Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7870499
Программа кружковой работы по развитию логико-математических представлений детей среднего и старшего дошкольного возраста «Развивайка»
Содержание - Дошкольное образование
30.03.2021 06:07

Прошутинская Оксана Александровна, педагог-психолог, МАДОУ «Детский сад № 104» г. Сыктывкар Республики Коми. 
Программа предназначена для педагогов-психологов, воспитателей для развития логико-математических представлений у детей среднего и старшего дошкольного возраста. Занятия построены на использовании логических развивающих игр, таких как: Блоки Дьенеша, Сложи узор, игры Никитина.

 


 

Рабочая программа кружка логико-математического развития детей

среднего и старшего дошкольного возраста «Развивайка»

 

Пояснительная записка 

Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией при условии использования математического содержания, является по своей сути логико-математической.

По мнению исследователей (Ж.Пиаже, Г.Дональдсон, Г.Гарднер и др.), логико-математическое познание окружающего мира представлено включенностью ребенка в процесс освоения пространственных признаков (расположение объектов), классификации и сериации, количества. Ребенок постепенно переходит от указания на факты (свойства, отношения) к утверждениям по поводу идентичности, равночисленности; от действий познания (упорядочения, составления столбцов и рядов) к выявлению отношений соответствия, порядка, части и целого. Работа по данной программе направлена на подготовку мышления ребенка к конструированию простейших логических умозаключений посредством работы с логическими играми.

А.А.Столяром определены сущностные характеристики логико-математических игр:

- направленность выполняемых в играх действий преимущественно на развитие простейших логических способов познания: сравнение, классификацию и сериацию;

- возможность моделирования в играх, доступных ребенку 5-7 лет, логических и математических отношений (подобия, порядка, части и целого).

На основе исследований Е.А.Носовой, ученицы А.А. Столяра, направленного на изучение проявлений детей в играх с блоками Дьенеша и практического опыта реализации идей логико-математической подготовки в условиях детского сада, стала возможной разработка системы игр и приемов работы для детей более раннего возраста (3-5 лет). Были определены основные линии движения в предлогическом развитии детей дошкольного возраста (в играх с блоками Дьенеша):

- от простых предметных действий (нахождение, выделение, группировка, разделение) – к мыслительным действиям (абстрагирование, сравнение, обобщение, классификация);

- от действий с одним свойством (цветом, или формой, или размером) – к действиям с двумя, тремя свойствами (формой и размером; цветом, толщиной и формой).

Е.А.Носовой разработан комплекс игр и упражнений, процесс освоения которых представлен тремя этапами:

1.Игры и упражнения на выявление свойств: цвета, формы, размера, толщины («Найди клад», «Угадай-ка», «Необычные фигуры» и др.)

2.Игры и упражнения на освоение детьми сравнения, классификации и обобщения («Дорожки», «Домино», «Засели домики» и др.

3.Игры и упражнения на овладение логическими действиями и мыслительными операциями («Загадки без слов», «Где спрятался Джерри», «Помоги фигурам выбраться из леса» и др.)

Так же в программе используются игры, проблемные ситуации на освоение детьми сравнения предметов с целью выявления их общих свойств и зависимостей, на познание и использование знаков-символов (кодов). Их значение – способствовать становлению логико-математического опыта ребенка на основе овладения им действиями сравнения, сопоставления, разбиения; построением логического высказывания, составления алгоритмов.

В качестве средств обучения по программе используются следующие пособия и материалы:

  • логические блоки Дьенеша (48 штук);
  • набор геометрических логических фигур (плоские блоки Дьенеша, 24 штуки);
  • палочки Кюизенера и их аналог – разноцветные полоски
  • наглядно-дидактически пособия для игр с блоками и палочками.

Современные логико-математические игры стимулируют настойчивое стремление ребенка получить результат (собрать, соединить, измерить), проявив при этом познавательную инициативу и творческие способности.

Работа по данной программе помогает развивать внимание, память, речь, воображение и мышление, создает положительную эмоциональную атмосферу, побуждает детей к общению, коллективному поиску, проявлению активности в преобразовании игровой ситуации.

Организация логико-математических игр предусматривает интеграцию познавательного, деятельностно-практического и эмоционально-ценностного развития детей. Познавательное развитие осуществляется в процессе освоения детьми как средств познания (сенсорные эталоны, схемы и модели, образы объектов, речь), так и способов познания (сенсорные эталоны, схемы и модели, образы объектов, речь), так и способов познания (сравнение, уравнивание, моделирование, комбинирование, счет, измерение, классификация, сериация и др.).

В процессе логико-математических игр допустимы свободное взаимодействие и общение ребенка со сверстниками и взрослыми, что создает условия для проявления активности и самореализации личности ребенка в деятельности.

Кроме этого, логико-математической игре свойственна познавательная и игровая мотивация, которая вносит оживление, стимулирует выбор ребенком необходимых практических и умственных результативных действий, способствует развитию мышления и речи. Взрослый вызывает интерес к игре и поддерживает его, не подавляя инициативу ребенка.

В результате дети становятся более самостоятельными, инициативными, независимыми от взрослого, уверенными в своих силах.


Цель и задачи программы 

Цель:Формирование комплекса мыслительных умений на протяжении всего дошкольного обучения.

 

Задачи:

  • Создать предпосылки для наилучшего перехода от наглядно – образного к наглядно – схематическому мышлению, а затем и к словесно – логическому мышлению.
  • Формировать умение следовать устным инструкциям.
  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, угол, сторона, высота, длина, длиннее – короче, больше – меньше, выше - ниже, толще – тоньше.
  • Развивать мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию.
  • Развивать познавательные процессы восприятие память, внимание, воображение.
  • Тренировать мелкую моторику и глазомер.
  • Развивать творческие способности и фантазию, способность к моделированию и конструированию.
  • Воспитывать интерес к интеллектуальным играм, формировать стремление доводить дело до конца.

 

Содержание логико-математического развития детей дошкольного возраста:

- свойства (форма, цвет, количество, расположение в пространстве);

- отношения (подобия, порядка, части и целого);

- логические и математические зависимости и закономерности (следование, чередование, включение, сохранение количества и др.)

 

Для осуществления поставленных целей и задач созданы следующие условия:

  • отсутствие принуждения;
  • развитие игровой динамики (от малых успехов к большим);
  • поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей;
  • взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;
  • переход от простейших форм и способов осуществления игровых действия к сложным.

Ожидаемые результаты

По завершению программы дети могут:

  • Различать основные геометрические фигуры, называть их отличительные признаки.
  • Различать и называть основные цвета.
  • Сравнивать предметы, посредством разных приемов, объединять их по сходным признакам и разделять на группы, обосновывать свой выбор.
  • Следовать устным инструкциям и работать по схемам.
  • Освоят элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
  • Научатся работать в условиях сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Структура программы

Программа рассчитана на два года – на обучение детей от четырёх до шести лет.

Средняя группа (4 – 5 лет) - количество педагогических мероприятий в неделю 2. В год проводится – 46.Длительность в средней группе – 20 мин. Количество детей 10 – 12.

 

Старшая группа (5 – 6 лет) – количество педагогических мероприятий в неделю 2. В год проводится – 46.Длительность в старшей группе – 25 мин. Количество детей 10 – 12.

 

Каждый год предполагает

  • ступенчатое усложнение программного материала,
  • многократное повторение упражнений для наилучшего развития мыслительных умений всех детей;
  • разную степень сложности мыслительных задач для учета индивидуального уровня развития каждого ребенка

 

  • Первый этап (первый год обучения – дети 4 – 5 лет)

Направлен на первоначальное освоение детьми навыков работы с логическими играми. Задания, используемые в программе разбиты на четыре группы с постепенным усложнением:

1.Задания для развития умения выявлять и абстрагировать свойства.

2.Задания для развития умения сравнивать предметы по их свойствам.

3.Задания для развития действий классификации и обобщения.

4.Задания для развития способности к логическим действиям и операциям.

В течение года задания постепенно усложняются. Усложнение идет по трем направлениям:

- от умения оперировать одним свойством дети постепенно переходят к умению оперировать двумя свойствами;

- от умения работать с карточками, подтверждающими наличие свойств у блоков, дети постепенно переходят к умению работать с карточк5ами, которые указывают на отрицание какого-либо свойства;

- от выполнения заданий первой группы дети постепенно переходят к заданиям второй, третьей и четвертой групп.

 

  • Второй этап (второй год обучения – дети 5 – 6 лет)

Задания также разбиты на четыре постепенно усложняющиеся группы:

1.Задания для развития умения выявлять и абстрагировать свойства.

2.Задания для развития умения сравнивать предметы по их свойствам.

3.Задания для развития действий классификации и обобщения.

4.Задания для развития способности к логическим действиям и операциям.

В течение года задания постепенно усложняются. Усложнение идет по следующим направлениям:

- от умения оперировать двумя свойствами дети постепенно переходят к умению оперировать тремя свойствами;

- от умения работать с одной карточкой- символом свойства предмета (или карточкой-символом отрицания свойства) дети постепенно переходят к умению работать с 2-3 карточками-символами;

- от выполнения заданий первой группы дети постепенно переходят к заданиям второй, третьей и четвертой групп.

 

Так же на втором году обучения усложняются задания для самостоятельной работы и добавляются новые виды знаний, например:

-  Задания, направленные на освоение детьми нового вида алгоритма – блок-схема;

-  Задания, направленные на освоение детьми способа выбора одного из предметов на основе варьирования и др.


Формы организации детей:

Коллективная, индивидуальная, парная, подгрупповая.


Организация и проведение мероприятий:

Происходит в несколько этапов:

1.В предметно-игровой обстановке, соответствующей сюжету предстоящей игры, воспитатель сообщает участникам (детям) завязку.

2.Происходит развитие сюжета, в процессе которого дети становятся активными участниками осуществляемого сценария. Они:

  • Осваивают, преобразуют, изменяют информацию о свойствах, отношениях, зависимостях предметов, форм, величин, чисел;
  • Овладевают системой познавательных действий (способов познания): обследуют, сравнивают, группируют и классифицируют, уравнивают;
  • Обобщают, делают выводы, прогнозируют развитие ситуации, схематизируют, пользуются знаками и символическими замещениями.

3.Подводятся итоги, которые обычно представлены:

  • анализом жизненной ситуации, аналогичной той, которая имела место в ходе логико-математической игры;
  • акцентированием внимания детей на наиболее ярком событии логико-математической игры;
  • установлением сходства сюжета игры и известного литературного произведения;
  • созданием воображаемой ситуации по мотивам логико-математической игры.

 

Формы и методы организации детей на занятиях

Формы организации детей:

Коллективная, индивидуальная, парная, подгрупповая.

В процессе игровых занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия с использованием сюрпризных моментов, подвижных и малоподвижных игра, физкультурных пауз.

 

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).

- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).

- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).

-исследовательский (самостоятельная творческая работа).

 

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:

- фронтальный (одновременно со всей подгруппой).

- индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).

- групповой (работа в парах).

- индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).

Учебный план

Этап обучения

Возрастная группа

Количество занятий

В неделю

В год

I год обучения

Средний дошкольный возраст

(4 – 5 лет)

 

2/20 мин.

56

II год обучения

Старший дошкольный

(5 – 6 лет)

 

2/25 мин.

56


Учебно-тематический план

Первый год обучения (4 – 5 лет)

 

Месяц

Тема занятия

Материалы

Октябрь

1

Магазин игрушек.

- логические блоки Дьенеша одной толщины,

- карточки-символы свойств (цвет, форма, размер)

- картинки для игры в магазин: флаг, сундук, яблоко, пирамидка

2

Помогаем пчелке.

- логические блоки Дьенеша,

- карточки-символы свойств (цвет, форма, размер)

- картинки: домики, банка, пчелка, набор «рисуем осенний лес»

3

Путешествие в лес.

- логические блоки Дьенеша,

- карточки-символы свойств (цвет, форма, размер)

- картинки: вагончики, зонтики, поезд, солнышко, тучка, елки, мяч

4

День рождение Мишки.

- логические блоки Дьенеша,

- карточки-символы свойств (цвет, форма, размер)

- картинки: Мишка, бабочка, лягушонок, цыпленок, утенок, обезьянка, зайчонок, тарелочки для печенья, вазочки

Ноябрь

1

Путешествие Колобка.

- логические блоки Дьенеша,

- карточки-символы свойств (цвет, форма, размер)

- картинки: Колобок, цветочек, домик, елки, облака, лейка, зеленые прямоугольники.

Схемы «выращиваем волшебный цветок»

Таблицы для самостоятельной работы

2

Прогулка в волшебный лес.

- логические блоки Дьенеша

- карточки-символы свойств (цвет, форма, размер)

- картинки: грибы, деревья, зайчик, бельчонок, солнышко, ель, домик

3

Гномы Бим и Бом.

- логические блоки Дьенеша,

- карточки-символы свойств (цвет)

- картинки: гномики, домики, лужи, рыбки, пруд, стрелки.

4

Красная Шапочка.

- логические блоки Дьенеша

- карточки-символы свойств (цвет, форма, размер)

- картинки: Красная Шапочка, домик, цветы.

Атласная ленточка для бус.

Таблицы для самостоятельной работы

Декабрь

1

Аквариум для рыб.

- логические блоки Дьенеша

- карточки-символы свойств (цвет, форма, размер)

- «каталог» аквариумных рыбок

- аквариумы

2

Цирк.

- логические блоки Дьенеша

- карточки-символы свойств (форма)

- картинки: котенок, лисенок, лягушонок, медвежонок, зайчонок, тюлень, фокусник, два стола, цирковая тумба, киоск, воздушные шарики.

- цифры от 1 до 5, стрелки, фишки,

- таблицы для самостоятельной работы

3

Спортивные соревнования.

- логические блоки Дьенеша

- карточки-символы свойств (размер, форма, отрицание формы)

- картинки: паровоз, вагончик, качели, флажки, деревья

4

В гостях у Золушки.

- логические блоки Дьенеша

- карточки-символы свойств (цвет, толщина, отрицание толщины)

- картинки: Золушка, домик, елки, стрелки

- таблицы для самостоятельной работы

Январь

1

Экскурсия в зоопарк.

- логические блоки Дьенеша

- карточки-символы свойств (цвет, форма, размер)

- схемы построения загонов для животных

- картинки: медвежонок, зайчонок, лисенок, бельчонок

- таблицы для самостоятельной работы

2

Карнавал.

- логические блоки Дьенеша

- карточки-символы свойств (форма, цвет, отрицание цвета)

- картинки: поезд, вагончики, королева карнавала

- карточки-схемы разветвленного алгоритма «Выращивание дерева»

- таблицы для самостоятельной работы

3

Новоселье в городе Геометрических фигур.

- логические блоки Дьенеша

- карточки-символы свойств (толщина, цвет и размер)

- таблицы – «домики»

4

Путешествие в сказку «Красная Шапочка».

- логические блоки Дьенеша

- карточки-символы свойств (цвет, размер, отрицание размера)

- картинки: Красная Шапочка, волк, домик, бабушка, елки, стрелки, цветы, пчелка, божья коровка, бабочки синего цвета.

- таблицы для самостоятельной работы

Февраль

1

Авиационный праздник.

- логические блоки Дьенеша

- карточки-символы свойств

- картинки: самолетики, поезд, вагончики, воздушные шары

- атласная ленточка, 1, 5см на 1,5 см

Таблицы – «домики»

2

Пятачок в городе геометрических фигур.

- логические блоки Дьенеша

- геометрические фигуры черного цвета для логических таблиц

- карточки-символы свойств

- картинки: Пятачок

- таблицы – «домики»

- схемы для строительства игровой площадки: самолет, машина, качели, кораблик

3

Мы – веселые строители.

- логические блоки Дьенеша

- схемы для строительства разных домов

4

Украшаем город Геометрических фигур.

- логические блоки Дьенеша

- карточки-символы свойств)

- картинки: домики, пингвиненок, львенок, слоненок, лисенок

- таблицы для самостоятельной работы

Март

1

День рождения мамы Козы.

- логические блоки Дьенеша

- палочки Кюизенера

- схемы в натуральную величину: «Домик для Козы», «Угощение для гостей».

2

День рождения Димы.

- логические блоки Дьенеша

- карточки-символы свойств (цвет)

- картинки: гаражи, мальчики, машинки, стрелки

- таблицы для самостоятельной работы

3

Прогулка в волшебный лес.

- логические блоки Дьенеша

- карточки-символы свойств (форма)

- картинки: еж, мышонок, медведь, избушка, елки, сова, цветная клумба, стрелки, цветы

- схемы домов

- схема «этаж»

- таблицы для самостоятельной работы

4

Спасение роботов с планеты Раби-Руби.

- логические блоки Дьенеша

- карточки-символы видоизменения свойств, карточки-символы свойств (размер)

- картинки: роботы, камни, волшебные бутылочки, звездолет, планета, злой колдун, стрелки

- карточки - «зеркала»

Карточки-схемы разветвленного алгоритма «выращивания дерева»

Апрель

1

Экскурсия на кондитерскую фабрику.

- логические блоки Дьенеша

- карточки-символы свойств (цвет, размер, форма толщина)

- картинки: утенок, цыпленок, лягушонок, бабочка, медвежонок, обезьянка, домики

- таблицы для самостоятельной работы, тарелочки

2

Путешествие в лес на поезде.

- логические блоки Дьенеша

- карточки-символы свойств (цвет, форма, размер)

- картинки: елки, поезд

3

Сказка про Емелю «По щучьему веленью».

- логические блоки Дьенеша

- карточки-символы свойств (толщина)

- картинки: Емеля, стрелки, цветы, схема «Дворец» в натуральную величину

- схемы разветвленного алгоритма «Выращивание дерева».

4

Итоговое занятие: Экскурсия на швейную фабрику.

- логические блоки Дьенеша

- карточки-символы свойств (цвет, форма, размер, толщина)

- карточки-символы свойств пуговиц (цвет: розовая, желтая, голубая, количество дырочек: 1,2,4)


Второй год обучения (5 – 6 лет)

 

Месяц

Тема занятия

Материалы

Октябрь

1

В гостях у доброй волшебницы.

- логические блоки Дьенеша

- геометрические фигуры

- стрелочки

- картинки: домик, добрая волшебница, гномомобиль, зайчик, белочка, медвежонок, орешек, морковка, бочонок с медом, вазочки, тарелочки, цветы

2

Строительство зоопарка в городе Фигуриус.

- логические блоки Дьенеша

- карточки-символы свойств рыбок

- карточки-бланки

- карточки-инструкции

- каталог «Аквариумные рыбки»

- картинки: фигурки- человечки, аквариум, жираф, зебра

- задания для самостоятельной работы

3

Сказка про ежика Тимошку.

- логические блоки Дьенеша

- геометрические фигуры

- стрелочки

- корзинка

- картинки: деревья, домик, мама-ежиха, ежонок, листья

- таблица «коробка»

4

Парк развлечений.

- логические блоки Дьенеша

- карточки – символы свойств (цвет, форма, размер, толщина)

-карточки-билетики

- картинки: деревья, вагончики, паровоз, мяч, качели-лодочки, машинки

- тематические картинки: девочка прыгает на батуте, мальчик катается на машинке, мальчик катится с горки, дети катаются на каруселях.

Ноябрь

1

В гостях у гномов Бима и Бома.

- логические блоки Дьенеша

- карточки – символы овощей

- картинки: гномики, ящики, банки, овощи

- задания для самостоятельной работы

2

Сказка «Золотой ключик».

- логические блоки Дьенеша

- геометрические фигуры

- стрелочки

- схемы «Бабочка», «Лягушка»

- схемы – подсказки

Аудиозапись спора Мальвины, буратино и Артемона

- логические таблицы

- картинки: домики, Буратино, Мальвина, Артемон

3

Путешествие в волшебный лес.

- логические блоки Дьенеша

- схемы сбора съедобных грибов

- картинки: корзинки, белочка, ежик, зайчонок

4

Экскурсия на машиностроительный завод.

- логические блоки Дьенеша

- таблица – «Развозим строительный материал по цехам»

- карточки-инструкции

- картинки: Винтик и Шпунтик

- надпись «Машиностроительный завод»

Декабрь

1

Поможем жителям планеты Тибу.

- логические блоки Дьенеша

- обручи, диаметром 40 см

- таблица «Заколдованный лес»

- карточки – символы свойств

- карточки-инструкции

- карточки – подсказки

- картинки: Лесовичок, дощечка, книга, грузовик, руины города, деревья, фонтаны, струи воды, цветы

2

Три поросенка.

- логические блоки Дьенеша

- таблица – «Линейный алгоритм строительства дорожки»

- карточки – символы свойств (толщина, цвет, форма)

- картинка: домики поросят, поросята Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф, рыбки, цветы.

3

Поиск клада в средиземном море.

- логические блоки Дьенеша

- геометрические фигуры

- схемы для построения кораблей

- карта сокровищ

- картинки: пират, корабль, остров

4

В гости к маленькой Бабе Яге.

- логические блоки Дьенеша

- логические фигуры Дьенеша

- карточки- символы свойств

- таблица – подсказка

- воздушные шарики трех цветов

- клей-карандаш, ленточка

- картинки: маленькая Баба Яга, воздушные шарики, цветы трех цветов

Январь

1

В гости к профессору Умникусу.

- логические блоки Дьенеша, Таблица «Алгоритм «Блок-сема»»

- пропуска

- карточки- инструкции

- карточки-символы свойств листьев

- карточки-бланки

Карточки-символы видоизменения свойств

- картинки: охранник, здание лаборатории, профессор, колба, листья.

2

Спортивные соревнования фигур.

- логические блоки Дьенеша

- обручи (синий и красный)

- таблица «Спортивная дистанция»

- таблица «Две дорожки»

- таблица «Вагон»

- картинки: поезд

- схемы для самостоятельной работы

3

Завод космического транспорта.

- логические блоки Дьенеша

- карточки- инструкции

- карточки «Инструкция для робота»

- таблица «Компьютер»

- карточки – символы видоизменения свойств (цвет, размер, толщина)

- картинки: директор завода, роботы, пульты управления роботами, половинки космических костюмов

- задания для самостоятельной работы

4

Выручаем Фиксиков из беды.

- логические блоки Дьенеша

- карточки схемы свойств

- схемы починки бытовой техники

Февраль

1

На помощь к Лесовичку.

- логические блоки Дьенеша

- таблица «Вагон»

- таблица «Лес»

- таблица «Пдсказка»

- карточки – символы свойств (форма, цвет, размер)

- картинки: домик, Лесовичок, деревья, бутылки

2

Экскурсия на швейную фабрику.

- логические блоки Дьенеша

- таблица «Инструкции»

- таблица «Коробка»

- карточки- символы свойств платьев

- карточки – символы свойств и карточки – символы отрицания свойств (цвет, форма, размер, толщина)

3

Строительная фирма.

- логические блоки Дьенеша

- карточки - схемы для построения разных домов

4

Празднование дня города Фигуриус.

- логические блоки Дьенеша

- таблица «Алгоритм «Блок-схема»».

- карточки- инструкции

- ленточка для флажков, логические кубики

- мешочек

- цифры от 1 до 6

- цветы 16 шт.

-флажки

- геометрические фигуры черного цвета

- стрелочки

- картинки: домики, горка, карусель, ракета, фигурки- человечки

Март

1

В гости к Звездочету.

- логические блоки Дьенеша

- таблица «Коробка»

- карточки «письмо-инструкция»

- разветвленный алгоритм – «Выращивание дерева»

- картинки: дом, Звездочет, деревья

2

Путешествие в сказку про доктора Айболита.

- логические блоки Дьенеша

- таблица «Коробка»

- карточки-символы свойств (цвет, форма, размер, толщина)

- карточки «Рецепт»

- картинки: обезьянка Чита, животные (болеющие), бутылочки (к каждой должна быть приклеена картинка, например: ухо, но, глаза)

- задания для самостоятельной работы

3

Экскурсия на кондитерскую фабрику.

- логические блоки Дьенеша

- таблица «Развозим конфеты по цехам»

- карточки-символы свойств и карточки-символы отрицания свойств

- коробка конфет

4

Почта.

- логические блоки Дьенеша

- таблица «шкаф»

- карточки- инструкции

- конверты

- клей-карандаш

- карточки-инструкции

- карточки «Маршрутные листы»

- таблица «Подсказки»

- карточки – символы свойства форма и карточки отрицания свойства форма.

- картинки: машины (пронумерованы № 3, № 5, № 6, № 9)

- цифры 3,5,6,9

Апрель

1

Помощь жителям страны Липландии.

- логические блоки Дьенеша

- короба с четырьмя отделениями для первого задания

- ленточки синего и красного цветов, палочки 6 шт. разного цвета

- карточка «Рецепт»

- карточки- подсказки

Цифры, 1,2,3,4

- карточки – символы свойств и карточки отрицания свойств (цвет, форма, размер, толщина)

- картинки: котел, волшебники, деревья, «волшебная книга»

2

Спасение морских жителей от злой колдунья Каракулы.

- логические блоки Дьенеша

- аудиозаписи «Шторм», «Шум моря»

- сундук, к которому нужно прикрепить изображения замков

- «Палочка – выручалочка»

- «Палочки- фонарики»

- таблица «Подсказка 1» в каждую ячейку прикрепить изображение камня

- картинки: фигуры коричневого цвета, круглой, овальной и неопределенной формы, морские животные, мусор, ключи

- карточки-символ свойства «цвет», карточки – символы отрицания свойства «цвет»

3

Праздник в городе Фигуриус.

- логические блоки Дьенеша

- карточки- символы свойств (цвет, форма, размер)

- карточки - символы видоизменения свойств (цвет, форма, размер)

-карточки с изображением логических фигур

- стрелочки

- атласная ленточка, удочка, ведро

- таблица «Дорожка»

- картинки: домики, флажки

4

Итоговое занятие «Игротека».

- логические блоки Дьенеша

- фишки для фиксации правильных ответов

- таблица для подведения итого

Атласные ленточки синего и красного цветов

- карточки – загадки

- карточки для задания 2

- геометрические фигуры

- стрелочки

- логические кубики

- картинка: теплоход

 

Диагностика освоения детьми программы «Развивайка»

 

С целью определения эффективности педагогической деятельности, уровня развития воспитанников, выявления изменений в их развитии, дальнейшей работы по результатам проводятся педагогическая диагностика в начале и в конце учебного года, а также мониторинг развития детей по итогам полугодия.

Мониторинг проводится по следующей скрининговой карте:

ФИО ребенка_______________________________________________

Возраст___________________________________________________

Верное обвести:

Показатель обследования

Моторная сфера

Ручная моторика

  • норма
  • недостаточное развитие

Темп движений

  • средний
  • быстрый
  • медленный

Ведущая рука

  • правая
  • левая

Характеристика внимания

Длительность концентрации внимания

  • фронтально
  • чаще индивидуально

Частота отвлечения во время занятий

  • часто
  • по возрасту

Способен ли к произвольному вниманию, контролю своей деятельности

  • нет
  • да

Влияние интереса на длительность сосредоточения

  • способен сосредотачиваться в отсутствии выраженного интереса
  • длительное сосредоточение только на том, что ему интересно

Наличие колебаний внимания

  • частая смена периодов колебания и сосредоточения
  • сосредоточен весь период деятельности

Характеристика памяти

 

  • медленно запоминает и быстро забывает
  • быстро запоминает и быстро забывает

Заучивание стихотворений

  • легко
  • трудно

Преобладающий вид памяти

  • зрительный
  • слуховой

Характеристика мышления

Запас общих сведений об окружающем

  • в пределах возрастной нормы
  • ниже возрастной нормы
  • значительно снижен

Понимает смысл предлагаемых заданий

  • да
  • нет

Понимает содержание сюжетных картин

  • да
  • нет

Понимает причинно-следственные связи

  • да
  • нет

Выполняет операции анализа и синтеза

  • группирует однородные предметы
  • исключает лишний предмет
  • вычленяет общие ключевые признаки
  • подбирает слово к группе однородных предметов

Выполняет логические операции: «Что сначала?», «Что потом?»

  • да
  • нет

Сенсорные эталоны

Восприятие цвета

  • самостоятельно называет основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий)
  • показывает (узнает) цвет по названию
  • сличает (соотносит) основные цвета, группирует предметы по цвету
  • знает оттенки цветов (фиолетовый, розовый, голубой)

Восприятие формы

  • самостоятельно называет основные фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)
  • показывает (узнает) фигуру по названию
  • сличает (соотносит) основные формы, группирует предметы по форме

Сформированность элементарных математических представлений

Количество и счет

  • умеет считать до 5
  • сравнивает две группы предметов
  • имеет представление о порядковом счете

Величина

  • умеет сравнивать предметы по величине, длин, ширине, высоте
  • умеет устанавливать размерные отношения между предметами, располагать в определенной последовательности

Форма

  • знает основные геометрические фигуры и формы
  • умеет соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами
  • знает как из одной формы можно сделать другую


Список литературы

1.Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей // Дошкольное воспитание №2 с. 74 2000г.

2.Белошистая А. Как обучить дошкольников решению задач // Дошкольное воспитание  №8 с. 101 2008г.

3.Венгер А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста, - М., 1999г.

4.Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет, - М., 2006г.

5.Захарова Н.И. Играем с логическими блоками Дьенеша: Учебный курс для детей 5-6 лет. – СПб.: ООО «Издательство Детство –Пресс», 2017. – 272с.

6.Захарова Н.И. Играем с логическими блоками Дьенеша: Учебный курс для детей 4-5 лет. – СПб.: ООО «Издательство Детство –Пресс», 2016 – 160 с.

7.КолесниковаЕ.В. Программа «Математические ступеньки» Творческий центр,-М2007г

8.Колягин Ю.М. Учись решать задачи, - М., 2007г.

9.Мисуна С. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание №12 с. 21 2005г.

10.Мисуна С. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание №8 с. 48 2005г.

11.Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. – СПб.: ООО «Издательство Детство –Пресс», 2016. – 128с., ил. – (Методический комплект программы «Детство».

12.Носова В.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников, - «Детство-пресс» 2007г.

13.Овчинникова Е. О совершенствовании элементарных математических представлений  // Дошкольное воспитание  №8 с. 42 2005г.

14.Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка, - М., 2004г.

15.Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз-ступенька, два – ступенька, - М., 2004г.

16.Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей, - «Детство-пресс» 2010г.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР