Статья «Использование сенсорной игры как возможность установления контакта с аутичным ребенком» |
Содержание - Дошкольное образование |
11.09.2020 06:49 |
Ловецкая Наталья Олеговна, учитель-дефектолог, логопед МДОУ №9, д/с «Малыш», г.о Павловский-Посад, Московская область.
«Использование сенсорной игры как возможность установления контакта с аутичным ребенком» Проведение специально организованных сенсорных игр с аутичным ребенком может дать новые возможности для установления контакта с ним. Как показывает практика, мир предметов и их свойств значим для аутичного ребенка, привлекает его внимание и интерес. В моменты получения сенсорных ощущений ребенок испытывает удовольствие, которое проявляется во всем его облике, а также в степени целеустремленности (если попытаться переключить его внимание на что-то другое, он будет настаивать на продолжении понравившегося занятия. А если попытаться запретить – ответом станет бурно выраженный протест). Аутичный ребенок очень избирателен в своих ощущениях, и чаще всего в его арсенале есть всего несколько ощущений, которые они путем повторения хочет пережить вновь и вновь. Отсюда вытекает цель проведения с аутичным ребенком специально организованных сенсорных игр - создание эмоционально положительного настроя. Она подразумевает обязательное участие взрослого: во-первых педагог или мама предлагают ребенку пережить новое приятное ощущение, во-вторых, взрослый проживает это ощущение вместе с ребенком. Механизм проведения игры следующий: привлеченный новым ощущением, ребенок соглашается на участие в игре, а полученное удовольствие связывается у него с образом взрослого. Если вы сумеете разделить с ребенком положительные эмоции, разнообразить их и сделать переживание удовольствия более насыщенным, то со временем ребенок станет доверять, и зная, что с вами интересно, с готовностью пойдет на сотрудничество. Итак, проведение сенсорных игр решает следующие задачи: - переживание приятных эмоций, что положительно сказывается га настроении и поведении ребенка; - возникновение эмоционального контакта со взрослым, появление в жизни ребенка человека, который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход дальнейшего развития ребенка; - получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире; - внесение в игру новых социальных смыслов посредством видения сюжетов, что приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях. В своей работе использую следующие сенсорные игры: 1. Игры с красками «Цветная вода». Для игры потребуются акварельные краски, кисточки,5 прозрачных пластиков стаканчиков. Расставьте стаканы в ряд на столе и наполните водой. Возьмите на кисточку одного из основных цветов-красный, желтый, зеленый, синий. Можете начинать с любимого цвета ребенка, если такой есть- и разведите в одном из стаканов. В этой игре ребенок может проявить желание и более активно участвовать в происходящем - «заказывая следующую краску» или выхватывая кисточку и начиная действовать самостоятельно. Когда увлеченность чистым сенсорным эффектом станет ослабевать (разным детям требуется для этого разное время и число повторений), можно приступать к расширению игры. Возможный вариант развития игры-организация активного участия ребенка в ней и развитие бытовых навыков. Так, если ребенку нравится игра, скорее всего он согласится выполнить вашу просьбу инструкцию –предложите ему открыть кран, налить воду в пластиковую бутылку, затем наполнить водой стаканы. Когда же ребенок освоится в игре и четко усвоит некоторые несложные действия, предоставляйте ему все больше самостоятельности при выполнении заданий. «Смешиваем краски»Смешивая краски, мы можем создать новые цвета. Для этого слейте воду разных цветов в один стакан либо растворите в стакане с чистой водой поочередно несколько красок. Так, из желтого и красного цвета получаем оранжевый, из синего и желтого – зеленый, из красного и синего цвета - фиолетовый. Яркие ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол подложите клеенку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (просто окуните в тазик с водой), и положите на клеенку, пригладив влажной губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте другими красками. Экспериментируйте вместе с ребенком! «Кукольный обед»Накройте на стол, расставьте стаканы. Усадите кукол и мишек и угостите их разными напитками. В игре красная вода превращается в томатный сок, белая в молоко, оранжевая в – в фанту, а коричневая - в чай. 2. Игры с водойС учетом терапевтических свойств воды весьма вероятно, что сенсорная игра плавно перетечет в игру терапевтическую. В своей работе использую следующие варианты игр с водой. «Переливание воды»Чтобы ребенку было удобнее достать до крана, пододвиньте к раковине стул. Возьмите пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки различных размеров. Наполняйте водой емкости, демонстрируя ребенку пустую посуду и наполненную, сопровождая действия речью. «Открывай! Закрывай!»Переверните заполненную водой пластиковую бутылку. Затем подставьте ладонь под вытекающую из горлышка струю. Прокомментируйте свое действие свое действие словами: «Закрыли водичку! Как ты попросишь открыть воду? Скажи!» действуйте ладонью ребенка, побуждая его закрыть и открыть воду. «Бассейн»Наполнив таз водой, организуйте игру в «бассейн», где учатся плавать игрушки. Проведение такой игры рекомендуется, если ребенок уже посещал бассейн и у него есть реальное представление о нем. Сопровождайте ход игры словесным комментарием: «Вот наши куколки пришли в бассейн, в бассейне учатся плавать. Поплыли!» «Озеро»Наполните большой таз водой: теперь это «озеро», в котором плавают рыбки или уточки: «Вот какое глубокое озеро – много воды! В озере плавают уточки. Вот мама утка, а вот ее дети – маленькие утята» и т.д. «Мытье посуды»Вымойте посуду после кукольного «обеда», используя губку и средство для мытья посуды: «Будем мыть посуду. Открывай кран! Здесь какая вода? Горячая! А здесь? Холодная. Давай откроем холодную и горячую воду, тогда получится теплая вода. Вот так потрем губкой тарелочку. Теперь сполоснем. Чистая стала посуда». 3. Игры с мыльными пузырями. Детям нравится наблюдать за кружением мыльных пузырей, сами выдуть пузыри часто отказываются. Предлагается предварительно подготовить ребенка к игре с мыльными пузырями. Для научить сильно дуть, направлять струю воздуха в нужном направлении. Предлагаю такие игры: «Снег пошел» - на кусочек ватки в воздухе, чтобы она не упала. «Плыви, кораблик!» - дуть на маленький легкий кораблик на воде. «Вертушка» - дуть на игрушку – вертушку. «Катись, шарик!» -дуть на маленький шарик (например, для пинг-понга), можно дуть через трубочку. Если у ребенка сформировался сильный выдох, можно переходить к играм с мыльными пузырями. «Мыльные пузыри»Чтобы вызвать интерес у ребенка к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему помимо рамки из купленного пузырька разнообразные трубочки - для этого возьмите коктельную или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубу. Для получения большого пузыря подойдет и небольшая пластиковая бутылочка с отрезанным дном. «Пенный замок» В небольшую мисочку налейте немного воды, добавьте средство для мытья посуды и размешайте. Возьмите широкую коктельную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть-с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающих пузырей. Поставьте внутрь пены пластмассовую игрушку-это «принц, который живет в пенном замке». 4. Игры со светом и тенями. «Солнечный зайчик» Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте зеркальцем лучик и постарайтесь обратить внимание на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку и другим предметам. Возможно ему захочется дотронуться до светового пятна, тогда не спеша отодвигайте луч в сторону, попробуйте привлечь внимание к игре-предложите поймать убегающего «зайчика». Смех ребенка станет вам самой лучшей наградой. «Тени на стене» Когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте ее свет на стену. При помощи кистей рук вы получите на стене тень лающей собаки. Летящей птицы и т.д. «Театр теней» Можно придумать несложный сюжет и организовать целый «театр теней», для чего использовать приготовленные заранее бумажные фигурки-силуэты. «Фонарик» Приготовьте электрический фонарики, когда стемнеет, походите с фонариком по квартире. Фонарик пригодится во время прогулки в вечернее время на детской площадке. «Темно-светло» При помощи фонарика устройте освещение в кукольном домике для игр, который можно соорудить из большой коробки. 5. Игры со льдом «Льдинка» Надо заранее приготовить лед: вместе с ребенком заполните водой форму для льда, оставьте в холодильник. На занятии достаньте лед и вместе с ребенком выдавите из формы в мисочку «Смотри как водичка замерзла - стала холодная и твердая. Возьмем в ручку, зажмем в ладошку. Смотри, водичка капает - это лед превращается в воду». «Разноцветный лед» Можно приготовить разноцветный лед, добавив в воду краски. Или нарисовать краской на большом куске льда. «Ледяные фигурки» Замораживайте воду не только в специальных формочках, используйте также пластиковые стаканчики, формочки от конфет и мороженного, чтобы получить куски льда разной формы и размера. Используйте их как конструктор- выкладывайте узоры. Сложите изо льда пирамидку или домик. 6. Игры с крупами Приготовьте крупы: гречку, горох, манную крупу, фасоль, рис. Дома проводите занятие на кухне. «Прячем ручки» Насыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами, ощу4щитеее структуру, выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребенку присоединиться: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем». Прячьте мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем ищите. На следующих занятиях можно использовать другие крупы. «Пересыпаем крупу» Пересыпайте крупу совочком, ложкой, стаканчиком из одной емкости в другую, пересыпайте крупу в руках, обращая внимание на извлекаемый при этом звук. «Дождь, град» Ребенок может захотеть рассыпать крупу. В этом случае остановить его будет трудно. Будьте готовы к такому развитию событий - позвольте ребенку сделать это. Контролируя его действия, пусть рассыпающаяся крупа станет «дождем» или «градом», и с этого момента сенсорная игра переходит в терапевтическую. По рассыпанной крупе можно походить в носочках или ботинках. В завершении такой игры организуйте уборку. «Покормим птичек» В этой игре понадобятся гречневая или рисовая крупа и игрушечные фигурки птичек. «Вот прилетели к нам птички: пи-пи-пи! Птички просят покушать. Что кушают птички? Зернышки. Давай насыпем птичкам зернышек. Кушайте, птички!» «Вкусная каша» Добавим в манную крупу воды, сварите «кашку» для куклы, а затем покормите ее. Можно «приготовить» другую еду для кукол –например, если вдавить горошины в кусочек коричневого пластилина, получится «шоколад с орехами». «Разложи по тарелкам» Перемешайте в мисочке немного фасоли и гороха. Затем попросите ребенка разделить горох и фасоль и разложить по отдельным тарелочкам: «Смотри, горошинки и фасолинки перемешались. Давай разложим горошинки на эту тарелочку, а фасолинки на эту». 7. Игры с пластичными материалами (пластилином, глиной, тестом) Для работы с пластичными материалами следует обучить ребенка некоторым навыкам работы с ними: - Мнем и отщипываем. Приготовим брусок пластилина и предложим ребенку подержать его в руках, помять пальчиками, отщипнуть несколько маленьких кусочков. Такие действия познакомят ребенка с мягкой т пластичной фактурой материала, дадут разнообразные тактильные ощущения пальцам рук. В следующий раз предложите ребенку кусочек теста, затем –глину. - Надавливаем и размазываем. Научите ребенка надавливающим движением указательного пальца прижать кусочек пластилина к дощечке или листу картона (в результате должна получиться круглая лепешечка). Если же сначала надавить пальцем на пластилин, а затем сместить палец, то таким способом (размазывавание) мы получаем пластилиновую линию. - Скатываем шарики, раскатываем колбаски. Покажите ребенку два основных приема лепки (скатывание шариков круговыми движениями и раскатывание колбасок движениями вперед-назад): на плоскости стола или между ладонями, если работаем с большим куском, или между пальцами большим и указательным, или большим и средним), если кусок маленький. Поначалу действуйте руками ребенка (если он не будет сопротивляться) Затем предложите малышу делать это самостоятельно. - Режем на кусочки. Научите ребенка разрезать пластилин или тесто на кусочки различных размеров с помощью пластмассовой стеки. После того, как ребенок усвоит каждый прием отдельно, можно в одной игре комбинировать разные методы. «Пластилиновые картинки». При создании пластилиновых картинок используются методы надавливания и размазывания. Таким простым способом можно быстро делать самые разнообразные картины из пластилина. Нарисуйте на картоне предмет, и методом надавливания и размазывания создайте пластилиновую картину. Сначала помогайте ребенку, а потом дети научаться выполнять самостоятельно. «Приготовление еды». Скатаем маленькие шарики из пластилина красного цвета - получились «ягодки», а разноцветные шарики станут «конфетками» или «витаминками». Раскатаем кусочек красного пластилина – получаем «колбасу», а если тонко-тонко раскатать белый пластилин - выкладываем на тарелку «спагетти». Разрежем кусок светло-коричневого пластилина на кусочки - это «хлеб». Итак, угощение готово, приглашаем кукол на «Обед». «Огород». На куске плотного картона выложите пластилиновые грядки. Теперь «сажайте овощи», для этого можно использовать крупы - так, горох станет «репкой», а красная фасоль - «картошкой»; разноцветная мозаика превратится в «красные помидорчики» и «зеленые огурчики». 8. Игры со звуками «Послушаем звуки» Окружающий мир наполняют разнообразные звуки. Обращайте на них внимание ребенка - прислушайтесь вместе с ним к скрипу двери, стуку ложечки о стенки чашки, когда размешиваете чай, стуку колес поезда и т.д «Постучим, погремим!» Извлекайте разнообразные звуки из предметов: постучите деревянными (или металлическими) ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее. «Найди такую же коробочку» Насыпьте в небольшие коробочки разные крупы (коробочек с одинаковой крупой должно быть по две). Потрясите коробочкой, привлекая внимание ребенка к звучанию,- пусть он найдет коробочку, звучащую так же. Помимо круп можно использовать бусинки, камушки и другие материалы. «Свистульки» Приобретайте для ребенка разнообразные звучащие игрушки-погремушки, свистульки, пищалки и т.д. «Музыканты» Приобретайте для ребенка детские музыкальные инструменты - барабан, бубен, металлофон, дудочку, гармошку, пианино. Когда ребенок научится различать на слух их звучание, правильно играть на них, используйте него умения в сюжетных играх - «У мишки день рождения. Давай сыграем для него на пианино», когда поем песенку – играем на гармошке. Проведение игр с ритмами дает новые возможности для развития аутичного ребенка. Использование интереса ребенка к ритму и мелодии способно помочь растормозить его речь, развить подражание, вызвать двигательную активность. В играх с ритмами можно использовать следующие приемы: - хлопки в ладоши; - топанье ножками; - прыжки в определенном ритме; - танцы; - проговаривание текстов стихотворений; - пение детских песенок. Использование стихотворений, потешек, песенок, в работе с аутичным ребенком предполагает: сопровождение текста движениями, воспроизведение сюжета с помощью игрушек, показывание сюжетных картинок (в дальнейшем такая картинка будет «запускать» пропевание ребенком песенки). При этом следует исходить из принципов простоты (движения не должны быть сложными) и доступности сюжета для детского восприятия. Кроме того стишок или песенка должны понравиться ребенку. Вводите стишки и песенки постепенно, давая ребенку возможность выбрать те, что ему больше нравятся. Сначала взрослый самостоятельно читает стихотворение или поет песенку, сопровождая их движениями. Когда ребенок запоминает текст, педагог, останавливаясь во время проговаривания или пропевания, педагог побуждает ребенка повторить выразительное движение, сопровождающее пение или договаривание. Эта же работа продолжается родителями. Если делать это довольно долго, то наступает момент, когда ребенок станет петь и проговаривать стишки по собственному желанию. Часто именно в ходе занятий с ритмами у ребенка возникают первые попытки использовать активную речь. Уточнение смыслового содержания используемых текстов можно достичь, показывая действия, используя картинки, игрушки, проигрывая сюжеты. Если такая игра сопровождается показом сюжетной картинки или игрушки, то текст песенки или стиха связывается у ребенка с определенным образом-предметом или изображением. Поскольку прикосновения для аутичного ребенка могут оказаться неприятными, поначалу старайтесь не дотрагиваться до него. Будьте терпеливы и дождитесь момента, когда ребенок первый проявит инициативу. Это может произойти по-разному: вот ребенок впервые забрался к вам на колени или вдруг во время занятия в первый раз надолго остановил взгляд на ваше лице. Будьте внимательны не пропустите это важный шаг ребенка в вашу сторону. Если это произошло, то в занятиях становится возможным проведение таких игр: «Тормошение, возня» Обычно происходит на полу или диване, и ребенок является инициатором этой игры. Во время подобных игр можно валяться, обниматься, толкаться, кататься, щекотаться и т.п. «Догоню-догоню, поймаю – поймаю» Делаете вид, что пытаетесь поймать ребенка, а он убегает. Предложите ему вариант игры наоборот - пускай он попробует догнать вас. Однако этот вариант игры очень сложен для аутичного ребенка, т.к. требует от него большей активности и произвольности действий. «Змейка» Возьмите ленточку (скакалку, веревку) и, делая колебательные движения рукой, отходите от ребенка, предлагая ему догнать змею: «Уползает! Уползает змейка! Скорее догони!» Дайте возможность ребенку победно наступить на змейку ногой. «Самолетики» Покружите ребенка в воздухе – «Полетели, полетели!», затем опустите на пол – «Приземлились». Таким образом, используя в коррекционной работе с аутичным ребенком возможные варианты игр, можно добиться определенных успехов в его развитии. Ребенок постепенно приобретает новый опыт игровой деятельности, получает новые сенсорные ощущения и разнообразные положительные эмоциональные впечатления, что расширяет дальнейшую его игровую деятельность, дает возможность развития начатков сюжетно-ролевой игры, формирует коммуникативную функцию речи. Литература: 1. Аутизм:методологические аспекты коррекции/Под ред. Морозова С.А.-М.:Сигналъ, 2002. 2. Аутичный ребенок: проблемы в быту/Под ред. Морозова С.А.-М., 1988. 3. Башина В.М.Аутизм в детском возрасте.- М.:Медицина,1999. 4. Гринспен С. На ты с аутизмом.- М.Терефинф, 2018. 5. Е.Янушко, «Игры с аутичным ребенком», Теревинф, Москва, 2019 |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».