Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7870416
Дополнительная общеобразовательная-дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Цветик - семицветик»
Содержание - Дошкольное образование
20.01.2021 12:10

Тырина Светлана Витальевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №72» г. Сыктывкара. 
Программа дополнительного образования по сенсомоторному развитию разработана педагогом дошкольного учреждения и ориентирована на дошкольников 2-4 лет для работы в дошкольных образовательных учреждениях. Основана программа на теории развития и положении о ведущей роли игрового обучения.

 


 

Дополнительная общеобразовательная - дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности « Цветик - семицветик»

 

Программа дополнительного образования по сенсомоторному развитию разработана педагогом дошкольного учреждения. Программа ориентирована на дошкольников 2-4 лет для работы в дошкольных образовательных учреждениях. Основана программа на теории развития (где развитие - объективный процесс количественных и качественных изменений психики, происходящий во времени) и положении о ведущей роли игрового обучения, которое является движущей силой психического развития.

В основу данной программы положены ведущие идеи: Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова с идеей развивающего обучения, которое позволят открыть в детях потенциальные интеллектуальные и личностные способности («Старайся сделать обучение увлекательным»), А.В. Запорожца, Л.А. Венгера о самоценности дошкольного периода развития («Основной путь развития - это путь обогащения формами и способами деятельности»), Л.С.Выготского («Обучение идет впереди развития и ведет его за собой, для всякого обучения существуют оптимальные сроки). Идеи названных авторов легли в основу личностно-ориентированного обучения дошкольников.

Данная Программа разработана на основе следующих нормативных документов:

-Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам -Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 T.N1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ14 ноября 2013 г. N 30384)
  • Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 « О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. N 28564) -Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»
  • Положение о дополнительной общеобразовательной программе дополнительной общеразвивающей программе Учреждения.
  • Направленность дополнительной образовательной программы

Развивающая игровая программа дополнительного образования по сенсомоторному развитию имеет социально-педагогическую направленность, является синтезированной модифицированной, созданной на основе программ: Пилюгина Э.Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста», Удалова Э.Я. , Метлева Л.А. «Развитие сенсомоторной сферы детей»,и системы М. Монтессори и составлена с учетом ФГОС и требований СанПиН.

В ходе последовательного, поэтапного прохождения курса обеспечивается целенаправленное педагогическое воздействие, благотворно влияющее на развитие ребенка, закладывающее фундамент в становление целостной индивидуальности.

Важной составляющей частью психологического развития младшего дошкольника является накопление им сенсорно - моторного опыта. Ребенок познает окружающую его действительность путем ощущения и восприятия. Узнает о предметах и явлениях при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния и лишь в дальнейшем в процесс познания включаются речь, память, мышление. Таким образом, восприятие и ощущения, возникающие в процессе взаимодействия ребенка с окружающей его действительностью, составляет основу всей познавательной деятельности ребенка. Поэтому воспитание сенсорно - моторных функций имеет очень большое значение для всего последующего развития дошкольника.

Сенсорно - моторные функции развиваются в тесной и не разрывной взаимосвязи с двигательными навыками. Для детей младшего возраста важно стимулировать накопление чувственного опыта, сочетая его с моторной активностью. Ребенка необходимо обучать изучению окружающих предметов с помощью наиболее развитых в данном возрасте психических процессов таких как: зрение, слух, движения рук. Эта задача выполняется в процессе занятий с детьми.

Чтобы познакомиться с каким-то предметом, ребенку его нужно изучить: потрогать руками, сжимать, гладить, то есть совершать какие - либо действия, которые называются моторными. Чтобы взять предмет рукой, ребенок должен быть уже готов к этому. Если он не может схватить предмет, то ощутить его тоже не сможет. Значит, одной из основной задачи как воспитателя так и родителей, является развитие моторики рук, учить руки ребёнка быть ловкими и умелыми, тогда он сможет многое познать с их помощью. И чем раньше мы дадим в его руки новое, неизученное, тем быстрее они станут умелыми. Всё это, безусловно, облегчает развитие и обучение детей. Важно, чтобы окружающий мир был обогащён развивающей средой: разработаны игрушки, игровые пособия, стимулирующие зрительные, тактильные, обонятельные ощущения. Учитывается сила цвета: при грамотно подобранной цветовой гамме снижается напряжение, оптимизируется эмоциональный настрой.

Новизна программы кружка «Цветик - семицветик» заключается в следующем: программа имеет интегрированный характер и основана на модульной технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. А также предоставляет возможность для развития творческих способностей обучающихся.

  • Цель и задачи программы:

Цель программы - обогащение чувственного опыта детей младшего возраста, формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития, содействие психофизическому развитию.

Задачи программы:

Воспитательные:

  • Воспитание первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.);

Обучающие:

  • Восприятие формы, величины, цвета; формирование графомоторных навыков;

Развивающие:

  • Развитие умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.);
  • Принципы построения программы сводятся к следующему:

Принцип развития - предлагает выделение тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка; организация педагогического воздействия осуществляется с учетом ведущей деятельности ребенка - игры.

Онтогенетический принцип - учет возрастных особенностей; Интегративный характер занятий - позволяет решать несколько разноплановых задач, преимущественно опережающих уровень актуального развития детей, но не выходящих за границы зоны ближайшего развития, в рамках одного занятия);

Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.

Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.

Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.

Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.

Принцип систематичности и последовательности - предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.

Принцип научности - заключается в формировании у детей системы

научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных,

существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, шар, куб, призма, цилиндр, квадрат, прямоугольник, треугольник и пр.).

Принцип повторяемости материала - позволяет формировать и закреплять механизмы реализации функции.

Принцип единства диагностики и педагогического процесса - результаты обследования определяют пути работы с воспитанниками в виде перспективного плана развития.

  • Характеристика возраста

Возраст 2-3 года

Ребенок с удовольствием учится новым упражнениям и движениям - прыгает с высоты, кувыркается, лазает на лестницы, скачет на одной ноге, ездить самостоятельно на велосипеде. Он превращается в маленького скалолаза, потому что научился ловко забираться на все возможные препятствия. Ребенок стремится довести этот навык до совершенства, в связи, с чем требует к себе повышенного внимания, так как чувство опасности ему незнакомо, и многие не смотря на шишки, продолжают бесстрашно покорять новые вершины.

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней - действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами- заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой- либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от нее линий.

К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.

Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет. Но его может и не быть.

Возраст 3-4 года

Физическое развитие

3-хлетний ребенок владеет основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами). Возникает интерес к определению соответствия движений образцу. Дети испытывают свои силы в более сложных видах деятельности, но вместе с тем им свойственно неумение соизмерять свои силы со своими возможностями.

Моторика выполнения движений характеризуется более или менее точным воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и т.д. К 4-м годам ребенок может без остановки пройти по гимнастической скамейке, руки в стороны; ударять мяч об пол и ловить его двумя руками (3 раза подряд); перекладывать по одному мелкие предметы (пуговицы, горошины и т.п. - всего 20 шт.) с поверхности стола в небольшую коробку (правой рукой).

Начинает развиваться самооценка при выполнении физических упражнений, при этом дети ориентируются в значительной мере на оценку воспитателя.

3-4-х летний ребенок владеет элементарными гигиеническими навыками самообслуживания (самостоятельно и правильно моет руки с мылом после прогулки, игр, туалета; аккуратно пользуется туалетом: туалетной бумагой, не забывает спускать воду из бачка для слива; при приеме пищи пользуется ложкой, салфеткой; умеет пользоваться носовым платком; может самостоятельно устранить беспорядок в одежде, прическе, пользуясь зеркалом, расческой).

Социально-личностное развитие

К трем годам ребенок достигает определенного уровня социальной компетентности: он проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. У ребенка возникают личные симпатии, которые проявляются в желании поделиться игрушкой, оказать помощь, утешить. Ребенок испытывает повышенную потребность в эмоциональном контакте со взрослыми, ярко выражает свои чувства - радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие и др. Для налаживания контактов с другими людьми использует речевые и неречевые (взгляды, мимика, жесты, выразительные позы и движения) способы общения. Осознает свою половую принадлежность («Я мальчик», «Я девочка»). Фундаментальная характеристика ребенка трех лет - самостоятельность («Я сам», «Я могу»). Он активно заявляет о своем желании быть, как взрослые (самому есть, одеваться), включаться в настоящие дела (мыть посуду, стирать, делать покупки и т.п.)». Взаимодействие и общение детей четвертого года жизни имеют поверхностный характер, отличаются ситуативностью, неустойчивостью, кратковременностью, чаще всего инициируются взрослым.

Для детей 3х летнего возраста характерна игра рядом. В игре дети

выполняют отдельные игровые действия, носящие условный характер. Роль

осуществляется фактически, но не называется. Сюжет игры - цепочка из 2х

действий; воображаемую ситуацию удерживает взрослый. К 4м годам дети

могут объединяться по 2-3 человека, для разыгрывания простейших

сюжетно-ролевых игр. Игровые действия взаимосвязаны, имеют четкий ролевой характер. Роль называется, по ходу игры дети могут менять роль. Игровая цепочка состоит из 3-4 взаимосвязанных действий. Дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию.

Познавательно-речевое развитие

Общение ребенка в этом возрасте ситуативно, инициируется взрослым, неустойчиво, кратковременно. Осознает свою половую принадлежность. Возникает новая форма общения со взрослым - общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную со взрослым познавательную деятельность.

Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи. Овладение родным языком характеризуется использованием основных грамматических категорий (согласование, употребление их по числу, времени и т.д., хотя отдельные ошибки допускаются) и словаря разговорной речи. Возможны дефекты звукопроизношения.

В развитии познавательной сферы расширяются и качественно

изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей

обстановке. Ребенок активно использует по назначению некоторые бытовые

предметы, игрушки, предметы-заместители и словесные обозначения

объектов в быту, игре, общении. Формируются качественно новые свойства

сенсорных процессов: ощущение и восприятие. В практической деятельности

ребенок учитывает свойства предметов и их назначение: знает название 3-4

цветов и 2-3 форм; может выбрать из 3-х предметов разных по величине

«самый большой». Рассматривая новые предметы (растения, камни и т.п.)

ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит

 

к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию. Важную роль начинают играть образы памяти. Память и внимание ребенка носит непроизвольный, пассивный характер. По просьбе взрослого ребенок может запомнить не менее 2-3 слов и 5-6 названий предметов. К 4-м годам способен запомнить значительные отрывки из любимых произведений.. Рассматривая объекты, ребенок выделяет один, наиболее яркий признак предмета, и ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Его интересуют результаты действия, а сам процесс достижения еще не умеет прослеживать.

Конструктивная деятельность в 3-4 года ограничивается возведением несложных построек по образцу (из 2-3 частей) и по замыслу. Ребенок может заниматься, не отрываясь, увлекательным для него деятельностью в течение 5 минут.

Художественно-эстетическое развитие

Ребенок с удовольствием знакомится с элементарными средствами выразительности (цвет, звук, форма, движения, жесты), проявляется интерес к произведениям народного и классического искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки), к исполнению и слушанию музыкальных произведений.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете.

В 3-4 года они только начинают формироваться. Графические образы бедны, предметны, схематичны. У одних дошкольников в изображении отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Замысел меняется по ходу изображения.

Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития моторики в этом возрасте имеет лепка. Ребенок может вылепить под руководством взрослого простые предметы. В 3-4 года из-за недостаточного развития мелких мышц руки, дети не работают с ножницами. Ребенок способен выкладывать и наклеивать элементы декоративного узора и предметного схематичного изображения из 2-4 основных частей.

В музыкально-ритмической деятельности ребенок 3-4 лет испытывает желание слушать музыку и производить естественные движения под звучащую музыку. К 4 годам овладевает элементарными певческими навыками несложных музыкальных произведений. Ребенок хорошо перевоплощается в образ зайчика, медведя, лисы, петушка и т.п. в движениях, особенно под плясовую мелодию. Приобретает элементарные навыки подыгрывания на детских ударных музыкальных инструментах (барабан, металлофон). Закладываются основы для развития музыкально-ритмических и художественных способностей.

  • Ожидаемые результаты

Ведущие линии усвоения программного содержания по сенсорному воспитанию детей младшего возраста.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования к целевым ориентирам «Сенсорное развитие» образовательной области «Познавательное развитие» относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка:

-различает и называет основные сенсорные эталоны (цвет, форма, величина) и осязаемые свойства предметов;

-использует эталоны в разных видах практической деятельности;

-группирует однородные предметы по сенсорным признакам: величине, форме, цвету;

  • может во время занятия не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.);

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

  • начальный контроль (сентябрь)
  • текущий контроль (в течение года)
  • итоговый контроль (май)

Формами подведения итогов работы является альбомы по темам; открытое занятие для родителей.

  • Учебно-тематический план

Сроки реализации образовательной программы 1 год. Продолжительность занятий - 15 минут - в 1 младшей группе;

20 минут во второй младшей группе. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

1 младшая группа

Блок занятий

Темы занятий

Количество

часов

1

Цвет предметов.

Дидактические

игры на

различение и

соотнесение

предметов по цвету

«Ёжики»

2

«Паровозик из Ромашково»

2

«В гости в волшебный осенний лес»

2

«Собери овощи»

2

«Собери фрукты по цвету».

2

«Спрячь мышку».

1

«Что нужно куколке красавице?»

2

«Украсим ёлочку шарами»

2

« Разложи подарки»

2

«Подбери машинку по цвету»

1

«Букет цветов»

2

«В гости к солнышку пойдём»

2

«Цветочная полянка»

2

 

24

2

Величина

предметов.

Дидактические

игры на

различение и соотнесение предметов по величине.

«Такие разные зайчики»

1

«Домашние животные»

2

«Ах, чудесная водичка»

2

«Собери матрешку»

2

«Сложи бочонки»

2

«Разложи яблоки по величине».

1

«Собери башенку».

2

«Наденем матрёшкам косыночки»

1

«Поможем Мишке накрыть на стол»

2

«Поиграем с пирамидками»

4

«Подбери одежду для куклы».

2

«Новоселье у куклы Наташи».

2

«Башня из кубов»

1

 

 

 

24

 

 

 

 

 

3

Форма

предметов.

Дидактические

игры на

различение и соотнесение предметов по форме.

«Овощи»

1

«Собери пирамидку из колец»

2

«У кого такая же фигура?»

2

«Найди такую же фигуру»

2

«Найди что-нибудь круглое».

1

«Собери бусы».

2

«Найди предмет такой же формы»

2

«Подбери по форме».

2

«У зайки день рожденья, готовим

2

угощенье»

 

«Снежки»

1

«Чудесный мешочек».

4

«Сложи снеговика».

1

«Сделай картинку».

2

 

24

 

 

 

Всего 72

 

 

 

2 младшая группа

 

Месяц

Темы занятий

Количество часов

сентябрь

Диагностика восприятия цвета, формы, величины.

Диагностика графомоторных качеств.

2

Упражнение на развитие дыхания «подуем на цветочек»

Игра с прищепками «Собери лепестки»

Раскрасим цветик-семицветик

 

1

Упражнения на развитие моторики рук (продевание шнурочка)

Изготовление поделки «Тучка»

Пальчиковая игра «Дождик, дождик, веселей!»

 

2

 

Дидактическая игра «Сколько предметов: один-два»

Лепка пластилином палочек, разрезание на маленькие кусочки.

1

Рисование по точкам «Проведи веревочки к шарикам»

1

Игры с водой «Тонет-не тонет», «кораблик плывет», «Взбей пену»

1

октябрь

Знакомство с палочками Кюизенера

Игры с палочками

2

Игры с блоками Дьенеша на различение цвета форм

2

Дидактическая игра «Спрячь мышку». Знакомство детей с шестью цветами спектра и их называние.

1

Дидактическая игра «Птичка в клетке» Знакомство детей с основными геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник). Обучение приему обследования формы – обведению пальцем контура формы.

1

Игры с крупами «Ищем секрет»

Выкладывание цветочка из круп.

1

Ручной труд. Аппликация из кусочков цветной бумаги «Зонтик»

1

Ноябрь

Игры с палочками Кюизенера на различение цвета

2

Игры с блоками Дьенеша на различение фигур по   2 признакам.

2

Дидактическое упражнение «Накорми мишек».

Знакомство с параметрами трех величин (большой, средний, маленький). Обучение выделению параметров величины предметов.

1

Дидактическая игра «Спрячь зайку от лисы».

Обучение соотносить предметы с учетом цвета и формы.

1

Игры на развитие памяти, внимания и речи детей:   «Что изменилось?»,

игра с флажками,

«Что я видел?»

1

Рисование пластилином «Рыбка плавает, ныряет»

1

Декабрь

Игровое упражнение «Лесенка»

Выкладывание палочек по образцу

1

Игровое упражнение «Спрячем мышек от кота»

Выкладывание палочек на картинке

1

Игры с блоками «Третий лишний».

Введение схемы «Цвет»

1

«Чудесный мешочек».

Обучение подбору фигур на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу. Закрепление знания цветовых оттенков.

1

«Окраска воды». Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «темный», «светлее», «темнее».

1

Художественное творчество

Рисование палочками и поролоном «Здравствуй, зима!»

1

«Построим башню».

Обучение пониманию отношений по величине между объемными и плоскими предметами. Обучение соотнесению 2-3 рядов величин между собой

1

.Игровое упражнение «Украшение для ёлочки».

Закрепление представления об основных цветах, упражнять в расположение предметов на плоскости в заданном цветовом порядке.

1

Январь

Игры с блоками Дьенеша на умение группировать по 3 признакам (цвет, размер и форма)

2

 

Игра с палочками «Сколько коротких палочек содержится в самой длинной»

Работа с ножницами . разрезание полосочек на квадраты.

1

Игровое упражнение на сравнение палочек по количеству и величине. Выкладывание палочек на картинку.

1

«Составные картинки».

Обучение расчленению изображения предметов на составные части и воссозданию сложной формы из частей.

1

Игры с матрешками.

Аппликация из кругов «Узор на матрешке»

1

Игровое упражнение с мелкой мозайкой

«Разложи по цвету в стаканчики»

«Выложи цветочек»

1

Игра на развитие памяти и графомоторных качеств «Повторяй-ка» (рисует по памяти)

Выкладывание узора из цветных камушков

1

Февраль

Игры на ознакомление символов-схем с опорой на наглядность «поручения», «Все в свой домик», «Найди фигуру по схеме»

2

Упражнение «Выложи фигуру из палочек …»

1

Игра с палочками «Разноцветные вагончики»   классификация по цвету и длине)

1

Игра с палочками «Столбики» (классификация по высоте)

1

Упражнения со шнурочками «Стежки»

1

 

Ручной труд «Картинка из шерстяных ниток»

 

1

Логические игры

«Выложи цепочку как на рисунке и продолжи её» (Закономерности)

«В чем разница?» ( сравнение 2 картинок)

«Найди лишнее» (обобщающие понятия: игрушки, одежда, транспорт)

 

1

Март

Числа 1 и 2

Цель. Учить детей сравнивать палочки по длине и обозначать словами результат сравнения. Познакомить с образованием числа 2, цифрами 1 и 2.

2

Игровое упражнение с логическими блоками «Кто быстрее спрячет»

 

1

Игра соревнование «Кто быстрее ленту свернет».

Обучение выделению параметров величины предметов.

1

Построим башню.

Обучение пониманию

отношений по величине между

объемными и плоскими

предметами. Обучение

соотнесению 2-3 рядов величин

между собой.

1

Лепка из соленого теста «Цветочек»

Обучать работе с тестом

1

Рисование «Радуга» (смешивание красок на палитре, нахождение новых цветов)

Заучивание потешки «Радуга-дуга»

Д.игра «Найди половинки радуги» Составление радуги на плоскости

 

2

Апрель

Игровые упражнения с палочками на формирование умения работать со схемой, накладывать на изображения

2

Игровые упражнения с логическими блоками «Какую фигуру я загадала?»,

«Что изменилось?», «Подбери пару фигуре»

 

2

Упражнения со шнурочками «Сапожки»

1

Ручной труд «Картинка из шерстяных ниток»

1

Продуктивная деятельность

«Уточка» аппликация из кругов

Учимся работать ножницами, складывать бумагу

Пальчиковая игра «Уточка»

Игры с крупой

2

Май

Игровое упражнение «Собери цепочку»

Учится работать по схемам

1

Игровое упражнение «Составь изображение»

Учится выкладывать плоскостные изображения из фигур

1

Игровое упражнение с блоками «Второй ряд»

Учится находить, используя символы нужную фигуру.

1

Игры со счетными палочками. Выкладывание изображения, используя схему.

1

Рисование по точкам. Развитие графомоторных качеств

2

Рисование пластилином «Цветик-семицветик»

1

Диагностика восприятия цвета, формы, величины.

Диагностика графомоторных качеств

1

 

 

72

 

Содержание изучаемого курса

Программа представляет собой систему дидактических игр и упражнений, направленных на последовательное развитие у детей восприятия основных свойств предметов.

Тема: «Пальчиковая гимнастика и массаж»

Пальчиковые игры способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику руки.

Тема: «Работа с мелкими предметами и палочками»

У детей должно быть сформировано целостное представление о игре с мелкими палочками. Дети развивают мелкую моторику.

Тема: «Рисование»

У детей должно быть сформировано при работе с карандашом и бумагой, воображение, развитие двигательных навыков руки. Развивать навыки рисования горизонтальных, вертикальных, диагональных, волнистых линий.

Тема: « Лепка из солёного теста или пластилина»

У детей должно быть сформировано внимание, усидчивость. Дети совершенствуют сенсомоторику — согласованность в работе глаза и руки, координацию движений, их точность.

Тема: «Аппликация»

У детей должно быть сформировано правило пользования материалами, инструментами, приобрести немало практических навыков и умений, развить мелкую моторику пальцев и координацию движения руки.

Тема: « Ручной труд»

У детей должно быть сформировано творческое воображения, конструктивное мышление, развитие глазомера, гибкости, точности и координированная работа обеих рук.

Тема: «Развивающие игры»

У детей должно быть сформировано восприятие формы, величины, цвета предметов. Представляет собой систему дидактических игр и упражнений, направленных на последовательное развитие у детей восприятия основных свойств предметов. Программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста, рассчитана на 1 год обучения.

Тема: «Пальчиковая гимнастика и массаж»

Пальчиковые игры способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику руки.

Тема: «Работа с мелкими предметами и палочками»

У детей должно быть сформировано целостное представление о игре с мелкими палочками. Дети развивают мелкую моторику.

Тема: «Рисование»

У детей должно быть сформировано при работе с карандашом и бумагой, воображение, развитие двигательных навыков руки. Развивать навыки рисования горизонтальных, вертикальных, диагональных, волнистых линий.

Тема: « Лепка из солёного теста или пластилина»

У детей должно быть сформировано внимание, усидчивость. Дети совершенствуют сенсомоторику — согласованность в работе глаза и руки, координацию движений, их точность.

Тема: «Аппликация»

У детей должно быть сформировано правило пользования материалами, инструментами, приобрести немало практических навыков и умений, развить мелкую моторику пальцев и координацию движения руки.

Тема: « Ручной труд»

У детей должно быть сформировано творческое воображения, конструктивное мышление, развитие глазомера, гибкости, точности и координированная работа обеих рук.

Тема: «Развивающие игры»

У детей должно быть сформировано восприятие формы, величины, цвета предметов.

Методическое обеспечение программы.

Эффективность организации образовательного процесса зависит во многом от выбранных педагогом педагогических методов и приёмов обучения.

Формы организации образовательной деятельности:

  • проблемная ситуация;
  • занятие-игра;
  • сказка;

По дидактической цели:

  • практическое занятие;
  • занятие по систематизации и обобщению знаний;
  • комбинированные формы занятий;

Методы ^способ деятельности) в основе которых лежит способ организации занятия:

Методы словесной передачи и слухового восприятия (устное изложение, беседа, рассказ, чтение, объяснение);

Метод наглядной передачи и зрительного восприятия (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ способа действия, работа по образцу и др.):

Методы практической передачи и тактильного восприятия (трудовые действия, упражнения, опыты)

Методы стимулирования мотивации к познавательной деятельности (Создание ситуации занимательности, проблемные ситуации)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию:
  • репродуктивный - дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности:

частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом:

  • исследовательский - самостоятельная творческая работа;

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:

  • индивидуально-групповая - чередование индивидуальных и групповых форм работы:
  • индивидуальная - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем;
  • коллективная (фронтальная работа педагога сразу со всей группой в едином темпе и с общими задачами)

Приемы (конкретное проявление определенного метода на практике):

  • «Пальчиковый игротренинг»:
    • Игры с палочками и палочками Кюизенера;
    • Пальчиковые игры со стихами;
    • Физкультминутки;
    • Комплексы пальчиковой гимнастики и массаж;
    • Упражнение с монетами, шарами, мелкими предметами;
    • Игры с персонажами пальчикового театра.

Использование элементов ТРИЗ в развитии мелкой моторики:

  • Нетрадиционные способы рисования;
  • Лепка из теста и пластилина с использованием природного материала: семян дыни, арбуза, гороха, камешков и т.д;
  • Аппликация методом обрывания кусочков бумаги;
  • Ручной труд с использованием природного и бросового материала.
  1. Ручной труд и развитие мелкой моторики:
  • Нанизывание бус из пуговиц;
  • Расстёгивание и застёгивание пуговиц;
  • Наматывание и разматывание нитки на катушку;
  • Откручивание и закручивание крышек;
  • Завязывание узелков, плетение косичек из ниток.

           Развивающие игры:

  • Мозаика;
    • Мягкий конструктор;
    • Игры с дидактическим материалом «Блоки Дьенеша»
    • Игры с прищепками, скрепками, пипетками, пуговицами.

Игры с водой и песком

  • Подвижные игры:
  • Упражнения с мячом.

Средства развития мелкой и общей моторики:

Использование физкультминуток, где движения детей сочетаются с речью. Такие физкультминутки способствуют переключению на другой вид деятельности, повышению работоспособности, снятию нагрузки, тренируют психические процессы (память, внимание)

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук, способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребёнка, улучшают функции рецепторов проводящих путей;

Сюжетно - тематические занятия по аппликации, конструированию, рисованию и лепке способствуют развитию познавательных и творческих способностей, развитию навыков и умений детей, координации движений пальцев рук, способствуют развитию речи;

Использование графических упражнений учит ориентироваться на ограниченной плоскости, развивают мыслительную деятельность, внимание, память ребёнка, приучают руку к сознательным, точным, целенаправленным движениям.

Использование подвижных игр. Во время игры дети развивают общую координацию движений; учиться выполнять движения соответственно тексту.

В качестве средств по обеспечению усвоения программы используются наборы мягкого конструктора, настольного строительного материала,

разнообразный природный и художественный материал, мелкие предметы: бусы, пуговицы, скрепки, пипетки, прищепки катушки, крышечки на каждого ребёнка индивидуально, что позволит ему самоопределиться в выборе места, материала и техники исполнения задуманной работы.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Афанасьева И. П. Маленькими шагами в большой мир знаний. С-П.,2004
  • Борисенко М. Г. В помощь маленькому мыслителю. С-П., 2003
  • Богуславская З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста М., 1991
  • Венгер Л.А., Э.Г. Пилюина Воспитание сенсорной культуры
  • Венгер Л.А Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию
  • Венгер Л.А. Восприятие и обучение. М., 1969
  • Зиннхубер Х. Как развивается ваш ребёнок? Таблицы сенсомоторного развития
  • От 4-х до 7 лет «Теревинф», 2010
  • Кирпичникова Н.А. развиваем сенсорику и мелкую моторику. «Дошкольное воспитание», 2005 №2
  • Кипхард Э.Й Как развивается ваш ребёнок? Таблицы сенсомоторного развития От рождения до четырёх лет. «Теревинф», 2009
  • Нищеева Н. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. Из опыта работы. Детство-Пресс., 2011
  • Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. М., 1983г.
  • Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста М., «Просвещение», 1983
  • Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. М., 1996
  • Сакулина Н. П. Сенсорное воспитание в детском саду. М., 1989
  • Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей М.. «Просвещение», 2009
  • Хилтунен Е. Практическая Монтессори - педагогика. М., 2005
  • Хилтунен Е. Школа для малышей. М. ,1992
  • Хилтунен Е. Воспитание чувств. М., 2005
 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР