Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 5666557
Формирование у старших дошкольников чувства гражданственности и патриотизма посредством воспитания любви к родному краю (статья)
Содержание - Дошкольное образование
22.04.2021 10:09

Ещенко Светлана Николаевна, воспитатель; Игнатенко Оксана Александровна, учитель - логопед, МБДОУ – д/с №9 ст. Старовеличковской, станица Старовеличковская Калининского района Краснодарского края. 
Данная статья раскрывает особенности организации работы в ДОУ по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников. Статья предназначена педагогов, работающих в группах детей старшего дошкольного возраста.

 


 

Формирование у старших дошкольников чувства гражданственности и патриотизма посредством воспитания любви к родному краю

 

Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека.  В эти годы у детей закладываются основы нравственности, патриотизма, формируются первоначальные эстетические представления, начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни.

Современная педагогика считает возможным и необходимым начинать знакомство с традициями своего народа с раннего детства.

Главная задача в этом направлении – вызвать интерес у ребенка к народному творчеству, искусству, некоторым историческим событиям, связанным с родным краем, и очень важно, чтобы интерес этот сохранялся с раннего детства и до школьных лет.

Базовым этапом формирования у детей патриотических чувств, следует считать накопление ими социального опыта активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности свойственные дошкольному возрасту.

На протяжении многих лет мы целенаправленно, углубленно работаем по гражданско-патриотическому воспитанию детей. В нашей деятельности предусмотрены разнообразные формы работы с детьми, педагогами и родителями.

Главное направление нашей работы, может быть сформулировано следующим образом: воспитание у дошкольников патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности посредством воспитания любви к родному краю.

Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к Отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой Родине. В процессе работы над темой «Формирование у старших дошкольников чувства гражданственности и патриотизма посредством воспитания любви к родному краю» мы познакомились с опытом работы многих педагогов, проанализировали различные программы по гражданско-патриотическому воспитанию. Это помогло определить основные задачи нашей деятельности.

Работа по данной теме особенно трудна потому, что требует большого труда и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Анкетирование родителей детского сада показывает, что 50% анкетируемых, средний возраст которых 25-27 лет, не в состоянии ответить на вопрос: “Что такое патриотическое воспитание?”. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от педагогов особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку.

Кроме того, начиная работать над этой темой, мы столкнулись с тем, что дети имеют маленький запас знаний: о культуре, об обычаях, об особенностях жизни кубанских казаков.

Планируя работу с дошкольниками по теме «Формирование у старших дошкольников чувства гражданственности и патриотизма посредствам воспитания любви к родному краю», мы ставили определенные задачи: 

  • Повысить интерес детей к истории своего народа.
  • Развивать представления детей об истории развития края, казачества.
  • Обогатить знания детей об образе жизни людей на Кубани в старину, их трудовой деятельности.
  • Знакомить с историей жилища кубанских казаков, их домашней утварью.
  • Познакомить с символикой Краснодарского края, Калининского района, станицы Старовеличковской в современное и давнее время.
  • Развивать знания о кубанской одежде, её назначении, названии, украшении.
  • Формировать представления о различных видах труда народных ремёсел.
  • Приобщать детей к истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам.
  • Знакомить детей с народным изобразительным творчеством, рукоделием.
  • Способствовать развитию познавательных способностей, любознательности детей.
  • Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважения к традициям, патриотизма и любви к родному краю.

Для реализации этих задач нами были приложены большие усилия по организации предметно - пространственной среды.

Центральным звеном в макросреде ДОУ является регионально-культурный центр. При его создании учитывалась приоритетность регионально-культурного наследия Кубани: систематизировались сведения, как об историческом прошлом, так и о современном культурном облике станицы Старовеличковской. Содержание отражено фотографиями, макетами, альбомами и специальной литературой (художественной и справочно-информационной). Весь этот материал обогащает представления детей о малой Родине. Имеются карты, буклеты, схемы, модели, символика России, края, района.

В старшем дошкольном возрасте дети с удовольствием слушают рассказы об истории кубанских казаков, о первых переселенцах, играют в казачьи игры, поют казачьи песни. На занятиях знакомятся на наглядном материале с жизнью казаков, с историей жилища, бытом, народными ремеслами.

Определенное значение для восприятия исторического прошлого имеет музей кубанского быта. В «Хате казака» представлены предметы казачьего быта, элементы внутреннего убранства.

В регионально-культурном центре имеется эколого - оздоровительная зона, включающая информационный отдел (библиотека с подборкой произведений кубанских поэтов и писателей, коллекции зерновых культур и полезных ископаемых), обучающий отдел с подборкой дидактических игр, уголок природы. Наличие данной зоны позволяет сформировать у детей познавательный интерес и бережное отношение к тем объектам природного мира, которые находятся рядом с ребенком.

Наличие художественно-творческой зоны «Народные умельцы» позволяет познакомить дошкольников с национально-региональным искусством, культурными традициями народа: вышивка, плетение из лозы, изделия из соломки и прочее. Детям предоставляется возможность проявить свои дарования в музыкально-литературной, художественной деятельности.

Так же для воспитанников группы сшиты соответствующие аутентичным, казачьи костюмы, которые ребята с радостью надевают на праздники и торжественные мероприятия различного уровня, проводимые в детском саду, станице, районе.

Осуществляется специальное оформление коридоров, музея, территории дошкольного учреждения.

В группе созданы условия для проявления детской фантазии и инициативы. Впечатления о родном крае дети могут отражать в рисунках, поделках и представить на творческих выставках. Предметно-развивающая среда создает оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира, воспитания чувства патриотизма, основ гражданственности, а также познавательного интереса к родным местам.

Нами был разработан перспективный план работы, в который вошли беседы, экскурсии, цикл познавательных занятий, а также занятия продуктивными видами деятельности (рисование, аппликация, ручной труд) и развлечения.

Вся работа была спланирована по разделам.

Раздел 1: Я и моя семья. Дом, в котором я живу. Понятие «я» и моя семья. Осознание своей принадлежности к семье: родственные отношения, общая фамилия, одно место жительства, совместный отдых и труд. История и традиции семьи. Семейные реликвии.

Раздел 2: История и традиции моего народа. История становления Кубани, возникновения казачьих станиц и Величковского куреня (ныне Старовеличковской). Быт и традиции казаков. История защиты малой Родины.

Раздел 3: Моя малая Родина. Представление детей о малой Родине: Краснодар – столица Кубани, Калининский район, станица Старовеличковская. Достопримечательности станицы. Именитые люди, прославившие Краснодарский край, Калининский район, станицу Старовеличкоскую.

Раздел 4: Природа родного края. Климатические особенности родного края. Растительный и животный мир, водное пространство. Отношение жителей станицы к природе

Раздел 5: Трудовая деятельность жителей края, района. Социально-экономические особенности малой Родины. Кубань - житница России. Труд растениеводов и животноводов. Знакомство с трудовой деятельностью родителей. Знакомство с музыкальными, литературно-художественными произведениями местных поэтов, писателей, композиторов и художников.

При организации совместной деятельности с дошкольниками мы используем разнообразные формы работы, а также современные образовательные технологии: проектная, исследовательская, музейно – педагогическая, изобразительная, педагогическая технология массового праздника, технология здоровьесбережения, ИКТ.

Весь образовательный процесс выстраивается вокруг одной центральной темы. Это дает большие возможности для развития детей. При проведении НОД упор делается на развитие познавательной и речевой активности, на формирование нравственных чувств, закрепление представлений, умений и навыков по запланированной теме этого периода.

Завершают изучение каждой темы вечера развлечений, народные гулянья, праздники, встречи с интересными людьми, выступление творческих коллективов. Праздники дают положительные результаты и подводят итог всей предшествующей работы только в том случае, когда дети в разных видах деятельности сами подготовят праздник вместе с взрослыми.

Особое внимание при организации и проведении работы мы стараемся уделить взаимодействию образовательного учреждения с семьей.

Необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи народа.

При организации взаимодействия с семьей применялись следующие формы работы:

  • родительские собрания на патриотические, духовно-нравственные темы;
  • лекторий для родителей;
  • открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
  • вечера вопросов и ответов;
  • проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе);
  • факультативные занятия совместно с родителями;
  • анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса гражданско – патриотического, духовно-нравственного воспитания в семье;
  • индивидуальные консультации специалистов;
  • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
  • экскурсии;
  • совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
  • помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

Через данные формы мы хотели донести до сознания родителей, что и дети, и родители являются носителями народной культуры.  

В нашем дошкольном учреждении гражданско-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. Организация воспитательного процесса осуществляется в системе «детский сад – семья – социум». В процессе воспитания мы стараемся не только прослеживать связь поколений в семье, но и привлекаем к сотрудничеству социальных партнеров. Мы тесно сотрудничаем с местным казачьим обществом, станичной детской библиотекой, домом культуры, детской спортивной школой, местным краеведческим музеем.

Также хочется отметить активную поисково - познавательную деятельность всех педагогов, данную проблему мы обсуждали на педагогических советах, семинарах. Педагогами приобретен новый опыт проведения совместной деятельности с дошкольниками на основе краеведческого материала.

Результатами проведенной работы по «Формированию у старших дошкольников чувства гражданственности и патриотизма посредством воспитания любви к родному краю», можно считать расширение у воспитанников круга познавательных интересов, отмечается повышение уровня общей и художественной культуры, растёт интерес к историческому прошлому, наблюдается активизация детей.

Главный результат проделанной работы - повышение познавательного интереса детей к истории своих предков, к их традициям, быту, обычаям. Дети вначале лишь пассивные слушатели, уже спустя короткое время стали стремиться самостоятельно, находить ответы на возникающие вопросы, сами активно задавали вопросы о том, что их заинтересовало. Кроме того, тема работы позволяла развивать познавательные и творческие способности детей.

Для выявления уровня знаний детей по гражданско-патриотическому воспитанию, была проведена диагностика, в подготовительной группе (сентябрь, май). Мониторинг показал, что на начало года уровень знаний детей по патриотическому воспитанию недостаточно глубокий, а в конце года он высокий.

Таким образом, мы выполнили поставленные задачи, и из нашего детского сада дети выходят с достаточно сформированным уровнем знаний по патриотическому воспитанию.

Сумеют ли наши дети продолжить традиции отцов, насколько для них будут близки исторические корни народа – всё это зависит и от воспитания в семье и от того, как мы разовьём в них, жажду познания к истории своих предков.