Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7385054
Проект «Изучение основных элементов художественного народного творчества через ознакомление с природными объектами»
Содержание - Дошкольное образование
15.04.2021 14:07

Манаенкова Наталья Викторовна, воспитатель высшей категории, МДОУ детский сад компенсирующего вида № 63 «Росток», Г. о. Подольск, Московской области. 
Народное декоративно-прикладное творчество развивает образное мышление ребенка, фантазию, влияет на творческий процесс. А ознакомление детей с природой в изобразительной деятельности обогащает детское творчество новым содержанием, углубляет нравственно-эстетические чувства, вызывает стремление беречь и охранять природу. Стилизация - это намеренно обобщённое изображение того или иного предмета, придание ему какого-либо стиля. Знакомство со стилизацией – это процесс преобразования, увиденных в природе форм в орнаментальные мотивы. Сочетание стилизованных изображений (элементов) в определённой ритмической последовательности и создаёт узор. Для детей старшего дошкольного возраста.

 


 

Проект:

«Изучение основных элементов художественного народного творчества через ознакомление с природными объектами»

Вид проекта: познавательно-творческий

Продолжительность: среднесрочный (2 месяца)

Состав участников: - дети 5-6 лет;

                                     - родители детей;

                                     - воспитатели;

                                     - старший воспитатель;

                                     - узкие специалисты: учитель-логопед, музыкальный

                                       руководитель

 

«Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом,

сохранено, то, что народ пронес через столетия».

М. И. Калинин

Актуальность проекта:

Во все времена и эпохи природа оказала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний

Природа — не только великий учитель и великий воспитатель. Природа - неиссякаемый источник творчества и вдохновения. Испокон веков люди черпали в ней сюжеты для произведений искусства. Для народа окружающая их среда не была чем-то застывшим, неподвижным. Поля и деревья, солнце и облака, трава и горы являлись одухотворёнными образами в сказках, былинах, пословицах и поговорках, в изделиях народных умельцев. Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности.

 

Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа, приобщаются к родной культуре, учатся видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, у них пробуждается потребность радоваться жизни.

В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними – это прикосновение к красоте и народной мудрости.

 

Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Самое страшное в ребенке это безразличие, равнодушие, отсутствие интереса к явлениям и предметам.

 

Взаимосвязь изобразительной деятельности и ознакомление детей с природой обогащает, как знания о мире, так и изобразительное творчество маленького художника.

 

Необходимо стараться учить детей видеть прекрасное в природе, слышать в музыке, чувствовать в поэзии, развивать интерес к новому и в результате передавать увиденное посредством воображения и творческой деятельности.

 

Гипотеза: Если знакомить дошкольников с народными промыслами России в разных видах деятельности, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Создание развивающей среды, обогащённой народными промыслами будет способствовать развитию творческих способностей детей.

Проанализировав всё выше сказанное, мы считаем, что проектный метод – это наиболее эффективный метод, который можно использовать для определения цели и решения задач данного направления.

 

Цель проекта: Сравнение основных элементов народного художественного

творчества с природными объектами.

 

Задачи проекта:

  •  Знакомить с последовательностью преобразования (стилизация) природных форм и элементов;
  •  Учить анализировать особенности природного объекта;
  •  Способствовать развитию творческого воображения через преобразование природного объекта в основные элементы народного художественного творчества;
  •  Расширять кругозор и знания воспитанников в области декоративной композиции;
  •  Развивать мелкую моторику руки в процессе продуктивной деятельности;
  •  Способствовать воспитанию эстетической отзывчивости на прекрасное в природе и в окружающей действительности;
  •  Воспитывать аккуратность при работе и умение работать самостоятельно.

 

Предполагаемый результат:

  • Изменение и обогащение среды развития в соответствии с темой проекта.
  • Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства, старинных праздников, традиций, фольклора, художественных промыслов.
  • Рассматривание и преобразование природных объектов.
  • Умение видеть, как по-разному передают признаки одного и того же природного объект народные умельцы
  • Умение видеть своеобразие цветка, листа, форму растения, силуэт и выразить эти особенности на листе бумаги
  • Обучение детей зарисовки извилистых линий, округлых форм.
  • Изображение одних и тех же объектов совершенно по-разному.
  • Сплочение детского и взрослого коллектива.
  • Воспитание нравственного поведения у детей.

Социальная значимость проекта:

Реализация данного проекта направлена на развитие не только познавательных и художественно-творческих способностей детей, но ина знакомство со стилизацией – это процесс преобразования, увиденных в природе форм в орнаментальные мотивы. С помощью такого преобразования можно упростить или усложнить форму, цвет, делали объекта. А также ознакомление дошкольников с народным промыслом России, обычаями, традициями, трудом русского народа, народным творчеством и формирование нравственно-патриотических чувств детей.

Формы работы над проектом:

1.Беседы с детьми:

«В гости к мастерам», «Знакомство с последовательностью преобразования

(стилизация)природных форм и элементов»;

2. Проведение ООД.

3. Подбор иллюстраций, информации для оформления альбома по декоративно – прикладному искусству.

4. Детско-родительские рисунки.

5. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Экскурсия», «В художественной мастерской», «Ателье», «Мир театра», «На концерте».

5. Дидактические игры: «Собери целое», «Продолжи рисунок», «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Обведи и раскрась», «Кому- что» и другие.

6. Заучивание потешек, пословиц, поговорок, стишков, придумывание и загадывание загадок, драматизация русских народных сказок.

7. Чтение былин, сказок, стихов (былина «Добрыня и Змей», «Садко», сказки «Василиса Прекрасная», «Снегурочка». чтение стихов: М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»).

8. Прослушивание и заучивание народных песен (Песня на мелодию р. н. п. «Ой, вставала я…», «Идет матушка-весна», «Незабудковая Гжель» муз. Чичикова, сл. П. Синявского; Р. н. хоровод «Выйду ль я на реченьку» обработка Ломовой. Частушки).

9. Наблюдения в быту и природе

10. Просмотр видеофильмов.

11. Презентация «Изучение основных элементов художественного народного творчества через ознакомление с природными объектами»

12. Мастер-класс «Лепка медведя скульптурным способом» из соленого теста.

13. Итоговое мероприятие – праздник «Горница».


План реализации проекта:

1 Подготовительный этап:

-  Подобрали и изучили методическую литературу по данной теме. Ознакомились с опытом работы коллег и интернет-ресурсами.

-  Составление плана работы с детьми по проекту.

-  С целью ознакомления с народно-прикладным промыслом, развития технических навыков, использования элементов росписи, красок спектра разработали конспекты ООД («Настроение - цвет» (роспись матрешки). «Украсим кукольную мебель» (городецкий узор), «В гостях у Дымковской красавицы», «Филимоновская игрушка», «Городецкая купавка»

2 Основный этап:

-  Познакомили детей с многообразием народных промыслов: игрушками, посудой, которую лепили мастера из глины, вырезали из дерева.

-  С помощью алгоритма дети составляли рассказы «Как изготавливали игрушку (посуду)?» В дидактических играх «Как называется роспись?», «Собери цепочку», «Собери картинку» учили различать виды росписей, находить их отличие по элементам, цветовой гамме, а по составленному алгоритму, определять, из какого материала изготовлен данный вид промысла.

-  Проводились игры, направленные на развитие мелкой моторики рук, внимание, глазомер.

-  Были подготовлены консультации для родителей: «Народные игрушки в жизни дошкольников», «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста», «Развитие интереса детей к народному и декоративно-прикладному искусству».

-  В нашей группе есть уголок изобразительной деятельности, папки «Русский быт», «Декоративно-прикладное творчество», книжный уголок, есть разнообразные репродукции, иллюстрации, книги, картинки для свободного рассматривания. И материалы постоянно пополняются.

-  Раскрашивание плоскостных силуэтов красками:

-  «Веселые матрешки», «Филимоновская игрушка», «Дымковская барышня».

 

-  Познакомили детей с основными принципами преобразования «стилизации» в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Использование различных средств (штрихи, пятна, линии, круги, спирали и т.д.) и, конечно, цвета помогает детям видеть, как по-разному передают признаки одного и того же природного объекта народные умельцы.

3 Заключительный этап:

-  Обобщение опыта.

-  Подготовили презентацию из личного опыта «Изучение основных элементов художественного народного творчества через ознакомление с природными объектами» для коллег нашего учреждения.

-  Провели народный праздник «Горница». Свой задор, веселье, настроение дети показали при исполнении народных песен, частушек, плясок, народных игр-забав - все было как в настоящей горнице.

-  В подготовке атрибутов и костюмов к русскому народному празднику оказали большую помощь родители.

Достигнутые результаты:

Дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе продуктивной деятельности, стали инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли.

В результате проводимой работы дети учатся различать виды народных промыслов. У наших девчонок и мальчишек формируются твердые знания об

истории возникновения народного промысла, специфике цвета и формы, особенностях изделий. Дети лучше усваивают средства выразительности (формы, линии, цветовые гаммы, декоративной композиции).

Наши дети учатся создавать узор согласно заданному виду, ориентироваться, как на листе бумаги, так и, расписывая уже готовые заготовки изделий народного промысла, созданные своими руками. у детей сформируется представление о народных промыслах, традициях и обрядах, танцах; будут использовать в игровой деятельности устное народное творчество, будут различать различные виды росписи (гжель, хохлома, городецкая и др.); дети расскажут о традициях, творчестве русского народа своим сверстникам, знакомым.

Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым зажатым детям.

Используемая литература:

1.         Богуславская И.Я. «Русская глиняная игрушка».

2.         Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.

3.         Ветлугина Н.А. «Художественное творчество в детском саду».

4.         Изобразительная деятельность в д/с: учебно-методическое пособие / И.А Лыкова. Цветной мир, 2012.

5.         Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1983.

6.         Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М.: Просвещение, 1985.

7.         Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. Пособие для студентов вузов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.

8.         Терещенко Т. Ф. Декоративно-прикладная композиция. – М.: 1987.

9.         Стилизация в декоративном орнаменте (http://www.tvorchistvo.ru/stilizatsiya-v-risynke/)

10.       Стилизация формы (https://design.wikireading.ru/13133)

11.       Стилизация – это что такое? Стилизация в искусстве (http://fb.ru/article/159597/stilizatsiya---eto chto-takoe-stilizatsiya-v-iskusstve)

12.       Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. М.: Просвещение, 1984.