Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7435187
Методическая разработка для педагогов дошкольных ОО «Исследовательская деятельность с детьми на прогулке»
Содержание - Дошкольное образование
07.08.2020 11:23

Баловина Галина Анатольевна, методист МБУ ДПО «Куединский РМЦ» Пермский край, п. Куеда. 
Для педагогов дошкольных образовательных организаций.

 


 

Методическая разработка для педагогов дошкольных образовательных организаций
«Исследовательская деятельность с детьми на прогулке»

Дети по природе своей – исследователи. Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Участие в экспериментах относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно ориентирована на каждого ребёнка. Совершенствовать воспитание личности ребёнка невозможно без обогащения его опыта образами природы – полными и яркими.

Роль воспитателя заключается в том, чтобы поддерживать, сохранять первые, яркие детские впечатлении, опираясь на них, научить своих воспитанников видеть красоту и разнообразие природы.

С помощью познавательно-исследовательской деятельности на прогулке можно поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, приобрести опыт исследовательской деятельности, развить восприятие, мышление, речь (рассуждение, размышление, пересказ).

Важно отметить, что самые прочные и ценные знания - не те, что усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно.

В процессе ознакомления с природой у детей формируется представление о живой и неживой природе, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы. «Живое» действие с предметами начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, развивает самостоятельную познавательную деятельность. Дети начинают предполагать результаты опытов, выстраивая причинно-следственные связи.

Комментарии  к слайдам:

Слайд 2

Согласно ФГОС ДО познавательно-исследовательская деятельность является одной из приоритетной видов детской деятельности в образовательной области «Познавательное развитие»

ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Основные формы развития познавательно-исследовательской деятельности в свете требований ФГОС ДО: наблюдение, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, реализация проекта, игры с правилами Познавательное развитие дошкольников, согласно ФГОС ДО, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира и т. д. Данное содержание реализуется в различных видах деятельности, присущих дошкольномувозрасту. Один из них − познавательно-исследовательская деятельность − исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними. Следует отметить, что ФГОС ДО ориентирует конкретное содержание образовательных областей на реализацию в определённых видах деятельности, особое внимание, уделяя познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Характерными видами деятельности для реализации данного направления работы являются: организация решения познавательных задач; применение экспериментирования в работе с детьми; использование проектирования.

Слайд 3

Что же такое исследовательская деятельность?

Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения;

- это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Поисковая активность – это поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определенного

прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его эффективности.

Исследовательское поведение – это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения.

Исследовательская активность - естественное состояние каждого ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное.

систематизацию.

Слайд 4

Цель познавательно-исследовательской деятельности на прогулке:

развивать у детей познавательный интерес, наблюдательность, любознательность и способность к самостоятельному экспериментированию.

Задачи:

  • расширять представления детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность;
  • развивать понимание взаимосвязей в природе;
  • развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности;
  • воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следоватьдоступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Слайд 5

Исследовательская деятельность организуется в следующих формах:

1. Коллективная. Занятие, направленное на развитие исследовательской деятельности, проводится в групповой форме при соблюдении принципов:

  • доступности (каждый воспитанник участвует в процессе исследования),
  • структурности (занятие состоит из постановки проблемы, основной части и подведения итогов),
  • непродолжительности (следует избегать переутомляемости, вводить в ход занятия игровые элементы и физические упражнения).

2. Подгрупповая.Исследовательская работа осуществляется в подгруппах, когда выводы предполагаются после сравнительного анализа нескольких результатов исследования

3. Индивидуальная.Воспитатель организует задания по развитию исследовательской деятельности в индивидуальном порядке, если уровень знаний и умений отстаёт от общего в группе (ребёнок переведён из младшей группы или не посещал детский сад ранее), если возможно развить стихийно возникший интерес к изучению чего-либо.

Слайд 6

Виды познавательно-исследовательской деятельности в детском саду

Вид познавательно-исследовательской деятельности

Примеры реализации в работе с дошкольниками

Поисково-исследовательская

Совместная работа педагога и детей по решению проблемных вопросов. Реализуется в эвристических беседах («Зачем мыть руки с мылом?», «Почему распускаются почки на деревьях?», «Почему не тонет в речке мячик?»), наблюдениях (за природными явлениями и объектами, простыми веществами).

Учебно-познавательная

Самостоятельная деятельность воспитанников по усвоению и применению приобретённых в ходе образовательного процесса знаний, умений, навыков. Реализуется при помощи ТРИЗ-технологий в дидактических играх на совершенствование пространственного, предметного, аналитического мышления; самостоятельных наблюдений на занятиях и прогулках.

Познавательно-практическая

Стихийная или организованная педагогом деятельность воспитанников по получению информации практическим путём. Реализуется в опытах и экспериментах.

Предметно-исследовательская

Совместная или самостоятельная деятельность воспитанников по установлению причинно-следственных связей в окружающем мире и расширению знаний о свойствах объектов. Реализуется в исследованиях различных материалов (ткань, дерево, бумага, пластмасса, краски, чернила), живых существ и растений в процессе роста, явлений природы в течение года.

Слайд 7, 8

Выделяют четыре этапа реализации познавательно-исследовательской деятельности с детьми на прогулке:

1 этап - аналитический

Задачи этапа: анализ ситуации, определение основных его целей: расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность.

Дети учатся внимательно всматриваться в изучаемый объект, описывать его внешние признаки, выделять главное, сравнивать с другими объектами, анализировать, делать выводы и обобщения; включаются в решение познавательных задач и проблем непосредственного активного наблюдения не только за статичными объектами, но и за развитием живых объектов природы; педагог пробуждает потребность в постановке вопросов в процессе наблюдения.

2 этап - организационный

Задачи этапа: скоординировать действия педагогов, детей, родителей по созданию предметно развивающей среды, разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия.

На втором этапе педагог приобщает детей к исследовательской деятельности: формирует исследовательскую активность в форме умения ставить вопросы и разрешать возникающие проблемы. В процессе этой работы дети знакомятся с дальнейшими этапами исследования. Педагогу на данном этапе необходимо создать такие условия для обучения, которые должны способствовать развитию умения задавать вопросы исследовательского характера.

С чего начать работу? Организуем серию познавательных игр: например «Загадайкино», «Вопрошайка», «Угадайка», они учат выявлять главные признаки объекта, его функции, формируют умение давать полную характеристику предмету, определять его место в этом мире, развивают умение ставить вопросы с тем, чтобы угадать предмет. Более сложна для детей работа с «закрытыми» и «открытыми» вопросами — ее мы применяем, изучая познавательные и художественные тексты. Одна из главных ситуаций, в которую надо ставить ребенка, чтобы развивать у него умение ставить вопросы исследовательского характера, — проблемная.  На этом этапе очень важно научить выдвигать доказательства. Чтобы обучение стимулировало творческое развитие ребенка, важно озадачить его и включить в поисковую деятельность.

3 этап - практический

Задачи: осуществление экспериментальной деятельности детей для расширения знания об окружающем мире.

Основная задача — увеличить долю самостоятельности ребенка в решении познавательных проблем, поставленных как педагогом, так и самими детьми. Задача воспитателя — помочь детям в проведении исследований, сделать их полезными.

4 этап - итоговый

Задачи четвёртого этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий.

На данном этапе у ребенка формируется механизм вероятностного прогнозирования, он учится предвидеть результат своей деятельности. Именно в этот периоду ребенка развивается способность к обобщению явлений окружающей действительности и способность к преодолению трудностей.

Слайд 9

Мотивирующее начало занятий

Исследовательские способности заложены в природе человека и стихийно проявляются с первые годы жизни. Тяга к наблюдениям, непосредственному контакту с изучаемыми предметами, постановке опытов и экспериментов становится сильнее у детей дошкольного возраста. Особенно привлекают занятия в мини-лабораториях, где можно использовать специальные инструменты и иногда непривычные материалы для исследования.

Педагогу важно организовать занятие по познавательной деятельности таким образом, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению новой информации. Зачастую практическая сторона вызывает у детей настолько яркие положительные эмоции, что в них теряется радость собственно открытия, к чему стремится проведение каждого исследования. Поэтому рекомендуется начало исследования посвящать активации внимания и усилению мотивации к решению какой-либо проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос. В этих целях используется наглядный материал (предметы и объекты живой и наживой природы. иллюстрации книг, энциклопедии), проводятся подвижные и дидактические игры, беседы, в которых ребятам даётся возможность привести примеры из личного опыта, создаются сюрпризные моменты и проблемные ситуации.

Слайд 10,11

Примеры мотивирующего начала занятия

Тема исследования

Вариант мотивирующего начала занятия

«Способность воды выталкивать предметы меньшей плотности», занятие с экспериментальной игрой «Тонет — не тонет» в младшей группе

Создание сюрпризного момента.

К детям на прогулке приходит плачущая девочка Таня (воспитанница старшей группы). Воспитатель спрашивает, в чём причина её слёз. Девочка рассказывает, что уронила на прогулке в речку мяч и боится, как бы он не утонул. Воспитатель зачитывает стихотворение А. Барто «Мячик» и акцентирует внимание на том, что в тексте утверждается невозможность мячика утонуть. Ребятам предлагается опытным путём (при помощи тазиков с водой и резиновых мячей) показать Тане, что мяч не утонет.

«Свойства воздуха»  в средней группе

Создание проблемной ситуации. Как шарфик оказался на дереве?

Задачи:

- познакомить детей с причиной возникновения ветра, поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, учить устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование

Полоски бумаги

Методические приемы.

Предложить детям подуть на полоску бумаги слегка, сильно, умеренно.

Вывод: если сильно дуть на полоску бумаги, то движения воздуха будет очень быстрым, получится «ветрище», а если дуть легко - движение воздуха будет слабым, получится

«ветерок». Ветер - это движение воздуха.

«Передача солнечного зайчика» в старшей группе

Взрослый рассказывает о больной девочке, которой друзья таким образом помогли увидеть солнечный лучик, который к ней сам попасть не смог (солнце в ее окно не светило).

Цель:

Понимать, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т.е. увидеть его там, где его не должно быть видно.

Материал:

схема многократного отражения.

Оборудование:

Зеркала

Ход опыта:

Дети рассматривают движение солнечного «зайчика».

Обсуждают, как он получается (отражение света от зеркала). Выясняют, что произойдет, если в том месте на стене, куда попал солнечный «зайчик», поместить еще одно зеркало (он отразится еще один раз). Затем дети в паре «передают» друг другу солнечных «зайчиков», зарисовывают процесс двукратного отражения светового луча с помощью двух зеркал в виде схемы.

«Путешествие Почемучки» в подготовительной группе

Детям на прогулке почтальон приносит письмо от Почемучки. Он собирается отправиться в путешествие на бумажном кораблике и приглашает с собой ребят.

Цель: познакомить со свойством бумаги намокать в воде. Воспитатель с детьми делают бумажные кораблики из разной бумаги (газета, салфетки, тетрадный лист, альбомный), воспитатель спрашивает, какие они (твердые, бумажные). Дети пускают кораблики в тазу с водой или ручеек. Наблюдают, как они намокают. Почему кораблики намокают? Можно ли плыть на бумажном кораблике?

Делают вывод.

Слайд 12, 13

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т.д.

Приемы привлечения внимания ребенка должны соответствовать возрасту, в первую очередь — это опора на ориентировочные реакции в разных формах. Задача взрослого заключается в поддержании у детей стремления замечать изменения в природном окружении, привлекать внимание к моментам которые остались незамеченными ребенком. Наблюдательность предполагает умение слушать и активно воспринимать услышанное. Но на прогулке ребенок сталкивается с массой отвлекающих его моментов: птичка щебечет, мотоцикл шумит и т. д. Фаза активного внимания ребенка старшего дошкольного возраста составляет около 10 минут. Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Поэтому наблюдения должны быть интересными, познавательными. С целью стимулирования познавательной активности к рассматриваемым объектам воспитатель должен личным примером вызывать у детей интерес, сопереживание, сопричастность к необычным событиям в окружающей среде. Путем постановки проблемных вопросов привлекать дошкольников к активным высказываниям собственного мнения. Главное эмоциональное стимулирование интереса к ярким образам природного окружения. Поддержание интереса к ежедневным наблюдениям может осуществляться в связи с периодической сменяемостью объекта для непосредственного ознакомления. Наблюдения за явлениями природы животными, растениями, насекомыми и птицами должны сменяться знакомством с людьми разных профессий, ознакомлением с общественной жизнью – жизнью улицы.

Слайд 14, 15

Также должны быть созданы необходимые условия для совместной и самостоятельной исследовательской деятельности детей. Эффективной формой стимулирования познавательной активности старших дошкольников являются экскурсии по территории детского сада и за его пределами. Они организуются с целью развития исследовательской деятельности по изучению объектов живой и неживой природы, проведения наблюдений за сезонными изменениями в природе. На экскурсии появляется возможность расширить сферу экспериментальной деятельности детей. Используя наблюдения за объектами живой природы, можно научить ребёнка эффективным способам взаимодействия с окружающим.

Классификация экскурсий, проводимых с воспитанниками детского сада

Экскурсии, проводимые с дошкольниками, можно классифицировать по ряду критериев.

1.По содержанию. Это природоведческие и посещение социальных объектов (с целью ознакомления с трудом взрослых и достопримечательностями своего родного края). Помимо того, экскурсии бывают обзорные и тематические: военно-исторические и производственные, искусствоведческие и посещение уникальных природных памятников.

2.По форме проведения.

3.По составу участников. Перед проведением мероприятия воспитателю следует продумать, сколько детей целесообразно вовлечь в конкретную экскурсию. Причём, чем моложе воспитанники, тем более малочисленным должен быть коллектив.

4.По месту проведения. Это городские, загородные, музейные, а также заочные (виртуальные, с использованием видеосюжетов) экскурсии.

5.По характеру передвижения. Экскурсии бывают пешеходные, транспортные, а также комбинированные. Пешеходный вариант позволяет дошкольникам более глубоко исследовать объекты, ощутить себя полноценными участниками событий. Выбранный путь при этом должен составлять 2–5 км (в зависимости от возрастной группы детей). Время, проведённое в дороге воспитанниками средней группы, не превышает 30 минут, соответственно в старшем дошкольном возрасте – не более 40–50 минут. Конечно же, обязательно учитываются погодные условия и особенности дороги.

Содержание экскурсии обязательно должно соответствовать возрасту и интересам детей. Количество объектов, на которых акцентируется внимание, должно быть ограничено. Так, в младшей группе на природоведческой экскурсии стоит сосредоточиться только на чём-то одном, например, весной рассмотреть первую пробивающуюся из-под земли травку. В среднем дошкольном возрасте на аналогичной прогулке внимание обращается и на травку, и на набухшие почки у деревьев и кустарников, и на проталины. Воспитанникам же старшего дошкольного возраста можно дать задание исследовательского характера: найти в парке или на участке все признаки весны и затем отразить их в рисунке.

Особенности проведения экскурсий в разных возрастных группах

Каждая возрастная группа имеет свои особенности проведения экскурсий. Например, в младшем дошкольном возрасте такие мероприятия проводятся только внутри детского сада (знакомство с его внутренним устройством и экскурсии по участку), и лишь со второй половины года планируются короткие посещения близлежащего парка или луга.

В среднем и старшем дошкольном звене практикуются самые разные природоведческие экскурсии и посещения социальных объектов родного края. Оптимально проводить такую работу ежемесячно.

Число детей, принимающих участие в экскурсии, опять-таки зависит от их возраста: чем младше ребята, тем малочисленнее должен быть их коллектив. Так, в младшем дошкольном звене целесообразно проводить мероприятия с подгруппой из 6–12 человек с примерно одинаковым уровнем развития.

Что касается приёмов проведения экскурсии, то при работе с малышами они носят в основном наглядно-действенный характер. В более старшем возрасте больше внимания уделяется доносимой до детей информации.

Начиная со средней группы, воспитатель обязательно проводит анализ экскурсии после её окончания. Ребята подводят итоги познавательной деятельности (что касается средней группы, то детям в этом помогает педагог), дают ей эмоциональную оценку.

Картотека экскурсий (примерная)

В соответствии с видами экскурсий воспитатель формулирует их темы. Можно рассмотреть следующие варианты для различных возрастных групп.

Вторая младшая группа

1.«Путешествие по детскому саду», «В гости к поварам», «Знакомство с медицинским кабинетом».

2.Экскурсии по участку детского сада: «Первая травка», «Наша красивая клумба», «Осенний наряд деревьев».

Средняя группа

1.«В гости к обитателям луга», «Наше озеро», «Прогулка к реке» (цель: показать отличительные особенности каждого вида водоёма), «Прогулка в зимний день», «Весеннее путешествие», «Осень на участке» (цель: показать ребятам несколько признаков каждого времени года).

2.«Прогулка к светофору», «Путешествие к перекрёстку».

3.«Прогулка в супермаркет» (цель: показать дошкольникам отличие супермаркета от обычного магазина, где нет самообслуживания).

Старший дошкольный возраст

1.«Золотая осень в парке», «Разгулялся день весенний», «Зимняя сказка» (цель: найти признаки каждого времени года в парке, сквере, на участке), «Как устроена теплица», «Оранжерея», «Путешествие в зоопарк» (цель: показать, как люди ухаживают за растениями и животными), «Путешествие в музей природы» (цель: подчеркнуть уникальность природных объектов, воспитание к ним бережного отношения, словно к экспонатам музея), «Мы друзья природы» (цель: показать на конкретных примерах, как человек может помогать природе, например покормить птиц или рыбок в водоёме).

2.«Дом, где живут книги» (экскурсия в библиотеку).

3.«Как устроена почта».

4.«В гости к пожарным».

5.«Знакомство со школой» (как вариант «В гости к учителю», «Скоро в школу»).

6.«Экскурсия в краеведческий музей», «Добро пожаловать в музей русской старины», «Экскурсия в музей воинской славы» (как вариант «Вспоминая годы Великой Отечественной войны»), «»Экскурсия к памятнику», «Где живут картины» (экскурсия в картинную галерею).

Слайд 16-21

Современная система образования в детском саду отходит от способа передачи детям знаний информационным методом (прямая передача от педагога – воспитаннику). Согласно ФГОС педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог раскрыть и совершенствовать способности в открытии особенностей и свойств объектов окружающей действительности. Исследовательские качества наблюдаются у детей 1–2 лет. Экспериментирование с объектами происходит при помощи элементарных действий: стукнуть о твёрдую поверхность, смять бумагу, подуть через трубочку, подуть на предмет. С развитием мелкой моторики и координации движений опытные исследования становятся насыщеннее, но спонтанность в экспериментировании сохраняется до достижения 5–6 лет. Средние дошкольники способны к более длительным наблюдениям, они активно пополняют словарный запас и стремятся использовать в самостоятельной деятельности приобретённые навыки. Воспитанники старшей и подготовительной групп проводят опыты и эксперименты по самостоятельно продуманному плану, фиксируют и оценивают полученные сведения. Следовательно, на протяжении всего периода обучения в детском саду воспитанники совершенствуют способность решения проблемных ситуаций практическими методами, как в совместной с педагогом деятельности, так и самостоятельно в различных режимных моментах.

Таблица: Области экспериментирования (примерная)

Область экспериментирования

Тема

Цель экспериментирования

Материалы

Объекты не живой природы

 

 

 

 

 

 

 

 

«Свойства»

Знакомство со свойствами песка

Баночки с сухим песком, бутылка с водой, лопатки

«Очистка воды»

Познакомить со способом фильтрования воды

Стакан с грязной водой, пустой стакан, ватные фильтры для очистки воды

«Металлы»

Формирование представлений о свойствах металлов

Магниты, ёмкости с водой образцы металлов

«Радуга»

Познакомить с механизмом распада света на цветовой спектр

Гранёное стекло (деталь от хрустальной люстры)

«Как достать скрепку?»

Расширение представлений о свойствах магнита и его применении человеком

Ёмкость с водой, скрепки, магнит

Объекты живой природы

«Запасливые растения»

Знакомство со свойством некоторых растений накапливать влагу

Ёмкость с водой, пищевые красители, деревянные бруски, губки

«Как цветок пьёт воду»

Формирование представления о движении воды от корня растения по стеблю к листьям и цветку

Стаканы с водой, пищевые красители, белые шерстяные нити

Человеческий организм

«Запах и вдох»

Установление необходимости вдоха для определения запаха

Плотный матерчатый мешочек с различными ароматическими материалами: мыло, апельсиновая цедра, ароматическая свеча, флакон духов.

«Зрачок»

Изучить влияние света на зрачок

Зеркало

 

Детское экспериментирование предполагает: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале и др.).

Оно является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников и наиболее успешным средством ознакомления детей с миром окружающей природы. В ходе организации опытов с природными материалами в процессе совместной и самостоятельной деятельности дошкольников на прогулке дети лучше познают окружающий мир. Все это стимулирует их искать ответы, на вопросы, обращаясь за помощью к взрослым, познавательной литературе, детским энциклопедиям, Интернету. Особое внимание, при планировании экспериментальной деятельности на прогулке по ознакомлению дошкольников с явлениями природы необходимо обращать на сезонность.

Слайд 21

В ходе исследовательской деятельности дошкольник учится:

наблюдать,

размышлять,

сравнивать,

отвечать на вопросы,

делать выводы,

устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Необходимо научить детей следующим умениям:

Видеть проблемы

Задавать вопросы

Выдвигать гипотезы

Давать определения понятиям

Классифицировать

Наблюдать

Умения и навыки проведения экспериментов

Структурировать полученный в ходе исследований материал

Делать выводы и умозаключения

Доказывать и защищать свои идеи.

Слайд 22

Что даёт познавательно-исследовательская работа:

Ребёнок, почувствовавший себя исследователем,  овладевший искусством эксперимента побеждает нерешительность и неуверенность в себе.

У него развивается инициативность, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь.

Слайд 23

Для оценивания результатов и эффективности познавательно-исследовательской деятельности воспитанников педагогом проводится диагностика по следующим критериям:

  • умение формулировать проблемы воспитанниками;
  • грамотное формулирование вопросов;
  • построение алгоритма действий для решения проблемы;
  • выдвижение гипотез;
  • выбор способов исследования;
  • умение описывать наблюдения во время исследовательского процесса;
  • наличие мыслительных умений (анализирование, сравнивание, обобщение, систематизация);
  • степень самостоятельности на каждом этапе проведения исследования;
  • способность к умозаключениям, выводам,
  • подведению итогов.

О высоком уровне познавательно-исследовательской деятельности свидетельствует:

  • наличие устойчивой мотивации к решению проблемных ситуаций и поиску ответов на поставленные вопросы,
  • самостоятельное построение алгоритма исследования и проведение практической работы (опытов),
  • грамотная формулировка полученных сведений, правильное построение выводов,
  • ребёнок с развитым исследовательским типом мышления проявляет инициативу в выборе материалов и инструментов для проведения наблюдений, не боится выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, доводит начатое до конца с целью получения соответствия озвученной гипотезе или опровержения её.

Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи познавательного развития детей. Используя систематически в ходе педагогической деятельности наблюдения, проведение опытов, экспериментов, практических работ по изучению представителей животного мира, экскурсий по территории детского сада и за ее пределы — всё это способствует у детей усвоению знаний о природе, выработке умений сравнивать, анализировать, обобщать, находить целое и его часть, описывать предметы. Для воспитателей прогулка — это уникальная возможность не только оздоровить детей, но и обогатить ребенка новыми знаниями, показать опыты, материал для которых предоставляет сама природа, развить внимание, память и другие мыслительные операции.


alt

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР