Князева Ольга Александровна, Костромина Вера Ивановна - воспитатели МДОБУ «ДСКВ №6» г. Всеволожска. В игре развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Проект рассказывает о роли сюжетной игры в жизни ребенка. Костромина В.И. в соавторстве с Князевой О.А. Для воспитанников 5-6 лет.
Педагогический проект «Учимся, играя»
(для воспитанников старшего возраста)
«Природа хочет, чтобы дети были детьми,
прежде чем стать взрослыми…»
(Ж. Ж. Руссо)
Проблема:
- сюжетно-ролевые игры детей чаще всего не отличаются разнообразием игровых сюжетов;
- многие дети затрудняются согласовывать свои интересы с игровыми интересами сверстников;
- в группах недостаточно игрового материала по сюжетно-ролевым играм;
- у детей не полностью сформировано представление о культуре поведения в общественных местах;
- родители не всегда придают должное значение содержанию игр детей дома.
Актуальность
Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Игра – наиболее доступный ребёнку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений.
В игре развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.
Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети производят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль, успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.
Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли. Ребенок осваивает мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни. В игре формируется положительное отношение к образу людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.
Направление: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Участники проекта: воспитатели групп, воспитанники, родители воспитанников, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре
Цель: создание условий для развития у воспитанников интереса к сюжетно-ролевым играм, формирования игровых умений, культурных форм общения.
Задачи:
для педагогов:
- создать условия для развития познавательных и творческих способностей воспитанников в процессе специально моделируемой игровой ситуации;
- расширять представления воспитанников о профессиональной деятельности человека, воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий;
- активизировать речь воспитанников, закреплять умение осуществлять игровые действия по речевой инструкции;
- развивать творческое воображение, инициативу, организаторские способности;
- подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;
- формировать у воспитанников интерес к истории предметов (прошлое и настоящее) в рамках мини-музея;
- закреплять знания детей о правилах поведения в общественных местах;
- развивать основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками;
- воспитывать навыки сотрудничества в коллективном творчестве, чувство ответственности за общее дело;
- формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, своему народу, гордость за достижения Родины;
для воспитанников:
- использовать в сюжетно-ролевых играх представления об окружающей жизни, впечатления о произведениях литературы, мультфильмов и др.;
- проявлять инициативу, организаторские способности, навыки сотрудничества в коллективе, чувство ответственности за общее дело;
- уметь готовить обстановку для игры, подбирать предметы-заместители и атрибуты;
- уметь соблюдать в игре ролевые действия и взаимоотношения;
- продолжать обогащать свой словарь формулами словесной вежливости, названиями профессий;
- проявлять творчество в разных видах продуктивной деятельности (изготовление атрибутов к игре);
- овладевать формами культурного поведения в общественных местах;
- совершенствовать уровень накопленных практических навыков;
для родителей:
- обогащать игровой опыт детей путём ознакомления с художественной литературой, совместным просмотром мультфильмов, телепередач;
- организовывать в семье сюжетно-ролевые игры на бытовые темы и по содержанию прочитанных книг;
- оказывать помощь воспитателям в пополнении предметно-развивающей среды в группе;
- приобретать сюжетные игрушки в соответствии с возрастом детей;
- посещать с детьми ярмарки, выставки, музеи, театры, цирк, магазины, и др.;
- показывать детям пример положительных взаимоотношений в семье, культуру поведения в общественных местах;
- участвовать в совместной деятельности ДОУ и семьи по проекту.
Ожидаемый результат:
для педагогов:
- в группах расширена и обогащена предметно-развивающая среда для развития сюжетно-ролевых игр;
- у воспитанников развилось творческое воображение, расширились игровые замыслы и умения (умение договариваться о предстоящей игре, умение распределять роли);
- у воспитанников сформировано умение согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимоотношения и взаимодействия;
- расширились представления воспитанников о профессиональной деятельности взрослых;
- воспитанники владеют формами культурного общения со сверстниками и взрослыми в игровой ситуации и в быту;
-у воспитанников сформировано бережное отношение к игрушкам;
-воспитанники проявляют интерес к музейным экспонатам;
для воспитанников:
- отражают в сюжетно-ролевых играх впечатления от восприятия окружающего, художественной литературы, телевизионных передач, экскурсий, выставок, музеев, путешествий, походов и др.;
- способны самостоятельно организовать игру, творчески воплотить игровой замысел;
- умеют договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих до начала игры, соблюдают ролевые взаимоотношения;
- проявляют художественно-творческие способности в процессе изготовления атрибутов для игры, экспонатов для мини-музея;
- проявляют доброжелательность, считаются с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решают споры;
- используют в речи формы словесной вежливости в соответствии с ролью;
- проявляют инициативу, организаторские способности, чувство коллективизма;
- самостоятельно убирают игрушки в отведённое для них место:
для родителей:
- осмысленно подбирают художественную литературу детям, обсуждают прочитанное, побуждают детей отражать содержание в сюжетно-ролевых играх;
- принимают активное участие в пополнении предметно-развивающей среды в группе;
- вместе с детьми просматривают телепередачи дома;
- приобретают раскраски по теме проекта;
- посещают с детьми общественные места (поликлиника, магазин, кафе, театр, цирк), наблюдают за работой взрослых;
- показывают детям положительный пример поведения в общественных местах, формируют культурные формы общения;
- принимают активное участие в родительских собраниях, совместных развлечениях, художественно-творческих выставках.
Этапы проекта
I этап – подготовительный
- изучение методической литературы по теме проекта;
- выяснение проблемы (мониторинг образовательного процесса);
- проведение анкетирования родителей;
- реклама проекта для родителей.
II этап – основной (внедренческий)
Формы работы с воспитанниками:
- познавательные занятия;
-экскурсии;
- продуктивная деятельность (изготовление атрибутов к игре);
- чтение художественной литературы;
- рассматривание фотографий, иллюстраций, видеозаписей
Формы работы с родителями:
Работа с родителями:
- коллективные формы работы (устные педагогические журналы, анкетирование, родительские собрания, праздники и развлечения, мастер – классы);
- информационные формы работы (педагогические беседы, тематические консультации);
- наглядно-информационные методы (художественно-творческие выставки, информация в родительском уголке, фотовыставки, фотоотчёты VK).
Взаимодействие со специалистами ДОУ
Музыкальный руководитель:
- совместный подбор музыкального репертуара, игр, пособий, атрибутов для НОД, утренников, развлечений.
Инструктор по физической культуре:
- совместный подбор физминуток, пальчиковых, подвижных игр по темам;
- сотрудничество в организации и проведении праздников и развлечений для воспитанников.
Взаимодействие с социумом
- сотрудничество с городской библиотекой (посещение библиотеки семьёй);
- сотрудничество с Всеволожским ЦКиД (посещение семьёй художественно-творческих выставок, народных праздников, концертов и др.);
- сотрудничество с СОШ №2 (экскурсия в школу);
- сотрудничество с ООО «Филармоника».
III этап – итоговый
Подведение итогов по проекту:
- мониторинг: сбор и обработка методических, практических материалов, полученных в ходе реализации проекта;
- готовый продукт: сюжетно-ролевая игра.
Литература:
1. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьёй. Сертакова М. Н. (Издательство «Учитель», Волгоград, 2015).
2. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 5-7лет. В.А. Деркунская, А. Н. Харчевникова. (ООО «Центр педагогического образования», Москва, 2015)
3. Система педагогического проектирования. Н. П. Битютская. (Издательство «Учитель», Волгоград , 2013)
4. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. (Санкт-Петербург, «Паритет», 2008)
5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. (Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой - М.: «МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014)
- родители не всегда придают должное значение содержанию игр детей дома.
Актуальность
Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Игра – наиболее доступный ребёнку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений.
В игре развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.
Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети производят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль, успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.
Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли. Ребенок осваивает мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни. В игре формируется положительное отношение к образу людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.
Направление: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Участники проекта: воспитатели групп, воспитанники, родители воспитанников, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре
Цель: создание условий для развития у воспитанников интереса к сюжетно-ролевым играм, формирования игровых умений, культурных форм общения.
Задачи:
для педагогов:
- создать условия для развития познавательных и творческих способностей воспитанников в процессе специально моделируемой игровой ситуации;
- расширять представления воспитанников о профессиональной деятельности человека, воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий;
- активизировать речь воспитанников, закреплять умение осуществлять игровые действия по речевой инструкции;
- развивать творческое воображение, инициативу, организаторские способности;
- подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;
- формировать у воспитанников интерес к истории предметов (прошлое и настоящее) в рамках мини-музея;
- закреплять знания детей о правилах поведения в общественных местах;
- развивать основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками;
- воспитывать навыки сотрудничества в коллективном творчестве, чувство ответственности за общее дело;
- формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, своему народу, гордость за достижения Родины;
для воспитанников:
- использовать в сюжетно-ролевых играх представления об окружающей жизни, впечатления о произведениях литературы, мультфильмов и др.;
- проявлять инициативу, организаторские способности, навыки сотрудничества в коллективе, чувство ответственности за общее дело;
- уметь готовить обстановку для игры, подбирать предметы-заместители и атрибуты;
- уметь соблюдать в игре ролевые действия и взаимоотношения;
- продолжать обогащать свой словарь формулами словесной вежливости, названиями профессий;
- проявлять творчество в разных видах продуктивной деятельности (изготовление атрибутов к игре);
- овладевать формами культурного поведения в общественных местах;
- совершенствовать уровень накопленных практических навыков;
для родителей:
- обогащать игровой опыт детей путём ознакомления с художественной литературой, совместным просмотром мультфильмов, телепередач;
- организовывать в семье сюжетно-ролевые игры на бытовые темы и по содержанию прочитанных книг;
- оказывать помощь воспитателям в пополнении предметно-развивающей среды в группе;
- приобретать сюжетные игрушки в соответствии с возрастом детей;
- посещать с детьми ярмарки, выставки, музеи, театры, цирк, магазины, и др.;
- показывать детям пример положительных взаимоотношений в семье, культуру поведения в общественных местах;
- участвовать в совместной деятельности ДОУ и семьи по проекту.
Ожидаемый результат:
для педагогов:
- в группах расширена и обогащена предметно-развивающая среда для развития сюжетно-ролевых игр;
- у воспитанников развилось творческое воображение, расширились игровые замыслы и умения (умение договариваться о предстоящей игре, умение распределять роли);
- у воспитанников сформировано умение согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимоотношения и взаимодействия;
- расширились представления воспитанников о профессиональной деятельности взрослых;
- воспитанники владеют формами культурного общения со сверстниками и взрослыми в игровой ситуации и в быту;
-у воспитанников сформировано бережное отношение к игрушкам;
-воспитанники проявляют интерес к музейным экспонатам;
для воспитанников:
- отражают в сюжетно-ролевых играх впечатления от восприятия окружающего, художественной литературы, телевизионных передач, экскурсий, выставок, музеев, путешествий, походов и др.;
- способны самостоятельно организовать игру, творчески воплотить игровой замысел;
- умеют договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих до начала игры, соблюдают ролевые взаимоотношения;
- проявляют художественно-творческие способности в процессе изготовления атрибутов для игры, экспонатов для мини-музея;
- проявляют доброжелательность, считаются с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решают споры;
- используют в речи формы словесной вежливости в соответствии с ролью;
- проявляют инициативу, организаторские способности, чувство коллективизма;
- самостоятельно убирают игрушки в отведённое для них место:
для родителей:
- осмысленно подбирают художественную литературу детям, обсуждают прочитанное, побуждают детей отражать содержание в сюжетно-ролевых играх;
- принимают активное участие в пополнении предметно-развивающей среды в группе;
- вместе с детьми просматривают телепередачи дома;
- приобретают раскраски по теме проекта;
- посещают с детьми общественные места (поликлиника, магазин, кафе, театр, цирк), наблюдают за работой взрослых;
- показывают детям положительный пример поведения в общественных местах, формируют культурные формы общения;
- принимают активное участие в родительских собраниях, совместных развлечениях, художественно-творческих выставках.
Этапы проекта
I этап – подготовительный
- изучение методической литературы по теме проекта;
- выяснение проблемы (мониторинг образовательного процесса);
- проведение анкетирования родителей;
- реклама проекта для родителей.
II этап – основной (внедренческий)
Формы работы с воспитанниками:
- познавательные занятия;
-экскурсии;
- продуктивная деятельность (изготовление атрибутов к игре);
- чтение художественной литературы;
- рассматривание фотографий, иллюстраций, видеозаписей
Формы работы с родителями:
Работа с родителями:
- коллективные формы работы (устные педагогические журналы, анкетирование, родительские собрания, праздники и развлечения, мастер – классы);
- информационные формы работы (педагогические беседы, тематические консультации);
- наглядно-информационные методы (художественно-творческие выставки, информация в родительском уголке, фотовыставки, фотоотчёты VK).
Взаимодействие со специалистами ДОУ
Музыкальный руководитель:
- совместный подбор музыкального репертуара, игр, пособий, атрибутов для НОД, утренников, развлечений.
Инструктор по физической культуре:
- совместный подбор физминуток, пальчиковых, подвижных игр по темам;
- сотрудничество в организации и проведении праздников и развлечений для воспитанников.
Взаимодействие с социумом
- сотрудничество с городской библиотекой (посещение библиотеки семьёй);
- сотрудничество с Всеволожским ЦКиД (посещение семьёй художественно-творческих выставок, народных праздников, концертов и др.);
- сотрудничество с СОШ №2 (экскурсия в школу);
- сотрудничество с ООО «Филармоника».
III этап – итоговый
Подведение итогов по проекту:
- мониторинг: сбор и обработка методических, практических материалов, полученных в ходе реализации проекта;
- готовый продукт: сюжетно-ролевая игра.
Литература:
1. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьёй. Сертакова М. Н. (Издательство «Учитель», Волгоград, 2015).
2. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 5-7лет. В.А. Деркунская, А. Н. Харчевникова. (ООО «Центр педагогического образования», Москва, 2015)
3. Система педагогического проектирования. Н. П. Битютская. (Издательство «Учитель», Волгоград , 2013)
4. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. (Санкт-Петербург, «Паритет», 2008)
5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. (Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой - М.: «МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014)
|