Использование ИКТ - технологий в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДОУ |
Содержание - Дошкольное образование |
20.01.2021 12:49 |
Гришкова Елена Владимировна, воспитатель Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 51 «Центр детства» г. Серпухов, Московская область.
Использование ИКТ - технологий в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДОУ
«Человек образованный — тот, кто знает, где найти то, чего он не знает». Георг Зиммель
Сегодня информационно-коммуникационные технологии занимают все более прочные позиции во всех сферах жизни общества. Представить дошкольное образование вне этих процессов уже просто невозможно. Ускоренному развитию в нашей стране процессов информатизации в дошкольных учреждениях во многом способствовало принятие на государственном уровне целого ряда документов:
Значительные перемены, происходящие сейчас в системе дошкольного образования повлекли за собой обновление научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет). Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители. Информатизация общества ведет за собой информатизацию образования, а детский сад – часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же приёмы, что и во всей стране, поэтому освоение ИКТ жизненная необходимость для каждого педагога дошкольного образования. Информационно-коммуникационные технологии в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Использование новых информационно-коммуникационных технологий сегодня активно проникает в систему работы педагога и дает возможность расширить его творческие способности, что оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников. Профессиональная ИКТ компетентность педагога — способность решать профессиональные педагогические задачи с помощью систематического использования средств ИКТ. К компонентам профессиональной ИКТ компетентности педагога можно отнести: - умение сформировать технически-насыщенную предметную среду обучения для решения задач развития личности обучаемого, подготовки его к жизни в условиях информационного общества; - умение организовать эффективное личное информационное пространство и информационное пространство обучающихся в рамках информационного пространства образовательного учреждения; - умение создавать собственные информационные ресурсы учебного назначения с использованием различных программных средств; - владение различными методами оценивания для определения эффективности использования учениками информационных ресурсов в обучении; - умение давать экспертную оценку продуктов образовательной деятельности, разработанных с использованием ИКТ; - владение способами обобщения опыта эффективного использования ИКТ в педагогической деятельности; - умение организовать эффективное учебное информационное взаимодействие в глобальной сети со всеми его участниками: родителями, администрацией. Использование компьютерных технологий применяется в оформлении планов работы, конспектов открытых мероприятий, результатов педагогической диагностики, информационных стендов, родительских уголков, аттестационных материалов, обобщения опытом, портфолио и т.д. Какие же технические средства ИКТ применимы в детском саду? На данный момент это: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, видеомагнитофон, телевизор. А так же принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера.
Сегодня ИКТ позволяет:
Так же существуют причины личной заинтересованности педагогов в повышении уровня ИКТ – компетентности:
ИКТ применяются в работе:
Основные формы использования ИКТ: • Подбор иллюстративного и познавательного материала к НОД, оформлению родительских уголков, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация). • Оформление документации (списки детей, диагностику развития детей, планирование, мониторинг выполнения программы, отчетов). • Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. • Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий PhotoScape, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их. • Использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении. • Оформление буклетов, электронного портфолио, материалов по различным направлениям деятельности. Учитывая выше сказанное, существует необходимость непрерывного формирования ИКТ – компетентности педагогов ДОУ. Создание условий по освоению и использованию в практике работы ИКТ для управления процессом эффективного профессионального развития педагогов. Повышение качества педагогической компетентности через активное внедрение в воспитательно - образовательный процесс информационных технологий, а именно: освоение работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии в методической деятельности, для подготовки и проведения воспитательно – образовательной деятельности с детьми на качественно новом уровне. Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. Конфуций сказал: «Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению». Подводя итог, хочется сказать следующее: в условиях внедрения во всех сферах образования стандартов нового поколения наличие развитой ИКТ-компетентности у каждого педагога возрастает. Очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет - обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок. Компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Информатизация образования - это большая область для проявления творчества педагогов, побуждающая искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Применение компьютера в ДОУ возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребёнка всесторонне. Чтобы «шагать в ногу со временем» использование информационно-коммуникационных технологий для педагогов как прогрессивных представителей общества просто необходимо.
Список использованной литературы. 1. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008 Дошкольное воспитание, 1991г., № 5 |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».