Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7430348
Статья “Оптимальная организация здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса в ДОУ”
Содержание - Дошкольное образование
08.02.2021 09:58

Кирсанова Виктория Эмильевна инструктора по физической культуре МАДОУ «ЦРР-детский сад №17» г. Сыктывкар, Республика Коми. 
В статье описаны разделы организации здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и подробно раскрыты направления работы. Данный материал предлагаю педагогическим работникам ДОУ.

 


 

«Оптимальная организация здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

 

Сохранение и укрепление здоровья детей — одна из приоритетных задач каждого дошкольного учреждения.

В дошкольных учреждениях дети проводят значительную часть времени в тот период жизни, когда происходит их интенсивный рост и развитие, закладываются основы здоровья. Поэтому качество здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении имеет большое значение.

Здоровьесбережение – это специально организованное взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения в ходе воспитательно-образовательного процесса.

Здоровьесберегающее пространство – включает в себя не только организованную среду в группе и ДОУ, но и воспитательно -образовательную работу, проводимую педагогами с детьми.

           С целью обеспечение высокого уровня здоровья воспитанников детского сада и воспитания валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, в нашем ДОУ появилась необходимость создания модели организации работы по охране , укреплению и обогащению здоровья дошкольников, которая включает в себя следующие разделы:

1.Физическое развитие

2.Укрепление здоровья

3.Культурно-гигиенические навыки

4.Воспитатние осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих

5.Психолого-педагогическое сопровождение

6.Коррекционную работу

7.работу с родителями

8.Создание предметно-пространственной среды

 

Предлагаю рассмотреть каждый раздел подробно:

 

1.Физическое развитие

  • Основная деятельность:

физкультурные занятия – 3 раза в неделю (2 в зале, с 5 лет1 на улице)

Каждое занятие должно нести оздоровительный характер, т.е. содержать корригирующие упражнения не только в ОРУ, но и в О.Д., закаливающий эффект, дозированная нагрузка, смену нагрузки расслаблением.

 

физкультминутки – ежедневно, на каждом занятии (упражнения необходимо подбирать с учетом деятельности) не забывать про мышцы шеи и глаз.

 

подвижные игры и физические упражнения на прогулке – ежедневно (необходимо использовать игры и упражнения на все виды основных движений)

 

гимнастика после сна – ежедневно; включать корригирующие упражнения, закаливающий эффект,

утренняя разминка (зарядка) ежедневно. В зависимости от времени года и погодных условий на улице или в помещении.

  • Секционно-кружковая работа:

 

В зависимости от возможностей ДОУ. Так же, необходимо иметь информацию о посещении детьми секций и кружков вне ДОУ, для определения адекватной индивидуальной физической нагрузки.

 

  • Активный отдых:

– физкультурные досуги – один раз в месяц;

– физкультурные праздники – один раз в квартал;

– день здоровья – один раз в месяц;

– самостоятельная двигательная деятельность – ежедневно под наблюдением взрослого.

 

2.Укрепление здоровья

  • Оздоровительно-профилактические мероприятия

-Корригирующая гимнастика

-Гимнастика для глаз

-Пальчиковая гимнастика

-Дыхательная гимнастика

-Самомассаж, элементы точечного массажа

-Элементы психогимнастики и приемы релаксации

 

  • Закаливающие мероприятия

-воздушно-контрастное закаливание,

-дозированное босохождение,

- полоскание полости рта,

-обширное умывание,

-сон без маек,

-соляризация

 

  • Соблюдение режима:

Соблюдение режима не только соблюдение учебной нагрузки, санитарных норм, но и всех видов режима:

-адаптационный режим,

-гибкий,

-щадящий,

-сезонность,

-каникулярный

  • Ведение индивидуальных маршрутов сопровождения ослабленных и ЧДБ детей 
  • Медицинское обслуживание

-рациональное питание требует определённого режима питания, т.е. распределения приёма пищи в течении дня, соблюдение благоприятной температуры пищи, разнообразия и т.д., калорийность, сбалансированность питания.

-контроль за соблюдением Сан Пин

-контроль за организацией ф-о работы (закаливание, мат. плотность занятий, нагрузка, индивидуальные особенности ребенка)

-контроль за физ. развитием и состоянием здоровья воспитанников

-профилактическая работа (прививки, витаминизация)

-информационно-просветительская работа

 

 

3.Воспитание культурно-гигиенических навыков

 

-Правила личной гигиены гигиеническое содержание тела (кожи, волос, полости рта) 
-гигиена одежды и обуви ,гигиена жилища

-Осмысленное и правильное пользование предметами личной гигиены

-Правила выполнения культурно -гигиенический навыков

-Правила приема пищи

 

4.Воспитание осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих

 

-Занятия из серии «Забочусь о своём здоровье» занятия познавательного цикла (3-4 раза в месяц)

-Правила личной безопасности

 

5.Психолого-педагогическое сопровождение

-Создание эмоционально комфортной обстановки

-Личностно-ориентированный стиль общения

-Развивающие занятия

-Психолого –педагогическая поддержка семьи

 

6. Коррекционная работа

- Коррекция отклонений в индивидуальном развитии и поведении (логопед, психолог)

 

7.Создание предметно-развивающей среды.

 

В организации здоровьесберегающего пространства большую роль играет оснащение и оборудование физкультурного зала, и оснащение спортивных уголков в группе, уголков уединения, наличие спортивной площадки, кабинета психолога и логопеда.

Групповая комната должна быть свободной для самостоятельной, игровой и двигательной активности детей, поэтому пространство групповых комнат не следует загромождать мебелью и крупногабаритными игрушками.

Все предметы - оборудование, игрушки - должны соответствовать нормативным медико-педагогическим и эстетическим требованиям и нормам безопасности, легко подвергаться чистке и дез.обработке.

Освещение, микроклимат, соответствие мебели антропометр. данным детей

 

8.Работа с родителями

Какая бы работа не велась в ДОУ, без участия семьи она не будет эффективна. Родители должны стать равноправными и равно ответственными участниками воспитательно-образовательного процесса.

 

Направления работы с родителями

-Информационно-аналитические -Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

-Досуговые -Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми.

-Познавательные  Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

-Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.

 

Среда - это не только мебель, оборудование и пособие. Среда -это и отношение педагога к детям. Педагогу необходимо быть внимательным к детям, знать особенности здоровья и личностные качества каждого ребенка и осуществлять индивидуальный подход на основании этих показателей.

 

Добиться качества реализации здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса можно лишь при тесной взаимосвязь всех разделов, направлений и участников представленной модели.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР