Статья “Оптимальная организация здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса в ДОУ” |
Содержание - Дошкольное образование |
08.02.2021 09:58 |
Кирсанова Виктория Эмильевна инструктора по физической культуре МАДОУ «ЦРР-детский сад №17» г. Сыктывкар, Республика Коми.
«Оптимальная организация здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»
Сохранение и укрепление здоровья детей — одна из приоритетных задач каждого дошкольного учреждения. В дошкольных учреждениях дети проводят значительную часть времени в тот период жизни, когда происходит их интенсивный рост и развитие, закладываются основы здоровья. Поэтому качество здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении имеет большое значение. Здоровьесбережение – это специально организованное взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения в ходе воспитательно-образовательного процесса. Здоровьесберегающее пространство – включает в себя не только организованную среду в группе и ДОУ, но и воспитательно -образовательную работу, проводимую педагогами с детьми. С целью обеспечение высокого уровня здоровья воспитанников детского сада и воспитания валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, в нашем ДОУ появилась необходимость создания модели организации работы по охране , укреплению и обогащению здоровья дошкольников, которая включает в себя следующие разделы: 1.Физическое развитие 2.Укрепление здоровья 3.Культурно-гигиенические навыки 4.Воспитатние осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих 5.Психолого-педагогическое сопровождение 6.Коррекционную работу 7.работу с родителями 8.Создание предметно-пространственной среды
Предлагаю рассмотреть каждый раздел подробно:
1.Физическое развитие
– физкультурные занятия – 3 раза в неделю (2 в зале, с 5 лет1 на улице) Каждое занятие должно нести оздоровительный характер, т.е. содержать корригирующие упражнения не только в ОРУ, но и в О.Д., закаливающий эффект, дозированная нагрузка, смену нагрузки расслаблением.
– физкультминутки – ежедневно, на каждом занятии (упражнения необходимо подбирать с учетом деятельности) не забывать про мышцы шеи и глаз.
– подвижные игры и физические упражнения на прогулке – ежедневно (необходимо использовать игры и упражнения на все виды основных движений)
– гимнастика после сна – ежедневно; включать корригирующие упражнения, закаливающий эффект, – утренняя разминка (зарядка) ежедневно. В зависимости от времени года и погодных условий на улице или в помещении.
В зависимости от возможностей ДОУ. Так же, необходимо иметь информацию о посещении детьми секций и кружков вне ДОУ, для определения адекватной индивидуальной физической нагрузки.
– физкультурные досуги – один раз в месяц; – физкультурные праздники – один раз в квартал; – день здоровья – один раз в месяц; – самостоятельная двигательная деятельность – ежедневно под наблюдением взрослого.
2.Укрепление здоровья
-Корригирующая гимнастика -Гимнастика для глаз -Пальчиковая гимнастика -Дыхательная гимнастика -Самомассаж, элементы точечного массажа -Элементы психогимнастики и приемы релаксации
-воздушно-контрастное закаливание, -дозированное босохождение, - полоскание полости рта, -обширное умывание, -сон без маек, -соляризация
Соблюдение режима не только соблюдение учебной нагрузки, санитарных норм, но и всех видов режима: -адаптационный режим, -гибкий, -щадящий, -сезонность, -каникулярный
-рациональное питание требует определённого режима питания, т.е. распределения приёма пищи в течении дня, соблюдение благоприятной температуры пищи, разнообразия и т.д., калорийность, сбалансированность питания. -контроль за соблюдением Сан Пин -контроль за организацией ф-о работы (закаливание, мат. плотность занятий, нагрузка, индивидуальные особенности ребенка) -контроль за физ. развитием и состоянием здоровья воспитанников -профилактическая работа (прививки, витаминизация) -информационно-просветительская работа
3.Воспитание культурно-гигиенических навыков
-Правила личной гигиены гигиеническое содержание тела (кожи, волос, полости рта) -Осмысленное и правильное пользование предметами личной гигиены -Правила выполнения культурно -гигиенический навыков -Правила приема пищи
4.Воспитание осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих
-Занятия из серии «Забочусь о своём здоровье» занятия познавательного цикла (3-4 раза в месяц) -Правила личной безопасности
5.Психолого-педагогическое сопровождение -Создание эмоционально комфортной обстановки -Личностно-ориентированный стиль общения -Развивающие занятия -Психолого –педагогическая поддержка семьи
6. Коррекционная работа - Коррекция отклонений в индивидуальном развитии и поведении (логопед, психолог)
7.Создание предметно-развивающей среды.
В организации здоровьесберегающего пространства большую роль играет оснащение и оборудование физкультурного зала, и оснащение спортивных уголков в группе, уголков уединения, наличие спортивной площадки, кабинета психолога и логопеда. Групповая комната должна быть свободной для самостоятельной, игровой и двигательной активности детей, поэтому пространство групповых комнат не следует загромождать мебелью и крупногабаритными игрушками. Все предметы - оборудование, игрушки - должны соответствовать нормативным медико-педагогическим и эстетическим требованиям и нормам безопасности, легко подвергаться чистке и дез.обработке. Освещение, микроклимат, соответствие мебели антропометр. данным детей
8.Работа с родителями Какая бы работа не велась в ДОУ, без участия семьи она не будет эффективна. Родители должны стать равноправными и равно ответственными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Направления работы с родителями -Информационно-аналитические -Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности -Досуговые -Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. -Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. -Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.
Среда - это не только мебель, оборудование и пособие. Среда -это и отношение педагога к детям. Педагогу необходимо быть внимательным к детям, знать особенности здоровья и личностные качества каждого ребенка и осуществлять индивидуальный подход на основании этих показателей.
Добиться качества реализации здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса можно лишь при тесной взаимосвязь всех разделов, направлений и участников представленной модели. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».