Дополнительная общеобразовательная-дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Цветик - семицветик» |
Содержание - Дошкольное образование | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20.01.2021 12:10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тырина Светлана Витальевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №72» г. Сыктывкара.
Дополнительная общеобразовательная - дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности « Цветик - семицветик»
Программа дополнительного образования по сенсомоторному развитию разработана педагогом дошкольного учреждения. Программа ориентирована на дошкольников 2-4 лет для работы в дошкольных образовательных учреждениях. Основана программа на теории развития (где развитие - объективный процесс количественных и качественных изменений психики, происходящий во времени) и положении о ведущей роли игрового обучения, которое является движущей силой психического развития. В основу данной программы положены ведущие идеи: Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова с идеей развивающего обучения, которое позволят открыть в детях потенциальные интеллектуальные и личностные способности («Старайся сделать обучение увлекательным»), А.В. Запорожца, Л.А. Венгера о самоценности дошкольного периода развития («Основной путь развития - это путь обогащения формами и способами деятельности»), Л.С.Выготского («Обучение идет впереди развития и ведет его за собой, для всякого обучения существуют оптимальные сроки). Идеи названных авторов легли в основу личностно-ориентированного обучения дошкольников. Данная Программа разработана на основе следующих нормативных документов: -Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3
Развивающая игровая программа дополнительного образования по сенсомоторному развитию имеет социально-педагогическую направленность, является синтезированной модифицированной, созданной на основе программ: Пилюгина Э.Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста», Удалова Э.Я. , Метлева Л.А. «Развитие сенсомоторной сферы детей»,и системы М. Монтессори и составлена с учетом ФГОС и требований СанПиН. В ходе последовательного, поэтапного прохождения курса обеспечивается целенаправленное педагогическое воздействие, благотворно влияющее на развитие ребенка, закладывающее фундамент в становление целостной индивидуальности. Важной составляющей частью психологического развития младшего дошкольника является накопление им сенсорно - моторного опыта. Ребенок познает окружающую его действительность путем ощущения и восприятия. Узнает о предметах и явлениях при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния и лишь в дальнейшем в процесс познания включаются речь, память, мышление. Таким образом, восприятие и ощущения, возникающие в процессе взаимодействия ребенка с окружающей его действительностью, составляет основу всей познавательной деятельности ребенка. Поэтому воспитание сенсорно - моторных функций имеет очень большое значение для всего последующего развития дошкольника. Сенсорно - моторные функции развиваются в тесной и не разрывной взаимосвязи с двигательными навыками. Для детей младшего возраста важно стимулировать накопление чувственного опыта, сочетая его с моторной активностью. Ребенка необходимо обучать изучению окружающих предметов с помощью наиболее развитых в данном возрасте психических процессов таких как: зрение, слух, движения рук. Эта задача выполняется в процессе занятий с детьми. Чтобы познакомиться с каким-то предметом, ребенку его нужно изучить: потрогать руками, сжимать, гладить, то есть совершать какие - либо действия, которые называются моторными. Чтобы взять предмет рукой, ребенок должен быть уже готов к этому. Если он не может схватить предмет, то ощутить его тоже не сможет. Значит, одной из основной задачи как воспитателя так и родителей, является развитие моторики рук, учить руки ребёнка быть ловкими и умелыми, тогда он сможет многое познать с их помощью. И чем раньше мы дадим в его руки новое, неизученное, тем быстрее они станут умелыми. Всё это, безусловно, облегчает развитие и обучение детей. Важно, чтобы окружающий мир был обогащён развивающей средой: разработаны игрушки, игровые пособия, стимулирующие зрительные, тактильные, обонятельные ощущения. Учитывается сила цвета: при грамотно подобранной цветовой гамме снижается напряжение, оптимизируется эмоциональный настрой. Новизна программы кружка «Цветик - семицветик» заключается в следующем: программа имеет интегрированный характер и основана на модульной технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. А также предоставляет возможность для развития творческих способностей обучающихся.
Цель программы - обогащение чувственного опыта детей младшего возраста, формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития, содействие психофизическому развитию. Задачи программы: Воспитательные:
Обучающие:
Развивающие:
Принцип развития - предлагает выделение тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка; организация педагогического воздействия осуществляется с учетом ведущей деятельности ребенка - игры. Онтогенетический принцип - учет возрастных особенностей; Интегративный характер занятий - позволяет решать несколько разноплановых задач, преимущественно опережающих уровень актуального развития детей, но не выходящих за границы зоны ближайшего развития, в рамках одного занятия); Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата. Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу. Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению. Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь. Принцип систематичности и последовательности - предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок. Принцип научности - заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, шар, куб, призма, цилиндр, квадрат, прямоугольник, треугольник и пр.). Принцип повторяемости материала - позволяет формировать и закреплять механизмы реализации функции. Принцип единства диагностики и педагогического процесса - результаты обследования определяют пути работы с воспитанниками в виде перспективного плана развития.
Возраст 2-3 года Ребенок с удовольствием учится новым упражнениям и движениям - прыгает с высоты, кувыркается, лазает на лестницы, скачет на одной ноге, ездить самостоятельно на велосипеде. Он превращается в маленького скалолаза, потому что научился ловко забираться на все возможные препятствия. Ребенок стремится довести этот навык до совершенства, в связи, с чем требует к себе повышенного внимания, так как чувство опасности ему незнакомо, и многие не смотря на шишки, продолжают бесстрашно покорять новые вершины. На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка. В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней - действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами- заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой- либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от нее линий. К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет. Но его может и не быть. Возраст 3-4 года Физическое развитие 3-хлетний ребенок владеет основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами). Возникает интерес к определению соответствия движений образцу. Дети испытывают свои силы в более сложных видах деятельности, но вместе с тем им свойственно неумение соизмерять свои силы со своими возможностями. Моторика выполнения движений характеризуется более или менее точным воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и т.д. К 4-м годам ребенок может без остановки пройти по гимнастической скамейке, руки в стороны; ударять мяч об пол и ловить его двумя руками (3 раза подряд); перекладывать по одному мелкие предметы (пуговицы, горошины и т.п. - всего 20 шт.) с поверхности стола в небольшую коробку (правой рукой). Начинает развиваться самооценка при выполнении физических упражнений, при этом дети ориентируются в значительной мере на оценку воспитателя. 3-4-х летний ребенок владеет элементарными гигиеническими навыками самообслуживания (самостоятельно и правильно моет руки с мылом после прогулки, игр, туалета; аккуратно пользуется туалетом: туалетной бумагой, не забывает спускать воду из бачка для слива; при приеме пищи пользуется ложкой, салфеткой; умеет пользоваться носовым платком; может самостоятельно устранить беспорядок в одежде, прическе, пользуясь зеркалом, расческой). Социально-личностное развитие К трем годам ребенок достигает определенного уровня социальной компетентности: он проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. У ребенка возникают личные симпатии, которые проявляются в желании поделиться игрушкой, оказать помощь, утешить. Ребенок испытывает повышенную потребность в эмоциональном контакте со взрослыми, ярко выражает свои чувства - радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие и др. Для налаживания контактов с другими людьми использует речевые и неречевые (взгляды, мимика, жесты, выразительные позы и движения) способы общения. Осознает свою половую принадлежность («Я мальчик», «Я девочка»). Фундаментальная характеристика ребенка трех лет - самостоятельность («Я сам», «Я могу»). Он активно заявляет о своем желании быть, как взрослые (самому есть, одеваться), включаться в настоящие дела (мыть посуду, стирать, делать покупки и т.п.)». Взаимодействие и общение детей четвертого года жизни имеют поверхностный характер, отличаются ситуативностью, неустойчивостью, кратковременностью, чаще всего инициируются взрослым. Для детей 3х летнего возраста характерна игра рядом. В игре дети выполняют отдельные игровые действия, носящие условный характер. Роль осуществляется фактически, но не называется. Сюжет игры - цепочка из 2х действий; воображаемую ситуацию удерживает взрослый. К 4м годам дети могут объединяться по 2-3 человека, для разыгрывания простейших сюжетно-ролевых игр. Игровые действия взаимосвязаны, имеют четкий ролевой характер. Роль называется, по ходу игры дети могут менять роль. Игровая цепочка состоит из 3-4 взаимосвязанных действий. Дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию. Познавательно-речевое развитие Общение ребенка в этом возрасте ситуативно, инициируется взрослым, неустойчиво, кратковременно. Осознает свою половую принадлежность. Возникает новая форма общения со взрослым - общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную со взрослым познавательную деятельность. Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи. Овладение родным языком характеризуется использованием основных грамматических категорий (согласование, употребление их по числу, времени и т.д., хотя отдельные ошибки допускаются) и словаря разговорной речи. Возможны дефекты звукопроизношения. В развитии познавательной сферы расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке. Ребенок активно использует по назначению некоторые бытовые предметы, игрушки, предметы-заместители и словесные обозначения объектов в быту, игре, общении. Формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. В практической деятельности ребенок учитывает свойства предметов и их назначение: знает название 3-4 цветов и 2-3 форм; может выбрать из 3-х предметов разных по величине «самый большой». Рассматривая новые предметы (растения, камни и т.п.) ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит
к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию. Важную роль начинают играть образы памяти. Память и внимание ребенка носит непроизвольный, пассивный характер. По просьбе взрослого ребенок может запомнить не менее 2-3 слов и 5-6 названий предметов. К 4-м годам способен запомнить значительные отрывки из любимых произведений.. Рассматривая объекты, ребенок выделяет один, наиболее яркий признак предмета, и ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Его интересуют результаты действия, а сам процесс достижения еще не умеет прослеживать. Конструктивная деятельность в 3-4 года ограничивается возведением несложных построек по образцу (из 2-3 частей) и по замыслу. Ребенок может заниматься, не отрываясь, увлекательным для него деятельностью в течение 5 минут. Художественно-эстетическое развитие Ребенок с удовольствием знакомится с элементарными средствами выразительности (цвет, звук, форма, движения, жесты), проявляется интерес к произведениям народного и классического искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки), к исполнению и слушанию музыкальных произведений. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В 3-4 года они только начинают формироваться. Графические образы бедны, предметны, схематичны. У одних дошкольников в изображении отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Замысел меняется по ходу изображения. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития моторики в этом возрасте имеет лепка. Ребенок может вылепить под руководством взрослого простые предметы. В 3-4 года из-за недостаточного развития мелких мышц руки, дети не работают с ножницами. Ребенок способен выкладывать и наклеивать элементы декоративного узора и предметного схематичного изображения из 2-4 основных частей. В музыкально-ритмической деятельности ребенок 3-4 лет испытывает желание слушать музыку и производить естественные движения под звучащую музыку. К 4 годам овладевает элементарными певческими навыками несложных музыкальных произведений. Ребенок хорошо перевоплощается в образ зайчика, медведя, лисы, петушка и т.п. в движениях, особенно под плясовую мелодию. Приобретает элементарные навыки подыгрывания на детских ударных музыкальных инструментах (барабан, металлофон). Закладываются основы для развития музыкально-ритмических и художественных способностей.
Ведущие линии усвоения программного содержания по сенсорному воспитанию детей младшего возраста. В соответствии с ФГОС дошкольного образования к целевым ориентирам «Сенсорное развитие» образовательной области «Познавательное развитие» относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка: -различает и называет основные сенсорные эталоны (цвет, форма, величина) и осязаемые свойства предметов; -использует эталоны в разных видах практической деятельности; -группирует однородные предметы по сенсорным признакам: величине, форме, цвету;
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:
Формами подведения итогов работы является альбомы по темам; открытое занятие для родителей.
Сроки реализации образовательной программы 1 год. Продолжительность занятий - 15 минут - в 1 младшей группе; 20 минут во второй младшей группе. Занятия проводятся 2 раза в неделю. 1 младшая группа
2 младшая группа
Содержание изучаемого курса Программа представляет собой систему дидактических игр и упражнений, направленных на последовательное развитие у детей восприятия основных свойств предметов. Тема: «Пальчиковая гимнастика и массаж» Пальчиковые игры способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику руки. Тема: «Работа с мелкими предметами и палочками» У детей должно быть сформировано целостное представление о игре с мелкими палочками. Дети развивают мелкую моторику. Тема: «Рисование» У детей должно быть сформировано при работе с карандашом и бумагой, воображение, развитие двигательных навыков руки. Развивать навыки рисования горизонтальных, вертикальных, диагональных, волнистых линий. Тема: « Лепка из солёного теста или пластилина» У детей должно быть сформировано внимание, усидчивость. Дети совершенствуют сенсомоторику — согласованность в работе глаза и руки, координацию движений, их точность. Тема: «Аппликация» У детей должно быть сформировано правило пользования материалами, инструментами, приобрести немало практических навыков и умений, развить мелкую моторику пальцев и координацию движения руки. Тема: « Ручной труд» У детей должно быть сформировано творческое воображения, конструктивное мышление, развитие глазомера, гибкости, точности и координированная работа обеих рук. Тема: «Развивающие игры» У детей должно быть сформировано восприятие формы, величины, цвета предметов. Представляет собой систему дидактических игр и упражнений, направленных на последовательное развитие у детей восприятия основных свойств предметов. Программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста, рассчитана на 1 год обучения. Тема: «Пальчиковая гимнастика и массаж» Пальчиковые игры способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику руки. Тема: «Работа с мелкими предметами и палочками» У детей должно быть сформировано целостное представление о игре с мелкими палочками. Дети развивают мелкую моторику. Тема: «Рисование» У детей должно быть сформировано при работе с карандашом и бумагой, воображение, развитие двигательных навыков руки. Развивать навыки рисования горизонтальных, вертикальных, диагональных, волнистых линий. Тема: « Лепка из солёного теста или пластилина» У детей должно быть сформировано внимание, усидчивость. Дети совершенствуют сенсомоторику — согласованность в работе глаза и руки, координацию движений, их точность. Тема: «Аппликация» У детей должно быть сформировано правило пользования материалами, инструментами, приобрести немало практических навыков и умений, развить мелкую моторику пальцев и координацию движения руки. Тема: « Ручной труд» У детей должно быть сформировано творческое воображения, конструктивное мышление, развитие глазомера, гибкости, точности и координированная работа обеих рук. Тема: «Развивающие игры» У детей должно быть сформировано восприятие формы, величины, цвета предметов. Методическое обеспечение программы. Эффективность организации образовательного процесса зависит во многом от выбранных педагогом педагогических методов и приёмов обучения. Формы организации образовательной деятельности:
По дидактической цели:
Методы ^способ деятельности) в основе которых лежит способ организации занятия: Методы словесной передачи и слухового восприятия (устное изложение, беседа, рассказ, чтение, объяснение); Метод наглядной передачи и зрительного восприятия (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ способа действия, работа по образцу и др.): Методы практической передачи и тактильного восприятия (трудовые действия, упражнения, опыты) Методы стимулирования мотивации к познавательной деятельности (Создание ситуации занимательности, проблемные ситуации) Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом:
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
Приемы (конкретное проявление определенного метода на практике):
Использование элементов ТРИЗ в развитии мелкой моторики:
Развивающие игры:
Игры с водой и песком
Средства развития мелкой и общей моторики: Использование физкультминуток, где движения детей сочетаются с речью. Такие физкультминутки способствуют переключению на другой вид деятельности, повышению работоспособности, снятию нагрузки, тренируют психические процессы (память, внимание) Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук, способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребёнка, улучшают функции рецепторов проводящих путей; Сюжетно - тематические занятия по аппликации, конструированию, рисованию и лепке способствуют развитию познавательных и творческих способностей, развитию навыков и умений детей, координации движений пальцев рук, способствуют развитию речи; Использование графических упражнений учит ориентироваться на ограниченной плоскости, развивают мыслительную деятельность, внимание, память ребёнка, приучают руку к сознательным, точным, целенаправленным движениям. Использование подвижных игр. Во время игры дети развивают общую координацию движений; учиться выполнять движения соответственно тексту. В качестве средств по обеспечению усвоения программы используются наборы мягкого конструктора, настольного строительного материала, разнообразный природный и художественный материал, мелкие предметы: бусы, пуговицы, скрепки, пипетки, прищепки катушки, крышечки на каждого ребёнка индивидуально, что позволит ему самоопределиться в выборе места, материала и техники исполнения задуманной работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».