Прошутинская Оксана Александровна, педагог-психолог, МАДОУ «Детский сад № 104» г. Сыктывкар Республики Коми. Программа предназначена для педагогов-психологов, воспитателей для развития логико-математических представлений у детей среднего и старшего дошкольного возраста. Занятия построены на использовании логических развивающих игр, таких как: Блоки Дьенеша, Сложи узор, игры Никитина.
Рабочая программа кружка логико-математического развития детей
среднего и старшего дошкольного возраста «Развивайка»
Пояснительная записка
Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией при условии использования математического содержания, является по своей сути логико-математической.
По мнению исследователей (Ж.Пиаже, Г.Дональдсон, Г.Гарднер и др.), логико-математическое познание окружающего мира представлено включенностью ребенка в процесс освоения пространственных признаков (расположение объектов), классификации и сериации, количества. Ребенок постепенно переходит от указания на факты (свойства, отношения) к утверждениям по поводу идентичности, равночисленности; от действий познания (упорядочения, составления столбцов и рядов) к выявлению отношений соответствия, порядка, части и целого. Работа по данной программе направлена на подготовку мышления ребенка к конструированию простейших логических умозаключений посредством работы с логическими играми.
А.А.Столяром определены сущностные характеристики логико-математических игр:
- направленность выполняемых в играх действий преимущественно на развитие простейших логических способов познания: сравнение, классификацию и сериацию;
- возможность моделирования в играх, доступных ребенку 5-7 лет, логических и математических отношений (подобия, порядка, части и целого).
На основе исследований Е.А.Носовой, ученицы А.А. Столяра, направленного на изучение проявлений детей в играх с блоками Дьенеша и практического опыта реализации идей логико-математической подготовки в условиях детского сада, стала возможной разработка системы игр и приемов работы для детей более раннего возраста (3-5 лет). Были определены основные линии движения в предлогическом развитии детей дошкольного возраста (в играх с блоками Дьенеша):
- от простых предметных действий (нахождение, выделение, группировка, разделение) – к мыслительным действиям (абстрагирование, сравнение, обобщение, классификация);
- от действий с одним свойством (цветом, или формой, или размером) – к действиям с двумя, тремя свойствами (формой и размером; цветом, толщиной и формой).
Е.А.Носовой разработан комплекс игр и упражнений, процесс освоения которых представлен тремя этапами:
1.Игры и упражнения на выявление свойств: цвета, формы, размера, толщины («Найди клад», «Угадай-ка», «Необычные фигуры» и др.)
2.Игры и упражнения на освоение детьми сравнения, классификации и обобщения («Дорожки», «Домино», «Засели домики» и др.
3.Игры и упражнения на овладение логическими действиями и мыслительными операциями («Загадки без слов», «Где спрятался Джерри», «Помоги фигурам выбраться из леса» и др.)
Так же в программе используются игры, проблемные ситуации на освоение детьми сравнения предметов с целью выявления их общих свойств и зависимостей, на познание и использование знаков-символов (кодов). Их значение – способствовать становлению логико-математического опыта ребенка на основе овладения им действиями сравнения, сопоставления, разбиения; построением логического высказывания, составления алгоритмов.
В качестве средств обучения по программе используются следующие пособия и материалы:
- логические блоки Дьенеша (48 штук);
- набор геометрических логических фигур (плоские блоки Дьенеша, 24 штуки);
- палочки Кюизенера и их аналог – разноцветные полоски
- наглядно-дидактически пособия для игр с блоками и палочками.
Современные логико-математические игры стимулируют настойчивое стремление ребенка получить результат (собрать, соединить, измерить), проявив при этом познавательную инициативу и творческие способности.
Работа по данной программе помогает развивать внимание, память, речь, воображение и мышление, создает положительную эмоциональную атмосферу, побуждает детей к общению, коллективному поиску, проявлению активности в преобразовании игровой ситуации.
Организация логико-математических игр предусматривает интеграцию познавательного, деятельностно-практического и эмоционально-ценностного развития детей. Познавательное развитие осуществляется в процессе освоения детьми как средств познания (сенсорные эталоны, схемы и модели, образы объектов, речь), так и способов познания (сенсорные эталоны, схемы и модели, образы объектов, речь), так и способов познания (сравнение, уравнивание, моделирование, комбинирование, счет, измерение, классификация, сериация и др.).
В процессе логико-математических игр допустимы свободное взаимодействие и общение ребенка со сверстниками и взрослыми, что создает условия для проявления активности и самореализации личности ребенка в деятельности.
Кроме этого, логико-математической игре свойственна познавательная и игровая мотивация, которая вносит оживление, стимулирует выбор ребенком необходимых практических и умственных результативных действий, способствует развитию мышления и речи. Взрослый вызывает интерес к игре и поддерживает его, не подавляя инициативу ребенка.
В результате дети становятся более самостоятельными, инициативными, независимыми от взрослого, уверенными в своих силах.
Цель и задачи программы
Цель:Формирование комплекса мыслительных умений на протяжении всего дошкольного обучения.
Задачи:
- Создать предпосылки для наилучшего перехода от наглядно – образного к наглядно – схематическому мышлению, а затем и к словесно – логическому мышлению.
- Формировать умение следовать устным инструкциям.
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, угол, сторона, высота, длина, длиннее – короче, больше – меньше, выше - ниже, толще – тоньше.
- Развивать мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию.
- Развивать познавательные процессы восприятие память, внимание, воображение.
- Тренировать мелкую моторику и глазомер.
- Развивать творческие способности и фантазию, способность к моделированию и конструированию.
- Воспитывать интерес к интеллектуальным играм, формировать стремление доводить дело до конца.
Содержание логико-математического развития детей дошкольного возраста:
- свойства (форма, цвет, количество, расположение в пространстве);
- отношения (подобия, порядка, части и целого);
- логические и математические зависимости и закономерности (следование, чередование, включение, сохранение количества и др.)
Для осуществления поставленных целей и задач созданы следующие условия:
- отсутствие принуждения;
- развитие игровой динамики (от малых успехов к большим);
- поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей;
- взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;
- переход от простейших форм и способов осуществления игровых действия к сложным.
Ожидаемые результаты
По завершению программы дети могут:
- Различать основные геометрические фигуры, называть их отличительные признаки.
- Различать и называть основные цвета.
- Сравнивать предметы, посредством разных приемов, объединять их по сходным признакам и разделять на группы, обосновывать свой выбор.
- Следовать устным инструкциям и работать по схемам.
- Освоят элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
- Научатся работать в условиях сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Структура программы
Программа рассчитана на два года – на обучение детей от четырёх до шести лет.
Средняя группа (4 – 5 лет) - количество педагогических мероприятий в неделю 2. В год проводится – 46.Длительность в средней группе – 20 мин. Количество детей 10 – 12.
Старшая группа (5 – 6 лет) – количество педагогических мероприятий в неделю 2. В год проводится – 46.Длительность в старшей группе – 25 мин. Количество детей 10 – 12.
Каждый год предполагает
- ступенчатое усложнение программного материала,
- многократное повторение упражнений для наилучшего развития мыслительных умений всех детей;
- разную степень сложности мыслительных задач для учета индивидуального уровня развития каждого ребенка
- Первый этап (первый год обучения – дети 4 – 5 лет)
Направлен на первоначальное освоение детьми навыков работы с логическими играми. Задания, используемые в программе разбиты на четыре группы с постепенным усложнением:
1.Задания для развития умения выявлять и абстрагировать свойства.
2.Задания для развития умения сравнивать предметы по их свойствам.
3.Задания для развития действий классификации и обобщения.
4.Задания для развития способности к логическим действиям и операциям.
В течение года задания постепенно усложняются. Усложнение идет по трем направлениям:
- от умения оперировать одним свойством дети постепенно переходят к умению оперировать двумя свойствами;
- от умения работать с карточками, подтверждающими наличие свойств у блоков, дети постепенно переходят к умению работать с карточк5ами, которые указывают на отрицание какого-либо свойства;
- от выполнения заданий первой группы дети постепенно переходят к заданиям второй, третьей и четвертой групп.
- Второй этап (второй год обучения – дети 5 – 6 лет)
Задания также разбиты на четыре постепенно усложняющиеся группы:
1.Задания для развития умения выявлять и абстрагировать свойства.
2.Задания для развития умения сравнивать предметы по их свойствам.
3.Задания для развития действий классификации и обобщения.
4.Задания для развития способности к логическим действиям и операциям.
В течение года задания постепенно усложняются. Усложнение идет по следующим направлениям:
- от умения оперировать двумя свойствами дети постепенно переходят к умению оперировать тремя свойствами;
- от умения работать с одной карточкой- символом свойства предмета (или карточкой-символом отрицания свойства) дети постепенно переходят к умению работать с 2-3 карточками-символами;
- от выполнения заданий первой группы дети постепенно переходят к заданиям второй, третьей и четвертой групп.
Так же на втором году обучения усложняются задания для самостоятельной работы и добавляются новые виды знаний, например:
- Задания, направленные на освоение детьми нового вида алгоритма – блок-схема;
- Задания, направленные на освоение детьми способа выбора одного из предметов на основе варьирования и др.
Формы организации детей:
Коллективная, индивидуальная, парная, подгрупповая.
Организация и проведение мероприятий:
Происходит в несколько этапов:
1.В предметно-игровой обстановке, соответствующей сюжету предстоящей игры, воспитатель сообщает участникам (детям) завязку.
2.Происходит развитие сюжета, в процессе которого дети становятся активными участниками осуществляемого сценария. Они:
- Осваивают, преобразуют, изменяют информацию о свойствах, отношениях, зависимостях предметов, форм, величин, чисел;
- Овладевают системой познавательных действий (способов познания): обследуют, сравнивают, группируют и классифицируют, уравнивают;
- Обобщают, делают выводы, прогнозируют развитие ситуации, схематизируют, пользуются знаками и символическими замещениями.
3.Подводятся итоги, которые обычно представлены:
- анализом жизненной ситуации, аналогичной той, которая имела место в ходе логико-математической игры;
- акцентированием внимания детей на наиболее ярком событии логико-математической игры;
- установлением сходства сюжета игры и известного литературного произведения;
- созданием воображаемой ситуации по мотивам логико-математической игры.
Формы и методы организации детей на занятиях
Формы организации детей:
Коллективная, индивидуальная, парная, подгрупповая.
В процессе игровых занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия с использованием сюрпризных моментов, подвижных и малоподвижных игра, физкультурных пауз.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).
- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).
- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).
-исследовательский (самостоятельная творческая работа).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:
- фронтальный (одновременно со всей подгруппой).
- индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).
- групповой (работа в парах).
- индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).
Учебный план
Этап обучения
|
Возрастная группа
|
Количество занятий
|
В неделю
|
В год
|
I год обучения
|
Средний дошкольный возраст
(4 – 5 лет)
|
2/20 мин.
|
56
|
II год обучения
|
Старший дошкольный
(5 – 6 лет)
|
2/25 мин.
|
56
|
Учебно-тематический план
Первый год обучения (4 – 5 лет)
Месяц
|
№
|
Тема занятия
|
Материалы
|
Октябрь
|
1
|
Магазин игрушек.
|
- логические блоки Дьенеша одной толщины,
- карточки-символы свойств (цвет, форма, размер)
- картинки для игры в магазин: флаг, сундук, яблоко, пирамидка
|
2
|
Помогаем пчелке.
|
- логические блоки Дьенеша,
- карточки-символы свойств (цвет, форма, размер)
- картинки: домики, банка, пчелка, набор «рисуем осенний лес»
|
3
|
Путешествие в лес.
|
- логические блоки Дьенеша,
- карточки-символы свойств (цвет, форма, размер)
- картинки: вагончики, зонтики, поезд, солнышко, тучка, елки, мяч
|
4
|
День рождение Мишки.
|
- логические блоки Дьенеша,
- карточки-символы свойств (цвет, форма, размер)
- картинки: Мишка, бабочка, лягушонок, цыпленок, утенок, обезьянка, зайчонок, тарелочки для печенья, вазочки
|
Ноябрь
|
1
|
Путешествие Колобка.
|
- логические блоки Дьенеша,
- карточки-символы свойств (цвет, форма, размер)
- картинки: Колобок, цветочек, домик, елки, облака, лейка, зеленые прямоугольники.
Схемы «выращиваем волшебный цветок»
Таблицы для самостоятельной работы
|
2
|
Прогулка в волшебный лес.
|
- логические блоки Дьенеша
- карточки-символы свойств (цвет, форма, размер)
- картинки: грибы, деревья, зайчик, бельчонок, солнышко, ель, домик
|
3
|
Гномы Бим и Бом.
|
- логические блоки Дьенеша,
- карточки-символы свойств (цвет)
- картинки: гномики, домики, лужи, рыбки, пруд, стрелки.
|
4
|
Красная Шапочка.
|
- логические блоки Дьенеша
- карточки-символы свойств (цвет, форма, размер)
- картинки: Красная Шапочка, домик, цветы.
Атласная ленточка для бус.
Таблицы для самостоятельной работы
|
Декабрь
|
1
|
Аквариум для рыб.
|
- логические блоки Дьенеша
- карточки-символы свойств (цвет, форма, размер)
- «каталог» аквариумных рыбок
- аквариумы
|
2
|
Цирк.
|
- логические блоки Дьенеша
- карточки-символы свойств (форма)
- картинки: котенок, лисенок, лягушонок, медвежонок, зайчонок, тюлень, фокусник, два стола, цирковая тумба, киоск, воздушные шарики.
- цифры от 1 до 5, стрелки, фишки,
- таблицы для самостоятельной работы
|
3
|
Спортивные соревнования.
|
- логические блоки Дьенеша
- карточки-символы свойств (размер, форма, отрицание формы)
- картинки: паровоз, вагончик, качели, флажки, деревья
|
4
|
В гостях у Золушки.
|
- логические блоки Дьенеша
- карточки-символы свойств (цвет, толщина, отрицание толщины)
- картинки: Золушка, домик, елки, стрелки
- таблицы для самостоятельной работы
|
Январь
|
1
|
Экскурсия в зоопарк.
|
- логические блоки Дьенеша
- карточки-символы свойств (цвет, форма, размер)
- схемы построения загонов для животных
- картинки: медвежонок, зайчонок, лисенок, бельчонок
- таблицы для самостоятельной работы
|
2
|
Карнавал.
|
- логические блоки Дьенеша
- карточки-символы свойств (форма, цвет, отрицание цвета)
- картинки: поезд, вагончики, королева карнавала
- карточки-схемы разветвленного алгоритма «Выращивание дерева»
- таблицы для самостоятельной работы
|
3
|
Новоселье в городе Геометрических фигур.
|
- логические блоки Дьенеша
- карточки-символы свойств (толщина, цвет и размер)
- таблицы – «домики»
|
4
|
Путешествие в сказку «Красная Шапочка».
|
- логические блоки Дьенеша
- карточки-символы свойств (цвет, размер, отрицание размера)
- картинки: Красная Шапочка, волк, домик, бабушка, елки, стрелки, цветы, пчелка, божья коровка, бабочки синего цвета.
- таблицы для самостоятельной работы
|
Февраль
|
1
|
Авиационный праздник.
|
- логические блоки Дьенеша
- карточки-символы свойств
- картинки: самолетики, поезд, вагончики, воздушные шары
- атласная ленточка, 1, 5см на 1,5 см
Таблицы – «домики»
|
2
|
Пятачок в городе геометрических фигур.
|
- логические блоки Дьенеша
- геометрические фигуры черного цвета для логических таблиц
- карточки-символы свойств
- картинки: Пятачок
- таблицы – «домики»
- схемы для строительства игровой площадки: самолет, машина, качели, кораблик
|
3
|
Мы – веселые строители.
|
- логические блоки Дьенеша
- схемы для строительства разных домов
|
4
|
Украшаем город Геометрических фигур.
|
- логические блоки Дьенеша
- карточки-символы свойств)
- картинки: домики, пингвиненок, львенок, слоненок, лисенок
- таблицы для самостоятельной работы
|
Март
|
1
|
День рождения мамы Козы.
|
- логические блоки Дьенеша
- палочки Кюизенера
- схемы в натуральную величину: «Домик для Козы», «Угощение для гостей».
|
2
|
День рождения Димы.
|
- логические блоки Дьенеша
- карточки-символы свойств (цвет)
- картинки: гаражи, мальчики, машинки, стрелки
- таблицы для самостоятельной работы
|
3
|
Прогулка в волшебный лес.
|
- логические блоки Дьенеша
- карточки-символы свойств (форма)
- картинки: еж, мышонок, медведь, избушка, елки, сова, цветная клумба, стрелки, цветы
- схемы домов
- схема «этаж»
- таблицы для самостоятельной работы
|
4
|
Спасение роботов с планеты Раби-Руби.
|
- логические блоки Дьенеша
- карточки-символы видоизменения свойств, карточки-символы свойств (размер)
- картинки: роботы, камни, волшебные бутылочки, звездолет, планета, злой колдун, стрелки
- карточки - «зеркала»
Карточки-схемы разветвленного алгоритма «выращивания дерева»
|
Апрель
|
1
|
Экскурсия на кондитерскую фабрику.
|
- логические блоки Дьенеша
- карточки-символы свойств (цвет, размер, форма толщина)
- картинки: утенок, цыпленок, лягушонок, бабочка, медвежонок, обезьянка, домики
- таблицы для самостоятельной работы, тарелочки
|
2
|
Путешествие в лес на поезде.
|
- логические блоки Дьенеша
- карточки-символы свойств (цвет, форма, размер)
- картинки: елки, поезд
|
3
|
Сказка про Емелю «По щучьему веленью».
|
- логические блоки Дьенеша
- карточки-символы свойств (толщина)
- картинки: Емеля, стрелки, цветы, схема «Дворец» в натуральную величину
- схемы разветвленного алгоритма «Выращивание дерева».
|
4
|
Итоговое занятие: Экскурсия на швейную фабрику.
|
- логические блоки Дьенеша
- карточки-символы свойств (цвет, форма, размер, толщина)
- карточки-символы свойств пуговиц (цвет: розовая, желтая, голубая, количество дырочек: 1,2,4)
|
Второй год обучения (5 – 6 лет)
Месяц
|
№
|
Тема занятия
|
Материалы
|
Октябрь
|
1
|
В гостях у доброй волшебницы.
|
- логические блоки Дьенеша
- геометрические фигуры
- стрелочки
- картинки: домик, добрая волшебница, гномомобиль, зайчик, белочка, медвежонок, орешек, морковка, бочонок с медом, вазочки, тарелочки, цветы
|
2
|
Строительство зоопарка в городе Фигуриус.
|
- логические блоки Дьенеша
- карточки-символы свойств рыбок
- карточки-бланки
- карточки-инструкции
- каталог «Аквариумные рыбки»
- картинки: фигурки- человечки, аквариум, жираф, зебра
- задания для самостоятельной работы
|
3
|
Сказка про ежика Тимошку.
|
- логические блоки Дьенеша
- геометрические фигуры
- стрелочки
- корзинка
- картинки: деревья, домик, мама-ежиха, ежонок, листья
- таблица «коробка»
|
4
|
Парк развлечений.
|
- логические блоки Дьенеша
- карточки – символы свойств (цвет, форма, размер, толщина)
-карточки-билетики
- картинки: деревья, вагончики, паровоз, мяч, качели-лодочки, машинки
- тематические картинки: девочка прыгает на батуте, мальчик катается на машинке, мальчик катится с горки, дети катаются на каруселях.
|
Ноябрь
|
1
|
В гостях у гномов Бима и Бома.
|
- логические блоки Дьенеша
- карточки – символы овощей
- картинки: гномики, ящики, банки, овощи
- задания для самостоятельной работы
|
2
|
Сказка «Золотой ключик».
|
- логические блоки Дьенеша
- геометрические фигуры
- стрелочки
- схемы «Бабочка», «Лягушка»
- схемы – подсказки
Аудиозапись спора Мальвины, буратино и Артемона
- логические таблицы
- картинки: домики, Буратино, Мальвина, Артемон
|
3
|
Путешествие в волшебный лес.
|
- логические блоки Дьенеша
- схемы сбора съедобных грибов
- картинки: корзинки, белочка, ежик, зайчонок
|
4
|
Экскурсия на машиностроительный завод.
|
- логические блоки Дьенеша
- таблица – «Развозим строительный материал по цехам»
- карточки-инструкции
- картинки: Винтик и Шпунтик
- надпись «Машиностроительный завод»
|
Декабрь
|
1
|
Поможем жителям планеты Тибу.
|
- логические блоки Дьенеша
- обручи, диаметром 40 см
- таблица «Заколдованный лес»
- карточки – символы свойств
- карточки-инструкции
- карточки – подсказки
- картинки: Лесовичок, дощечка, книга, грузовик, руины города, деревья, фонтаны, струи воды, цветы
|
2
|
Три поросенка.
|
- логические блоки Дьенеша
- таблица – «Линейный алгоритм строительства дорожки»
- карточки – символы свойств (толщина, цвет, форма)
- картинка: домики поросят, поросята Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф, рыбки, цветы.
|
3
|
Поиск клада в средиземном море.
|
- логические блоки Дьенеша
- геометрические фигуры
- схемы для построения кораблей
- карта сокровищ
- картинки: пират, корабль, остров
|
4
|
В гости к маленькой Бабе Яге.
|
- логические блоки Дьенеша
- логические фигуры Дьенеша
- карточки- символы свойств
- таблица – подсказка
- воздушные шарики трех цветов
- клей-карандаш, ленточка
- картинки: маленькая Баба Яга, воздушные шарики, цветы трех цветов
|
Январь
|
1
|
В гости к профессору Умникусу.
|
- логические блоки Дьенеша, Таблица «Алгоритм «Блок-сема»»
- пропуска
- карточки- инструкции
- карточки-символы свойств листьев
- карточки-бланки
Карточки-символы видоизменения свойств
- картинки: охранник, здание лаборатории, профессор, колба, листья.
|
2
|
Спортивные соревнования фигур.
|
- логические блоки Дьенеша
- обручи (синий и красный)
- таблица «Спортивная дистанция»
- таблица «Две дорожки»
- таблица «Вагон»
- картинки: поезд
- схемы для самостоятельной работы
|
3
|
Завод космического транспорта.
|
- логические блоки Дьенеша
- карточки- инструкции
- карточки «Инструкция для робота»
- таблица «Компьютер»
- карточки – символы видоизменения свойств (цвет, размер, толщина)
- картинки: директор завода, роботы, пульты управления роботами, половинки космических костюмов
- задания для самостоятельной работы
|
4
|
Выручаем Фиксиков из беды.
|
- логические блоки Дьенеша
- карточки схемы свойств
- схемы починки бытовой техники
|
Февраль
|
1
|
На помощь к Лесовичку.
|
- логические блоки Дьенеша
- таблица «Вагон»
- таблица «Лес»
- таблица «Пдсказка»
- карточки – символы свойств (форма, цвет, размер)
- картинки: домик, Лесовичок, деревья, бутылки
|
2
|
Экскурсия на швейную фабрику.
|
- логические блоки Дьенеша
- таблица «Инструкции»
- таблица «Коробка»
- карточки- символы свойств платьев
- карточки – символы свойств и карточки – символы отрицания свойств (цвет, форма, размер, толщина)
|
3
|
Строительная фирма.
|
- логические блоки Дьенеша
- карточки - схемы для построения разных домов
|
4
|
Празднование дня города Фигуриус.
|
- логические блоки Дьенеша
- таблица «Алгоритм «Блок-схема»».
- карточки- инструкции
- ленточка для флажков, логические кубики
- мешочек
- цифры от 1 до 6
- цветы 16 шт.
-флажки
- геометрические фигуры черного цвета
- стрелочки
- картинки: домики, горка, карусель, ракета, фигурки- человечки
|
Март
|
1
|
В гости к Звездочету.
|
- логические блоки Дьенеша
- таблица «Коробка»
- карточки «письмо-инструкция»
- разветвленный алгоритм – «Выращивание дерева»
- картинки: дом, Звездочет, деревья
|
2
|
Путешествие в сказку про доктора Айболита.
|
- логические блоки Дьенеша
- таблица «Коробка»
- карточки-символы свойств (цвет, форма, размер, толщина)
- карточки «Рецепт»
- картинки: обезьянка Чита, животные (болеющие), бутылочки (к каждой должна быть приклеена картинка, например: ухо, но, глаза)
- задания для самостоятельной работы
|
3
|
Экскурсия на кондитерскую фабрику.
|
- логические блоки Дьенеша
- таблица «Развозим конфеты по цехам»
- карточки-символы свойств и карточки-символы отрицания свойств
- коробка конфет
|
4
|
Почта.
|
- логические блоки Дьенеша
- таблица «шкаф»
- карточки- инструкции
- конверты
- клей-карандаш
- карточки-инструкции
- карточки «Маршрутные листы»
- таблица «Подсказки»
- карточки – символы свойства форма и карточки отрицания свойства форма.
- картинки: машины (пронумерованы № 3, № 5, № 6, № 9)
- цифры 3,5,6,9
|
Апрель
|
1
|
Помощь жителям страны Липландии.
|
- логические блоки Дьенеша
- короба с четырьмя отделениями для первого задания
- ленточки синего и красного цветов, палочки 6 шт. разного цвета
- карточка «Рецепт»
- карточки- подсказки
Цифры, 1,2,3,4
- карточки – символы свойств и карточки отрицания свойств (цвет, форма, размер, толщина)
- картинки: котел, волшебники, деревья, «волшебная книга»
|
2
|
Спасение морских жителей от злой колдунья Каракулы.
|
- логические блоки Дьенеша
- аудиозаписи «Шторм», «Шум моря»
- сундук, к которому нужно прикрепить изображения замков
- «Палочка – выручалочка»
- «Палочки- фонарики»
- таблица «Подсказка 1» в каждую ячейку прикрепить изображение камня
- картинки: фигуры коричневого цвета, круглой, овальной и неопределенной формы, морские животные, мусор, ключи
- карточки-символ свойства «цвет», карточки – символы отрицания свойства «цвет»
|
3
|
Праздник в городе Фигуриус.
|
- логические блоки Дьенеша
- карточки- символы свойств (цвет, форма, размер)
- карточки - символы видоизменения свойств (цвет, форма, размер)
-карточки с изображением логических фигур
- стрелочки
- атласная ленточка, удочка, ведро
- таблица «Дорожка»
- картинки: домики, флажки
|
4
|
Итоговое занятие «Игротека».
|
- логические блоки Дьенеша
- фишки для фиксации правильных ответов
- таблица для подведения итого
Атласные ленточки синего и красного цветов
- карточки – загадки
- карточки для задания 2
- геометрические фигуры
- стрелочки
- логические кубики
- картинка: теплоход
|
Диагностика освоения детьми программы «Развивайка»
С целью определения эффективности педагогической деятельности, уровня развития воспитанников, выявления изменений в их развитии, дальнейшей работы по результатам проводятся педагогическая диагностика в начале и в конце учебного года, а также мониторинг развития детей по итогам полугодия.
Мониторинг проводится по следующей скрининговой карте:
ФИО ребенка_______________________________________________
Возраст___________________________________________________
Верное обвести:
Показатель обследования
|
Моторная сфера
|
Ручная моторика
|
- норма
- недостаточное развитие
|
Темп движений
|
- средний
- быстрый
- медленный
|
Ведущая рука
|
|
Характеристика внимания
|
Длительность концентрации внимания
|
- фронтально
- чаще индивидуально
|
Частота отвлечения во время занятий
|
|
Способен ли к произвольному вниманию, контролю своей деятельности
|
|
Влияние интереса на длительность сосредоточения
|
- способен сосредотачиваться в отсутствии выраженного интереса
- длительное сосредоточение только на том, что ему интересно
|
Наличие колебаний внимания
|
- частая смена периодов колебания и сосредоточения
- сосредоточен весь период деятельности
|
Характеристика памяти
|
|
- медленно запоминает и быстро забывает
- быстро запоминает и быстро забывает
|
Заучивание стихотворений
|
|
Преобладающий вид памяти
|
|
Характеристика мышления
|
Запас общих сведений об окружающем
|
- в пределах возрастной нормы
- ниже возрастной нормы
- значительно снижен
|
Понимает смысл предлагаемых заданий
|
|
Понимает содержание сюжетных картин
|
|
Понимает причинно-следственные связи
|
|
Выполняет операции анализа и синтеза
|
- группирует однородные предметы
- исключает лишний предмет
- вычленяет общие ключевые признаки
- подбирает слово к группе однородных предметов
|
Выполняет логические операции: «Что сначала?», «Что потом?»
|
|
Сенсорные эталоны
|
Восприятие цвета
|
- самостоятельно называет основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий)
- показывает (узнает) цвет по названию
- сличает (соотносит) основные цвета, группирует предметы по цвету
- знает оттенки цветов (фиолетовый, розовый, голубой)
|
Восприятие формы
|
- самостоятельно называет основные фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)
- показывает (узнает) фигуру по названию
- сличает (соотносит) основные формы, группирует предметы по форме
|
Сформированность элементарных математических представлений
|
Количество и счет
|
- умеет считать до 5
- сравнивает две группы предметов
- имеет представление о порядковом счете
|
Величина
|
- умеет сравнивать предметы по величине, длин, ширине, высоте
- умеет устанавливать размерные отношения между предметами, располагать в определенной последовательности
|
Форма
|
- знает основные геометрические фигуры и формы
- умеет соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами
- знает как из одной формы можно сделать другую
|
Список литературы
1.Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей // Дошкольное воспитание №2 с. 74 2000г.
2.Белошистая А. Как обучить дошкольников решению задач // Дошкольное воспитание №8 с. 101 2008г.
3.Венгер А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста, - М., 1999г.
4.Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет, - М., 2006г.
5.Захарова Н.И. Играем с логическими блоками Дьенеша: Учебный курс для детей 5-6 лет. – СПб.: ООО «Издательство Детство –Пресс», 2017. – 272с.
6.Захарова Н.И. Играем с логическими блоками Дьенеша: Учебный курс для детей 4-5 лет. – СПб.: ООО «Издательство Детство –Пресс», 2016 – 160 с.
7.КолесниковаЕ.В. Программа «Математические ступеньки» Творческий центр,-М2007г
8.Колягин Ю.М. Учись решать задачи, - М., 2007г.
9.Мисуна С. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание №12 с. 21 2005г.
10.Мисуна С. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание №8 с. 48 2005г.
11.Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. – СПб.: ООО «Издательство Детство –Пресс», 2016. – 128с., ил. – (Методический комплект программы «Детство».
12.Носова В.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников, - «Детство-пресс» 2007г.
13.Овчинникова Е. О совершенствовании элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание №8 с. 42 2005г.
14.Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка, - М., 2004г.
15.Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз-ступенька, два – ступенька, - М., 2004г.
16.Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей, - «Детство-пресс» 2010г. |