Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7870418
Использование ИКТ - технологий в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДОУ
Содержание - Дошкольное образование
20.01.2021 12:49

Гришкова Елена Владимировна, воспитатель Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 51 «Центр детства» г. Серпухов, Московская область. 
Создание условий по освоению и использованию в практике работы ИКТ для управления процессом эффективного профессионального развития педагогов.

 


 

Использование ИКТ - технологий в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДОУ

 

«Человек образованный — тот, кто знает,

где найти то, чего он не знает».

Георг Зиммель

 

Сегодня информационно-коммуникационные технологии занимают все более прочные позиции во всех сферах жизни общества. Представить дошкольное образование вне этих процессов уже просто невозможно. Ускоренному развитию в нашей стране процессов информатизации в дошкольных учреждениях во многом способствовало принятие на государственном уровне целого ряда документов:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской федерации»
  • Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утверждённый приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н, предписывает педагогу, занимающему должность воспитателя, знать основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.
  • Среди необходимых умений для осуществления педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утверждённому приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 и Профессиональному стандарту педагога, также отмечается владение педагогом ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Значительные перемены, происходящие сейчас в системе дошкольного образования повлекли за собой обновление научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).

Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.

Информатизация общества ведет за собой информатизацию образования, а детский сад – часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же приёмы, что и во всей стране, поэтому освоение ИКТ жизненная необходимость для каждого педагога дошкольного образования.

Информационно-коммуникационные технологии в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания.

Использование новых информационно-коммуникационных технологий сегодня активно проникает в систему работы педагога и дает возможность расширить его творческие способности, что оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников. Профессиональная ИКТ компетентность педагога — способность решать профессиональные педагогические задачи с помощью систематического использования средств ИКТ.

К компонентам профессиональной ИКТ компетентности педагога можно отнести:

- умение сформировать технически-насыщенную предметную среду обучения для решения задач развития личности обучаемого, подготовки его к жизни в условиях информационного общества;

- умение организовать эффективное личное информационное пространство и информационное пространство обучающихся в рамках информационного пространства образовательного учреждения;

- умение создавать собственные информационные ресурсы учебного назначения с использованием различных программных средств;

- владение различными методами оценивания для определения эффективности использования учениками информационных ресурсов в обучении;

- умение давать экспертную оценку продуктов образовательной деятельности, разработанных с использованием ИКТ;

- владение способами обобщения опыта эффективного использования ИКТ в педагогической деятельности;

- умение организовать эффективное учебное информационное взаимодействие в глобальной сети со всеми его участниками: родителями, администрацией.

Использование компьютерных технологий применяется в оформлении планов работы, конспектов открытых мероприятий, результатов педагогической диагностики, информационных стендов, родительских уголков, аттестационных материалов, обобщения опытом, портфолио и т.д.

Какие же технические средства ИКТ применимы в детском саду? На данный момент это: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, видеомагнитофон, телевизор. А так же принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера.

 

Сегодня ИКТ позволяет:

  • Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре.
  • В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.
  • Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.
  • Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.
  • Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.
  • Освобождает от ручной работы.

Так же существуют причины личной заинтересованности педагогов в повышении уровня ИКТ – компетентности:

  • Экономия времени при разработке дидактических материалов,
  • Перенос акцента на презентабельность оформления материалов,
  • Становление нового уровня педагогического мастерства.

ИКТ применяются в работе:

  • с детьми;
  • с родителями;
  • с коллегами;
  • в методической, экспериментальной, инновационной деятельности.

Основные формы использования ИКТ:

• Подбор иллюстративного и познавательного материала к НОД, оформлению родительских уголков, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

• Оформление документации (списки детей, диагностику развития детей, планирование, мониторинг выполнения программы, отчетов).

• Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

• Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий PhotoScape, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их.

• Использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении.

• Оформление буклетов, электронного портфолио, материалов по различным направлениям деятельности.

Учитывая выше сказанное, существует необходимость непрерывного формирования ИКТ – компетентности педагогов ДОУ.

Создание условий по освоению и использованию в практике работы ИКТ для управления процессом эффективного профессионального развития педагогов.

Повышение качества педагогической компетентности через активное внедрение в воспитательно - образовательный процесс  информационных технологий, а именно: освоение работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии в методической деятельности, для подготовки и проведения воспитательно – образовательной деятельности с детьми на качественно новом уровне.

Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Конфуций сказал: «Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению».

Подводя итог, хочется сказать следующее: в условиях внедрения во всех сферах образования стандартов нового поколения наличие развитой ИКТ-компетентности у каждого педагога возрастает.

Очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет - обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок. Компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения.

Информатизация образования - это большая область для проявления творчества педагогов, побуждающая искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.

Применение компьютера в ДОУ возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребёнка всесторонне.

Чтобы «шагать в ногу со временем» использование информационно-коммуникационных технологий для педагогов как прогрессивных представителей общества просто необходимо.

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008
2. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду.

Дошкольное воспитание, 1991г., № 5 
3. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000 
5. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11 
6. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР