Сорокина Ирина Константиновна, педагог-психолог МАДОУ ЦРР № 88 «Антошка», г. Северодвинск Архангельская область. Данный конспект предназначен для проведения педагогом-дефектологом индивидуальных занятий с детьми 4-5 лет с нарушением зрения. Помогает закреплять знания, полученные в освоении программы (обобщать и дифференцировать зимующих и перелетных птиц), а также развивать и закреплять умение использовать пространственные предлоги, использовать предметы-заместители, различать силуэтные изображения и пр.
Конспект индивидуального занятия по коррекционной работе на тему «Зимующие птицы»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Упражнять в умении обобщать и дифференцировать зимующих и перелетных птиц
- Упражнять в умении видеть обозначенный каким --либо символом реальный образ птицы
- Упражнять в умении понимать и использовать пространственные предлоги при ориентировке «от предмета» (за, между, перед)
- Закреплять умение узнавать и называть птиц в силуэтном, цветном изображениях
- Закреплять умение соотносить силуэтные и неполные контурные изображения птиц
- Закреплять умение ориентироваться в календаре
Коррекционно-развивающие:
- Развивать мелкую моторику на материале занятия (Тактильный лабиринт)
- Развивать зрительное внимание, восприятие, пространственное мышление и мыслительные операции на материале занятия, конструктивный праксис на материале (Сложи птицу из геометрических фигур)
Коррекционно-воспитательные:
- Формирование навыков учебной деятельности (внимательно слушать взрослого и действовать по предложенному плану)
Оборудование: Календарь, 2 нарисованных круга (синий, зелёный), карточки птиц зимующих и перелетных, круги – символические изображения птиц (по цвету и величине), силуэтные, контурные изображения зимних птиц, картонные карточки зимних птиц с подставками, тактильный лабиринт (птица и кормушка)
Ход занятия
Этапы занятия
|
Упражнения/игры
|
Действия педагога
|
Действия ребёнка
|
Организа-ционный момент
|
1) Календарь
2) «Какие птицы прилетели»
|
Здравствуй. Сегодня я снова пришла с тобой поиграть
С чего мы всегда начинаем? мы всегда начинаем с календаря. Какое сейчас время года? Какой месяц? Какой день недели? Какой день был вчера? Переместите красный квадратик на сегодняшний день.
Сегодня четверг и мы продолжаем говорить о?
2) Посмотри на фланелеграф. Каких птиц ты видишь?
Слева от тебя синий кружочек, а справа – желтый. Синий кружок – это холодное солнце. В какое время солнышко не греет? Желтый кружок – это горячее солнце. В какое время солнышко греет? Раздели птиц на зимующих и перелетных. Зимующих птиц посади рядом с синим кружочком, а перелетных – с желтым. Назови всех зимующих птиц, а теперь перелетных.
|
Отвечает на вопросы
С зимующими птицами!
Зимующих и перелётных
Синий – зима, зелёный – лето!
Отвечает на вопросы и выполняет задание
|
Основная часть
|
3) «Кружочки»
4) Силуэты и Незаконченные контуры
5) Физ-минутка
6) «Птички-невелички»
7) Тактильный лабиринт «Накормим птицу»
8) Фигуры
|
3) На доске кружочки. Чем они отличаются (цвет, размер)? В каждом кружочке спряталась птица. Угадай ее. Посмотри внимательно на цвет кружочка и вспомни, у какой птицы может быть такое оперение? Поставь каждую птицу рядом со своим кружком.
4) Выглянуло солнышко, и каждая птичка отбросила свою тень. Перед тобой лежат силуэты разных птиц. Выложи их перед собой. Назови, каких птиц ты видишь? (клёст, дятел, снегирь, синица, голубь, ворона, воробей, сорока)? Как догадался? (указать отличительный признак)?
Разложи всех птиц на свое место.
5) Другие зимующие птицы услышали, как мы играем и прилетели поиграть с нами! (птицы перемещаются на пол) У тебя в руках (птица, которая нравится). Когда я включу музыку, твоя птица будет летать по всему кабинету. А когда я музыку выключу, встань туда куда тебе встать скажу. Начинаем!
Встань перед синицой. Встань между сорокой и клестом. Встань за дятлом.
6) Маленькие птички прилетели хотят ещё поиграть с тобой! Назови птичек (синица, воробей, снегирь). Расставь птиц так, чтобы синичка стояла впереди, а снегирь сзади. Воробья поставь между снегирем и синичкой. Расскажи, где находится синица, воробей, снегирь? (птиц менять местами)
7) Зимой люди подкармливают птичек. Для этого, они строят? Кормушки!
Птичка-синичка проголодалась, захотела покушать. Но чтобы добраться до кормушки, надо перелететь через веточки деревьев! Давай, проводим голодную птичку. Положи пальчик на пуговку и проведи его через ветви до кормушки.
8) За то, что мы покормили синичку, она нам принесла подарок. Что это(Птица)? Из чего она сделана (Из геометрических фигур)? Из каких? Где находится большой треугольник? Как он расположен? и т.д.
Собери такую же птицу.
|
Цветом и величиной
Выполняет задание
Рассматривает карточки. Рассказывает, что видно на картинках
Выполняют задание
Переставляет птиц, отвечает на вопросы
Играет в игру
Домики для птичек
Выполняет задание
Да!
Выполняет задание
|
Заключительная часть
|
Заключительное слово
Рефлексия
|
Наше занятие подходит к концу. Что на занятии тебе понравилось больше всего? Что у тебя получилось? А что у тебя не получилось? Мне было приятно поиграть с тобой сегодня. Хочу похвалить тебя за твою старательность! До свидания.
|
Рассказывает о впечатлениях
Спасибо. До свидания
|
|