Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7384547
Конспект совместной образовательной деятельности по теме «Как звери к зиме готовятся» (в рамках темы недели «Дикие животные»)
Содержание - Дошкольное образование
02.07.2021 09:02

Клочихина Екатерина Игоревна, воспитатель МБОУ «Устьянская СОШ» СП д/с «Солнышко», с. Шангалы Устьянского района Архангельской области. 
Конспект предназначен для воспитателей ДОО для организации и проведения СОД с детьми старшего дошкольного возраста. Конспект может быть рекомендован к использованию родителями при ознакомлении с рассказом М. Пришвина «Ёж».


Конспект совместной образовательной деятельности

по теме «Как звери к зиме готовятся»

(в рамках темы недели «Дикие животные»)

  

Возраст: 6-7 лет

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально - коммуникативное, художественно-эстетическое.

Цель: углубление знаний детей о приспособлении некоторых видов животных к зимним условиям на основе рассказа М.Пришвина «Ёж».

Задачи:

Образовательные:

- активизировать в речи детей слова, относящиеся к знакомым литературным произведениям;

- закреплять знания детей об отличительных особенностях сказок и рассказов;

- побуждать анализировать поступки героев произведений, делать выводы;

- привлекать детей к совместному обсуждению прочитанного рассказа.

Развивающие:

- стимулировать речевую и коммуникативную активность детей через участие в беседе;

- совершенствовать связную речь в процессе беседы через рассуждения, побуждать детей делиться своими впечатлениями о прочитанном;

- продолжать развивать зрительное восприятие, мышление, память.

Воспитательные:

- воспитывать умение внимательно слушать собеседников;

- воспитывать любовь к живой природе.

 

Материал и оборудование: папка с иллюстрациями к сказкам, иллюстрация к рассказу М.Пришвина «Ёж», книга «Русские сказки о природе» М.Пришвина, картина из серии «Развитие речи в картинках» - «Ежи», листы с изображением ежей для раскрашивания.

 

Ход деятельности:

1. Способ вовлечения детей в деятельность: в групповое помещение входит воспитатель, в руках у неё большая папка.

Дети обращают внимание и спрашивают: «А что это у Вас?»

- Воспитатель: хотите узнать?

- Дети: да. (Воспитатель присаживается на стульчик возле стола и предлагает детям сесть рядом или встать – по желанию)

- Воспитатель: давайте посмотрим. (Предлагает детям открыть папку, в ней находятся иллюстрации к сказкам).

- Воспитатель: какая красивая иллюстрация! К какой сказке? Кто герои этой сказки? (Дети отвечают. По аналогии рассматривается 5 иллюстраций?)

Следующая иллюстрация с изображением ежа.

Основная часть:

- Воспитатель: к какой сказке эта иллюстрация?

- Дети: эта иллюстрация к рассказу «Ёж» М. Пришвина.

- Воспитатель: мы с вами рассматривали иллюстрации к сказкам, а эта иллюстрация к рассказу. Чем отличается сказка от рассказа?

- В сказке много выдумки, а в рассказе всё по-настоящему.

- Напомните, пожалуйста, как началась история про ежа? (Кто-то из детей воспроизводит начало рассказа).

- Как вы думаете – хорошо или плохо поступил автор, спихнув ежа в ручей?

- Дети: плохо (почему – рассуждения детей).

Воспитатель: ну, скорее всего, автор знал, что ежи умеют плавать и он не утонет, то есть, не хотел погубить ёжика.

Скажите, пожалуйста: ежи – лесные жители или домашние?

Дети: лесные.

Воспитатель: зачем же автор взял его домой.

Дети: чтоб ёжик ловил мышей, потому что у автора дома их было много.

Воспитатель: вам было домашнее задание – спросить у родителей, едят ли ёжики мышей.

Дети: да, едят.

Можно сказать, что ёж – хищник, раз он ест мышей? А что ещё в природе употребляет в пищу ёж.

Дети: улиток, слизней, червей, пауков, кузнечиков, змей, у ежа очень острые зубы.

Воспитатель: в рассказе говорится, что ёж утащил газету, упавшую на пол. Зачем?

Дети: сделать себе гнездо.

Воспитатель: в лесу из чего делают ежи гнёзда?

Дети: из сухих листьев, веток.

Воспитатель: в рассказе ёж, соорудив гнездо из газеты, стал таскать яблоки. Зачем?

Дети: запасы делал на зиму.

Воспитатель: ежи запасы на зиму не делают,- они им не нужны, так как ежи зимой спят.

С каким животным можно сравнить ежа?

Дети: с медведем.

Воспитатель: что у них общего?

Дети: оба хищники и спят зимой, запасов не делают.

Воспитатель: вот посмотрите, ребята, два совершенно разных по размерам животных, а сколько у них общего.

Далее динамическая пауза: воспитатель предлагает изобразить как передвигается медведь и пофыркать, как ёж.

Воспитатель: как вы думаете – стоит ли ради забавы брать лесных жителей домой?

Дети: нет. (Рассуждения детей)

Воспитатель: давайте вспомним, чем кормил автор ёжика.

Дети: молоком, хлебом.

Воспитатель: много молока и хлеба ежам давать нельзя, так как в природе они их не видят, и если часто давать им такие продукты, они могут заболеть и погибнуть.

Дети, а что можно сказать об авторе рассказа – он добрый или злой?

Дети: добрый, он ежа не обижает, а гладит и кормит, называет «хорошим.

Воспитатель: напомните, о каком рассказе мы с вами беседовали и кто автор рассказа.

Дети: рассказ называется «Ёж», автор Михаил Пришвин.

3. Результат деятельности: углубление знаний детей в ходе беседы об особенностях существования ежа в дикой природе.

4. Анализ: мы с вами хотели узнать, что в папке? Узнали? А ещё чем мы занимались? («Беседовали о рассказе про ежа»)

Далее детям предлагается раскрасить заранее приготовленные картинки с ежами или рассмотреть иллюстрации в книге М.Пришвина.

 

5. Педагогические риски

           Риски

                   Приёмы минимизации

Не все дети присоединились к деятельности

-Обратиться за помощью к неприсоединившимся детям, н-р: «Дима, ты умеешь читать, прочти, пожалуйста, надпись на папке. Нам без тебя не справиться»;

- во время беседы приглашать не присоединившихся к беседе, обратиться с просьбой ответить на вопрос;

- предложить заняться самостоятельной игровой деятельностью по выбору

У детей угасает мотивация

- дать возможность высказаться именно этому ребёнку;

- смена интонации голоса педагога (таинственный шёпот или, наоборот,- говорить громко;

- напомнить, что хотели узнать в самом начале и хотят ли узнать, что случится дальше.