Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7870490
Статья из опыта работы «Развитие физических качеств дошкольников – шаг к успеху»
Содержание - Дошкольное образование
09.04.2020 11:12

Мишина Татьяна Викторовна, воспитатель, МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №62 «Аленький цветочек», г. Котлас, Архангельской области. 
Статья написана для воспитателей, а также инструкторов по физическому воспитанию в доу с детьми старшего возраста (5-7 лет). В статье рассказывается о развитии физических качеств у детей через различные формы работы как с детьми, так и с родителями при подготовке к сдаче норм ГТО. В статье описаны мероприятия, которые прошли в доу. С какими мероприятиями прошло взаимодействие на уровне города. И каких результатов добились.


«Развитие физических качеств дошкольников – шаг к успеху»

О значении физического воспитания говорили Гиппократ, Ушинский, Толстой. Гиппократ сказал: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь»

В ФГОС уделяется большое внимание физическому развитию:

  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья.
  • Формирование ценностей ЗОЖ и физических качеств.
  • Создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Сензитивным периодом для развития физических качеств в дошкольном возрасте является период с 5 до 7 лет.

Что же такое физические качества?

Физические качества - качества, характеризующие физическое развитие человека и его способности к двигательной деятельности.

К ним относятся сила, быстрота, гибкость, ловкость, выносливость. Существуют определенные упражнения для развития данных качеств.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста обратила внимание, как зависит развитие ребенка от сформированности физических качеств.

А самое эффективное мероприятие, где формируются данные физические качества и выявляется одаренность детей – это участие в ГТО. Комплекс ГТО предусматривает подготовку к выполнению и непосредственное выполнение детьми установленных нормативных требований по трем уровням трудности, соответствующим золотому, серебряному и бронзовому знакам отличия ГТО. Участвуя и выполняя нормы ГТО сразу можно увидеть уровень развития ребенка.

Поэтому решила реализовать проект «Развитие физических качеств дошкольников – шаг к успеху»

В основу проекта легли методические рекомендации Яковлеовй Л.В. Юдиной Р.А., Алямовской В.Г. Змановского Ю.Г., которые определяют развитие физических качеств дошкольников с использованием игровых упражнений и элементов спорта.

Цель: развитие физических качеств детей через различные формы работы со старшими дошкольниками и семьями воспитанников.

Задачи:

1. Способствовать формированию физических качеств, таких как сила, ловкость, гибкость, быстрота и выносливость.

2. Формировать начальные представления о некоторых видах спорта, становлении ценностей здорового образа жизни.

3. Создать условия по физическому развитию в группе.

4. Повысить компетентность родителей в вопросах формирования и укрепления здоровья и физического развития детей.

Этапы работы по развитию физических качеств у дошкольников:

1. Подготовительный

2. Основной

3. Заключительный

Подготовительный этап

Подготовительный этап прошел с апреля по август.

Цель - ознакомление детей и родителей с программой ГТО. Использовали следующие формы работы:

1. Размещение информации в группе в контакте. Буклеты, памятки для родителей о ГТО.

2. Оформили выставку «Спортивные достижения наших родителей».

3. Прошло мероприятие «Гость группы», на котором родители рассказывали о том, как важно развивать физические качества и как они пригодятся в жизни.

Например, развивать силу необходимо людям таких профессий, как строитель и кузнец. В дальнейшем изготовили дидактическую игру «Какие физические качества нужны данной профессии?».

4. Привлекла родителей к изготовлению пособий по физическому развитию. Для закрепления знаний о ЗОЖ изготовили «Калейдоскоп здоровья». Для развития ловкости -игра «мяч в ворота», тоннели. Для развития быстроты изготовили эстафетные палочки. Для развития силы - мешки для прыжков.

То есть всегда обращаю внимание, какие пособия и на развитие какого качества должны быть в физкультурном уголке. Также повесили обруч для метания на развитие меткости.

Основной этап проходит с сентября по майи включает в себя работу с детьми, с родителями и взаимодействие с учреждениями социума.

Работа с детьми включает в себя:

1. Участие во всех спортивных мероприятиях города: День бега, Соревнования по плаванию, Лыжня России, майская эстафета, Туриада.

2. «Малые олимпийские игры» проходят в нашем детском саду между группами одного возраста. Чаще всего в сентябре и в январе. Это летние и зимние игры-соревнования.

3. Сочинение и разучивание спортивных закличек, девизов:

«Стал спортсменом не пищи, легкой жизни не ищи»

«Хоть в одном мы будем кеде, все равно придем к победе»

4. В группе, в зале, на улице, в бассейне проходят дополнительные тренировки для сдачи норм ГТО. Для этого вместе с детьми изготовили страничку «Шаги к успеху», в которой отображены достижения детей по каждому из физических качеств.

5. Победы на спортивных секциях наших деток помещаем на полке достижений.

Работа с родителями включает в себя:

1. Родительское собрание в форме устного журнала «Физические качества детей развиваем – здоровье укрепляем», на котором дети рассказывали о каждом из физических качеств и показывали упражнения, способствующие их развитию.

2. В группе создана «Спортивная страничка» для родителей, в которой описываем технику упражнений и выставляем лучшие результаты детей по освоению данной техники. Газета выходит один раз в месяц с определенной темой. Например, прыжок в длину.

Исходя из темы родители проводят с детьми домашние тренировки и выкладывают в группе фотоотчеты.

3. Большое значение имеют для детей совместные мероприятия с родителями. Такие как спортивное развлечение «Зов джунглей» или участие родителей в утренней гимнастике. Проведение родителями спортивной разминки или выезды на горки, спортивные базы.

Взаимодействие с учреждениями социума:

Мы сотрудничаем с СОШ №76 – разучивание подвижных игр и соревнования, С Дворцом Культуры Котласа провели мероприятие «Большие гонки», с Центром досуга «Таусень» (Куимиха) проводим народные игры.

Итоговый этап пройдет с июня по сентябрь

Данный этап заключается в подведении итогов и выявлении одаренных детей. Особенность этой работы в том, что не надо проводить диагностики физического развития. Одаренные дети – те, кто получил значки участвуя в ГТО. Особенность заключается в том, что она успешна тогда, когда работают вместе воспитатель, воспитатель по физической культуре, инструктор по плаванию и родители ребенка.

В прошлом году в нашем детском саду сдавали нормы ГТО 26 дошкольников. Из них 15 человек получили золото и 11 – серебро. В этом году уже 50% детей записались на сдачу норм ГТО.

Считаю, что одаренными детьми не рождаются. Одаренные дети – те, которым созданы условия для их развития и воспитания, а также оказана поддержка родителей и педагогов.

Литература:

1. Алямовская В.Г. «Как воспитать здорового ребёнка». Новгород 1993г.

2. «Двигательные качества и методика их развития у дошкольников». Сост. Н.Ноткина. Санкт Петербург Образование 1993г. 36с

3. Змановский Ю.Ф. «Воспитаем детей здоровыми» Москва, Медицина.1989г 128с.

4. Яковлева И.Л. Юдина Р.А. Программа «Старт» методические рекомендации физического развития и здоровья детей 3-7лет. Москва.

5. Муравьев Ш.А. Казарова Н.Н. «Воспитание физических качеств у детей дошкольного возраста» Методическое пособие. Айрис-пресс. Санкт-Петербург.1999г. 32 с.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР