Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7424849
Статья "Формирование потребности в игре в семейном кругу у детей дошкольного возраста"с приложением-презентацией "Проект "Умные игры"(отчёт о проделанной работе)"
Содержание - Дошкольное образование
08.04.2020 08:20

Вараксина Ольга Сергеевна, Сергеева Елена Владимировна, Романихина Вера Анатольевна, Земскова Юлия Александровна - воспитатели ГБОУ г. Москвы "Школа № 1150 имени дважды Героя Советского Союза К.К. Рокоссовского". 
Статья и презентация предназначены для воспитателей детских садов с целью передачи опыта по формированию потребности у дошкольников к разноплановым играм (на примере настольно-печатных, словесно-дидактических игр и игр с предметами) и повышению активности в цепочке ребёнок-воспитатель - родитель, возникновению потребности играть в семейном кругу.


Формирование потребности в игре в семейном кругу у детей дошкольного возраста

В наше время в силу большой занятости родителей, недостаточной их педагогической грамотности или просто элементарной человеческой лености, родители упускают возможность развивать детей посредством различных игр, огромный выбор которых теперь есть в магазинах и которые можно придумать или сделать самостоятельно.

Мы решили, в ходе проекта "Умные игры", показать - как можно научить детей играть, заинтересовать их к игре и привить им к процессу игры устойчивый интерес. Как следствие этого, спрогнозировали, что ребята свои знания, умения и интерес донесут до членов своей семьи.

Для успешной реализации проекта создавались условия с целью повышения интереса дошкольников к настольно-печатным, словесно-дидактическим играм и играм с предметами, используя которые мы выполняли поставленные задачи.

Игровая деятельность призвана не только закреплять или отрабатывать полученные знания, развивать процессы мышления, внимания, воображения и речи, но и воспитывать общечеловеческие коммуникативные качества (уступчивость, толерантное отношение к партнерам по игре, умение сотрудничать) и личностные волевые качества: усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, дисциплинированность.

Для плодотворного достижения поставленных целей и задач проекта, нами использовались разнообразные формы, методы и приёмы работы.

В процессе подготовки в группах были собраны игротеки, в том числе из игр, созданных руками родителей, разработан ряд рекомендаций и консультаций для информационного стенда. В рекомендациях подробно описаны правила и содержания словесных дидактических игр, систематизированных по разным видом НОД, в которые можно играть в кругу семьи, даны установки о моделях поведения взрослых в ходе игры и игрового общения. Сделана подборка игр на развитие конкретных качеств ребёнка, например, на развитие внимания ("Слушай голос!", "Найди отличия", "Где остановилась бабочка?" и другие), на развитие логического мышления ("Засели жильцов", "Разложи предметы", "Логические цепочки" и прочие), на развитие наглядно-образного мышления ("Пазлы", "Преврати закорючку в...", "Чей контур?" и тому подобные), на активизацию словаря ("Что делает солнце?", "Какая кошка?", "Закончи предложение") и т.д.

Заранее, до начала работы в проекте, из игровых комнат были убраны игры, к которым дети потеряли интерес и выставлены обратно к началу недели "Умных игр". Этот приём простимулировал заинтересованность дошкольников к игровому общению. Также интерес к игре был подстёгнут приёмом прихода в гости к ребятам сказочного героя - мудрой Совы, которая пригласила детей вместе с нею принять участие в игровом марафоне под девизом "Учимся играя, играя познаём". Каждый день дети с нетерпением ждали новые задания умной Совушки.

Первый день игрового марафона, с подачи Совы, был посвящён настольно-печатным играм. Совушка просила научить играть её совят в уже известные детям игры, рассказать совятам правила игры. Дети с радостью откликнулись на эту просьбу! А затем в знак поощрения получили от сказочной героини новые настольные игры и вместе со взрослым с удовольствием постигали их содержание и условия. Когда дети изо дня в день играют в одни и те же игры - к ним пропадает интерес, поэтому внесение новых игр или использование давно забытых игр восстанавливает желание играть. И каждая игра привносит что-то своё в развитие и воспитание ребёнка. Например, игра "Весёлый распорядок дня" учит ориентироваться во времени, игра "Контуры" развивает наглядно-образное мышление, игра "Логическое домино" - ассоциативное и логическое мышление. Но все, без исключения игры помогают развивать детское играющее сообщество.

На следующий день Сова предложила игры с предметами, помогающие детям осуществлять поисковые действия при создании образов на основе предложенных схем или по воображению. Такие игры, как "Танграм", "Колумбово яйцо", "Блоки Дьёнеша", "Мозаика" и т.д. отлично развивают память, внимание, конструктивное мышление и формируют привычку к умственному труду, что очень актуально в наше компьютеризированное время.

Ещё один день дети презентовали Совушке и всем ребятам игры, сделанные дома с родителями. Никто другой, как сам ребёнок, не может быть источником рекламы той или иной игры, которую он с гордостью принёс из дома. Особый интерес к процессу игры возникает у ребят именно к таким играм - у детей, помогавшим делать игры, от осознания сопричастности к чему-то важному, а у остальных детей от желания поддержать своих друзей и познать с помощью такой игры что-то новое и интересное. Польза игр, сделанных дома - стопроцентный интерес к ним!

Словесные дидактические игры присутствовали в ходе проекта каждый день как часть непосредственной образовательной деятельности и всего воспитательно-образовательного процесса. Такие игры ценны тем, что для их проведения необходимо минимум атрибутов, а польза от них неоценима. Словесные игры призваны не только расширять кругозор детей, устанавливать причинно-следственные связи, но активно развивать речь ребят, формировать социо-культурные связи.

Кульминацией проекта стали квест "Испытания мудрой Совы" и досуг "Путешествие по стране Знаний", главной целью которых было поднятие настроения у детей и закрепление умения играть сообща. Такие формы работы очень нравятся детям. Поэтому умение совместно (дружно, стараясь слушать и слышать друг друга), разрешать проблемные ситуации, старательно выполнять испытания сказочного героя стали основным закономерным результатом данных мероприятий.

Таким образом, по итогам проекта можно сказать, что активизировался словарный запас детей, появился устойчивый интерес к разным видам «умных» игр, дети освоили правила новых игр и умеют играть в них самостоятельно, у детей выработалось умение бережно относиться к  игровым материалам, в детском коллективе закрепилось стремление к сотрудничеству. Самое важное - повысилась  активность в цепочке ребёнок-воспитатель-родитель и у детей появилась потребность играть в семейном кругу. Так, по результатам опроса семей стало очевидным, что дети регулярно привносили полученные знания, умения и эмоции в семейный досуг, "заражали" своим желанием поиграть всех членов своей семьи. Вывод: необходимо и далее поддерживать достигнутое стремление и потребность играть в семейном кругу, что будет играть свою положительную роль в разностороннем развитии и воспитании подрастающего поколения.


alt

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР