Статья «Моделирование методического сопровождения современного образовательного процесса в ДОО» |
Содержание - Дошкольное образование | |||||||||||||||||||||
06.08.2021 11:37 | |||||||||||||||||||||
Терехова Ирина Вячеславовна, старший воспитатель Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №104 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара. Моделирование методического сопровождения современного образовательного процесса в ДОО
ВВЕДЕНИЕ В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Развитие системы дошкольного образования характеризуется повышением его качества в соответствии с планируемыми целями, обозначенными в Национальной Доктрине российского образования, а также в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Эффективность педагогического процесса – это результат деятельности всего педагогического коллектива. Повышение эффективности педагогического процесса в ДОО зависит от:
Постоянный поиск новых, более результативных методов воспитания и обучения, при помощи которых происходит передача детям содержания образования и развитие личности ребенка возможен на базе предметного знания, знания возрастных особенностей детей, обобщения педагогического опыта. Ориентируясь на гуманизацию обучения, на формирование личности ребенка, признания ее ценности и необходимости для современного общества, прежде всего, нужно формировать личность самого педагога. Процесс модернизации российского образования требует совершенствования не только содержания обучения, но и методической работы в образовательных учреждениях. Анализ деятельности педагогов современных дошкольных образовательных учреждений свидетельствует, что они не всегда готовы к проектированию и организации педагогического процесса нового типа. Это обусловлено отсутствием у многих воспитателей опыта построения педагогического процесса и личностно-ориентированного взаимодействия с его субъектами. Накопить такой опыт, как правило, не позволяет существующая практика методической работы дошкольного учреждения, для которой характерна ориентация на общие образовательные задачи детского сада, но не на помощь, поддержку и обогащение профессиональной компетентности каждого педагога. Сегодня в работе педагогов можно наблюдать некий формализм, неумение или нежелание использовать в работе инновационные, современные технологии. Несмотря на то, что методическая работа в детских садах насыщена мероприятиями, педагоги, имея хороший багаж знаний, не знают, как его применить. Это, в свою очередь, влияет на качество образовательного процесса. Развитие процесса подготовки педагога в системе образовательного учреждения определяется преодолением существующих в нем противоречий: - между требованиями общества и состоянием профессиональной компетентности педагогов (социально-педагогический аспект); - между современными требованиями государственной политики в области обновления содержательных и технологических аспектов образования и низким уровнем инновационного потенциала педагогов (инновационный аспект); - между научными исследованиями и реальным состоянием практики работы ДОО; объективной необходимостью в повышении уровня педагогической компетентности воспитателей ДОО и неэффективностью методической работы, обеспечивающих успешность этого процесса (научно-методический аспект). Практика работы в ДОО выявила проблему несоответствия существующей системы управления методической работой требованиям, предъявляемым к профессиональной компетентности педагогов, от уровня которой зависит качество образовательных результатов. Возникает противоречие между современными требованиями к уровню профессиональной компетентности воспитателя ДОО и неготовностью педагогов соответствовать этим требованиям. В связи с этим возникает необходимость создания в ДОО действенной и эффективной системы методического сопровождения образовательного процесса, направленной на развитие профессионального мастерства воспитателя. 1.1. Понятие и содержание методической работы в ДООДля эффективности педагогического процесса необходим постоянный поиск новых, более результативных методов воспитания и обучения, при помощи которых происходит передача детям содержания образования. Подходы к организации методической работы в ДОУ раскрыты в работах К.Ю.Белой, Н.В.Немовой, М.М.Поташника, О.Л.Зверевой, А.М.Моисеева. Необходимость использования активных форм работы с педагогами в процессе методической работы обоснована в работах В.П.Дубровой и Е.П.Милашевич. Методической работе отводится главенствующая роль в создании и внедрении в практику наиболее эффективных методов воспитания и обучения детей. И.В. Никишина определяет методическую работу как «целостную, основанную на достижениях науки и передового педагогического опыта систему взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального опыта» [24]. М.М. Поташник под методической работой в школе понимает «целостную, основанную на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений учителей, систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на обобщение и развитие творческого потенциала в целом, а в конечном счете – на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития конкретных учащихся, классов» [28]. Данное определение в полной мере отражает особенности методической работы и в системе дошкольного образования. Анализ понятий, представленных в научных источниках, позволяет под методической работой понимать «целостную систему взаимосвязанных мер, направленную на повышение профессионального мастерства педагогов, поддержание высокого качества воспитательно-образовательной работы в детском саду» [9]. Сегодня реальный уровень постановки методической работы в дошкольном учреждении становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности. Поэтому многие авторы рассматривают методическую работу в дошкольном учреждении как нечто первостепенное. Любое образовательное учреждение проходит следующие этапы: становление, функционирование, развитие. [31] На первом этапе усилия методической службы направлены на создание целостного педагогического коллектива, выбор оптимальных технологий для организации педагогического процесса. В дошкольном учреждении, находящемся в режиме стабильного функционирования, методическая служба должна обеспечивать коррекцию педагогического процесса в случае его отклонения от технологии, методики реализации программы воспитания и обучения. Переход же коллектива в инновационный режим (обновление содержания обучения или реализация новых педагогических технологий) предполагает создание новой модели методической работы, обеспечивающей перевод дошкольного учреждения из режима функционирования в режим развития. Такое понимание методической работы предъявляет особые требования к определению ее задач, содержания и субъектов на каждом этапе развития образовательного учреждения. В общем виде задачи методической работы сформулированы следующим образом:
В качестве общих задач методической работы в системе дошкольного образования Багаутдинова С.Ф. выделила следующие: управление образовательным процессом (основная), организация повышения квалификации педагогов, организация работы с родителями [41]. Содержание методической работы определяется теми функциями, выполнение которых направлено на развитие профессиональной компетентности и профессионально важных качеств педагогических кадров, повышение качества работы учреждения. [39] Среди них выделяют 3 группы функций. К.Ю. Белая выделяет что, методическая работа в ДОО как система может быть спроектирована, построена в следующей структуре: прогнозирование – программирование – планирование – организация – регулирование – контроль – стимулирование – коррекция и анализ [9]. Таким образом, нужно отметить важность оптимального выбора содержания методической работы в современном ДОО. Актуальность такого выбора подтверждается и результатами практики методической работы в дошкольных учреждениях. Лосев П.Н. отмечает, что нередко выбор содержания работы с педагогами случаен, отличается бессистемностью, отсутствием или слабостью связей между основными направлениями повышения квалификации работников детских садов, отсутствием в планах методической работы ряда необходимых блоков содержания, самых острых и актуальных проблем [20]. Во многих детских садах реальные проблемы учебно-воспитательного процесса, проблемы конкретных педагогов и воспитанников и содержание методической работы существуют вполне мирно, но параллельно друг другу. Дуброва В.П. считает что, содержание, оторванное от насущных проблем, стоящих перед педагогом, неизбежно будет восприниматься им как формальное, непонятно зачем навязанное извне [15]. Чтобы преодолеть указанные недостатки и поднять содержание методической работы на новый уровень современных требований, Лосев П.Н. советует проявить усилия на двух уровнях [20]. Во-первых, обеспечить и обосновать оптимальность выбора содержания методической работы для дошкольных учреждений с учетом наиболее важных проблем и тенденций в развитии профессионального мастерства педагогов и учебно-воспитательного процесса в ДОО; выработать проект содержания методической работы для современного дошкольного учреждения (эта задача работников педагогической науки и руководящих работников органов управления образованием, научно-методических служб и центров). Во-вторых, конкретизировать общие положения исходя из реальных, неповторимых условий каждого дошкольного учреждения (это задача организаторов методической работы в учреждении). Он же считает, что задачи на втором, дошкольном уровне отбора содержания методической работы нельзя успешно решать, не учитывая общенаучных основ. И в то же время без конкретизации общего содержания применительно к условиям каждого дошкольного учреждения, без акцента на проблемах, актуальных для каждого конкретного педагогического коллектива, даже самое богатое содержание методической работы не вдохновит педагогов на творчество, не будет способствовать совершенствованию учебно-воспитательной работы, демократизации дошкольной жизни. Таким образом, содержание методической работы в современном дошкольном учреждении должно формироваться на основе различных источников, как общих для всех дошкольных учреждений региона, так и конкретных, индивидуально неповторимых. Лосев П.Н. предлагает следующий комплекс источников содержания методической работы в ДОО [20]:
Практика показывает, что невнимание к любому из этих взаимодополняющих источников приводит к однобокости, обеднению, неактуальности содержания в системе повышения квалификации педагогов, т.е. выбор содержания методической работы оказывается неоптимальным. Белая К.Ю. содержание методической работы в условиях современного ДОУ считает делом творческим, не терпящим шаблона и догматизма [9]. Она отмечает что, содержание методической работы в ДОУ должно также координироваться с содержанием других звеньев системы повышения квалификации, не дублируя и не пытаясь его подменить. Многие педагоги, особенно начинающие, нуждаются в квалифицированной помощи со стороны более опытных коллег, заведующего, методиста ДОУ, специалистов различных областей знаний. Деятельность старшего воспитателя направлена на решение приоритетных и неотложных задач, поэтому проектировать, определять ее содержание следует по всему составу функций управления. [31]. Таблица 1 Содержание методической работы старшего воспитателя (по П.И. Третьякову, К.Ю. Белой)
Уровни организации методической работы: 1) репродуктивный – сообщение знаний педагогам без изучения последствий проводимой работы; 2) частично-поисковый – методическая работа активизируется за счет активных методов и форм работы со специалистами, но не носит системный характер, поэтому не может дать заметных результатов; 3) творческий – система работы, в содержание которой включена инновационная, экспериментальная деятельность, методическая работа направлена на создание и апробацию новых технологий и управление этим процессом; 4) исследовательский – исследование проблем и внедрение результатов исследований в работу.
1.2. Современные требования к профессиональной компетентности педагогов ДОО
Современные требования к профессиональной компетентности педагогов основываются на нормативных документах, одним из которых является Приказ Минздравсоцразвития России №761н от 26 августа 2010 г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», в котором обозначены должностные обязанности педагогов ДОО, требования к их знаниям и квалификации. Должностные обязанности воспитателя (включая старшего) состоят в следующем: - Осуществляет деятельность по воспитанию детей в образовательных учреждениях и их структурных подразделениях (интернате при школе, общежитии, группах, группах продленного дня и др.), иных учреждениях и организациях. - Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания. - Осуществляет изучение личности обучающихся, их склонностей, интересов, содействует росту их познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей; организует подготовку домашних заданий. - Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося, воспитанника. - Способствует развитию общения обучающихся, воспитанников. - Помогает обучающемуся, воспитаннику решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями (лицами, их заменяющими). - Осуществляет помощь обучающимся, воспитанникам в учебной деятельности, способствует обеспечению уровня их подготовки соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям. - Содействует получению дополнительного образования обучающимися, воспитанниками через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в учреждениях, по месту жительства. - В соответствии с индивидуальными и возрастными интересами обучающихся, воспитанников совершенствует жизнедеятельность коллектива обучающихся, воспитанников. - Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса. - Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием обучающихся, воспитанников, в том числе с помощью электронных форм. - Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников. - Совместно с органами самоуправления обучающихся, воспитанников ведет активную пропаганду здорового образа жизни. - Работает в тесном контакте с учителями, педагогом-психологом, другими педагогическими работниками, родителями (лицами, их заменяющими) обучающихся, воспитанников. - На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций педагога-психолога планирует и проводит с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально). - Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя. - Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). - Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. - Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности. При выполнении обязанностей старшего воспитателя наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности воспитателя, осуществляет координацию деятельности воспитателей, педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения. - Оказывает методическую помощь молодым воспитателям, способствует обобщению передового педагогического опыта, повышению квалификации воспитателей, развитию их творческих инициатив. Для качественного осуществления профессиональной деятельности воспитатель должен знать: - приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; - законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; - Конвенцию о правах ребенка; - педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию; - психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену; - методы и формы мониторинга деятельности обучающихся, воспитанников; - педагогическую этику; - теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся, воспитанников; - методы управления образовательными системами; - современные педагогические технологии продуктивного, развивающего дифференцированного, обучения, реализации компетентностного подхода; - методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; - технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; - основы экологии, экономики, социологии; - трудовое законодательство; - основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; - правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности. В данном приказе есть некоторые отличия от предыдущего: определены новации в требованиях к знаниям работников образования, а также в должностных обязанностях, обусловленные современным состоянием развития системы образования и общества в целом [44]. Квалификационными характеристиками предусматриваются функции, которые должны выполняться всеми педагогическими работниками независимо от занимаемой должности: - участие в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы; - использование компьютерных технологий, в т.ч. текстовых редакторов и электронных таблиц в своей деятельности; - обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса; - осуществление связи с родителями (лицами, их заменяющими); - выполнение правил по охране труда и пожарной безопасности. Дополнены также требования к знаниям работников образования. Предусмотрено, к примеру, что работники должны знать современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием и т.п. Для того, чтобы педагог мог соответствовать данным требованиям, ему необходимо постоянно повышать уровень своей квалификации. В условиях учреждения это возможно при правильной организации процесса методического сопровождения деятельности воспитателя методистом или старшим воспитателем дошкольного учреждения.
1.3. Модели методической работы в ДОО Многие педагоги, особенно начинающие, нуждаются в квалифицированной помощи со стороны более опытных коллег, заведующей, методиста ДОО, специалистов различных областей знания. В настоящее время эта потребность возросла в связи с переходом на вариативную систему образования, необходимостью учитывать многообразие интересов и возможностей детей. Методическая работа должна носить опережающий характер и обеспечивать развитие всего воспитательно-образовательного процесса в соответствии с новыми достижениями педагогической и психологической науки. Однако сегодня, по мнению П.Н. Лосева, существует проблема низкой эффективности методической работы во многих ДОО [20]. Основная причина – формальная реализация системного подхода, его подмена эклектичным, случайным набором рекомендаций конъюнктурного характера, насаждение надуманных приемов и способов организации воспитания и образования. В условиях современного дошкольного образовательного учреждения методическое сопровождение воспитателя можно рассматривать как наиболее оптимальный способ организации методической работы. Методическое сопровождение – это специально организованное систематическое взаимодействие старшего воспитателя и воспитателя, направленное на оказание помощи педагогу в выборе путей решения задач и типичных проблем, возникающих в ситуации реальной педагогической деятельности, с учетом его профессионального и жизненного опыта [15]. Методическое сопровождение воспитателя как способ организации методической деятельности в дошкольном образовательном учреждении включает: 1)аналитико-диагностический этап, предполагающий выявление проблемы в профессиональной деятельности воспитателя, осознание им необходимости ее решения с помощью более компетентного специалиста и последующее совместное формулирование вариантов дальнейших действий; 2)проектировочный этап, включающий совместное проектирование маршрута профессиональной деятельности воспитателя, раскрывающего механизм разрешения возникшей проблемы; 3)этап реализации маршрута профессиональной деятельности педагога, заключающийся в оказании систематической помощи старшим воспитателем педагогу при реализации маршрута профессиональной деятельности, путем использования наиболее адекватных профессиональным и личностным особенностям воспитателя методов и приемов; 4)контрольно-оценочный этап, включающий совместное обсуждение результатов решения проблемы. Методическое сопровождение педагогов дошкольного образовательного учреждения осуществляется старшим воспитателем, чья профессиональная компетентность характеризуется готовностью к решению следующих групп профессиональных задач: - изучать профессиональные и личностные особенности воспитателя, проявляющиеся в педагогическом процессе, получать информацию о возможностях, потребностях и интересах педагогов, качестве их профессиональной деятельности; - проектировать и помогать в реализации индивидуальных маршрутов развития профессиональной деятельности воспитателей в контексте решения общих задач дошкольного образовательного учреждения; - организовывать взаимодействие с воспитателями, координировать их взаимодействие друг с другом и с другими субъектами педагогического процесса; - организовывать работу методического кабинета, использовать предметно-развивающую среду образовательного учреждения и ресурсы методкабинета для удовлетворения запросов воспитателей; - организовывать процесс самообразования, повышать собственный уровень профессиональной компетентности. Эффективность методического сопровождения воспитателя как способа организации методической работы в детском саду определяется по следующим показателям: - по отношению к воспитателю: удовлетворенность организацией методической работы в дошкольном учреждении, возможность включаться в решение приоритетных задач работы детского сада, исходя из личностно-профессиональных возможностей, потребностей и интересов; - по отношению к старшему воспитателю: обогащение профессиональной компетентности, готовность решать профессионально-методические задачи в процессе методического сопровождения воспитателя ДОУ; - по отношению к дошкольному образовательному учреждению: эффективность реализации текущих задач, повышение качества педагогического процесса. В детских садах сложились определенные формы повышения квалификации воспитателей, однако, по мнению Лосева П.Н., между различными видами методической работы часто нет должной связи, учета конкретных интересов и потребностей воспитателей [20]. Существующую модель методического сопровождения в системе дошкольного образования можно представить следующим образом:
В.А. Беляева, А.А. Петренко относительно двух разных должностей: педагога и методиста учреждения выделяют одинаковые направления содержания их методической работы, предлагая следующую модель:
Как видим, в основу этих моделей положено содержание деятельности субъектов методической работы. В них не отражается структура взаимодействия методиста (старшего воспитателя) и воспитателя, а также взаимодействие методической работы и образовательного процесса. В связи с этим считаем целесообразным и актуальным построение модели методического сопровождения современного образовательного процесса в ДОУ.
1.4. Анализ методической работы ДОО Анализ эффективности методической работы является составной частью общего анализа результатов образовательного процесса в ДОО. При подведении итогов методической работы проводится сопоставление реально достигнутого с запланированными задачами, делается вывод о действенности предпринятых мер. При оценке используется система качественных показателей, позволяющих учесть:
С точки зрения решения поставленных задач наиболее эффективными являются практические семинары и круглые столы, в процессе которых педагоги активно обсуждают поставленные проблемы, что способствует их общему пониманию и осознанию, предлагают пути и средства их решения. Для молодых воспитателей наиболее результативными стали групповые и индивидуальные консультации, призванные устранить пробелы в теоретических знаниях. Рефлексия, проводимая после каждого методического мероприятия, показала, что педагоги удовлетворены мероприятием, пополнили и систематизировали свои знания, готовы применять их на практике. Однако, педагоги с неохотой откликаются на предложение принять участие в подготовке мероприятий, выступить с докладом, опытом Выявлены проблемы с «последействием» педагогов, которые очень редко применяют полученные знания в практическую деятельность, продолжая работать по-старому, используя учебно-дисциплинарную модель образования. Было проведено анкетирование педагогов ДОО о содержании методической работы в детском саду и необходимости ее проведения. Опрошено 24 педагога (85,7%). По итогам анкетирования было отмечено, что достаточно большая часть педагогов не удовлетворена качеством методической работы в ДОО. Часть педагогов (молодые воспитатели) не понимает функций и целей методической деятельности. Используемые формы методической работы педагогически целесообразны, но не оригинальны и потому частично результативны. «Слабым звеном» в методической работе является планирование, анализ, оценка и совершенствование педагогической деятельности. Методическая деятельность педагогов не направляется на решение творческих задач, осуществление и сопровождение опытно-экспериментальной деятельности. В свете изменившихся условий требует коррекции и содержание методической работы. Итоги анализа методической работы выявили следующие проблемы: 1)работа над единой методической темой носит бессистемный характер; 2)цели методической деятельности в ДОО не доведены до сведения молодых педагогов; 3)педагоги проявляют слабую активность во внедрении в практику работы полученных знаний, что влияет на результат образовательной деятельности; 4)недостаточно налажен процесс сопровождения индивидуальной методической работы, а именно: присутствует процесс обучения педагогов посредством их участия в различных формах методической работы, но практически не используются такие компоненты методической работы, как прогнозирование, регулирование, контроль и диагностика, стимулирование; 5)активность в методической работе проявляют одни и те же педагоги; 6)практически не обобщается опыт работы; Преодолению выявленных проблем будет способствовать благоприятный морально-психологический климат в коллективе, высокий уровень активности молодых педагогов и квалификация педагогов с большим стажем работы. Существующая модель методической работы основана на традиционном подходе к ее организации и содержанию и выглядит следующим образом (см. рис.10). В рамках данной модели не осуществляется методическое сопровождение образовательного процесса (ОП), т.е. методическая работа (МР) не направляется на повышение результативности образовательного процесса, поскольку имеет своей целью лишь изменение профессиональной компетентности педагога.
Таким образом, анализ содержания и результативности методической работы педагогического коллектива выявил низкий уровень управления методической деятельностью педагогов, характеризующийся репродуктивным уровнем организации методической работы и использованием традиционного подхода. Для преодоления выявленных проблем необходима разработка новой модели методической работы.
1.5. Модель методического сопровождения образовательного процесса в ДОО
В результате анализа методической работы в ДОО было выявлено, что уровень управления методической деятельностью педагогов находится на низком уровне, характеризующемся репродуктивным уровнем организации методической работы и использованием традиционного подхода. Поэтому в ДОУ необходимо создать систему методической работы более высокого уровня организации (творческого), основанной на опытно-экспериментальной работе, характеризующейся целенаправленностью, научной обоснованностью, системностью. При условии активного участия педагогов в этой системе работы уровень их компетентности поднимется на более высокую ступень, качество их педагогической деятельности станет более высоким, соответственно, уровень образовательных результатов детей также повыситься. В результате изучения теоретико-методологических основ методической работы мы определили ее целями повышение профессионального мастерства каждого педагога, обобщение и развитие творческого потенциала коллектива в целом, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития конкретных воспитанников. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач: – управление образовательным процессом, повышение его качества; – организация повышения квалификации педагогов, а именно содействие повышению уровня педагогического мастерства, в том числе и педагогической техники; – содействие изучению и использованию в своей профессиональной деятельности современных педагогических технологий, методик, приемов и способов успешного обучения и воспитания; – содействие созданию условий и привитию интереса педагогов к самообразованию; – содействие внедрению в практику работы педагогов основ научной организации труда; – поддержка педагогов, разрабатывающих и стремящихся к инновационной деятельности. Для решения поставленных задач и достижения целей нами разработана модель методического сопровождения образовательного процесса ДОО. Под методическим сопровождением образовательного процесса мы понимаем особую технологию организации методической работы, осуществляемой предварительно и/или одновременно с образовательным процессом, целью которой является качественное или количественное изменение результатов образовательного процесса.
Рис.11. Модель методического сопровождения образовательного процесса
По данной модели видно, что в ходе методической работы (мр) и образовательного процесса (оп) происходит процесс сопровождения, взаимодействие методиста, воспитателя и ребенка. Данная модель будет эффективна при условии реализации соответствующей системы методической работы, осуществляемой воспитателями и методистом (см. Приложение 3). Для внедрения данной модели и системы работы необходимо учитывать профессиональный потенциал тех, кто руководит методической работой в ДОУ. Управление методическим сопровождением образовательного процесса осуществляется старшим воспитателем (или заместителем руководителя по учебно-воспитательной работе), чья профессиональная компетентность является одним из ведущих условий эффективной организации методического сопровождения в ДОУ и характеризуется готовностью к решению следующих групп профессиональных задач: – изучение воспитателя в педагогическом процессе детского сада, получение информации о возможностях, потребностях и интересах педагогов, качестве их профессиональной деятельности; – проектировать и помогать в реализации маршрутов профессиональной деятельности воспитателей в контексте решения общих задач дошкольного образовательного учреждения; – организовывать взаимодействие с воспитателями, координировать их взаимодействие друг с другом и с другими субъектами педагогического процесса; – использовать предметно-развивающую среду образовательного учреждения, организовывать работу с ресурсами методического кабинета с учетом запросов воспитателей; – организовывать процесс самообразования, повышать собственный уровень профессиональной компетентности. Данная модель позволит изменить традиционную систему методической работы в личностно-ориентированную, повысить активность участников педагогического процесса. Цели методической работы будут достигаться через систему взаимосвязанных действий методиста и воспитателя, а также внедрение педагогами новых знаний и умений в собственную педагогическую деятельность. Методист и воспитатель перейдут на личностно-ориентированную модель взаимодействия, при которой старший воспитатель будет оказывать адресную помощь педагогу. Выстраивая процесс методического сопровождения в системе от прогнозирования до анализа, используя активные формы взаимодействия, можно добиться того, что каждый педагог ОУ будет понимать задачи своей педагогической деятельности, уметь применять в работе освоенные знания, повысит качество образовательной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Методическая работа занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его деятельности, а также влияет на качество образовательного процесса. Все ее формы направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателей. Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. В то же время методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми, в соответствии с новыми достижениями в психологической и педагогической науке. Поэтому методическая работа не является службой корректирования ошибок в деятельности воспитателя, хотя в ходе ее приходится решать эти проблемы. Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам. Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе очевидна для всех. В связи с этим, возникает необходимость включения самих воспитателей в процесс методического сопровождения. Во второй части суть исследования заключалась в изучении специфики организации методической работы в современном дошкольном образовательном учреждении (на примере ДОО) и рассмотрении возможности ее организации, в контексте теории и практики сопровождения. Практическая работа заключалась в построении возможного варианта методического сопровождения образовательного процесса, позволяющего учитывать особенности работы конкретного детского сада и направленного на включение воспитателей в решение приоритетных задач работы ДОО, опираясь на их профессиональные и личностные потребности, возможности и интересы. Исследование было направлено на определение этапов методического сопровождения образовательного процесса, как технологии организации методической работы с учетом профессиональной компетентности методиста дошкольного учреждения, готового к организации методического сопровождения. Проведенное исследование подтвердило правомерность выдвинутой гипотезы и дало основание вынести на защиту следующие положения: 1. В условиях современного дошкольного образовательного учреждения методическое сопровождение образовательной деятельности можно рассматривать как технологию организации методической работы. Методическое сопровождение - это специально организованное систематическое взаимодействие старшего воспитателя и воспитателя, направленное на оказание помощи педагогу в выборе путей решения задач и типичных проблем, возникающих в ситуации реальной педагогической деятельности, с учетом его профессионального и жизненного опыта. 2. Взаимодействие методиста и воспитателя в ходе методической работы в дошкольном образовательном учреждении включает: аналитико-диагностический этап, предполагающий выявление проблемы в профессиональной деятельности воспитателя, осознание им необходимости ее решения с помощью более компетентного специалиста и последующее совместное формулирование вариантов дальнейших действий; проектировочный этап, включающий совместное проектирование маршрута профессиональной деятельности воспитателя, раскрывающего механизм разрешения возникшей проблемы; этап реализации маршрута профессиональной деятельности педагога, заключающийся в оказании систематической помощи старшим воспитателем педагогу при реализации маршрута профессиональной деятельности, путем использования наиболее адекватных профессиональным и личностным особенностям воспитателя методов и приемов; контрольно-оценочный этап, включающий совместное обсуждение результатов решения проблемы. В ходе методической работы, а также во время педагогической деятельности происходит процесс сопровождения деятельности воспитателя. 3. Эффективность методического сопровождения образовательного процесса как технологии организации методической работы в детском саду определяется по следующим показателям: - по отношению к старшему воспитателю: обогащение профессиональной компетентности, готовность решать профессионально-методические задачи в процессе методического сопровождения; - по отношению к воспитателю: удовлетворенность организацией методической работы в дошкольном учреждении, возможность включаться в решение приоритетных задач работы детского сада, исходя из личностно-профессиональных возможностей, потребностей и интересов; - по отношению к дошкольному образовательному учреждению: эффективность реализации текущих задач, повышение качества педагогического процесса. Практическая значимость данной работы и использование полученных результатов состоит в том, что: разработана модель организации методического сопровождения образовательного процесса детского сада, которую можно использовать как образец для создания собственной модели и разработки алгоритма ее внедрения.
Список литературы
1.Официальные документы и материалы: 1.Об образовании: Закон Российской Федерации от 10 июля 1992г. №266-1 (в редакции от 27.12.2009г) 2.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008г. №1662-р 3.Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011г. №163-р. 4.Приказ Минздравсоцразвития России №761н от 26 августа 2010 г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» 2.Книги и брошюры а) книги под фамилией автора 5.Васильева А.И. Старший воспитатель детского сада. – М.:Просвещение. 1990. – 143с. 6.Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. – М.: Астрель, 2002. – 399с. 7.Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. – М,: АСТ, 1997.- 393с. 8.Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. –М.: 1991. –81с. 9.Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. – М: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с. 10.Бондаренко А., Позняк Л., Шкатула В. Заведующий ДОУ.- М. 1984. с.-144. 11.Дубейковская Я. Стоп. Кадры. Управление персоналом для умных. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2000 12.Василенко Н.П. Диагностика и организация методической работы. Р\н Дону. – М., 1995. 13.Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ, методическое пособие.- М.:2006. – 97с. 14.Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96с. 15.Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в ДОУ. М. 1995. с.-109. 16.Комиссарова Т.А. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие. М.: Дело, 2002. 17.Крымов А.А. Вы – управляющий персоналом. Профессия? Ремесло? Судьба? М.: Бератор – Пресс, 2003. 18.Корепанова М.В., Липчанская И.А., Контроль функционирования и развития ДОУ: методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 80 с. 19.Куртиков Н.А. Психология и социология управления. - М. 2005. С. – 264 20.Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. – М. 2005. с.-152. 21.Макарова Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.- 65с. 22.Навазова Т.Г., Герасимова М.П. Основы управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения: Курс лекций. – Сыктывкар: КРИРОиПК, 2005.-62с. 23.Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. – Волгоград. 2007. –156 с. 24.Никишина И.В. Технология управления методической работой. – Волгоград, 1996. - С. 94 – 106. 25.Никишина И.В. Научно методическое обеспечение новых технологий в системе методической работы. – Волгоград, 1993. 26.Позняк Л. Основы управления ДОУ. М. 1994. С.-4-5. 27.Поздняк Л.В. , Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. М., Академия, 1999. 28.Поташник М. М., Моисеев А. Управление современной школой (в вопросах и ответах). – Новая школа, 1997.- 325 с. 29.Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. Р. н\ Дону. 1997. – 512с. 30.Стеркина Р.Б. Дошкольное образование в России. М.: АСТ, 1996. – 336 с. 31.Третьяков П.И., Белая К.Ю. ДОУ управление по результатам. М. 2003. 32.Троян А.Н. Управление дошкольным образованием. М. 2006. с.-151. 33.Фалюшина Л.И. Управление ДОУ. М. 2003. -80с. 34.Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. – М.: АРКТИ, 2004. – 262с. 35.Федорова Н.В. Управление персоналом организации: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2005. – 416с. 36.Филатова Л.И. Методическая работа: опыт научного исследования. – М.: АПКиПРО, 2002. – 114с. 37.Чередниченко И.П., Тельных Н.В. Психология управления. – Р-н-Дону, 2004. – 608с. 38.Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательными системами. – М.: Академия, 2002. – 384с. б) книги, брошюры, имеющие редактора и составителя 39.Организация методической работы в дошкольном образовательном учреждении. Вып.1./Сост. Е.Н. Коданева, Н.М. Милькова. – Сыктывкар: УДО, 2007. – 61с.
в) статьи из сборников и периодических изданий
40.Аншукова Е.Ю. Аналитическая деятельность старшего воспитателя.// Управление ДОУ. – 2004. - №3. С. 29 – 32. 41.Багаутдинова С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ // Управление ДОУ. – 2004. - №3. - С.82-85. 42.Волобуева Л.М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ. // Управление ДОУ. – 2006. - №6. – С.70-78. 43.Волобуева Л.М. Старший воспитатель или заместитель руководителя ДОУ: требования к должности. //Справочник старшего воспитателя ДОУ. – 2007.- №4. – С.7-10. 44.Осипцова Ж.П. Особенности применения квалификационных характеристик должностей работников образования, руководителей и специалистов высшего и дополнительного профессионального образования.// Нормативные документы образовательного учреждения. – 2011.- №8. 45.Позняк Л. Заведующий в системе управления ДОУ.//Дошкольное воспитание. – 1993.- №1. – С.55. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».