Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7870412
Методические рекомендации для обучения грамоте детей дошкольного возраста Тема: «Роль дидактических игр в обучении грамоте детей дошкольного возраста»
Содержание - Дошкольное образование
20.01.2021 12:41

Цыбина Анна Петровна, воспитатель, МАДОУ «детский сад №73», г. Стерлитамак, Республика Башкортоста. 
Какие игры можно использовать на ранних этапах обучения грамоте, какие при изучении твердых и мягких согласных, при изучении букв, слогов и тд. Обучение грамоте – один из самых ответственных периодов в жизни ребенка.


Методические рекомендации для обучения грамоте детей дошкольного возраста

Тема: «Роль дидактических игр в обучении грамоте детей дошкольного возраста»

 

Ведущей деятельностью дошкольников является игра. Поэтому в обучении детей дошкольного возраста используются дидактические игровые ситуации и приемы. С помощью увлекательных приемов можно поддержать стойкий интерес к занятиям, желание узнавать новое и усваивать знания и умения.

Комплексно-игровой метод организации занятий делает обучение интересным, ведь интерес вызывает у ребенка удивление, будит мысль, помогает лучше запомнить новый материал. Различные игровые и занимательные задания являются ценным средством развития умственной активности детей, активизируют психические процессы (внимание, память, мышление, воображение).

Успешность обучения ребенка грамоте во многом определяется тем, насколько хорошо он владеет звуковой стороной речи. Поэтому, прежде чем изучать буквы, необходимо уметь правильно произносить звуки, различать их на слух, т.е. развивать фонематический слух.

Дети должны четко понимать, что главным отличием звука от буквы является то, что звук мы слышим и произносим, а буквы видим и читаем. Слова и звуки возникают тогда, когда работают органы речи: язык, губы, зубы, голосовые связки.

Добукварный период включает в себя звуковые упражнения. Цель их – развивать фонематический слух детей, подготовить их к быстрому и легкому выделению отдельных звуков из речевого потока, правильно определять и давать характеристику звука, учить определять место звука в слове.

На ранних этапах обучения грамоте используется дидактическая игра «Угадай звук». Дети поднимают руки, если слышат в словах, например, звук «С». И хлопают в ладоши, если слышат звук «Ш». Игра способствует развитию фонематического слуха, внимания. И, самое главное, в работу включаются все дети.

При изучении твердых и мягких согласных дети делятся на 2 команды. В д/игре «Тим-Том» друзья Тома хлопают в ладоши, если слышат твердый звук, а друзья Тима хлопают в ладоши, если слышат мягкий звук.

Предлагаются слова: тигр, ток, тетрадь, торт, туфли, просить, Таня, тень, тыква и т. д.

Для совершенствования речевого аппарата лучше включать артикуляционные упражнения, скороговорки, рифмованные строчки.

Та-та-та – у нас в доме чистота.

Тё-тё-тё –отложи свое шитьё.

То-то-то –стали мы играть в лото.

Ать-ать-ать –мы идем гулять.

Ил-ил-ил –пирожок себе купил.

Им-им-им –на скамейке посидим.

Ис-ис-ис –у меня во рту ирис.

Ит-ит-ит –изучаем алфавит.

У ежа ежата, у ужа ужата.

У елки иголки колки.

Дети чрезвычайно подвижны, не могут долго сидеть спокойно. На помощь приходят физкультминутки. Они помогают снять напряжение, дают выход энергии. Лучше, если физкультминутки не будут повторяться.

Вот некоторые из них, связанные с темой занятия. Физкультминутка «Это тоже я могу».

Кто скажите, дети, может повторить движенья эти?

Руки вверх я подниму, вправо, влево поверну

И как птица полечу, головою поверчу,

А потом присяду, встану и нисколько не устану.

Я попрыгаю немного и пешком пойду в дорогу.

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки по команде –«раз»!

А над нами весело шелестит листва

Опускаем руки по команде –«два»!

Имитация с детьми действий при произношении чистоговорок.

Ор-ор-ор –держим мы в руках топор.

Ом-ом-ом –дрова рубим топором.

Ок-ок-ок –возьмем в руки молоток.

Лёт-лёт-лёт –приземлился самолет.

Ит-ит-ит –плывет огромный кит.

Обус-обус-обус –сели мы в автобус.

Очень важно серьезно и творчески подходить к каждому занятию, заранее подбирая наглядный, дидактический материал, без которого невозможно активизировать мышление детей. Поддерживать интерес и внимание детей на протяжении всего занятия способствует смена различных видов деятельности.

Использование загадок – это соревнования на смекалку, удивительная игра, тренирующая внимание, развивающая любознательность.

Высокий, длинноногий

Летать ему не лень –

На крыше из соломы

Устроился ... .(Вы думаете это олень, а на самом деле аист.)

На это стоит поглядеть

Бревно взял хоботом. (Хочется сказать медведь, но это слон.)

Шагает, голову задрав,

Двугорбый молодой. (Хочется сказать жираф, но это верблюд.)

На игровых занятиях происходит не только усвоение новых знаний, умений и навыков, но развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, раскрываются способности детей. Занимательная дидактическая игра помогает сделать занятие интересным, увлекательным.

Детям очень нравятся такие игровые упражнения, как «Доскажи словечко», «Словорифмование»,развивающие интерес к стихам, поэзии.

                                                         Чтобы нас не съели волки,

Нам – ежам нужны ... (иголки).

Взяли нитки и катушки

Чиним малышам ... (игрушки).

На полу скребется ... (мышка)

Спит в берлоге бурый ... (мишка).

Он прибьет гвоздей поток

Мой приятель ... (молоток).

Каждый знает, всяк поймет

Там, где пчелы, там и ... (мед).

Кто альбом раскрасит наш

Ну, конечно,... (карандаш).

Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал ... (конем).

Д/игра «Звук заблудился».

Тащит мышонок в норку

Огромную хлебную горку (корку).

Не учил уроки, а играл в футбол,

Оттого в тетради появился гол (кол).

Знакомство с буквой, обозначающей изучаемый звук, обычно начинается с того, что детям демонстрируется печатная буква. Определяется, на что похожа та или иная буква, т.е. создаётся зрительный образ буквы.

«На эту букву посмотри. Она совсем как цифра три».

«А – начало алфавита, тем она и знаменита.

А узнать ее легко, ноги ставит широко».

Для более прочного образного запоминания можно выкладывать ее из счетных палочек, рисовать пальчиком на столе. Затем дети учатся писать букву в тетради.

При изучении букв используются д/игры «Что изменилось?» и «Кто внимательнее?».

 

Эти игры не только нравятся детям, но развивают зрительную память и внимание, дети быстрее запоминают буквы.

Особый интерес у детей вызывают задания, в которых из рассыпанных букв дети составляют слова.

Д/игра: «Рассыпанные слова».

ы-р-а-б рыба, т-о-г-ь-с гость, о-н-с-л слон, м-а-а-л-п лампа.

 

При изучении понятия «слог» проводится такая игра как «Слоговой аукцион». Воспитатель называет слог, например, [ра]. Дети придумывают слова, начинающиеся с этого слога (рама, радуга, ранец и др.) или называют слова, заканчивающиеся на слог [ло] (село, масло, стекло и др.).

Д/игра«Добавь еще слог».

«Слоговое лото»– детям предлагают из данных слогов составить слова (за, ло, па, си, та, ко). Коза, лоси, лопата.

Д/игра«Кто больше»– дети называют игрушки, в названии которых есть звук [л]. Кресло, платье, валенки, халат, неваляшка, жилет, платок, колготки.

Дети очень любят превращаться в «волшебников». Д/игра«Волшебная цепочка»,

в которой изменяя лишь одну букву в слове, необходимо придумать новое слово: река рука мука; лиса липа лупа луна; гора горе море; лось лоск воск – волк и т.д.

При изучении какой-либо буквы включаю д/игру «Интеллектуальная разминка».

Блиц-опрос.

Например, все ответы на вопросы должны начинать с буквы «Л».

Спутник Земли. (Луна.)

Маленькие человечки. (Лилипуты.)

Корзина для грибов. (Лукошко.)

Время года. (Лето.)

Дерево-медонос. (Липа.)

Лесные душистые весенние цветы. (Ландыши.)

Средство от болезней. (Лекарство.) и т.д.

Для успешного овладения письменной речью; у ребенка должны быть сформированы необходимые для этого предпосылки. Это не только владение речевыми звуками и достаточность словарного запаса, но иумение грамматически правильно оформлять предложения, владение связной речью. Работа над предложением ведется в упражнениях правильного согласования существительных и прилагательных.

Д/игра «Закончи фразу». Слова подбираются на определенный звук. Например: звук [л].

В зоопарке разные звери:

Рыжая (лиса),

Сильный (лев),

Красивый (лось),

Быстрая (лошадь).

Примеры работы над предложением разнообразны, но задания должны соответствовать основному правилу – от простого к сложному.

Развитию мышления способствуют задания, в которых детей просят составить предложение из набора слов, связанных интуитивной цепочкой. Например, «Лиса, куст, заяц, нора, лежать, в, под, сидеть»(Заяц сидел под кустом, а лиса лежала в норе.)

 

Созданию оживленной и творческой обстановки способствуют задания, в которых необходимо исправить ошибки. Д/игра «Так бывает или нет».

«Дайте быстро мне ответ – так бывает или нет?»

Наступила зима, расцвели подснежники.(Нет!)

На березе растет земляника.(Нет!)

Лось прыгал с ветки на ветку.(Нет!)

Положительные эмоции облегчают процесс познания. За игрой стоит образовательный процесс, и задача педагога направить силы ребенка на познание, сделать серьезный труд детей занимательным и продуктивным.

Когда уже изучено большее количество букв,предлагается детям д/игра «Наборщик». Им нужно составить как можно больше слов из заданного слова.

Например, РЕКЛАМА (рама, каша, река, лак, мак, крем, рак, мел, мера, мерка, марка и т.д.).

Также можно использовать следующие упражнения: «Слоговый аукцион», «Кто больше», «Исправьте ошибки», «Продолжи дальше».

Важно продумать поэтапное распределение игровых моментов на занятиях. В начале занятия цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность.

В середине занятия дидактическая игра может носить поисковый характер. На любом этапе занимательные игры должны быть интересными, доступными, включать разные виды деятельности.

Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, тесно сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания.

Вызвать интерес к обучению грамоте помогут разные виды занятий: «КВН», «Что, где, когда?», игра-путешествие, занятия-викторины и т.д.

Обучение грамоте – один из самых ответственных периодов в жизни ребенка. И результат обучения во многом зависит от нас, нашего терпения. Пусть каждый ребенок почувствует успех, познает радость «открытия» для себя и с желанием и хорошим настроением идет на каждое занятие.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР