастике напоминает классические занятия по физическому воспитанию со строгой трехчастной формой, где есть:

● вводная часть, в задачи которой входит развитие всех видов внимания, восприятия и памяти, ориентировки в пространстве на материале основных движений;

● основная часть – освоение общеразвивающих упражнений и упражнений на тренажерах;

● заключительная часть – подвижная игра и релаксация.

Подвижные игры на фитболах – важный инструмент, позволяющий детям управлять своим телом, координировать собственные движения.

Исследования подтверждают несомненное положительное воздействие таких тренировок на позвоночник, сердечно-сосудистую систему, вестибулярный аппарат Отрицание же пользы аэробных занятий на мяче для общего контингента занимающихся свидетельствует лишь о недостаточной осведомленности в методике построения занятия и технике выполнения упражнений.

Тренировка силы и выносливости мышц с помощью фитбол-мячей

Для выполнения силовых упражнений на мяче была специально разработана программа «Комплекс - силовой мяч», основными принципами которой являются: стабилизация позвоночника (правильное положение) и одновременное выполнение упражнений. Мяч и является тем средством, которое делает ваши возможности в тренировке тела безграничными.

Мышечная сила - максимальное напряжение, которое мышца может развить в условиях изометрического сокращения (величина максимального сопротивления в кг, при которой мышца может произвести движение). Сила мышц достигается при использовании амортизаторов или отягощений, или при использовании новых видов упражнений (изменении положения тела при выполнении упражнения).

Мышечная выносливость - период времени, в течение которого мышца может поддерживать активность. Простейший пример тренировки мышечной выносливости - тренировка мышц туловища при удержаниях равновесия на мяче. При этом используется фиксированное или статическое мышечное сокращение в течение длительного периода времени.

Другой способ тренировки мышечной выносливости - увеличение количества повторений данного упражнения.

Тренировка мышечной выносливости необходима, так как именно она позволяет выполнять многие обычные действия в повседневной жизни без быстрого достижения усталости.

Таким образом, на мяче можно тренировать силу и выносливость мышц. При этом Вы:

● тренируете «мышечный корсет» туловища и защищаете суставы и скелет от механических воздействий;

● увеличиваете мышечную массу тела, что приводит к сжиганию большого количества калорий;

● предотвращаете заболевание позвоночника;

● достигаете ощущения гармонии в развитии мышц вашего тела.

 

Стретчинг на мяче

Мяч дает уникальную возможность для проведения стретчинга. Используя мяч, можно «растянуть» все группы мышц.

Гибкость - это амплитуда движения в суставе. Слово гибкость происходит от латинского слова означающего «сгибать». Гибкость своя для каждого сустава. На мяче можно выполнять:

● статический стретчинг;

● выдерживать стретчинг 10 – 30 секунд;

● не делать стретчинг из неудобного положения;

● медленно увеличивать амплитуду стретчинга.

Стретчинг рекомендуется выполнять, когда мышцы разогреты, поэтому перед выполнением стретчинга необходимо проводить разминку не менее 5-7 минут.

Разминка и релаксация

Она необходима для эффективной и безопасной работы во время занятий.

Разминка:

● повышает внутреннюю температуру тела и мышц, что уменьшает риск травм и повышает гибкость тела;

● увеличивает эластичность мышц, сухожилий и связок;

● подготавливает тело к нагрузке.

Обычно рекомендуется проводить разминку в течении 5-7 минут. Разминка должна включать максимально безопасные движения небольшой амплитуды, ритмичные, легко контролируемые.

Результаты релаксации:

● более быстрое снижение содержание молочной кислоты в крови, быстрое восстановление;

● поддержать приток крови от конечностей к сердцу;

● снизить содержание химических веществ.

Рекомендуется в течение трех минут релаксации держать у занимающегося пульс около 120 уд/мин, затем снизить его до 100 уд/мин и держать его приблизительно таким около пяти минут.

Во время релаксации необходимо использовать упражнения низкой ударности и низкой интенсивности, которые позволят подготовить сердечно-сосудистую и мышечную системы к поступлению в них меньшего количества крови. Показателем тренированности занимающегося является время, за которое у него снижается пульс до нормального значения.

 

Музыкальное сопровождение на занятиях фитбол – гимнастикой

Одним из самых сильных возбудителей эмоций человека является ритмическая музыка.

Музыка обладает целебными свойствами для души и тела человека. Индийские философы говорили: «Поистине музыка врачует душу».

Музыка и движение органически связаны между собой содержанием и формой. Использование музыки на физкультурном занятии является средством повышения эффективности физических упражнений, способствует яркой эмоциональной насыщенности занятий, создает ощущение психологической комфортности. Музыкальное сопровождение – это дополнительный фактор, положительно влияющий на состояние здоровья детей, на физическое развитие в целом и на совершенствование двигательных функций. С ее помощью на занятиях фитбол – гимнастикой можно ускорить процессы закрепления двигательных навыков, улучшить технику движения, стимулировать мышечную активность и проявление волевых качеств. Музыкальное сопровождение воздействует на психические процессы как на низшем уровне восприятия: физическом – темп, ритм, динамика, тембр, так и на высшем: осмысление звукосопряжения – мелодия, гармония. В ритме и движении ребенок черпает физическое и эмоциональное наслаждение, а хорошо подобранная музыка усиливает это ощущение. Экспериментально установлено, что положительные эмоции снижают симптомы утомления и стимулируют внимание, восприятие, воображение, память, мышление, а отрицательные имеют обратное воздействие. Музыка способствует увеличению моторной плотности занятия, ее организации.

Дыхательная гимнастика

Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Еще древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека

Самомассаж

Цель комплексов самомассажа заключается не только в профилактике простудных и других заболеваний и повышении жизненного тонуса у детей, но и в привитии им чувства ответственности за свое здоровье, уверенности в том, что они сами могут помочь себе улучшить свое самочувствие.

 

К концу учебного года дети должны

Иметь представление

  • о правильной осанке,
  • на какую группу мышц оказывает воздействие то или иное выполняемое упражнение.

Уметь

  • принимать правильную осанку при выполнении упражнений во всех исходных положениях;
  • выполнять упражнения, направленно воздействующие на формирование правильной осанки и укрепление мышечного корсета;
  • выполнять упражнения на развитие вестибулярного аппарата, гибкости и подвижности в суставах;
  • выполнять дыхательные упражнения, способствующие увеличению подвижности грудной клетки.

Литература:

 

1.Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Програмно-методическое пособие. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2000. – 296с.

2.Николаева Н.И. Школа мяча: Учебно-методическое пособие для педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 96с.

3.Степаненкова Э.Я. Методика физического воспитания. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005. – 96с.

4.Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка. – М: Издательский центр «Академия», 2006. – 368с.

5.Фитбол – гимнастика [Текст]:рабочая программа / авт.-сост. Е. В. Смирнова. – Полысаево,2011. – 59с. или "http://nsportal.ru/smirnova-elena-vitalevna" > сайт инструктора по физической культуре на nsportal.ru

6."http://nsportal.ru/dodonova-lyubov-aleksandrovna" > сайт инструктора по физической культуре на nsportal.ru

7. "http://nsportal.ru/kokorina-olga" > инструктор по физической культуре на nsportal.ru

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР