Формирование у старших дошкольников чувства гражданственности и патриотизма посредством воспитания любви к родному краю (статья) |
Содержание - Дошкольное образование |
22.04.2021 10:09 |
Ещенко Светлана Николаевна, воспитатель; Игнатенко Оксана Александровна, учитель - логопед, МБДОУ – д/с №9 ст. Старовеличковской, станица Старовеличковская Калининского района Краснодарского края.
Формирование у старших дошкольников чувства гражданственности и патриотизма посредством воспитания любви к родному краю
Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, патриотизма, формируются первоначальные эстетические представления, начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Современная педагогика считает возможным и необходимым начинать знакомство с традициями своего народа с раннего детства. Главная задача в этом направлении – вызвать интерес у ребенка к народному творчеству, искусству, некоторым историческим событиям, связанным с родным краем, и очень важно, чтобы интерес этот сохранялся с раннего детства и до школьных лет. Базовым этапом формирования у детей патриотических чувств, следует считать накопление ими социального опыта активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности свойственные дошкольному возрасту. На протяжении многих лет мы целенаправленно, углубленно работаем по гражданско-патриотическому воспитанию детей. В нашей деятельности предусмотрены разнообразные формы работы с детьми, педагогами и родителями. Главное направление нашей работы, может быть сформулировано следующим образом: воспитание у дошкольников патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности посредством воспитания любви к родному краю. Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к Отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой Родине. В процессе работы над темой «Формирование у старших дошкольников чувства гражданственности и патриотизма посредством воспитания любви к родному краю» мы познакомились с опытом работы многих педагогов, проанализировали различные программы по гражданско-патриотическому воспитанию. Это помогло определить основные задачи нашей деятельности. Работа по данной теме особенно трудна потому, что требует большого труда и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Анкетирование родителей детского сада показывает, что 50% анкетируемых, средний возраст которых 25-27 лет, не в состоянии ответить на вопрос: “Что такое патриотическое воспитание?”. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от педагогов особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Кроме того, начиная работать над этой темой, мы столкнулись с тем, что дети имеют маленький запас знаний: о культуре, об обычаях, об особенностях жизни кубанских казаков. Планируя работу с дошкольниками по теме «Формирование у старших дошкольников чувства гражданственности и патриотизма посредствам воспитания любви к родному краю», мы ставили определенные задачи:
Для реализации этих задач нами были приложены большие усилия по организации предметно - пространственной среды. Центральным звеном в макросреде ДОУ является регионально-культурный центр. При его создании учитывалась приоритетность регионально-культурного наследия Кубани: систематизировались сведения, как об историческом прошлом, так и о современном культурном облике станицы Старовеличковской. Содержание отражено фотографиями, макетами, альбомами и специальной литературой (художественной и справочно-информационной). Весь этот материал обогащает представления детей о малой Родине. Имеются карты, буклеты, схемы, модели, символика России, края, района. В старшем дошкольном возрасте дети с удовольствием слушают рассказы об истории кубанских казаков, о первых переселенцах, играют в казачьи игры, поют казачьи песни. На занятиях знакомятся на наглядном материале с жизнью казаков, с историей жилища, бытом, народными ремеслами. Определенное значение для восприятия исторического прошлого имеет музей кубанского быта. В «Хате казака» представлены предметы казачьего быта, элементы внутреннего убранства. В регионально-культурном центре имеется эколого - оздоровительная зона, включающая информационный отдел (библиотека с подборкой произведений кубанских поэтов и писателей, коллекции зерновых культур и полезных ископаемых), обучающий отдел с подборкой дидактических игр, уголок природы. Наличие данной зоны позволяет сформировать у детей познавательный интерес и бережное отношение к тем объектам природного мира, которые находятся рядом с ребенком. Наличие художественно-творческой зоны «Народные умельцы» позволяет познакомить дошкольников с национально-региональным искусством, культурными традициями народа: вышивка, плетение из лозы, изделия из соломки и прочее. Детям предоставляется возможность проявить свои дарования в музыкально-литературной, художественной деятельности. Так же для воспитанников группы сшиты соответствующие аутентичным, казачьи костюмы, которые ребята с радостью надевают на праздники и торжественные мероприятия различного уровня, проводимые в детском саду, станице, районе. Осуществляется специальное оформление коридоров, музея, территории дошкольного учреждения. В группе созданы условия для проявления детской фантазии и инициативы. Впечатления о родном крае дети могут отражать в рисунках, поделках и представить на творческих выставках. Предметно-развивающая среда создает оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира, воспитания чувства патриотизма, основ гражданственности, а также познавательного интереса к родным местам. Нами был разработан перспективный план работы, в который вошли беседы, экскурсии, цикл познавательных занятий, а также занятия продуктивными видами деятельности (рисование, аппликация, ручной труд) и развлечения. Вся работа была спланирована по разделам. Раздел 1: Я и моя семья. Дом, в котором я живу. Понятие «я» и моя семья. Осознание своей принадлежности к семье: родственные отношения, общая фамилия, одно место жительства, совместный отдых и труд. История и традиции семьи. Семейные реликвии. Раздел 2: История и традиции моего народа. История становления Кубани, возникновения казачьих станиц и Величковского куреня (ныне Старовеличковской). Быт и традиции казаков. История защиты малой Родины. Раздел 3: Моя малая Родина. Представление детей о малой Родине: Краснодар – столица Кубани, Калининский район, станица Старовеличковская. Достопримечательности станицы. Именитые люди, прославившие Краснодарский край, Калининский район, станицу Старовеличкоскую. Раздел 4: Природа родного края. Климатические особенности родного края. Растительный и животный мир, водное пространство. Отношение жителей станицы к природе Раздел 5: Трудовая деятельность жителей края, района. Социально-экономические особенности малой Родины. Кубань - житница России. Труд растениеводов и животноводов. Знакомство с трудовой деятельностью родителей. Знакомство с музыкальными, литературно-художественными произведениями местных поэтов, писателей, композиторов и художников. При организации совместной деятельности с дошкольниками мы используем разнообразные формы работы, а также современные образовательные технологии: проектная, исследовательская, музейно – педагогическая, изобразительная, педагогическая технология массового праздника, технология здоровьесбережения, ИКТ. Весь образовательный процесс выстраивается вокруг одной центральной темы. Это дает большие возможности для развития детей. При проведении НОД упор делается на развитие познавательной и речевой активности, на формирование нравственных чувств, закрепление представлений, умений и навыков по запланированной теме этого периода. Завершают изучение каждой темы вечера развлечений, народные гулянья, праздники, встречи с интересными людьми, выступление творческих коллективов. Праздники дают положительные результаты и подводят итог всей предшествующей работы только в том случае, когда дети в разных видах деятельности сами подготовят праздник вместе с взрослыми. Особое внимание при организации и проведении работы мы стараемся уделить взаимодействию образовательного учреждения с семьей. Необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи народа. При организации взаимодействия с семьей применялись следующие формы работы:
Через данные формы мы хотели донести до сознания родителей, что и дети, и родители являются носителями народной культуры. В нашем дошкольном учреждении гражданско-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. Организация воспитательного процесса осуществляется в системе «детский сад – семья – социум». В процессе воспитания мы стараемся не только прослеживать связь поколений в семье, но и привлекаем к сотрудничеству социальных партнеров. Мы тесно сотрудничаем с местным казачьим обществом, станичной детской библиотекой, домом культуры, детской спортивной школой, местным краеведческим музеем. Также хочется отметить активную поисково - познавательную деятельность всех педагогов, данную проблему мы обсуждали на педагогических советах, семинарах. Педагогами приобретен новый опыт проведения совместной деятельности с дошкольниками на основе краеведческого материала. Результатами проведенной работы по «Формированию у старших дошкольников чувства гражданственности и патриотизма посредством воспитания любви к родному краю», можно считать расширение у воспитанников круга познавательных интересов, отмечается повышение уровня общей и художественной культуры, растёт интерес к историческому прошлому, наблюдается активизация детей. Главный результат проделанной работы - повышение познавательного интереса детей к истории своих предков, к их традициям, быту, обычаям. Дети вначале лишь пассивные слушатели, уже спустя короткое время стали стремиться самостоятельно, находить ответы на возникающие вопросы, сами активно задавали вопросы о том, что их заинтересовало. Кроме того, тема работы позволяла развивать познавательные и творческие способности детей. Для выявления уровня знаний детей по гражданско-патриотическому воспитанию, была проведена диагностика, в подготовительной группе (сентябрь, май). Мониторинг показал, что на начало года уровень знаний детей по патриотическому воспитанию недостаточно глубокий, а в конце года он высокий. Таким образом, мы выполнили поставленные задачи, и из нашего детского сада дети выходят с достаточно сформированным уровнем знаний по патриотическому воспитанию. Сумеют ли наши дети продолжить традиции отцов, насколько для них будут близки исторические корни народа – всё это зависит и от воспитания в семье и от того, как мы разовьём в них, жажду познания к истории своих предков. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».