Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 4974446
Педагогический проект «Учимся, играя»
Содержание - Дошкольное образование
21.05.2020 11:02

Князева Ольга Александровна, Костромина Вера Ивановна - воспитатели МДОБУ «ДСКВ №6» г. Всеволожска. 
В игре развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Проект рассказывает о роли сюжетной игры в жизни ребенка. Костромина В.И. в соавторстве с Князевой О.А. Для воспитанников 5-6 лет.

 


 

Педагогический проект «Учимся, играя»

(для воспитанников старшего возраста)

«Природа хочет, чтобы дети были детьми,

 прежде чем стать взрослыми…»

(Ж. Ж. Руссо)

Проблема:

- сюжетно-ролевые игры детей чаще всего не отличаются разнообразием игровых сюжетов;

- многие дети затрудняются согласовывать свои интересы с игровыми интересами сверстников;

- в группах недостаточно игрового материала по сюжетно-ролевым играм;

- у детей не полностью сформировано представление о культуре поведения в общественных местах;

- родители не всегда придают должное значение содержанию игр детей дома.

Актуальность

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Игра – наиболее доступный ребёнку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений.

В игре развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.

Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети производят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль, успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.

Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли. Ребенок осваивает мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни. В игре формируется положительное отношение к образу людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.

Направление: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Участники проекта: воспитатели групп, воспитанники, родители воспитанников, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре

Цель: создание условий для развития у воспитанников интереса к сюжетно-ролевым играм, формирования игровых умений, культурных форм общения.

Задачи:

для педагогов:

- создать условия для развития познавательных и творческих способностей воспитанников в процессе специально моделируемой игровой ситуации;

- расширять представления воспитанников о профессиональной деятельности человека, воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий;

- активизировать речь воспитанников, закреплять умение осуществлять игровые действия по речевой инструкции;

- развивать творческое воображение, инициативу, организаторские способности;

- подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;

- формировать у воспитанников интерес к истории предметов (прошлое и настоящее) в рамках мини-музея;

- закреплять знания детей о правилах поведения в общественных местах;

- развивать основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками;

- воспитывать навыки сотрудничества в коллективном творчестве, чувство ответственности за общее дело;

- формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, своему народу, гордость за достижения Родины;

для воспитанников:

- использовать в сюжетно-ролевых играх представления об окружающей жизни, впечатления о произведениях литературы, мультфильмов и др.;

- проявлять инициативу, организаторские способности, навыки сотрудничества в коллективе, чувство ответственности за общее дело;

- уметь готовить обстановку для игры, подбирать предметы-заместители и атрибуты;

- уметь соблюдать в игре ролевые действия и взаимоотношения;

- продолжать обогащать свой словарь формулами словесной вежливости, названиями профессий;

- проявлять творчество в разных видах продуктивной деятельности (изготовление атрибутов к игре);

- овладевать формами  культурного поведения в общественных местах;

- совершенствовать уровень накопленных практических навыков;

для родителей:

- обогащать игровой опыт детей путём ознакомления с художественной литературой, совместным просмотром мультфильмов, телепередач;

- организовывать в семье сюжетно-ролевые игры на бытовые темы и по содержанию прочитанных книг;

- оказывать помощь воспитателям в пополнении предметно-развивающей среды в группе;

- приобретать сюжетные игрушки в соответствии с возрастом детей;

- посещать с детьми ярмарки, выставки, музеи, театры, цирк, магазины, и др.;

- показывать детям пример положительных взаимоотношений в семье, культуру поведения в общественных местах;

- участвовать в совместной деятельности ДОУ и семьи по проекту.

Ожидаемый результат:

для педагогов:

- в группах расширена и обогащена предметно-развивающая среда для развития сюжетно-ролевых игр;

- у воспитанников развилось творческое воображение, расширились игровые замыслы и умения (умение договариваться о предстоящей игре, умение распределять роли);

- у воспитанников сформировано умение согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимоотношения и взаимодействия;

- расширились представления воспитанников о профессиональной деятельности взрослых;

- воспитанники владеют формами культурного общения со сверстниками и взрослыми в игровой ситуации и в быту;

-у воспитанников сформировано бережное отношение к игрушкам;

-воспитанники проявляют интерес к музейным экспонатам;

для воспитанников:

- отражают в сюжетно-ролевых играх впечатления от восприятия окружающего, художественной литературы, телевизионных передач, экскурсий, выставок, музеев, путешествий, походов и др.;

- способны самостоятельно организовать игру, творчески воплотить игровой замысел;

- умеют договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих до начала игры, соблюдают ролевые взаимоотношения;

- проявляют художественно-творческие способности в процессе изготовления атрибутов для игры, экспонатов для мини-музея;

- проявляют доброжелательность, считаются с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решают споры;

- используют в речи формы словесной вежливости в соответствии с ролью;

- проявляют инициативу, организаторские способности, чувство коллективизма;

- самостоятельно убирают игрушки в отведённое для них место:

для родителей:

- осмысленно подбирают художественную литературу детям, обсуждают прочитанное, побуждают детей отражать содержание в сюжетно-ролевых играх;

- принимают активное участие в пополнении предметно-развивающей среды в группе;

- вместе с детьми просматривают телепередачи дома;

- приобретают раскраски по теме проекта;

- посещают с детьми общественные места (поликлиника, магазин, кафе, театр, цирк), наблюдают за работой взрослых;

- показывают детям положительный пример поведения в общественных местах, формируют культурные формы общения;

- принимают активное участие в родительских собраниях, совместных развлечениях, художественно-творческих выставках.

Этапы проекта

I этап – подготовительный

- изучение методической литературы по теме проекта;

- выяснение проблемы (мониторинг образовательного процесса);

- проведение анкетирования родителей;

- реклама проекта для родителей.

II этап – основной (внедренческий)

Формы работы с воспитанниками:

- познавательные занятия;

-экскурсии;

- продуктивная деятельность (изготовление атрибутов к игре);

- чтение художественной литературы;

- рассматривание фотографий, иллюстраций, видеозаписей

Формы работы с родителями:

Работа с родителями:

- коллективные формы работы (устные педагогические журналы, анкетирование, родительские собрания, праздники и развлечения, мастер – классы);

- информационные формы работы (педагогические беседы, тематические консультации);

- наглядно-информационные методы (художественно-творческие выставки, информация в родительском уголке, фотовыставки, фотоотчёты VK).

Взаимодействие со специалистами ДОУ

Музыкальный руководитель:

- совместный подбор музыкального репертуара, игр, пособий, атрибутов для НОД, утренников, развлечений.

Инструктор по физической культуре:

- совместный подбор физминуток, пальчиковых, подвижных игр по темам;

- сотрудничество в организации и проведении праздников и развлечений для воспитанников.

Взаимодействие с социумом

- сотрудничество с городской библиотекой (посещение библиотеки семьёй);

- сотрудничество с Всеволожским ЦКиД (посещение семьёй художественно-творческих выставок, народных праздников, концертов и др.);

- сотрудничество с СОШ №2 (экскурсия в школу);

- сотрудничество с ООО «Филармоника».

III этап – итоговый

Подведение итогов по проекту:

- мониторинг: сбор и обработка методических, практических материалов, полученных в ходе реализации проекта;

- готовый продукт: сюжетно-ролевая игра.

Литература:

1. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьёй. Сертакова М. Н. (Издательство «Учитель», Волгоград, 2015).

2. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 5-7лет. В.А. Деркунская, А. Н. Харчевникова. (ООО «Центр педагогического образования», Москва, 2015)

3. Система педагогического проектирования. Н. П. Битютская. (Издательство «Учитель», Волгоград , 2013)

4. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. (Санкт-Петербург, «Паритет», 2008) 

5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. (Под ред.  Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой - М.: «МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014)


 

- родители не всегда придают должное значение содержанию игр детей дома.

Актуальность

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Игра – наиболее доступный ребёнку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений.

В игре развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.

Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети производят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль, успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.

Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли. Ребенок осваивает мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни. В игре формируется положительное отношение к образу людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.

Направление: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Участники проекта: воспитатели групп, воспитанники, родители воспитанников, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре

Цель: создание условий для развития у воспитанников интереса к сюжетно-ролевым играм, формирования игровых умений, культурных форм общения.

Задачи:

для педагогов:

- создать условия для развития познавательных и творческих способностей воспитанников в процессе специально моделируемой игровой ситуации;

- расширять представления воспитанников о профессиональной деятельности человека, воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий;

- активизировать речь воспитанников, закреплять умение осуществлять игровые действия по речевой инструкции;

- развивать творческое воображение, инициативу, организаторские способности;

- подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;

- формировать у воспитанников интерес к истории предметов (прошлое и настоящее) в рамках мини-музея;

- закреплять знания детей о правилах поведения в общественных местах;

- развивать основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками;

- воспитывать навыки сотрудничества в коллективном творчестве, чувство ответственности за общее дело;

- формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, своему народу, гордость за достижения Родины;

для воспитанников:

- использовать в сюжетно-ролевых играх представления об окружающей жизни, впечатления о произведениях литературы, мультфильмов и др.;

- проявлять инициативу, организаторские способности, навыки сотрудничества в коллективе, чувство ответственности за общее дело;

- уметь готовить обстановку для игры, подбирать предметы-заместители и атрибуты;

- уметь соблюдать в игре ролевые действия и взаимоотношения;

- продолжать обогащать свой словарь формулами словесной вежливости, названиями профессий;

- проявлять творчество в разных видах продуктивной деятельности (изготовление атрибутов к игре);

- овладевать формами  культурного поведения в общественных местах;

- совершенствовать уровень накопленных практических навыков;

для родителей:

- обогащать игровой опыт детей путём ознакомления с художественной литературой, совместным просмотром мультфильмов, телепередач;

- организовывать в семье сюжетно-ролевые игры на бытовые темы и по содержанию прочитанных книг;

- оказывать помощь воспитателям в пополнении предметно-развивающей среды в группе;

- приобретать сюжетные игрушки в соответствии с возрастом детей;

- посещать с детьми ярмарки, выставки, музеи, театры, цирк, магазины, и др.;

- показывать детям пример положительных взаимоотношений в семье, культуру поведения в общественных местах;

- участвовать в совместной деятельности ДОУ и семьи по проекту.

Ожидаемый результат:

для педагогов:

- в группах расширена и обогащена предметно-развивающая среда для развития сюжетно-ролевых игр;

- у воспитанников развилось творческое воображение, расширились игровые замыслы и умения (умение договариваться о предстоящей игре, умение распределять роли);

- у воспитанников сформировано умение согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимоотношения и взаимодействия;

- расширились представления воспитанников о профессиональной деятельности взрослых;

- воспитанники владеют формами культурного общения со сверстниками и взрослыми в игровой ситуации и в быту;

-у воспитанников сформировано бережное отношение к игрушкам;

-воспитанники проявляют интерес к музейным экспонатам;

для воспитанников:

- отражают в сюжетно-ролевых играх впечатления от восприятия окружающего, художественной литературы, телевизионных передач, экскурсий, выставок, музеев, путешествий, походов и др.;

- способны самостоятельно организовать игру, творчески воплотить игровой замысел;

- умеют договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих до начала игры, соблюдают ролевые взаимоотношения;

- проявляют художественно-творческие способности в процессе изготовления атрибутов для игры, экспонатов для мини-музея;

- проявляют доброжелательность, считаются с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решают споры;

- используют в речи формы словесной вежливости в соответствии с ролью;

- проявляют инициативу, организаторские способности, чувство коллективизма;

- самостоятельно убирают игрушки в отведённое для них место:

для родителей:

- осмысленно подбирают художественную литературу детям, обсуждают прочитанное, побуждают детей отражать содержание в сюжетно-ролевых играх;

- принимают активное участие в пополнении предметно-развивающей среды в группе;

- вместе с детьми просматривают телепередачи дома;

- приобретают раскраски по теме проекта;

- посещают с детьми общественные места (поликлиника, магазин, кафе, театр, цирк), наблюдают за работой взрослых;

- показывают детям положительный пример поведения в общественных местах, формируют культурные формы общения;

- принимают активное участие в родительских собраниях, совместных развлечениях, художественно-творческих выставках.

Этапы проекта

I этап – подготовительный

- изучение методической литературы по теме проекта;

- выяснение проблемы (мониторинг образовательного процесса);

- проведение анкетирования родителей;

- реклама проекта для родителей.

II этап – основной (внедренческий)

Формы работы с воспитанниками:

- познавательные занятия;

-экскурсии;

- продуктивная деятельность (изготовление атрибутов к игре);

- чтение художественной литературы;

- рассматривание фотографий, иллюстраций, видеозаписей

Формы работы с родителями:

Работа с родителями:

- коллективные формы работы (устные педагогические журналы, анкетирование, родительские собрания, праздники и развлечения, мастер – классы);

- информационные формы работы (педагогические беседы, тематические консультации);

- наглядно-информационные методы (художественно-творческие выставки, информация в родительском уголке, фотовыставки, фотоотчёты VK).

Взаимодействие со специалистами ДОУ

Музыкальный руководитель:

- совместный подбор музыкального репертуара, игр, пособий, атрибутов для НОД, утренников, развлечений.

Инструктор по физической культуре:

- совместный подбор физминуток, пальчиковых, подвижных игр по темам;

- сотрудничество в организации и проведении праздников и развлечений для воспитанников.

Взаимодействие с социумом

- сотрудничество с городской библиотекой (посещение библиотеки семьёй);

- сотрудничество с Всеволожским ЦКиД (посещение семьёй художественно-творческих выставок, народных праздников, концертов и др.);

- сотрудничество с СОШ №2 (экскурсия в школу);

- сотрудничество с ООО «Филармоника».

III этап – итоговый

Подведение итогов по проекту:

- мониторинг: сбор и обработка методических, практических материалов, полученных в ходе реализации проекта;

- готовый продукт: сюжетно-ролевая игра.

Литература:

1. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьёй. Сертакова М. Н. (Издательство «Учитель», Волгоград, 2015).

2. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 5-7лет. В.А. Деркунская, А. Н. Харчевникова. (ООО «Центр педагогического образования», Москва, 2015)

3. Система педагогического проектирования. Н. П. Битютская. (Издательство «Учитель», Волгоград , 2013)

4. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. (Санкт-Петербург, «Паритет», 2008)

5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. (Под ред.  Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой - М.: «МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014)